Анатомия боли

Как относиться к боли?
"Боль - естественная реакция организма на агрессивные действия окружающей среды" - цитирует учебник наивный эскулап 2-3-его курса Пироговки. "Ладно, - возражаю я ему, - а если воспаление совести является причиной деструкции наших нервных окончаний и вызывает внутреннюю нелокальную боль тела? Как понимать это? Попробуй, тронь за руку такого страдальца - и руку отдёрнет, и матом обложит. Понятие "совесть" не значится ни в одном институтском учебнике, хотя никто не станет отрицать, что "совесть" - орган внутренний и, значит, подлежит анатомическому рассмотрению. Впрочем, о совести много говорить нет смысла, она или есть, или нет. К тому же, чтобы её разглядеть, надо обладать органом стыда, а этот орган - явление индивидуальное!

Но вернёмся к боли. В одном из фильмов меня поразил эпизод: привязанный к дыбе человек говорит мальчику. пытающемуся его освободить: "Уходи, иначе мы погибнем оба. За меня не переживай, я умею отключиться от боли." В связи с этим вспоминается странная фраза, замечательная в своём значении: " Вы можете меня убить, надругаться над моим телом, но вы не можете причинить мне зла". Услышав её, я долго размышлял - чтобы это значило? Многократно испытывая ту, или иную боль, я старался развить в себе способность к волевому усилию, отсекающему агрессивное воздействие среды. Но всякий раз победа была не долгой. Боль возвращалась и совершала своё обычное разрушительное действие над моей плотью и венценосной психологией. В конце концов я рассудил так: если боль побеждает мои супротивные силы, я должен следовать ей и втайне копить энергию на оздоровительный мятеж.

Как только я перестал противиться боли, моя жизнь вернулась в спокойное созерцательное русло. Нет, я не стал мазохистом. Для этого я слишком "юн и беспечен". Но я научился ожидать боль, не удивляться её приходу, нести её бремя и не растрачивать эмоции на преждевременное преодоление недуга. В конце концов, боль, простодушно сетуя на ограниченность времени, что-то совершала не в полную силу, отступала, а вскоре и вовсе покидала тело.



    


Рецензии