Незабытый

Когда Андрей пришел навестить деда, за окном уже смеркалось, и будничный шум машин уже практически заглох совсем. В необыкновенной, почти невозможной в такие времена тишине, Андрей отчетливо слышал, как от волнения колотится его сердце,ведь в руках он держал то, что теперь считалось редкостью,настоящим сокровищем. Дрожащими, неуклюжими пальцами, он с трудом вставил ключ в замочную скважину, провернул и мигом влетел в распахнутую дверь.

-Дедушка, ты дома? Тебе письмо.

-Письмо?-раздался дребезжащий голос из глубины квартиры. - От кого? Я уже лет двадцать не получал писем.

 Пока Андрей шел до комнаты, пытался понять почерк на конверте. Это был один из тех почерков, аккуратных, ровных, но до ужаса неразборчивых. Одно было ясно Андрею - писала женщина.

-От кого не знаю, твою фамилию вот только с трудом разобрать сумел,- он обнял старика и протянул ему конверт, а сам уселся в кресло и с любопытством стал наблюдать.

-Мдааа...- протянул дедушка,-без очков я здесь бессилен.

 Рассеянно и суетливо он принялся шарить по комнате в поисках очков. Андрей не помнил, чтобы дед его испытывал проблемы со зрением до этого. Даже в своем почтенном возрасте он прекрасно справлялся своими глазами сам. Видимо, сейчас он не поверил своим глазам или же... не хотел верить.

-Ах да, вот же они! - старик выудил из кармана рубашки очки, которыми до сего момента пользовался лишь раз. - Такс, посмотрим, кто тут у нас. Дрс... Дре... боги ну и почерк. Дрезднякова А.Д.

 Старик замолчал и как будто впал в транс. Руки его затряслись, а взгляд замутнился.

-Кто это? У нас нет родных с такой фамилией. -Андрей слегка насторожился реакцией деда, уж не угрозы ли ему шлют?

-Ты прости, но я не стану это читать, меня не хватит на еще одного...

-То есть как? Письма приходят не каждый день. Ты просто так его оставишь?

-Андрюш, письма не всегда приносят хорошие вести. Я помню времена, когда каждое второе письмо нам приносило потерю. А это письмо... это письмо - отголосок, печальное эхо того времени.

 Старик тяжело опустился в кресло и принялся растирать глаза, чтобы внук не увидел накатившихся слез.

-Ну а все же, кто эта Дрезднякова, ты ее знаешь?

-Нет, нет, я не знаком с ней. Но ее  отчество, я знал ее отца, или же деда, не столь важно это теперь.

-Что-то ты не договариваешь, дедушка, у тебя наверняка есть причины не вскрывать конверт, Дрездняков не самый желанный собеседник или что?

-Все совсем наоборот,-старик вздохнул, - я бы многое отдал, чтобы поговорить с ним еще раз. Ну если ты так хочешь, я расскажу тебе нашу с ним историю.

-Очень хочу, расскажи, дедушка.

-Этой истории уже больше сорока лет, она началась в те дни, когда меня и моих одногодок забирали из дома и переодевали в униформы, ты понимаешь о чем я тебе рассказываю?

-Думаю, что ты имеешь ввиду армию, да?

-Именно. Уезжая из родного города на целый год, я не расчитывал, что смогу к чему-то привязаться, не смогу за такой короткий срок найти для себя что-то ценное, вроде дружбы. И первые недели только подтверждали это. Я жил среди абсолютно чужих мне людей, которые вели себя друг с другом достаточно холодно.

-Неужели все? Не может быть, что ты ни с кем не мог найти общий язык!

-О, найти, я нашел, но мне нужен был друг, настоящий, а не просто приятель. И вот, привезли еще одну партию новобранцев. В начале мне казалось, что и среди них мне не найти нужного человека. Первое, что я могу вспомнить о них - фамилия Дрездняков. Эта фамилия звучала то тут, то там, но самого Дрезднякова я не видел, может, потому что вахту он нес вне роты и появлялся редко? Не знаю.

-И как же вы сошлись все таки?

-Как раз к этому я и веду. Патрулируя ночью часть, я проходил мимо кпп, где и дежурил тот самый Дрездняков. Из банальной вежливости я не стал проходить мимо него молча. Решив, что товарищу ночью на морозе не очень весело стоять одному, я перекинулся с ним парой слов. Но слово за слово, а трещим уже около часа. И чудо ли? Я совсем не чувствовал той неловкости, когда не знаешь, чтобы еще такого сказать. Нет, такого просто не было.

-Так просто? Этого хватило, чтобы вы стали друзьями?

-Никакая дружба не может завязаться после одного лишь разговора. Нет, впереди у нас был довольно длинный путь, где нас ждали ухабы и препятствия. Ты устанешь слушать, а я  устану рассказывать весь этот путь в деталях. Однажды он сказал мне, что не может никого кроме меня назвать другом в этом месте, на этом все точки на и были рассталены и вопрос доверия был закрыт раз и навсегда. Я доверял ему личное, он доверял мне личное, мы могли в любое время искать поддержки друг у друга и находили ее. Но случилось то, что случилось, мы к этому шли полгода и не задумывались о последствиях.

-Ты и об этом не станешь договаривать, дедушка?

-Об этом я постараюсь рассказать подробнее, это самая значимая часть моей истории...

***
-Даже ты уже знаешь, куда тебя отправляют, -Дрездняков затянулся сигаретой последний раз и метко засадил ее в урну,- честное слово, лучше бы и меня с вами отправили, а не оставляли меня гнить тут в ожидание последних отправок...

-Настанет и твое время, никто здесь не останется. Мне по правде не очень то, что нас отправляют на разные флота. С тобой хоть на северный полюс.

-Тебя-то ждет жаркий юг, а меня на северный флот и закинут, вот увидишь... надо хотя бы телефон твой записать, а то потеряешься еще.

-Надо...
***
 И так продолжалось до самой моей отправки. Когда уже все мы стояли с сумками у ворот, наши ребята вышли проводить нас. Вышли все... кроме него.
***
-Где, Дрездняков? Он не выйдет попрощаться?

-Он в роте был. Кажется, он даже не знает, что вы еще не уехали.

-Может, кто сходит за ним, мне нельзя уходить отсюда?

***
  Но мою просьбу проигнорировали, никто не хотел упускать момент прощания. Так я и уехал, не попрощавшись со своим другом. Я даже не смог ничего сказать ему в самом конце. А знаешь, Андрей,что самое смешное?

-А тут может быть что-то смешное?

-О, да! - старик едва слышно хохотнул. - Мы так и не дали друг другу номера, а понял я это лишь в поезде. Ну а теперь,- мимолетная улыбка соскользнула с его морщинистого лица. - теперь это не имеет значения. Совершенно. Никакого... вскрой конверт, внучек, прочитай мне письмо.

-Ты уверен? Сорок лет вы не общались и тут раз.

-Ничего, читай.

 Андрей пожал плечами и вскрыл конверт. В слабом свете лампы он с трудом мог разобрать почерк.

"Уважаемый Игорь Петрович. Мы с вами не знакомы, но о вас я слышала истории на протяжение тридцати лет, мне их рассказывал с упоением мой отец, Дрездняков Даниил. К сожалению, не так давно, он оставил нас. Отец долго болел и перед смертью он просил написать вам письмо. Он просил передать "Ты все таки потерялся. Прости, что мы так и не пожали друг другу руки на прощание, мне правда очень жаль. И я рад, что имел счастье называть тебя другом." Дело в том, что после вашего отъезда, отец искал ваш адрес в личных делах и смог его найти. Трижды он писал вам письма, но ответ на них не получал. Надеюсь, что это письмо все же вы получили и прочли. Спасибо большое за эти истории, которые сопровождали меня, всю мою жизнь."

 Когда Андрей закончил, он увидел, как дед его сидит в кресле и не шевелится. По щекам его без остановки катились слезы. В этот момент он думал, что нельзя было приносить это письмо домой. Письма, они лишь приносят потери, и это письмо было таким же, какими были тысячи писем сорок лет назад.


Рецензии