Неизвестный русский - знаменитый француз

В Международный день анимации, который отмечается 28 октября, в Ярославле прошла  презентация книги Светланы  Алексеевой-Роквелл "Зарисовки. Истории моей юности", организованная художественным музеем, Демидовским университетом и медицинской академией.
Издание, выпущенное в Рыбинске, посвящено памяти  художника, графика, книжного иллюстратора и аниматора русского происхождения Александра Алексеевича Алексеева. Автор книги Светлана Алексеева-Роквелл – его дочь, живущая в США. До недавнего времени имя Александра Алексеева было известно в России разве что только киноведам. Он покинул родину с первой волной эмиграции в 1920 году и большую часть жизни провел во Франции. Александр Алексеев был одним из основателей французской анимации, он стоял у истоков фестиваля анимационных фильмов в Анси – городе, в котором была создана Международная ассоциация анимационного кино. Алексеев известен в мире и как изобретатель игольчатого экрана, который считается предвестником компьютерной графики. Принцип действия этого оригинального изобретения построен на неравномерном выдвижении иголок на экранной поверхности. Нужное изображение выдавливается специальными валиками на экране. Чем больше выдвинуты иглы, тем длиннее образуемые ими тени. Неровная фактура экрана, освещенного подвижным боковым светом, создает богатую светотень и дает необыкновенные графические возможности и световую гамму, включающую все оттенки черного и белого цветов. С помощью огромного количества иголок, заполнявших плоскость экрана, художник выстраивал сюжет фильма кадр за кадром, каждый из которых фотографировался под определенным углом света. Выстроенные в определенной последовательности кадры оживали, превращаясь в мультфильм.
Первый экран состоял из 500 тысяч иголок. На нем Алексеев сделал фильмы «Ночь на Лысой горе», «Нос», «Картинки с выставки», «Три темы». А фильм «Мимоходом» был снят в 1943 году в Канаде на втором игольчатом экране, состоящем из  одного миллиона иголок. Алексеев известен как автор иллюстраций к произведениям Гофмана, Эдгара По, Гоголя, Достоевского, к романам «Анна Каренина» и «Доктор Живаго» Пастернака, к «Слову о полку Игореве».
В последние годы в России появляются публикации о творчестве художника, издаются книги с его иллюстрациями. Свою лепту внесла и книга Светланы Алексеевой-Роквелл. И в Ярославле она появилась не случайно. Во время визита делегации ярославских медиков в США произошла встреча со Светланой Алексеевой-Роквелл. Об этом рассказал на презентации доктор медицинских наук, председатель регионального отделения Русского географического общества Михаил Ильин. «Наш вклад в общее дело заключается в сохранении памяти и преумножении наших знаний об этом замечательном человеке, внесшего невероятный вклад в общемировое искусство» - отметил он в своем выступлении.
 На презентацию приехали исследователи творчества Александра Алексеева, кинокритики, аниматоры Юрий Норштейн и Михаил Алдашин. Среди мэтров был и  Александр Петров.  Большая роль в возвращении творчества Александра Алексеева в Россию принадлежит его племяннице Елене Федотовой, живущей в Санкт-Петербурге. На встрече в художественном музее Елена Исаевна не только  рассказала о своем знаменитом родственнике, но и продемонстрировала принцип действия игольчатого экрана. Кроме того, гостям показали один из первых и главных анимационных фильмов Алексеева – «Ночь на Лысой горе» -  визуально-поэтическую фантазию на музыку Модеста Мусоргского. Юрий Норштейн рассказал, какое неизгладимое впечатление произвел на него фильм «Ночь на Лысой горе», который он впервые увидел, когда ему было 19 лет.
Заключительным аккордом встречи был не большой концерт, в котором прозвучали в исполнении ансамбля произведения Мусоргского – любимого композитора Александра Алексеева.


Рецензии