Земная мера. Глава 3

1. В первых двух главах я обозначил некоторые наиболее важные для сюнетивного подхода к истории понятия. В третьей главе мы начнем понемногу применять их к анализу той исторической ситуации, которая для этой книги является исходной, то есть ситуации первой "великой" мировой экономической депрессии 1873-1879 г. Эта депрессия была связана в первую очередь с двумя фундаментальными процессами, которые к 1870м годам достигли определенной зрелости и стали играть ведущую роль в динамике конкретной экзистенциальной ситуации. Поэтому я называю эти процессы ситуационными определителями.

2.Это 1) Первая в истории полномасштабная интеграция мирового рынка после открытия в 1869 г. Суэцкого канала; 2)Появление на мировой политической авансцене первого мощного современного индустриального государства сверхдержавы в виде провозглашенной в 1871 г. в завоеванном Версале Германской империи. Именно Франко-Прусская война 1870/1871 гг. впервые показала всему миру, что это такое и тем самым навсегда изменила мировые правила политической игры. Все остальные, включая и наиболее серьезного из будущих противников Германии, Британскую империю должны были переделать свою политику и экономику с расчетом на будущее столкновение. В частности Российская империя, до этого старательно (и сознательно, особенно при Николае Первом) избегавшая индустриализации,чтобы предотвратить появление промышленного пролетариата, должна была всерьез этой индустриализацией заняться (в основном на деньги своего будущего союзника Франции).

3. Но перед тем, как начать всерьез разбираться в этих и других взаимосвязанных процессах без понимания которых невозможно осмыслить эту историческую ситуацию, нужно сделать еще одно вводное замечание.

4. В этой книге, которая по замыслу займет четыре тома 1) 1870/1918; 2) 1919/1941;
3) 1942/1989; 4) 1990/2016, я буду много цитировать тексты и свидетельства современников. Дело в том, что современники и их видение ситуации это не дежурные поставщики фактов в историческую "лавку древностей". Их роль гораздо более значима. Если мы всерьез предполагаем, что история не просто безличный причинно-следственный механизм, в котором с людьми постоянно что то происходит, что в принципе не имеет отношения к их собственным чувствам, намерениям и действиям, а динамическое смысловое целое, в котором люди активные участники,а не слепые беспомощные исполнители, нам надо всерьез принимать их точку зрения, включая и их предрассудки, ошибки, фобии и т.д.Все это часть исторического дискурса, вне которого реальной истории просто нет.

5. Хороший музейщик может оживить музейные экспонаты, плохой историк может превратить живую историю в мертвый никому не нужный экспонат. Нам важно помнить, что данности прошлого, также как данности настоящего и будущего это часть единой, целостной реальности. Между ними, этими разнообразными данностями и реальностью, как между окружностью колеса и его центром находятся не жесткие спицы, а сложная и гибкая динамика исторических связей и взаимодействий внутри многообразных парадигм идентичности. С этой динамикой нам и предстоит познакомиться в этой книге.


Рецензии