Тайны пещер киево-печерской лавры ч. 5

                ч.5

                Альтернативная точка зрения

   Из предыдущих частей данной работы вы уважаемый читатель уже составили свое личное мнение о лаврских пещерах, нетленных мощах «божьих угодников» там покоящихся и в целом неподготовленному для восприятия истины данная картинка может покажется красивой и заслуживающей доверия!
 Но дорогие читатели вы не спешите с окончательными выводами и для чего я предлагаю вам альтернативную точку зрения изложенною советскими пропагандистами в книге «О мощах» вышедшей в свет в 1961 г.   т.е. в год начала новых «гонений» на РПЦ МП в СССР времен правления там товарища Н. Хрущева.
    В этой книге систематизирован весь тот материал, что накопили советские историки, начиная с 1918 по 1961 года. И что примечательно даже после краха СССР никто из идеологов уже возрожденной «от гнета коммунистов» РПЦ МП даже нее попытался через свои средства информации оспорить те факту что приводятся в данной книге.
Был сделан вид что никаких громких разоблачений с поддельными МОЩАМИ в 1918-1923 годах как бы и не было вовсе!
    И, что парадоксально в этой ситуации, то, что снова в РПЦ МП восстановлен культ тех же самых  «разоблаченных» ранее наукой «православных святых»!
   Поэтому я далее передаю без своих личных комментарии отрывки из этой книги, которые касаются Киево-Печерской лавры и мощей, находящихся в лаврских пещерах!
   И вот к каким парадоксальным вводам пришли передовые советские ученные, естественно с мировым именем ученных о церковной практике хранения и поклонения «святым мощам»;

        «Гниение — это естественный, закономерный и полезный процесс. Если бы не было гниения, то поверхность земли давно бы уже покрылась трупами людей, животных, растений.
   Кроме того, продукты гниения создают питание для новых поколений некоторых живых организмов и растительного мира.
   Теперь мы уже достоверно знаем, каковы причины гниения.
    Когда был изобретен микроскоп, стало возможным исследовать мир мельчайших живых существ, которых простым глазом увидеть было невозможно.
    Эти существа называются бактериями. Они очень распространены в природе. Некоторые из них при благоприятных условиях вызывают брожение и гниение.
    В человеческом теле такие бактерии во множестве находятся в кишечнике, где содействуют пищеварению, а также в коже. Когда человек умирает, бактерии тотчас же приступают к своей разрушительной работе. В процессе разложения трупа существенную роль играют также имеющиеся в почве различные щелочи, кислоты, соли, а также плесневые грибки и некоторые насекомые.
   Но сами бактерии и насекомые для своего существования и размножения нуждаются в определенных условиях: им необходимо тепло, влага и воздух. Когда эти условия отсутствуют или недостаточны, тогда затрудняется жизнедеятельность бактерий, замедляется, а то и вовсе
По данным профессора Семеновского следующие условия замедляют процесс гниения:
1. Обилие воды и недостаточный доступ кислорода.
2. Наличие в почве воды с богатым содержанием извести, благодаря чему трупы как бы окаменевают.
3. Действие сухого воздуха, под влиянием которого происходит высыхание, или мумификация, трупа, так как постоянный сухой ветер мешает деятельности живых организмов и даже прекращает ее.
 Наилучшие условия для мумификации создает крупнозернистая песчаная почва, всасывающая и быстро удаляющая трупную жидкость. Теплая температура окружающей среды, циркуляция сухого воздуха и всасывающая способность почвы суть условия естественной мумификации трупов.      
   Например, в песках пустыни Сахары встречается множество высушенных трупов людей и животных.
     Благоприятные условия для естественной мумификации создаются как полным отсутствием воздуха, так и постоянной ровной тягой (вентиляцией) воздуха и отсутствием света, т. е. солнечных лучей.
      Именно это и сделало Киево-Печерскую лавру с ее сухим грунтом и вечным сквозняком складом «нетленных» мощей. Стоит их вынести из пещер, как они тотчас же разложатся.

     Свидетелями подобного случая в середине XIX в. были ученые, работавшие при раскопках древнего поселения Тархны в Италии. Когда археологи проникли в подземные гробницы, где этруски сохраняли мощи своих знатных соплеменников, они были поражены необыкновенным зрелищем: на каменных ложах, словно живые, лежали древние цари, облаченные в шлемы и панцири, в полном вооружении, и лица у трупов вполне сохранились.
      И это спустя три тысячи лет! Но вместе с учеными в гробницы проник воздух, и тогда древние мощи стали мгновенно распадаться и превращаться в прах. За несколько минут воздух сжег их, остались одни доспехи.
Бактерии не могут развиваться и при низкой температуре. Поэтому до сих пор во льдах северной Сибири находят совершенно целые, неразложившиеся трупы животных, вымерших сотни тысяч лет назад.

   Естественнонаучное объяснение нетления оказалось не по нутру церковникам, и они преследовали тех, кто срывал мистическую повязку с глаз верующих.

   Так, в 1835 г. профессор Московского университета И. Е. Дьядковский был уволен только за то, что осмелился утверждать, что трупы могут мумифицироваться сами собой, если они будут захоронены в районах вечной мерзлоты или других благоприятствующих мумификации условиях.

     Он сослался на то, что и труп Меньшикова, приближенного Петра 1, похороненный в гор. Березове, вполне сохранился.
     Однако все, кто знаком с историей, скажут, что Меньшикова никак нельзя назвать святым. Он был нечист на руку, любил выпить и повеселиться.
     Итак, если святой зарыт в земле, где условия для гниения благоприятны, его труп разлагается и разрушается так же, как и труп любого грешника.
    И наоборот, если условия для разложения отсутствуют, труп самого закоренелого грешника может сохраняться нетленным многие века.

   В одной из лютеранских церквей Риги сохраняется нетленным тело некоего герцога Декроа, современника Петра I, который был лишен обряда погребения за то, что наследники отказались уплатить его долг, — это был беспутный гуляка. А сколько сохранилось нетленных тел мышей, крыс, лягушек и других животных?!
     Таким образом ученые доказали, что в нетлении мощей нет ничего сверхъестественного, что и это «чудо» можно объяснить естественными причинами.
    Но, что можно сказать о фактах исцеления, которые действительно имели и имеют место и которые церковь приводит в качестве самых веских аргументов в пользу чудодейственности останков святых?
     Прежде всего отметим, что даже те, кто промышляют мощами, не могут назвать ни одного случая, чтобы у богомольцев после паломничества выросли ампутированные ноги или руки. Такие «чудеса» оказываются не под силу «святым». Не слышно и об излечении людей, больных туберкулезом, раком, венерическими болезнями. Видимо, последние тоже не по «специальности» святых угодников.

   Свою «целебную силу» они показывают лишь на так называемых нервных болезнях.

   И тут-то раскрывается весь секрет.
   Медицинская наука зарегистрировала огромное количество случаев, когда люди заболевали от испуга, нервных потрясений, от мнительности, внушений, самовнушений. Именно такие болезни, например, глухота, слепота, заикание, немота, истерические параличи, головные боли, нервные припадки, судороги и г. п., нередко излечиваются с помощью гипноза, того же внушения и даже самовнушения.
    Они проходят столь же «случайно» и мгновенно, как и пришли.
   В этом нет ничего сверхъестественного. Ведь причиной названных выше болезней является обычно повышенная нервная возбудимость.
   Люди истеричные, как известно, наделены повышенной способностью к самовнушению. Иногда им достаточно подумать о какой-нибудь болезни, чтобы у них на самом деле появились ее симптомы, разумеется, если это самовнушение сопровождается каким-либо сильным чувством, например, страхом.
     Дело в том, что в такой момент происходит концентрированное возбуждение в некоторых участках коры больших полушарий мозга, что вызывает резкое торможение в других ее участках.
   Так, под влиянием самовнушения может теряться чувствительность некоторых частей с болезнями, появившимися вследствие нервных раздражений и расстройств.

   Ибо если под влиянием какого-либо нервного потрясения в коре головного мозга происходит торможение, то, следовательно, можно вызвать и возбуждение тех же участков коры и тем самым уничтожить последствие их за торможения, например, восстановить двигательную способность парализованных конечностей.
     В наше время врачи широко используют подобные методы лечения.

    А сколько случаев внезапного выздоровления мы встречаем в повседневной жизни?!
   Вот на первый взгляд поразительное происшествие, имевшее место в Харькове несколько лет назад. У гражданина П. вследствие за торможения некоторых двигательных центров коры головного мозга была парализована левая часть туловища, он онемел.
     Однажды он увидел, как из окна многоэтажного дома упала женщина. Это его настолько потрясло, что в коре его головного мозга возникло резкое ответное возбуждение — произошло мгновенное расторможение, к нему вернулся дар речи, он бросил костыли и подбежал к упавшей женщине, чтобы оказать ей помощь!
     В данном случае человек исцелился благодаря сильному нервному потрясению. Рассказывают, что зубной врач однажды снял зубную боль у одного гражданина совершенно оригинальным способом.
    Тот ни за что не позволял врачу дотронуться до больного зуба. Тогда врач, выведенный из ‘Терпения, ударил капризного больного по щеке. И что же?
    У больного, совершенно не подготовленного к подобному методу «лечения», зубная боль мгновенно исчезла.
     А разве нам не известны факты лечения и излечивания больных внушением, гипнозом? Однако никому не приходит в голову объявлять врачей святыми чудотворцами.
        Ничего чудесного, сверхъестественного нет и в том, что вера, слепая и безграничная вера в чудодейственную мощь «богоугодников» порой способна излечить некоторые болезни.
………………….
          Настоящей фабрикой мощей была поныне действующая Киево-Печерская лавра.
        По сей день в лавре помещается монастырь, а пещеры служат для одурачивания верующих. Посетитель при входе должен купить у монаха свечку, иначе он ничего не увидит: в пещерах тьма кромешная.
        Пояснения дает монах-«экскурсовод». Говорит он шепотом, таинственно, дабы настроить слушателей на мистический лад.
     Он рассказывает о святом Андрее, который 30 лет безвыходно жил под землей, света белого не видя, с утра до ночи бил поклоны, за что и был богом удостоен нетления;
  об Иоанне Многострадальном, который будто сам закопал себя в землю да так и умер, а ныне каждый год его мощи понемногу, «на маковое зернышко», опускаются все глубже и глубже в землю. Когда же они совсем скроются, наступит конец света.

  Ученые-археологи доказали, что киевские пещеры служили местом жительства людей еще в каменном веке, а монахи поселились в уже готовые подземелья.
    Но жили они в них недолго. После окончания строительства монастыря пещеры были превращены в кладбище, где на протяжении 500 лет хоронили знатных и богатых монахов.
     Пещеры эти выдолблены в известняке, здесь трупы не гниют, а медленно высыхают.
     Постоянный сквозняк этому благоприятствует.
    В XVII в. митрополит Петр Могила превратил лавру в крупное хозяйство, а трупы, подвергшиеся естественной мумификации, стали весьма важным источником дохода.
   Пещерам был придан вид лабиринта, мощи были песчитаны но из число вв лавре менялось: в 1795 г. их было 136, в 1825 г.— 109.
     Однако лавра не ощущала недостатка в экспонатах— в пещерах действовала тайная «мастерская» по изготовлению «нетленных мощей».
      В 1933 г. были обнаружены пещеры, сплошь заваленные костями, скелетами.
     Вот что писал о них Емельян Ярославский:
      «В одной из таких боковых пещер сложено штабелем огромное количество трупов.
      Их не сочтешь, их там несколько сот, а кто знает, что за ними, может быть, их несколько тысяч. Откуда эти трупы, откуда эти массовые катакомбы, кто эти жертвы?
     По остаткам одежды и обуви это были люди «низшего сословия» — крестьяне, крепостные.
     Они похоронены уже больше двухсот лет назад или около того. Может быть, это участники массовых крестьянских восстаний, взятые в плен, согнанные в эти пещеры и там порубленные, задушенные?».
     В 1939 г. специальная научная комиссия обследовала сорок гробов в ближних и двадцать в дальних пещерах.
    Вот к каким выводам она пришла.
     Все мощи тщательно завернуты в стеганые одеяла, закутаны платками, тряпками и привязаны к деревянному лубку.
     А сверху еще несколько шелковых накидок с капюшонами.
    На кисти рук надето по нескольку рукавиц.
    У многих скелетов не хватает костей стоп и позвонков.
    В некоторых гробах найдены кости, принадлежащие другому трупу.
    Например, в гробу Никона Сухого найдены лишние кости запястья, у Сильвестра — лишние правая малоберцовая кость и две ключицы, мощи Пимена Постника составлены из костей двух человек — старого и молодого.
      Смешение костей обнаружено в мощах Евфимия Схимника, Ипатия, Мартирия, Вениамина, Иллариона, Федора, Ахилла и др.
    У Нестора Летописца и Исаии Чудотворца нижняя челюсть привязана к черепу зубами книзу.   
    Есть мощи с вырезанными частями мягких тканей, отпиленными, очевидно для торговли, пальцами.
  Мощи Исаакия Затворникапреподобных старцев Саввы, Марка Гробокопателя и др.являются  скелатами молодых людей.'
  А  вот мощи легендарного Ильи Муромца  одновременно покоятся в Муромском монастыре и в Киево-Печерской лавре.
………………..

    Спекулируя на суеверии и невежестве народа, лавра сказочно богатела. Во второй половине XVIII в. она владела более чем 200 вотчинами с 300 тысячами десятин земли, 400 тысячами десятин лесных массивов, лугами, рыбными озерами, стадами скота, виноградниками и т. п. Ей принадлежало около 200 сел, местечек и городов, на нее работало до 80 тысяч крепостных. Лавре принадлежало также более 200 предприятий, сотни трактиров.
       Но крестьяне тогда не могли еще обрести свободу а лавра умела чинить расправу.
    После Великой Ок тябрьской социалистической революции в пещера? были обнаружены четыре подземных тюрьмы, где со держались те, кто выступал против церкви и государства. Это каменные подземные мешки, где узники томились всю жизнь.
    В стены вмурованы кольца, к ним приковывались несчастные, умерших здесь же и хоронили. В подземных казематах погребены тысячи не виновных, немало там найдено простреленных черепов.   Кому они принадлежали, этого мы уже никогда не узнаем. Мрачным покровом тайны покрыты пре-ступления, совершенные в этой обители «СВЯТЫХ» И «нетленных» мощей. «Антирелигиозник» № 7, 1939 г., стр. 49—50.

   Но если уважаемы читатель  подумает что это все факты мошенничества с «МОЩАМИ»  были уже в современном нам историческом периоде  то он отшибается. Фальсификация МОЩЕЙ  как вид промысла началась  не вчера и не позавчера…

   И вот что писалось в указе Священного Синода  Российской империи 15 марта 1722 г. по поводу обследованных во многих городах гробниц и рак:
   «Положены в оных вместо телес разные и издолбленные колоды, которые и покрыты покровами, аки бы самые тех святых телеса, что немногим и ведомо есть, а которые про то не ведомы, понеже простолюдины, приходя к тем ракам и гробницам и по неведению своему вменяя то, как им видно, за самые святых телеса, приступают с великим страхом и целуют положенные на тех колодах покровы со многим говением, чающе, самим телесам тут положенным быть, которых никогда тут не бывало, что немалым подозрением и неизвинительным от инославных нареканием есть.
    И о сих святейший синод, довольно рассуждая и за благо рассудив, согласно приговорил: оные разные и издолбленные колоды, которые, яко некая обмана положены, отобрав из гробниц, прислать при доношениях в святейший синод неотложно, дабы впредь такой обманы нигде не было» !.

Но обман продолжался.

      Вот дело из архива синода о подложных мощах Иосифа Волоцкого.
    Архимандрит Мелхиседек 9 марта 1725 г. докладывал духовному начальству: «Над гробом чудотворца Иосифа в том монастыре рака была деревянная, золоченая, которая ныне погнила и ветха зело; а в прошлых годах, тому лет с пять, построил бывший архимандрит раку медную новую, которая и подписана на имя чудотворца Иосифа, а Иосифов подлинный гроб называл ложно будто не какого ученика его.
      Чего для, по присланному от вашего святейшества указу, оные кости погребены в том месте, где были, а упомянутая новая рака стоит праздна»
      Выходит, пять лет богомольцы поклонялись «неведомым» мощам и «исцелялись».

    А вот теперь ещё один  важный  и как бы итоговый документ ставящий много точек  под почти всеми важными вопросами о происхождении СВЯТЫХ МОЩЕЙ  в РПЦ МП.

Моща - нетленное тело угодника Божия
(словарь живого великорусского языка Вл. Даля)
Мощи - тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными
(словарь Брокгауза и Ефрона)

Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов о вскрытии мощей

22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла.

Это известие, переданное коммунистической прессой во все, даже отдаленные углы Советской России, естественно вызвало крайнее смущение, как в стане церковников, так равно и среди масс… Сами же трудящиеся массы начали требовать осмотра содержимого в раках и в других местах.

Таким образом…, в целом ряде губерний, в присутствии духовенства, экспертов-врачей и представителей Советской власти было произведено, по имеющимся в VIII Отделе сведениям, 63 вскрытия мощей.

 Вскрытия эти обнаружили целый ряд фальсификаций, при помощи которых служители культа обманывали народные массы. Оказалось, что серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. д.

Особо бьющие в глаза случаи фальсификаций были обнаружены при вскрытии мощей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, Ефросиньи Суздальской, Питирима Тамбовского, Артемия Веркольского и др. В Жабынской пустыни, Тульской губ., массивная гробница, в которой, по уверениям церковников, якобы находилось нетленное тело Макария, оказалась совершенно пуста.

     Насколько сильно церковники были скомпрометированы скандальным для них разоблачением мощей, можно судить уже по тому, что патриарх Тихон еще 19-го февраля 1919 г. счел себя вынужденным обратиться к епархиальным архиереям с особым "доверительным" письмом, в котором заявляет, что "считая необходимым по обстоятельствам времени (!) устранить всякий повод к глумлению и соблазну", он поручает архиереям "по собственному их усмотрению и распоряжению с архипастырской заботливостью и рассуждением, устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет необходимым".
    Сами церковники были отлично осведомлены о всех фальсификациях. Это видно, например, из того, что член синода, митрополит Сергий 20-го февраля 1919 г., за № 207 А, предлагает Владимирскому епархиальному совету принять к неуклонному исполнению особые правила "положения св. мощей в раки и выставления их для благоговейного поклонения верующим".

     Из этих "правил" мы узнаем, что "перекладывать мощи ватой, устраивать для них особые тюфячки и другие приспособления отнюдь не нужно», «предварительно положения в раку необходимо расположить кости на прилично покрытой доске (картон и под) и плотно к ней прикрепить отдельными повязкам или обшей пеленой (можно зашить)", "если же мощи сохранились в виде нескольких разрозненных костей", в этом случае митрополит рекомендует "собрать их в какой-либо приличный ковчежец (металлический или деревянный)", который и "поставить в раку (если она уже есть)".
       Митрополит Сергий, несмотря на свои слишком откровенные указания, все же предвидит возможность массы самых разнообразных "недоуменных случаев'', а посему настоятелям монастырей, приходов, благочинным предписывает "в случае каких-либо недоумений при применении этих правил обращаться за указаниями к местным преосвященным викариям или к нему".
     "Каждый,- заключает Сергий,- во вверенном ему городе, соборе или монастыре должен принять соответствующие меры и о последующем донести мне".
            Таким образом, по сигналу из недр патриаршей канцелярии, параллельно с публичным освидетельствованием на местах мощей, в присутствии трудящихся масс и представителей Советской власти, начинается тайный предварительный осмотр этих мощей исключительно представителями духовенства, причем последние, по совету патриарха, в "целях устранения всякого повода к глумлению и соблазну" производят очистку рак от таких предметов, как, например, коробки из под сардин, брошки с надписью "Шура" и т.д.

     "Обретение" этих именно предметов в раках "святых мощей" было точно зафиксировано в протоколах вскрытия, подписанных представителями самого же духовенства. Осмотр мощей в Твери застает кости князя Михаила Тверского уже обряженными в новые одежды самого последнего производства.
      Процесс новгородских церковников с епископом Алексеем во главе показал, что, оперируя сообщенным выше посланием Тихона, церковники неоднократно прибегали к новым приемам обмана.
     Деятельность VIII Отдела в данной "мощенной эпопее" выразилась в сообщении на места инструкций к установлению организованного порядка вскрытий, гарантирующего соблюдение известного такта по отношению к религиозным чувствам сторонников православной религии.

    Так, например, VIII Одел от своих провинциальных работников требовал, чтобы вскрытие производилось в наиболее благоприятное для данной операции время и отнюдь не во время богослужений, чтобы к участию в осмотре мощей были бы привлекаемы самые широкие массы (от рабочих организаций, волостных советов, профес, союзов и т. д.), чтобы самый процесс вскрытия (распоясание, снятие одежд, извлечение черепа, костей и проч., содержимого в раке), где то окажется возможным, непременно бы поручался представителям духовенства…

     Народный Комиссариат Юстиции 25-го августа 1920г. распубликовал особый циркуляр, коим предлагалось следующее:
         1) местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей…, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведения своих мероприятий
       2) ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т. п. осуществляется путем передачи их в музеи
      3) в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций, бывших официальных вероисповедных ведомств, - отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия поручаетеся следователям по важнейшим делам при отделах юстиции или Наркомюста, а самое дело разбирается при условиях широкой гласности.

      Помещая сводку вскрытий, выясняющую, между прочим и дальнейшую судьбу уже вскрытых мощей, здесь мы должны только сказать, что осмотр мощей по городам Советской России в общем был произведен без каких-либо эксцессов и волнений на этой почве…

    Сводка вскрытий "мощей", произведенных … в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.:
Наименование мощей    Дата вскрытия                Результаты осмотра

1.Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губ. 20 декабря 1918
Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное облачение, в 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.
            При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами, вот как нас до сего времени обманывали, начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: "довольно нас дурачить". …
           Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: "я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого".

2. Авраамия мученика, г. Владимир 12 февраля 1919 По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью, вследствие своей плотности к белизне. Внутри черепа вата.

3.Князя Георгия, г. Владимир. 15 февраля 1919 В княжеских одеждах недавнего происхождения мумифицированный труп. Длинные белые шелковые чулки с фабричным клеймом.

4.Князя Андрея, г. Владимир. 13 февраля 1919 Под княжескими одеждами большое количество ваты, в вате кости со следами явного разрушения.
5.Князя Гавриила, Юрьев-Польский. 17 февраля 1919 Кости скелета, лежащие на слое ваты. Мелкие кости кистей рук и ступеней ног отсутствуют. Обнаружено 2 лишних височных кости. Пяточные кости лежали в позвоночнике. Кроме всего, найдена тонкая кость, похожая на ребро ребенка.

6.Петра и Февронии, г. Муром. 10 февраля 1919 Ящик, вышиною 5 верш., разделенный деревянной переборкой на 2 половины. Как в той, так и в другой половине человеческие кости, далеко не все, очень немногие, самые крепкие, как-то бедра, плечевые кости, череп. Все это издавало характерный гнилой запах.

7.Князя Константина, "чад его" Михаила и Феодора, матери Ирины, г.Муром. 10 февраля 1919 Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головам фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью "Шура".
8.Ефросинии Суздальской 12 февраля 1919 Матерчатая кукла с кусками костей.

9.Евфимия Суздальского 12 февраля 1919 Груда истлевших и рассыпающихся от времени костей.
Служители культа заявили, что они будто бы сами не знали правды о мощах. (Анкета)

10.Митрофана Воронежского. г. Воронеж. 3 февраля 1919 Череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и, наконец, вместо центральной части "тела" - мешок, набитый разной трухой без костей.

11.Тихона Задонского, г. Задонск. 28 января 1919 Череп. Высохшая, превращающаяся при прикосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди - железный каркас.
12.Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губ. 11 апреля 1919 Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.

13.Саввы Сторожевского, г. Звенигород 17 марта 1919 Кукла из ваты. В вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости. Среди "мощей" две денежных марки, одна в 20 к., другая в 10.
14.Мстислава Удалого, Новгород 3 апреля 1919 Человеческий череп, отделенный от туловища, правой руки нет, левая от туловища отделена. Скелет разрушен, конечностей нет. На месте правого бока груда трухи, истлевших тряпок и почерневших костей.
15.Князя Владимира, Новгород 3 апреля 1919 Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.
16.Анны, жены Ярослава, Новгород 3 апреля 1919 Костяк не сохранился. Кое-где на остатках костей - засохшая кожа. Череп разрушен совершенно, кроме нижней челюсти. Вместо одежды труха, при развертывании которой отделяется масса моли и пыли. Кости лежат в беспорядке.
17.Иоанна Новгородского, Новгород 3 апреля 1919 В бесформенной груде костей трудно что-либо определить. Полуразвалившийся череп от времени почернел, кожи на остатках костей нет. При развертывании остатков одежды выделяется удушливый запах и масса пыли.
18.Кирилла Новоезерского, Белозёрск февраль 1919 Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как-то: носом, подбородком и т. д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей, причем некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки - сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг.
19.Александра Свирского. Лодейн. у., Олонецкая губ. 22 октября 1918 Литая рака, весом в 40 пудов, в раке восковая кукла.
20.Всеволода-Гавриила 27 февраля 1919 Цинковый ящик, размером 18/10 вершков, в котором оказались остатки разрозненных обгоревших костей, во второй нижней половине мусор из золы, земли, остатков извести и кусочков дерева.
21.Афонские мученики Ефимий, Игнатий и Акакий. г. Балашев, Саратовская губ. 21 февраля 1919 В серебряном ящике на зеленой бархатной подушке три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой. Вид костей обычный, какими бывают все кости умерших.
22.Питирима Тамбовского, Тамбовская губ. 29 февраля 1919 Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. внутри залитые воском кости. восковой слепок с головы и в нём небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей.
23.Михаила Тверского, Тверь 18 мая 1919 Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами.
    Окружавшие раку были смущены. Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин говорил: "А я верил и ходил на поклонение 18 лет. (Правда, №10)
   24.Ефрема Новоторжского, г. Торжок. 5 февраля 1919 Череп кирпичного цвета, внутри черепа вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1 плечевая. Лишние кости по наружному виду свежие.
    25.Иулиании Новоторжской, г. Торжок. 5 февраля 1919 Кости, между ними найдены кости рук (суставы пальцев), но по преданию их быть не должно, так как руки у нее были отрублены, и она "приплыла вверх по течению без рук".
Такое противоречащее житию открытие весьма смутило духовных отцов, и объяснить это "чудо" они затруднились.
   26.Аркадия Новоторжского, г. Торжок. 5 февраля 1919 Несколько штук костей, земля, куски засохшей глины, кусок гнилой доски.
   27.Нила Столбенского, Осташков. 25 февраля 1919 Под двумя густыми слоями ваты, до 2 ф. каждый, груда трухлых костей, переложенных ватой и пересыпанных порошком, предохраняющим от гниения. Кости далеко не все. Череп набит ватой. Кости кофейного цвета и хрупки, давность их, по заключению врачей, не одинакова.
  28.Макария Калязинского, Калязин. 8 февраля 1919 Череп, обе плечевые кости, кость предплечья, кости бедра, все кости голеней, одна лопатка, наполовину истлевшая, несколько позвонков, несколько мелких костей.
     Все кости переложены ватой, которой и оказалось 5 ф. Кроме того: медных денег 115 шт., серебряных монет 7 шт., ломаная серьга, пуговица, крестик, булавка, гвоздь, две гайки, 5 кусков ладана, 4 бусинки, сушеная грушина, лаврового листа 1 1/2 ф., сосновой стружки 4 ручных пригоршни.
    Большинство присутствующих были удивлены раскрытием обмана, но некоторые наиболее пожилые люди были недовольны тем, что разрушена долголетняя иллюзия нетленных мощей.    Среди монахов полнейшая растерянность, замешательство и недоброжелательство. Некоторые из монахов делали вид, что не ожидали обмана.
  29.Макария Жабынского. г. Белев., Тульская губ. 16 марта 1919 Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено.
  30.Князя Феодора, Ярославль. 9 апреля 1919 Скелет, покрытый покровом высохшей кожно-мышечной ткани. На задней стороне туловища ткани нет. Кости ступней отсутствуют, а также две мелких кости. Под скелетом в середине на пелене из холста лежит раздвоенный череп (лишний), неизвестно кому принадлежащий.
  31.Князя Василия, Ярославль, Успенский собор. 9 апреля 1919 Груда обуглившихся костей.
   32.Князя Константина, Ярославль, Успенский собор. 9 апреля 1919 Два деревянных ящика. В одном на парчовой подставке две кости: плечевая левая и малобердовая. Во втором также две кости, распадающиеся с обоих концов. В самом гробе-раке, в котором заключены эти ящики, много обуглившихся мелких костей, остатки обгорелой ваты, кусочки кожи и обгорелой шелковой материи.
33.Игнатия Чудотворца, г. Ростов. 25 апреля 1920
    Череп. На верхней челюсти 6 зубов, на нижней 10. Распавшиеся от времени кости … расположены в беспорядке. Каких-либо следов кожно-мышечного покрова не имеется. Среди костей большое количество земли и перегнившего дерева, куски извести, сгнившей материи, небольшое количество древесного угля и масса другого мусора. Среди человеческих костей обнаружен череп крысы. Лопаточная кость неопределенного зоологом млекопитающегося животного и бабка стопы двухкопытного животного.
  Кроме того обнаружен кусок ваты свежего вида, сахарная бумага, кусок истлевшей кожи.
34.Дмитрия Ростовского, Ростов. 26 апреля 1920 Костяк, сохранивший на туловище и конечностях некоторую часть кожи в истлевшем виде, обращающуюся в пыль. В черепе вата. Вид остатков костей ничем не отличается от обыкновенных останков сгнившего трупа.
35.Ефросинии Полоцкой. г. Ростов. 26 апреля 1920 Мумифицированный труп. Грудная клетка разрушена. Череп отделился от шеи. Волос нигде не обнаружено. Покрывающая лицо кожа скрыта под слоем какой-то плотной коричневой массы.
36.Иегумена Авраамия, г. Ростов. 26 апреля 1920 Груда костей.
37.Павла Обнорского, село Воскресенское, Любимск. у. 26 сентября 1920 Несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля, щепки и кирпичи.
39.Генадия Любимского. Любимск. у. 28 сентября 1920 Небольшое количество осколков костей.

     Вот такие они «святые мощи»! И не взирая на все это больше половины из вышеперечисленных МОЩЕЙ снова стали объектами поклонения в разных монастырях и храмах РПЦ МП.
     И в заключение как бы подводя итоги мне захотелось повторит вопрос   Остапа Бендера к отцу Федору: «Почем опиум для народа?»
    А почему  я решил так пошутить так это наверно под влиянием вот этих фотографий  сделанных в храмах РПЦ МП  в наше с вами время когда  «космические корабли уже давно бороздят космическое пространство…»
                ( конец ч.5)


 


Рецензии