C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Дети волчицы Лето - Аполлон и Артемида. 6часть

Что такое музыка? Что такое поэзия? Что такое мифология? Лишь величайшие создания мифологии могут рассчитывать на то, чтобы донести до современного человека, что он находится лицом к лицу с феноменом, который по глубине, постоянству и универсальности сравним лишь с самой Природой...
Напрашивается сравнение с музыкой... Мифология как искусство и мифология как материал растворены в одном и том же феномене точно так же, как искусство композитора и его материал - в мире звуков. Музыкальное произведение показывает нам музыканта  как формирующего гармонию звуков и в то же время чувствующего мелодию космоса, формирующего гармонию .
                Карл Густав Юнг. Душа и миф.
               
Весной и летом на склонах таинственной горы Парнаса, у прозрачных родников златокудрый бог  Аполлон с кифарой в руках водит хороводы с  прекрасными музами. Музы в переводе с греческого - "мыслящие" дочери, отцом которых был "могучегремящий", Зевс которому подчинялись все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной, а матерью  Мнемосина, богиня памяти.
 В самых  древних  источниках упоминанается только  три его спутницы: Мелета — размышление, Мнема — память и Аэда — песня. Позднее их стало девять:  Каллиопа – "прекрасноголосая" муза эпической поэзии и наук , Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – "поющая" муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора –  "наслаждающаяся хороводами"  муза танцев, Клио – "которая прославляет" муза истории, Урания – муза астрономии, Полигимния –"запомнить схваченное"  муза пантомимы и священных гимнов. Испокон веков с приходом музы связывались самые прекрасные и самые светлые моменты в жизни — мгновения озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой и одновременно  все то, что позволяло человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном.
  Главный  персонаж  процессии светозарный  Аполлон был самым почитаемым богом древнегреческого пантеона.  Ему поклонялись, как богу света и солнца, покровителю всех искусств, речи, Мойрагету-"водителю судьбы" и непогрешимому прорицателю, основателю дельфийского храма.  В руках он  держал "сладкозвучную" кифару, музыкальный струнный инструмент, символизирующий  духовную деятельность, вдохновение,  гармонию и миропорядок. Еще одним непременным атрибутом  Аполлона  как божества, связанного с охотой был колчан со стрелами и  "красиво согну¬тый"  "всезлатой"  лук. Смертельное оружие  в руках светоносного  божества характеризовала темную сторону его сущности, жестокость и  мстительность.
 Мифы повествуют  о рождении древнего бога, как о чудесном событии, которому предшествовала трагическая история его матери, богини Лето.  На северной родине прекрасной богини, Гиперборее, ее  соблазнил могучий царь богов громовержец Зевс. Уже неся под сердцем его детей, беременная  нигде не могла найти приюта. Ревнивая жена Зевса, "всевластная" богиня Гера  запретила любому месту на суше   принимать гонимую богиню. Поэтому затравленная Лето, приняв облик волчицы,   нигде не могла найти убежище. Наконец она нашла приют на плавающем в море острове Астерии, носившимся по бурным волнам. Остров принадлежал ее сестре, в честь которой и был назван.  Астерия в переводе др.-греч. ???????, "звёздная".   
Именно здесь, не на твердой земле, а на колышимом стихией моря острове Лето и родила двух близнецов. Остров, где это произошло получил  новое наименование  Делос (греч. dnloo, "являю") Первым появился  Аполлон , а затем его сестра  Артемида. Когда родился бог ,  всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и  и долина, и море. Его кормилицей была бабушка, мать Лето и Астерии, титанида Феба- от греч., photos  "блеск". Поэтому второе имя Аполлона  Феб - "блистающий". А помогала ухаживать за Аполлоном сестра Фебы, титанида Фемида-"правосудие".  Слово "фемис"   от греч. "установление по обычаю"
. Особенно важное значение в  древнем культе "светоносного" бога   имел волк, поэтому его называли Аполлоном Ликейским от "yceios"  -  "волчий", как охранителя от волков и их покровителя. Это была память о времени, когда в облике волчицы его носила в своей утробе   мать Лето.
 В Афинах, в честь Аполлона Ликейского был воздвигнут храм , напротив которого основана философская школа, где преподавали великие Сократ и Аристотель. С тех пор учебные заведения стали называть лицеями.
Второй по рождению появилась на свет Артемида – греческая богиня охоты, покровительница дикой природы, властительница лесов, лесистых местностей, диких животных. Как ее брат олицетворял дневное светило, Артемида олицетворяла свет луны. Богиня   также  патронировала  деторождение, считалась защитницей юных девушек, не достигших брачного возраста.  Дева охотница являлась олицетворением независимости и уверенности в своих силах, защитницей слабых и оскорбленных. Ее непременными атрибутами были лук и стрелы, а священными животными  олень и медведь.  Богиня охотилась в диких местах в сопровождении нимф. Нимфа  от греч . ??????, "невеста",  "юная женщина".
Для греков Артемида была идеалом женской красоты. Хотя она не обладала красотой величавой дамы, как Гера, или красотой и достоинством мудрой Афины, или чувственной красой Афродиты  - но, как сказали бы мы сегодня, она была прекрасна, завораживая гармоничностью  сложенная, гибкостью стана  и  энергией спортсменки.
Рисуя прекрасные облики  близнецов,  тем самым воображение древних стремилось подчеркнуть их внутреннее совершенство,  судьбоносное предназначение и могущество   над силами природы..
 Искрящийся светом брат воплощал силу мысли, творческое начало,  духовную деятельность  и  вдохновение.  Прекрасная  сестра  - охотница олицетворяла независимость,  уверенность в своих силах, была защитницей слабых и беззащитных,  покровительницей деторождения.
Непременными  атрибутами  архаичных  богов  были  лук и стрелы.  Поэтому древние говорили :  "Охота и собака  - изобретение богов, Аполлона и Артемиды."

Именно охота, требующая  осознанных коллективных действий  стала важным звеном в истории человека,  когда произошло появление  разговорной речи и развитие мышления.   
. Этот труд отличался от совместного собирательства, организованной  защиты от хищников, и изготовление примитивных орудий труда. Совместный осознанный труд появился, когда древние люди начали осваивать премудрости охоты,  а так же изготавливать для добычи  необходимые орудия. Тогда же понадобился и новый способ передачи информации, - появилась необходимость в освоении и развитии второй сигнальной  системы человека, - человеческой речи. Язык и мышление с самого начала вырастали на одной и той же трудовой почве, находились в неразрывной связи и во взаимодействии друг с другом. Язык, как общение закреплял и регистрировал результаты работы мышления и делал возможным обмен информацией, а позднее и мыслями.
 Во время преследования зверя  передать информацию с помощью мимики и жестов  было невозможно, как невозможно воспользоваться телепатическими сообщениями,  для передачи которых необходима концентрация. Во время преследования зверя стала востребована   система мгновенной передачи информации на расстоянии.. Освоенная голосовая мимикрия, -подражание звукам животных постепенно дополнилась новыми сигналами, выражающими необходимость согласованных действий: - "идем вперед", "замереть", "обходи с права", "быстрей" "опасность" и т.д..
  В разрастающихся сообществах развивались  родоплеменные отношения, социальная иерархия, а следовательно усложнялись взаимоотношения внутри племени. Формировавшиеся люди,  со временем неизбежно пришли к тому, что у них возросла потребность что-то сказать друг другу.
Появились озвученные имена. скорей прозвища членов племени, в том числе обозначающие  принадлежность к роду, названия свойств и качеств объектов и субъектов окружающего мира. Постепенно происходило  качественное видоизменение системы сигнализации.  Информация, содержащаяся в  словах, уже связывалась не с природой сигнализации явлений и предметов реальной действительности, а с отраженной, преломленной человеческим сознанием деятельностью.
Умение использовать знаковую систему языка позволяла  оперировать осознанными понятиями об окружающей среде и представлять любой предмет, любую ситуацию в форме мысленных моделей.  А способность быстро оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми произнесенными словами, служит основой мыслительной деятельности и составляет сущность высшей формы абстрактно-обобщенного отражения окружающей действительности.
Таким образом именно освоение охотничьих навыков,  требующих часто неожиданных, мгновенных осознанных решений для выполнения согласованных действий способствовало развитию качественно новой системы сигналов, - человеческой речи, освоение и использование которой  находилась в неразрывной связи с развитием мышления. Охота была наставницей  двух взрослеющих  сестер,  Мысли и Речи.
 Однако  для добычи пропитания путем убийства  необходим развитый инстинкт хищника и соответствующие охотничьи навыки. Но в результате эволюции прапредок человека не приобрел ни  внешних признаков хищников, - острых клыков и когтей для разрывания плоти,  силы, реакции так и охотничьего  инстинкта.
В отличии от плотоядных, и даже  приматов, таких как шимпанзе и гамадрилы вышедший на сушу гидропитек не был способен на убийство животных, хотя уже  не мог  обойтись без поедания останков  плоти погибших или убитых хищниками животных.
Он был миролюбивым, субтильным существом, мог отважиться на поедание плоти, подобно животным некрофагам: млекопитающим падальщикам и  пернатым стервятникам. С ними он и делил трапезу, поспешно убегая при приближении крупных хищных убийц.
.И опять он оказался перед выбором, - с одной стороны появилось не только огромное желание, но и  необходимая для выживания  потребность в  легкоусвояемой белковой пище, а с другой стороны заложенное природой табу на убийство.

С чего же все началось?
Стоящий  в нескольких шагах от человеческой сущности уже освоил изготовление острых и режущих орудий для разделывания плоти, приручил стихию огня и умел им пользоваться для отпугивания хищников и приготовления зажаренного мяса. Он изучил повадки всех животных, освоив и умея использовать их голоса. Звуковая мимикрия позволяла использовать вэаимную вражду хищников, отвлекая одних на звуковую угрозу других. Владея такой способностью, в какой то мере могли нейтрализовать трагические столкновения с крупными хищниками, а с помощью звуковой имитации их угроз были способны отгонять более мелких плотоядных.
Самая грозная опасность исходила от крупных кошачьих, живущих в основном прайдами, - из них самыми опасными, дерзкими и бесстрашными врагами были короткохвостые саблезубые гигантские кошки - махайроды, или смилодоны. Это были ловкие, кровожадные хищники, не боявшиеся никого, кроме, пожалуй, мамонтов, и безраздельно царившие в лесах, степях и предгорьях.
Они широко разевали пасть, поражая жертву 35-сантиметровыми клыками-саблями. Охотились саблезубые тигры в основном на зубров, гиппопотамов и толстокожих черных носорогов.  Они достигали 3-метровой длины и 200 кг веса.
Пещерный лев был так же очень опасным  хищником, весом до 350 килограмм, высотой в холке 120–150 сантиметров и длиной тела до 2,5 метров, исключая хвост. нападали они на оленей, лосей, бизонов, туров, яков, овцебыков и других животных, которые встречались в данной конкретной местности. Их добычей могли быть молодые мамонты, верблюды, носороги, бегемоты и пещерные медведи и  нападали даже и на взрослых мамонтов

Первый шаг был сделан  благодаря хорошо освоенной способности  к наблюдению и запоминанию  поведения животных в частности приемы  охоты хищников. Прапредки изучили повадки животных: - крупных хищников, в основном  из семейства кошачьих, способных в одиночку расправиться  с крупной добычей и более мелких, из семейства псовых.
 Второй шаг древние люди сделали используя огонь, с помощью которого научились отгонять вначале надоедливых мелких плотоядных, а затем и крупных хищников. Они раскладывали вокруг туши мертвого животного костры, и никто. кроме них не отваживался приблизиться к падали.
Довольно быстро древний человек научился разжигать огонь при помощи кресала и сухих веток, мха и травы. При изготовлении каменных орудий высекаются искры, этот способ получения огня мог использоваться вдали от мест обитания добытчиков мяса.
Третий шаг древние люди сделали, когда научились использовать боязнь огненной стихии травоядными животными. Они поджигали лес  и траву с подветренной стороны, выбирая местность с высокими речными обрывами и глубокими оврагами,  куда бежали стада испуганных животных Там они стали добивать разбитых животных. Этот способ добычи пропитания был более эффективным, чем случайные находки умерших или растерзанных и животных. Однако дождаться удобного случая, когда животные будут пастись напротив западни не всегда удавалось.

Прежде чем овладеть охотничьими навыками, древние люди прошли через горнило испытаний. Об этом напоминают многие мифы Древней Греции, и все они связаны с богиней охоты Артемидой. Сама богиня и есть образ охоты, с ее опасностями, жестокими испытаниями и жертвами. В поэтическом пересказе  приводится много сюжетов,  иносказательно свидетельствующих о наказании тех, кто посмел приблизиться  к тайнам жестокой и коварной  богини.
Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, то есть увидевший ее сокровенные тайны, был ею превращён в оленя и растерзан своими же же псами.
Братьев Алоадов, Ота и Эфиальта,  славившихся своей силой и удачливостью на охоте и в бранных делах Артемида наказала за их гордость. Богиня приняла облик оленя и быстро пробежала между ними. Алоады метнули дротики, стремясь убить оленя, но увы, по ее злому умыслу они поразили друг друга.
Юноша Адонис был охотником на зайцев. Музы воспевали его умение, но однажды об этом услышала Артемида. Несмотря на то, что божественно прекрасный Адонис был любимцем богини любви Афродиты и царицы царства мертвых Персефоны, жестокая Артемида  натравила на него огромного вепря -убийцу.
В  дошедшем до современников мифе рассказывается о трагических случайностях, неумышленных убийствах на охоте. Однажды Артемида встретилась с великим охотником Орионом и они полюбили друг друга. Артемида так увлеклась Орионом, что забыла о своих божественных обязанностях. Это не понравилось ее брату Аполлону и он решил убить охотника.
Воплощая свой коварный план,  Аполлон послал Ориона в море ловить рыбу. Когда Орион шёл по шею в воде, Аполлон позвал Артемиду и указал ей на практически неразличимую чёрную точку на поверхности воды. Он насмешливо сказал Артемиде, что даже у неё есть свои пределы, и что он не верит, что она может попасть в такую маленькую цель. Артемида почувствовала себя оскорблённой, немедленно наложила стрелу и выстрелила. Её меткость была совершенной, как всегда. Стрела пронзила голову Ориона, мгновенно убив его.
Волны вынесли тело Ориона на берег. Артемида ужаснулась своей ошибке. В глубочайшем горе, она отнесла тело Ориона своему племяннику Асклепию, богу врачевания, умоляя его оживить Ориона, но прежде чем тот успел что-нибудь сделать, Зевс уничтожил тело Ориона молнией. Артемида смирилась наконец с его смертью, и отправила своего любовника на небеса.
Этимология имени "Артемида" не выяснена до сих пор. Одни специалисты  полагают, что имя богини в переводе с греческого языка означает "медвежья богиня", другие - "владычица" или "убийца". В греческом переводе может иметь два значения, -(artemes), "безопасный" "невредимый", "здравый", "безупречного здоровья". но так же  (artamos)  "мясник". Можно предположить, что богиня  Артемида-охотница, покровительница животных противопоставлена в своей ипостаси  богине Деметре, покровительнице растений, плодородия земли и земледелия.. Если прочитать имена богинь в обратном порядке: Артемида - аДиметра, Деметра - Артемед.

 Жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами). Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот, символизирующих плодородие растительности (почитание Артемиды Лимнатис — "болотной").  Во имя своей богини они требовали принесения жертв, в том числе человеческих.
За то, что царь Агамемнон убил ее священную лань. разгневанная Артемида потребовала принести ей в жертву его любимую  дочь Ифигению. Когда жертвенный нож уже коснулся тела девушки, богиня заменила ее тело жертвенной ланью. Не допустив . ее смерти, Артемида задумала осуществить еще более изощренное испытание. Богиня похитила Ифигению, унесла в далекую Тавриду (нынешний Крым) и сделала жрицей своего храма. Там Ифигения должна была перед священной статуей Артемиды принести в жертву любого чужеземца, которого привел бы к ней царь тавров  Фоант, большой почитатель Артемиды.
Семнадцать долгих лет служила Ифигения тавридской Артемиде, все время боясь, что ей придется вонзить нож в такую же несчастную жертву, какой была она сама.
Все эти годы Ифигения ничего не знала о своей родине, о родных и близких. Она не знала, ее отец пал жертвой заговора, в котором участвовала его жена Клитеместра, что ее брат Орест наказал убийц, а затем по совету Аполлона отправился в Тавриду, чтобы очиститься от пролитой крови матери. Прибыв в Тавриду Орест был схвачен воинами Фоанта, а жрица Ифигения, должна была принести его  в жертву Артемиде. Узнав, что Орест ее родной брат, жрица сумела обмануть стражу и вместе с ним бежать на Родину.


Царь Калидона  Ойней, собрав обильный урожай и принеся после этого жертвы всем богам, забыл богиню-охотницу Артемиду и тем самым оскорбил её.  Разгневанная богиня наслала на Калидон огромной величины свирепого вепря, который опустошал поля, с корнем вырывал садовые деревья и убивал не успевших спрятаться за городскими стенами жителей . Ойней решил устроить охоту на вепря и пригласил участвовать самых отважных героев Эллады, пообещав тому, кто убьёт вепря, в награду шкуру зверя. Во главе охотников встал сын Ойнея Мелеагр. Когда собаки выгнали вепря из лесу, свирепый зверь сразу бросился на охотников. Некоторые спаслись лишь потому, что подпрыгнув, ухватились за дерево, но многие пали жертвой острых клыков вепря, а некоторые погибли от ран, нанесённых друг другу случайно в пылу охоты.  Решающий удар вепрю нанёс Мелеагр, и ему по праву принадлежал почётный трофей.Успех охотников побудил Артемиду к новым козням. Она вызвала жестокую войну за охотничий трофей между калидонцами и их родственниками, в которой  в запальчивости Мелеагр убил своего дядю, брата матери Алфеи.   
Существует так же  версия, что  к Алфее, только что родившей матери  Мелеагра во сне явились богини судьбы мойры и предупредили, что жизнь её ребёнка Мелеагра оборвётся, как только догорит пылавшее в очаге полено. Обжигая руки, Алфея выхватила головню из огня и спрятала её в ларец. После гибели убитого Мелеагром брата  Алфея, мстя за смерть брата достала из ларца головню, от которой зависела жизнь Мелеагра. Головня сгорела, после чего Мелеагр   погиб, сраженный копьем противника. Эта версия напоминает о том  времени, когда древние охотники загоняли зверей в ловушки с помощью огня.  Слово  "огонь" в русском языке созвучно слову "гон","гнать".  Потухшее пламя означало  для охотников беззащитность и опасность нападения разъяренного  зверя.


Рецензии