Продвижение российского экспорта Статья 3 из цикла

16.07.2016

Продвижение экспорта (из цикла статей Как нам обустроить Россию)

Статья 3. Пути выхода на зарубежные рынки (играть по правилам и выигрывать)


В моих двух предыдущих статьях (  Продвижение экспорта 1 и 2) рассказывалось о продукции и торговых марках (брендах), которые Россия может продвигать на международный рынок. Теперь поговорим о том, как это можно сделать. Раньше мы говорили на тему что продвигать? (эта тема далеко не исчерпана). Теперь говорим о том, как продвигать.

Международные выставки, презентации, ярмарки и прочие международные события, где Россия выступает участником.

Это уже делается сейчас. Проблема в том, что мало российских торговых марок готовы к продвижению и мало предприятий готовы к выпуску этой продукции в адекватном количестве и качестве. Здесь не мешает забежать вперед: реклама и продвижение могу быть начаты до стадии массового производства, на базе экспериментальных образцов. Продаем то, чего еще нет! Есть только видеопродукция и иногда рекламные образцы. Так успешно делает Запад ( а сейчас и Восток): рекламная кампания начинается задолго до того, как продукт поступает на рынок. Так делают Apple, Samsung и другие. Создается атмосфера ажиотажа, ожидания, интереса и затем появляется продукт. Главное, чтобы между рекламой и продуктом не было слишком долгого временного разрыва - не более 6 месяцев! Рекламная кампания не останавливается, когда продукт попадает на рынки, а наоборот, усиливается. Каждый последующий продукт добавляется к уже известному.

2. Российские производителями сами выступают спонсорами спортивных и культурных мероприятий.

Это стоит денег, НО это дает огромные прибыли. Например, если российские безалкогольные напитки спонсируют мероприятие - они продаются повсюду в зоне этого мероприятия! И также, другая продукция с российскими торговыми марками (одежда, сувениры и тд).

Какой российский производитель спонсировал олимпиаду в Сочи (кроме возможно нескольких банков)? Какой продвигал свою продукцию за счет рекламы во время олимпиады? Я не помню ни одного названия и ни одного российского продукта, который я могла бы купить за рубежом во время трансляции олимпиады, посмотрев его рекламу по телевидению.

Так миллионы долларов уходят в чужие карманы.

3. Международные соглашения.

Наш Президент посещает разные страны и подписывает разные соглашения. Я не знаю, как это происходит сейчас, но могу предположить, что в президентской делегации не так уж много представителей российских производителей.

Какая российская продукция продвигается при каждом визите Президента за рубеж и при каждом приеме иностранной делегации в России (оставим в покое нефть, газ, оружие и водку Столичная). Какие российские товары массового спроса продвигаются? Страшно сказать, но думаю, что почти никакие! Потому что нет таких товаров, которые можно выставить на зарубежный рынок, кроме некоторых типов оборудования и военной техники. Но как было сказано ранее, отсутствие товара не мешает его продвижению. Подписываются рамочные соглашения и примерный объем, а детали уточняются позднее. Это как раз и позволяет уточнить спецификацию товаров, которые будут пользоваться лучшим спросом (торговая марка, дизайн, комплектовка и тд). Российский производитель уже начинает работать на заказ - да еще и с авансовой предоплатой! Запуск производства и продвижение товаров массового потребления с российскими торговыми марками должен стать стратегическим приоритетом развития России! В моих предыдущих статьях я уже говорила, какие именно товары можно продвигать.

4. Привязка нового экспорта к уже существующему

Россия успешно экспортирует газ и нефть. Процесс хорошо отлажен и приносил хорошие доходы до недавнего времени, пока цены на эти продукты не упали. Этот экспорт продолжается, хотя уже не так прибыльно. Необходимо создавать экспортные пакеты, где успешно эксопртируемый товар увязывается с новыми продуктами или услугами, например с продуктами нефтепереработки и с услугами по строительству предприятий нефтепереработки и сетей распределения (газозаправки, трубопроводы и тд) . Страны обязаны закупать экспортный пакет: 50% сырье и 50% готовой продукции или услуг (процентное соотношение может быть гибким; сопутствующие товары и услуги  могут быть непосредственно связаны с продаваемым сырьем, а могут быть и не связаны, например продажа газа и нефти в сочетании с промышленным или сельскохозяйственным оборудованием или даже товарами массового спроса от российского производителя). Опять же, у российского производителя появляется заказ и гарантия закупок за рубежом. За границей вынуждены будут покупать российские товары и услуги, если хотят получить нефть и газ.

5. Взаимообмен рынками сбыта

Каждый раз, когда российский рынок открывается для иностранной продукции, страны обязаны предоставлять долю рынка для российской продукции. Ни одно торговое соглашение об импорте не должно подписываться без соответствующего соглашения об экспорте. Постепенно у России возникнут уже опробованные бренды и их продвижение уже не будет столь проблематичным, как в начале. Если у нас открывается сеть магазинов Gucci или Zara, у них открывается сеть магазинов женской одежды Наталья, Анна или Мария (названия могут быть любые). Образ прекрасных русских женщин будет способствовать продвижению российской одежды, косметики, украшений, нижнего белья и тд.

Мужская одежда: Влад, Алекс и тд. Сочетание взрослой и детской одежды под одной престижной торговой маркой.

Российский производитель получит возможность выйти за рубеж и улучшить свою продукцию в соответствии с мировыми стандартами. Российские марки станут престижными и начнут охотно раскупаться на внутреннем рынке в ущерб западным производителям. Хотя выбор останется за покупателем - доступно будет все!

Принцип: не запрещать западные бренды, а требовать передачи технологии и совместного производства под российскими торговыми марками.

6. Франчайзинг

- Каждая сеть ресторанов типа макдональдс, если получает доступ на российский рынок,  обязуется организовать или поддержать организацию аналогичной сети ресторанов под российской маркой типа Каравай, Русский Город или любое другое русское название, где иностранное предприятие будет иметь свою долю, но не контроль (продукты и меню должны быть российскими, а помощь оказываться в области аппаратуры, технологии управления и маркетинга). В случае если иностранные партнеры откажутся сами создавать себе конкурентов, все существующие макдональдсы в России переоборудуются под Караваи и все активы переходят под российское управление. Мы перестаем закупать их технологии производства продуктов питания и заполняем рынок своими. Это можно осуществить под маркой импортозамещение в ответ на их санкции. Так же законно, как и их санкционные действия.

То же самое с кока- колой, фантой и прочим. Если на территории России осуществляется производство какой-либо продукции под иностранной маркой, часть производственных мощностей таких предприятий должна отдаваться для производства продукции под российской маркой (газированные напитки или лимонад Росс, Буратино, Байкал  и тд). Это поможет перевооружению российской промышленности, внедрению новых технологий и продвижению российских торговых марок, как на российском рынке, так и за рубежом.

Российский производитель не должен работать в стороне от мирового прогресса, на периферии цивилизации и  конкурировать с зарубежным, выживая в одиночку. Наоборот, все зарубежные производители, пришедшие на российский рынок, должны работать в сотрудничестве с местным производителем: передавать ноу-хау, оборудование и стандарты управления через создание совместных предприятийб франчайзинг или другими путями. Это условие выхода на российский рынок для иностранных компаний.

Уже есть наработки российского фаст-фуда в виде “Теремок” и “Чайная Ложка”. Но как далеко продвинулись эти сети и где их можно найти за границей?

Вся продукция, продвигаемая на российский рынок, должна получить сертификат качества от российских регулирующих органов.

FDA (Food and Drug Administration) в Америке не пропустит ни один товар на америкаский рынок без своей сертификации. Что происходит в России? Кто сертифицирует импортные товары? И почему допускаются заведомо вредные продукты и напитки, приводящие к ожирению, диабету, раку и прочим болезням? Всем известный макдональдс, бургер-кинг, кока-кола, фанта и тд. Такая продукция должна быть либо изменена в соответствии с требованиями российского здравоохранения, либо удалена с российского рынка.

7. Высокие технологии

Кто сейчас доминирует на российском рынке связи и высоких технологий?
Есть наши МТС, Билайн, Ростелеком. К счастью, рынок связи не был продан за рубеж. Но что по поводу технических средств связи? Где телефоны, компьютеры, телевизоры? Мы видим Samsung, Apple, Nokia, LG, HTC, Huawei.

Где российские производители? Почему нет передачи технологии российскому производителю? Почему Китай начал налаживать свое производство, а Россия нет?

За высокими технологиями будущее, и не только ракетных двигателей. Товары массового потребления приносят максимальную прибыль и выводят страну на мировые рынки. Почему Россия до сих пор игнорирует эту сферу?

Допуск на российский рынок всегда должен сопровождаться передачей технологий российским производителям и продвижением российских марок на зарубежые рынки.

Идея продвижения: здоровая еда и напитки, здоровый образ жизни, экологически чистая продукция, традиционные семейные ценности.

Разумеется, все регулирующие действия должны опираться на договора и осуществляться в соответствии с международными нормами, под которыми подписалась Россия. Россия должна подтвердить свой образ страны, играющей по правилам.

Доверие к иностранным и российским инвесторам подрывать нельзя. Но можно закладывать особые условия в контракты с целью стратегического развития российских торговых марок и поддержки российского производителя. Для этого необходимы консультации с лучшими мировыми юридическими фирмами. И привлечение ушедших русских денег назад в страну  на развитие российского экспорта - под государственные гарантии!

В России должна быть создана законодательно-правовая база, защищающая российских производителей и содействующая продвижению их продукции за рубеж. Тогда не будет утекать капитал из России: деньги идут туда, где они могут приносить максимальную прибыль. Политика государственного аппарата должна заключаться в том, чтобы растить своего производителя и богатеть на налогах, а не удушать его в зародыше, обдирая до нитки в самом начале его пути.

Чем больше база налогообложения, тем богаче государство. Чиновникам должно быть выгодно увеличение поступления налогов в бюджет. Любой предприниматель, встречающий бюрократические препятствия или вымогательство со стороны чиновников, должен иметь возможность пожаловаться в налоговую инспекцию на тех, кто препятствует развитию его бизнеса и тем самым препятствует поступлению налогов в бюджет. Налоги должны стать главным контролирующим инструментом, как во всех цивилизованных странах. Налоговая служба России должна быть таким же сильным регулирующим и контролирующим органом, как и в США, Канаде, Европе.

Внешняя политика:

Например США: все их действия на международной арене продиктованы интересами своего крупного капитала,  а именно увеличением прибылей своих корпораций, банков, военно-промышленного комплекса. Все их программы внешней политики и международного развития подразумевают поставку их собственной продукции, продвижение их специалистов, консультантов, финансовых инструментов и тд. Большая часть средств, направляемая США на цели международного развития, как коммерческие, так и некоммерческие, оборачиваются продвижением интересов США, захватом новых рынков и огромными прибылями американских корпораций. США неизменно захватывают доминирующие позиции в международных организациях (МВФ, ООН, СБ, ВТО) и проталкивают решения и соглашения, способствующие их экономическим итересам.

А Россия действует наоборот: политика идет в ущерб экономике, внешнеполитическая деятельность - это статьи расходов, а не доходов. Продвигаются только геополитические, а не экономические интересы. Доход приносит только продажа сырья и вооружений, но это ненадежный источник, как показала практика. Каждое политическое движение России должно сопровождаться экономической экспансией и захватом рынков сбыта для российской продукции массового спроса. Без этого Россия всегда будет работать на износ, зависеть от иностранного производителя и не выберется из бедности и отсталости. При этом необходимо сохранять жесткий центральный контроль за государственным управлением, как это происходит в Китае, и использовать этот контроль для активизации трудового потенциала населения, а именно для создания условий для массового предпринимательства, коммерческой инициативы и интеграции страны в мировую экономику.

Пора перестать продвигать политику в отрыве от экономики и в ущерб благосостоянию народа. Политика должна определяться экономическими интересами, а не наоборот. Беда России не в том что она вечно “кормила других”. Беда в том, что при огромных богатствах она не может прокормить даже себя.  С баланса России ушли соцстраны и союзные республики, но благосостояние и благополучие России от этого не улучшились. Ампутация частей не привела к выздоровлению больного. Как говорится в русской пословице, “плохому танцору яйца мешают”. Ну обрубили бывшие “братские народы”, а танцевать лучше Россия так и не стала, только вдобавок теперь страдает от кровоточащей раны.

Нельзя винить соседей в отсутствии порядка в собственном доме. Пора налаживать свою экономику, свое промышленное и сельскохозяйственное производство по современным стандартам. Но без ориентации на экспорт, без притока капитала, без стимулирования частного предпринимательства, этого не достичь.

Россия не может развиваться в изоляции и не может игнорировать существующие международные нормы и опыт других стран, но Россия наконец-то может научиться играть по правилам и выигрывать.


Автор: Наталья Чаусова
Кандидат филологических наук,
специалист по программам международного развития


Рецензии