Орфеи музыки забытой

11 июля 1936 года родился Игорь Попков - народный артист России, бессменный руководитель камерного ансамбля "Барокко".
«Большой мастер и тонкий музыкант» - говорили об Игоре Попкове еще в 60-х годах. Уже тогда его исполнительский почерк отличался блестящей техникой и глубоким чувством. Он мог бы стать великолепным солистом, но избрал другой путь. Еще будучи студентом Московской консерватории Попков начал поиски забытой  музыки доглинкинской эпохи – русское барокко. Западноевропейская -то музыка эпохи барокко была достаточно хорошо известна. А что же русская? Молодому музыканту сказали тогда: «Если хочешь чего-то добиться, устраивайся в провинции». И вот коренной москвич, оставив столицу, приехал в 1968 году в Ярославль, связав с древнерусским городом свою творческую судьбу. Для осуществления задуманного Попков создал камерный ансамбль. Первое выступление «Барокко» произошло в сельском клубе поселка Некрасовское. На сцену вышли пятеро молодых музыкантов, и в зале зазвучали удивительно легкие, грациозные мелодии. Словно рассыпанными серебряными монетками зазвенел клавесин, в утонченный музыкальный рисунок вплетались изящные переливы флейты, томный голос гобоя, густые волны виолончели и нежное пение скрипки. Жители ярославской глубинки никогда не слышали такой музыки, да и слово «Барокко» было в диковинку. Тот памятный концерт состоялся в сентябре 1968 года. С тех пор минуло почти полвека. За это время ансамбль завоевал мировое признание. Ему рукоплескали в концертных залах Европы, США, Японии, Китая, ЮАР. С «Барокко» выступали знаменитые певцы, для него писали музыку известные современные композиторы. Именно в Ярославле Игорь Попков осуществил задуманное. Он многое отыскал в архивах, библиотеках, музеях. Им была проделана колоссальная работа по реконструкции старинных записей композиторов далекого прошлого. Русская музыка XVIII века, находившаяся два столетия в забвении, впервые зазвучала в исполнении ансамбля «Барокко», поражая мир своей необычайной мелодичностью. Музыканты дали вторую жизнь произведениям Бортнянского, Фомина, Дегтярева, Пашкевича, Березовского, Хандошкина, Давыдова. Музыка русского барокко заняла достойное место в репертуаре пяти музыкантов наряду с западноевропейской - Баха, Генделя, Телемана, Люлли, Вивальди. Игорь Попков нашел старинную русскую музыку даже в Ярославле, в нотном рукописном сборнике конца XVIII столетия – собрание произведений для домашнего музицирования.  Взяв их за основу, он создал Ярославскую симфонию. Впервые она была исполнена в городе на Волге, а затем зазвучала в Европе и США. Особый интерес эта музыка вызвала у американцев. Они даже попросили переснять партитуру. И теперь копия Ярославской симфонии хранится в Америке.
В советские годы стильный ансамбль состоял в элитарном, так называемом «первом списке», куда входили деятели искусств, обеспечивающие престиж государства. Музыканты «Барокко», игравшие придворную музыку эпохи напудренных париков и кринолинов, оказались на службе при «дворе» советского государства, став украшением правительственных концертов, важных юбилеев и зарубежных поездок различных делегаций. И всюду музыкантов встречали восторженно, восхищаясь их виртуозностью, безупречным чувством стиля, сыгранностью и идеальной интерпретацией старинной музыки. Вот некоторые отзывы зарубежной прессы: "Поразительно, как музыканты из волжского города чувствуют своеобразие французского и немецкого барокко" ("Нюрбергер нахрихтен" ФРГ), "Это был лучший концерт сезона. Музыканты из России предстали перед нами как исследователи русской музыки XVIII века и как исполнители. Мы благодарны им за первое и восхищаемся вторым. Безукоризненное исполнение каждого артиста в отдельности и ансамбля в целом" ("Бирмингам ньюс" США). И всякий раз, воодушевленные успехом, музыканты возвращались в старинный волжский город. Как-то в разговоре Игорь Попков признался, что уже через пять лет после приезда в Ярославль он понял: от этого города ему не оторваться, здесь он чувствует себя как дома.   Можно с полной уверенностью сказать, что Игорь Попков оставил свой "автограф" в музыкальной истории Ярославля. Созданный им ансамбль старинной музыки воспитал не одно поколение ярославцев. А с каким потрясающим успехом проходили лекции-концерты масштабного цикла "Пять музыкальных столетий Европы"! Многогранная деятельность Игоря Попкова - музыканта, просветителя, исследователя и реставратора старинных нотных рукописей - направлена к единственной цели: приобщение людей к духовным ценностям. Сколько усилий и терпения стоило Попкову сохранения имиджа ансамбля, ведь его состав неоднократно менялся и каждый раз приходилось начинать заново, добиваясь безукоризненного исполнения от каждого солиста и ансамбля  целом. . 


Рецензии