Синдром Диотрефа

Почему Елдад и Модад остались в стане и не пришли к скинии, когда там собрались остальные старейшины (Чис.11:24-30)? Неизвестно. М.Генри предполагает, что по скромности своей и смирению: мол считали себя недостойными такой чести и слишком слабыми. И добавляет: причина, по которой они так поступили, заслуживала одобрения, а поступок, когда они не повиновались повелению, – был их ошибкой. Однако Дух Божий нашел их в стане, где они прятались, и там они начали пророчествовать в чьей-то палатке.

Дух Божий не был привязан ни к скинии, ни к Моисею. Он дышит, где хочет, как ветер (Ин.3:8). Не Моисей наделил этих двоих Духом, а сам Бог. Они скромно отклонили данное предложение, возвышавшее их, но Бог настаивал на нем. М.Генри подчеркивает: более того, им была оказана честь, так как их имена были названы, чего нельзя сказать об остальных, ибо кто смиряет себя, тот возвысится, и больше всего для руководства подходит тот, кто имеет меньше всех амбиций.

А теперь призываю всех, причастных к руководству в церкви, внимательно следить за ходом развития событий. Иисус Навин старается заставить молчать отщепенцев: «Господин мой Моисей! Запрети им» (ст.28). Возможно, Иисус был одним из семидесяти старейшин, и это побудило его больше ревновать о славе старейшин. Ведь духи пророческие послушны пророкам, так пускай эти двое либо вообще не пророчествуют, либо придут к скинии и будут, как все.

Наверняка Иисус Навин был движим не неприязнью к Елдаду и Модаду, а хорошими побуждениями и искренней ревностью по единству народа Божьего. И наверное, хорошими побуждениями движимы те, кто сегодня хотят стричь в церкви всех под одну гребенку. Только вот Иисус Навин был неправ при всей хорошести своих побуждений.

Видим это из того, что Моисей отказался последовать его предложению, да еще и упрекнул его (ст.29): «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» Фактически, Моисей сказал Иисусу: «Ты не знаешь, какого ты духа».

Иисус Навин очень уважал Моисея. Возможно, ему было неприятно видеть, что слава Моисея тускнеет из-за призвания старейшин. Может быть, ему было не по душе то, что у этих двоих какой-то «свой путь». Да как они смеют пророчествовать не так, как мы?

Однажды к Иисусу Христу с подобным вопросом подошел Иоанн: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» (Лук.9:49-50). Наверное, нечто подобное ответил бы будущему апостолу любви и Моисей.

А вот, скажем, Иоанн Креститель был напрочь лишен синдрома пресвитерской конкуренции. «И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин.3:26-27).

Не все руководители бывают такими благородными и смиренными, как Иисус Христос, Моисей или Иоанн Креститель. К сожалению, встречаются и любящие первенствовать Диотрефы (3Ин.9), подрезающие крылья тем, кто отклоняется от генеральной линии или отказывается плясать под их дудку.

Конечно же, между Иисусом Навином и Диотрефом - пропасть, и я не ставлю их на одну доску, но по внешним признакам действия их одного рода. Думаю, что то чувство, которое в душе Иисуса Навина только шевельнулось, в сердце Диотрефа заколосилось в полный рост.

Да, Елдад и Модад были виновны в отклонении от правил, да, они проявили слабость, но мы видим, что автор книги Чисел не одобряет поспешность Иисуса Навина на резкую реакцию.

Представляю, как у Иисуса Навина голова пошла бы кругом, если бы на его глазах исполнилась мечта Моисея: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!»

А ведь эта мечта исполнилась или исполняется в наше время на наших глазах! И перед вопросом, перед которым встал Иисус Навин (а потом апостол Иоанн), регулярно встают сегодняшние руководители: что делать с современными Елдадами и Модадами?

Закончу ответом на этот вопрос, предложенным все тем же М.Генри: «Мы не должны торопиться осуждать и заставлять молчать тех, кто отличается от нас, словно они не идут со Христом, так как не идут за Ним с нами (Мар.9:38). Разве должны мы отвергать тех, кто принадлежит Христу, или ограничивать их в добрых делах лишь на том основании, что они не во всем разделяют нашу точку зрения? Моисей был иного духа; он не собирался заставлять их молчать и угашать в них Дух; он хотел, чтобы все в народе Господнем были пророками, то есть чтобы Господь послал Духа Своего на них. Это не значит, что некоторые из поставленных им пророков не обладали необходимыми качествами, или он считал, что Дух пророчества должен одинаково воздействовать на всех; этими словами Моисей выражает любовь и высокую оценку всего народа Господнего, собственное удовлетворение при виде даров в других людях, а также то, насколько он далек от неодобрения Елдада и Модада, которые пророчествовали без контроля с его стороны. Подобный превосходный дух владел благословенным Павлом, который радовался, когда проповедовали Христа даже те, которые тем самым стремились увеличить тяжесть уз его (Фил.1:16). Мы должны радоваться, когда Богу служат, когда прославляют Его и совершают добрые дела, хотя при этом они уменьшают похвалу нашу и нашего пути. Пусть примеру Моисея подражают те, кто находится у власти; пусть не пренебрегают советом и помощью других, а стремятся получить и будут благодарны за них, пусть не жаждут монополизировать мудрость и власть. При многих советниках народ благоденствует».

16.07.2016


Рецензии