Продолжение 1. Интегральная ЙОГА, - Путь к

Продолжение
Глава 3.

Йога тела.

В интегральной йоге вслед за успокоением ума и витального следует работа над телом. Ведь Божественная жизнь на Земле происходит именно в нём. Но преодолеть сопротивление материи - огромная духовная трудность и величайшая Победа.
Шри Ауробиндо рассматривает ментал в 3 аспектах:
- Думающий, рассуждающий ум.
- Витальный ум, оправдывающий наши вожделения, ощущения и побуждения.
- Физический ум – упрямо отстаивающий свои позиции, бесконечно повторяющий одно и то же, паникующий с поводом и без, скептичный, консервативный к новому. Он искажает и по-своему интерпретирует всё, с чем сталкивается, и препятствует нашему духовному росту.
И если думающий и витальный ум можно укротить безмолвием, то чтобы усмирить физический ум и высвободить сознание из материи, вернуть ему независимость от здоровья, от потребностей тела и информации, которую доставляют органы чувств, необходим высший, супраментальный уровень йоги. Но добившись хотя бы ментальной, витальной и физической прозрачности, человек
- становится независимым от ощущений: так как сознание-сила уже не рассеяна по всем уровням нашего существа, а собрана в луч, и мы можем управлять им, отсоединив его от любой точки – холода, голода, боли и т.д.
- перестаёт зависеть от 5 органов чувств: поскольку сознание-сила теперь отделена от ментальной, витальной и физической деятельности, она может энергетически расширяться, соединяться с предметами, существами и отдаленными событиями, выходить на их частоту и СТАНОВИТЬСЯ ими.
Сознание – это огромные возможности, и они начинают нам открываться, если мы выходим из тюрьмы, в которую сами себя заточили.
Болезни тела – отражение состояния сознания.
Когда мы освобождаемся от тирании вечно болтающего думающего ума, от тревожности и бесконечных требований витального ума, от страхов и ограниченности ума физического, мы начинаем ценить изумительный инструмент – выносливое, полное доброй воли, мудрое тело. Но оно болеет, слабеет от нашего к нему неразумного отношения, и, молча, подсказывает, что наши страдания – это следствие того, что источник всего – сознание - находится в ложной позиции. «Болеет не тело, а изнемогает сознание» (Ш.А.). И это ещё раз убеждает, что мы - это сознание, обладающее немерной мощью, и в нашей власти направить не на разрушение, а на созидание, что Бог \ Бытие - внутри нас, и Жизнь течёт не вовне, а из нашей глубины наружу. Поэтому энергия внутренних состояний - гармония или хаос - имеет такую силу и формирует внешние обстоятельства. А по Закону Подобия к нам просто возвращаются вибрации (многократно умноженные), которые мы послали вовне.
Нетрудно заметить, как мы уязвимы в негативе, позволяя чему угодно проникнуть в себя. Как в неосознанности общение с людьми, находящимися на низких частотах «заразительно» и подчас до такой степени разрушает, что способствует заболеваниям, неприятностям, несчастным случаям. И рано или поздно приходится признать: чтобы наладить здоровье, выправить отношения, гармонизировать жизнь, необходимо обратиться к причине всего и вся – к сознанию. Если оно очищено, прозрачно, вибрирует на высокой осознанности, его сила такова, что ему не страшны инфекции, болезни, злосчастные происшествия. То есть, никакие более низкие вибрации не могут проникнуть в него.
Конечно, есть болезни, не связанные с вторжением вирусов или микробов, а с нарушениями внутри нашего существа (например, аллергии, заболевания крови, нервной системы, душевные срывы). Поэтому Шри Ауробиндо и Мать так настаивали на развитии физической основы тела, без которого не осуществить Божественный Рай на Земле.
Кто из на убеждался, что когда замутнялось сознание, уходила и сила. Потому что это одно и то же. А что происходит с сознанием-силой во время обморока, и почему кома угрожает унести Жизнь?!
Прежде чем будет сформирован истинный центр сознания, объединяющий всё наше многомерное существо – Душа, «нужно научиться осознавать собственные переживания». Для этого, как часто указывал Шри Ауробиндо, «необходимо успокоение разума и витальных желаний, иначе мы легко отождествляемся с разного рода иллюзиями». Терпеливо, без малейшего вмешательства ментала, мы учимся распознавать, на каком плане и на каком его уровне происходит переживание.
Поверьте и проверьте, насколько это интересное путешествие внутрь себя: как вскрываются ложные убеждения (ментальный план), методы защиты эго (витальное), как много стоит за недомоганием (физическое и подсознательное), когда мы теряем энергию, о чём рассказывают болезни тела, и как это далеко не всегда соответствует причинам, описанным в эзотерике.
Психическое существо.
Я – не тело, не витал и не ментал, не эмоции и не чувства. Кто же я? Может быть, я - марионетка Высших Сил или Абсолюта? А где центр моего существа?
Наш индивидуальный центр Шри Ауробиндо называет психическим СУЩЕСТВОМ. Мы же привыкли говорить – Душа (на древнегреческом Психея – Душа)
Это тончайшее, высоковибрационное внутреннее существо скрыто и перекрыто более грубыми витальными ощущениями и эмоциями, ментальными оценками и категоричными мнениями, придуманными идеалами и общепринятыми стереотипами. А Душа полностью свободно от всего, и этого в том числе.
«Для того, чтобы найти душу, вам нужно удалиться с поверхности, уйти глубоко внутрь, глубоко-глубоко спуститься вниз, на самое дно, туда, где безмолвно; и там вы находите нечто мягко греющее, спокойное, состоящее из какой-то обильной субстанции, обладающее необыкновенной полнотой и неподвижностью, исключительно мягкое – это душа» (Мать).
Прикоснувшись к Ней, очень легко впасть в иллюзию и возомнить о себе то, до чего предстоит ещё долгий путь. Когда нас озаряет идея, вспыхивает вдохновение, охватывает восторг от встречи с Прекрасным – это возможность Души хоть как-то выразить себя. Но это упоение и радость лишь усиливают заблуждение, умножают уверенность в том, чего пока нет. И если, будучи честным и искренним, в ложности не так уж трудно признаться, то распознать то, что стоит за этим восторгом намного сложнее.
Поэтому Шри Ауробиндо и Мать неоднократно напоминают, чтобы мы были особенно внимательны, когда нас посещают высокие переживания. «Каким бы сильным и чудесным ваше переживание ни было, вы никогда не должны позволить ему завладеть вами настолько, чтобы оно затопило целиком всё ваше существо. Всегда помните, что оно лишь одно среди тысяч и тысяч других, а потому оно ни в коей мере не является абсолютным. Каким бы чудесным и высоким оно ни было, в будущем вы сможете вырасти еще выше» (Мать).
Поэтому они постоянно призывают к глубинному спокойствию, чистоте безмолвия и осознанности. Это гарантия не отождествления с иллюзиями. В возникшей ПРОЗРАЧНОСТИ всё видится по-другому, и становится ясным, что истинно лишь то, что видит психическое существо.
Проход в это состояние может произойти, но через какое-то время исчезнуть. Опять прийти, задержаться чуть дольше и вновь пропасть. « А все попытки форсировать переход приводят лишь к тому, что вы оказываетесь перед стеной. И вы толкаете её, толкаете вновь и вновь, но всё тщетно», – говорит Мать.
Но когда терпение и вера соединяются с не дающей покоя неуклонной потребностью и устремлённостью, когда «давление становится настолько мощным и напряженность вопроса столь сильной, что что-то переворачивается в сознании. И вместо того, чтобы извне пытаться заглянуть внутрь, вы оказываетесь внутри. И в тот самый момент радикальным образом меняется абсолютно всё» (Мать).
И открывается подлинное "Я" или психический центр. Он глубже витального сердечного центра, который скрывает Душу и, кажется, ничего общего с Ней не имеет. Вокруг этого центра всё интегрируется. Это источник Божественной Силы сознания, который и структурирует нашу индивидуальность. Эта энергия наполняет всё тело и, по мере успокоения ментала и витального эго, ощущается всё отчётливее.
"В центре нас находится сознательное существо, которое подобно пламени без дыма, и которое властно над прошлым и будущим. Его нужно терпеливо освобождать и отделять от своего тела", – говорится в Упанишадах. "Присутствие" – такое слово обычно употребляют для его обозначения.
«Если вы продолжаете процесс углубления, оставаясь сознательными, приходит ощущение изобилия, полноты с неизмеримыми глубинами. Вы чувствуете, что если бы вы вошли туда, то раскрылись бы многие тайны. Это подобно отражению чего-то вечного на тихую, спокойную поверхность воды. Времени больше не существует. У вас возникает впечатление, что вы были всегда и будете вечно» (Мать).
Внутри обретается пространство, скорее похожее на живую пустоту и неподвижность. Поднимается чувство абсолютного сострадания. Всё вокруг движется, ноги передвигаются, руки что-то делают, слова вылетают изо рта, но внутри – незыблемость. Ни люди, ни обстоятельства, ни политические и национальные конфликты, ни религиозные верования, ни бытовые проблемы не могут разрушить Её. Это Бог в нас.
То, что казалось настоящим, очень нужным и важным, оказывается или гротескно преувеличенным, или ничтожно малым и смешным, значимость утратила силу. В одночасье меняются все ценности. Всё обретает смысл, всё видно во взаимосвязях. Мы чувствуем тихую, спокойную, ни от чего не зависящую радость, счастье и Любовь. Она широка и безгранична. Пустота-неподвижность становится центром всей Вселенной.
Сат – Бытие, Бог. А Душа находится внутри Него.
Чит – сознание, которое всё видит без ментальной пелены и всё осмысливает изнутри, из сути. Становится очевидным, что мы - голограммы, творения, равные Творцу. Отсюда - счастье и блаженство - Ананда.
Если приход в материальный мир в данном теле считается рождением человека, то открытие психического центра можно назвать рождением сознательного существа.
Центральное существо. Всеобщая личность.
"Ты есть Он" – такова вечная истина. И единение с Богом – это не удел избранных, немногих Просветленных, великих Мудрецов и Учителей. Ведь все мы дети Божьи. "Кто думает: «я – это одно, а Он – другое, тот не знает" (Упанишады).
Шри Ауробиндо указывает на две ступени к этому открытию:
1. Найти в себе Душу, психическое существо, которое вечно и едино с Божественным. А когда сознание на этом уровне становится настолько сильным, что его уже не устраивает ограниченная индивидуальная форма, оно, чувствуя свое единство с Творцом, стремится стать таким же безбрежным, как Он, и вновь обрести присущую ему врожденную Полноту и Бесконечность. И как психическое – наш центр индивидуальный, так центральное существо наш Космический центр. Это Идеал, который притягивает нас, Цель, которая определяет наше движение.
2. Оно пребывает не в каком-то конкретном месте, а во всех точках. Непостижимым образом оно находится в сердце каждого творения, любой вещи, и в то же время охватывает всё полностью. «Это исполинская точка... Когда мы находим ее, то с нею находим всё, ибо всё в ней заключено. Взрослая душа вновь находит свой источник. Раздвигаются, раскалываются, рушатся стены, которые держали в заточении наше сознательное существо. Теряется ощущение индивидуальности и личности, ощущение Пространства и Времени, собственной деятельности и, наконец, вообще всякого закона Природы. Нет больше эго, определенной или определимой личности – только сознание, только существование, только мир и блаженство. Ты становишься бессмертием, вечностью и бесконечностью. Все, что остается от индивидуальной души, – это гимн мира, свободы и блаженства, вибрирующий где-то в вечности» (Шри Ауробиндо).
Мы возвращаемся к тому, кем, не сознавая, задуманы изначально – «всеобщей Личностью». «Зачем тебе ограничивать себя? Чувствуй, что ты находишься и в мече, который поражает тебя, и в руках, которые тебя обнимают, в сверкании солнца, в танце земли ... во всем, что произошло, во всем, что происходит сейчас, и во всём, что прокладывает себе дорогу к становлению. Ибо ты – бесконечен. И вся эта радость доступна тебе» (Ш. А «Письма»).
Но это – другой вид познания: к нему приходят не через чтение книг, ченнелингов, рассуждений. Это и не информация, полученная через органы чувств. Это кардинально иной способ соприкосновения с любыми формами, который беспредельно раздвигает границы постижения себя и Мира.
Есть полная отстранённость, невовлечённость, и в то же время, в этой бесконечной расширенности мы становимся каждым «другим», который входит в наше пространство. В какой-то мере, это идентификация, так как мы знаем что-то именно потому, что сами уже есть это. Если бы в тотальном единстве всего сущего не было бы этой скрытой тождественности, мы бы не могли ничего распознать. Но это не только знание того «чем мы являемся, оно есть то, чем мы становимся» (Ш.А.)
Конечно, пока ум полностью не отключён, возможны неточности и неполнота информации, но нет зависимости от точек зрения, убеждений и представлений, нет подчинения эмоциям и чувствам. Это состояние знакомо целителю, работающему с больными дистанционно; ясновидящему, определяющему, где находится исчезнувший человек или предмет; женщине, которая с криком вскакивает с постели в этот момент, когда что-то случается с её ребёнком или любимым. Оно знакомо и тем, кто соединяется с «другим», находящимся на ином конце планеты, и испытывает то, что переживает он.
Ведь для нас естественным является не разделение, а неделимое единство всего и всех. Только подобное может чувствовать подобное и воздействовать на него. «Все совершенства, на которые способен человек, это только реализация вечного совершенства Духа внутри него. Мы познаем Божественное и становимся Божественным потому, что уже являемся им по своей скрытой природе. Всякое обучение – это раскрытие, всякое становление – это развертывание. Обретение себя – это тайна; самопознание и растущее сознание – это средство и процесс» (Ш. А).
Исчезает разделение на внутренний и внешний мир. Сущность заполняет бесконечное пространство, и всё и все входят в Неё. И всё есть я. Ничто не чуждо. Разделённость на расы, нации, национальности есть, но её нет: все дети Творца.

Глава 4.
Сверхсознательное.
Шри Ауробиндо определяет Вселенную как континуум сознания-силы, или как шкалу планов сознания, которые следуют непрерывно друг за другом и одновременно, охватывают всё, что есть – от чистой Материи до чистого Духа: Тонкое Физическое, Витальное, Ментальное, Супраментальное.
В интегральной йоге мы проходим тройное изменение сознания:
1 - открытие психического существа, Души или внутреннего Духа;
2 - открытие Нирваны, или трансцендентного Духа (от лат. transcendens – выходящее за пределы);
3 - открытие центрального существа, или Космического Духа.
Соединяясь с психическим существом, мы начинаем осознавать свою Божественность. Но это восхитительное открытие ограничено рамками индивидуума и не выходит за пределы личности, которая всё ещё держит нас в заточении.
Открывая себя как центральное существо, мы обретаем беспредельную широту и размах: весь Мир становится нашей обителью. Но при этом мы теряем чувство индивидуальности.
А величайшая реализация, которая происходит в достижении Трансцендентного, приводит к утрате, как индивидуальности, так и Мира. Не остается ничего, кроме Того, Что Вечно и находится вне человеческой игры.
Но ведь мы пришли в этот Мир, чтобы в нём БЫТЬ. Поэтому, найдя свой индивидуальный центр, мы хотим, не теряя чувство своей неповторимости, радоваться также и полноте Мира, и обретённому высшему трансцендентному покою Блаженства.
То есть, наша задача - находясь в теле, жить полноценной жизнью, объединяя в сознании радость от уникальности своей Души, благость и свободу Трансцендентного, беспредельность Космического, и всё это - на совершенной, прекрасной Земле.
«Подлинная трансформация сознания, – говорит Мать, – это то, что изменит физические условия мира и создаст из него новое творение».
Для этого нужно, во-первых, не стремясь уйти в запредельное, работать в теле, так как именно в нём сознание соединяется с Материей. И, во-вторых, открыть принцип, который способен трансформировать Материю силой энергии сознания.
Ни ментальное, ни витальное, ни физическое сознание, ни один из планов сознания известных человечеству, не обладали силой, способной выполнить это изменение. Это не достижение "сверхъестественных" умений, не контроль над природными силами (холодом, жарой, ураганом и т.п.). Это трансформация самой природы человека, новый принцип существования, который Шри Ауробиндо называет супраментальным. Вначале им овладевают отдельные индивидуумы, затем он распространяется для всех, кто готов принять его, а глобальная цель - его реализация в масштабах человечества, чтобы на Земле царил Божественный, мудрый сверхчеловек, живущий по принципу Мудрости и Любви. Материя – вот где должны ликовать Небеса. И это соответствует эволюции Духа в формах.
Но если трансформация должна свершаться силой сознания, то какое сознание может быть выше Космического? Шри Ауробиндо определяет следующее:
1. Недостаточно достичь Высших Сил: должен быть некто, кто воплощает их, а его нет в Космическом сознании. Там никого нет...
2. Необходима концентрация не на одной точке, дающая линейное воплощение, а глобальная реализация всего существа во всех точках индивидуума. «Вы должны охватить всё и вместить всё в своем сознании» (Ш.А.). Отсюда – интегральная, или "полная йога". И тут Шри Ауробиндо приходит к очень важному для нас выводу: «Подавление индивидуального вполне может стать подавлением Бога в человеке».
3. Космическое сознание – это не высшая, но необходимая точка в развитии человеческого сознания. И чтобы достичь её, не нужно подниматься над индивидуальным, следует просто выйти за его пределы. То есть, персональное должно быть неразрывно связан c сознанием Единства и сознанием Трансцендентного.
Это новый принцип двойного восхождения и нисхождения является главным принципом Интегральной йоги.
Конечно, то, что предлагает великий Учитель – не строгие требования и обязательные каноны. Он не раз подчёркивает, что каждый должен найти «нить» своего сознания, держаться за неё и идти к той цели, которую себе наметил. Он лишь делится своим опытом в надежде, что каждый сам сделает то своё открытие, которое осветит его путь.
«Идеал, который я ставлю перед нашей йогой, не налагает никаких пут ни на духовную жизнь, ни на устремления. Духовную жизнь невозможно сформулировать в виде каких-то жестких определений или связать фиксированными ментальными правилами; она представляет собою широкое поле эволюции, беспредельное царство, которое потенциально шире, чем все царства, находящиеся ниже, царство с сотней областей, с тысячью типов, стадий, форм, путей, разнообразных идеалов, степеней духовного прогресса» (Ш.А).
Восхождение к Сверхсознательному.
Когда в уме устанавливается безмолвие, когда успокоенный эмоциональный мир больше не разрушает физический, и сознание не погружается в ту деятельность, где оно запутывалось, смешивалось и дробилось, оно обретает независимость. Оно становится неким самостоятельным существом внутри нас, обладающим Силой, интенсивность которой постоянно растет. И по мере этого роста, его больше не удовлетворяет состояние, ограниченное телом. И оно расширяется. Не только "горизонтально", выходя далеко за пределы тела, но и ввысь, чувствуя там жизнь. Это Безмолвие наверху, над головой.
Представьте, что 1000-лепестковый лотос коронной чакры Сахасрара, открылся, и над головой, в которой ничто не движется, развернулось живое пульсирующее пространство.
В тишине вдруг появляется едва уловимый щелчок, который подсказывает, что нужно делать и как. Или легкий импульс: «Позвони кому-то, он нуждается в помощи», «А это не делай». Это может быть и голос, произносящий словесный текст. А если нужно решить какую-то проблему, то из этого безмолвия приходит ясный ответ. Из него, как из волшебной сферы, вытягиваются и нити мыслей и идей.
Главное – не позволять вмешаться всё искажающему уму-эго, и не закрывать это пространство. Чем больше мы на нём сосредотачиваемся, доверяем, слушаем и внимаем тихим, едва различимым указаниям свыше, тем более частыми они становятся. А потом оказывается, что все действия, даже самые незначительные, могут исходить из этого безмолвного источника наверху, что оттуда приходят все озарения, и что именно в нём рождается некое спонтанное знание.
Теперь вся жизнь становится чередой маленьких чудес. «Если бы человечество хоть мельком увидело, какие безбрежные радости, совершенные силы и светящиеся сферы спонтанного знания ожидают нас на просторах, которые еще не покорила наша животная эволюция, они бросили бы всё и не успокоились бы до тех пор, пока не овладели бы этими сокровищами». (Ш.А.)
Когда пространство над головой становится конкретным и живым, подобным некой световой протяженности, с болезненной остротой ощущается ограниченность личности, отождествлённой с ложностью, рождающей неудачи и проблемы. И появляется необходимость вырваться из-под груза догм и привязок, жить в истинном знании, в радостных отношениях с Миром. А это значит, войти с этим пространством в более тесный контакт, и позволить расти в себе Божественной Силе Сознания.
Для этого нужно просто укоренить внимание, то есть энергию, на открытой Сахасраре, отбрасывать все ментальные суждения, которые ежесекундно пытаются засорить её сияющую сферу, и постоянно находиться в состоянии открытости. И быть выше идей: «нам нужны не идеи, а пространство».
«Мы должны не только порвать силки ума и чувств, но избежать и других силков – не поддаться соблазну стать мыслителем, теологом, не попасть в тенета Мира и в рабство Идеи. Всё это находится внутри нас, ожидая того, чтобы заключить Дух в форму. Мы должны всегда идти за пределы, всегда отрекаться от меньшего ради большего, от конечного ради Бесконечного. Мы должны быть подготовлены к тому, чтобы следовать от озарения к озарению, от переживания к переживанию, от одного состояния души к другому.... Мы не должны привязываться даже к тем истинам, которые мы считаем самыми надёжными, ибо они есть ни что иное, как формы и проявления Невыразимого, которое отказывается ограничить себя какой-либо формой или проявлением. Мы всегда должны оставаться открытыми для Слова свыше, которое не ограничивает себя собственным смыслом, быть открытыми свету Мысли, которая несет в себе свои противоположности». (Ш.А.)
И тогда однажды, силой нашего горячего желания заветные «двери» открываются: «Сознание поднимается, – говорит Мать, – ломает жесткую оболочку там, у макушки головы, и вы выходите в свет».
Это выход в Сверхсознательное. И это переживание является отправной точкой йоги Шри Ауробиндо. «Сознание уже не находится в теле и не ограничено им; оно ощущает себя не только наверху, но и протяженным в пространстве; тело находится ниже его более высокого расположения и окутано его расширенным сознанием... Оно становится лишь деталью в обширности существа, его инструментальной частью. В окончательной реализации установления сознания наверху ему уже нет возвращения вниз за исключением той его части, которая может нисходить для того, чтобы работать в теле или на низших планах, в то время как существо, постоянно находящееся наверху, осуществляет контроль над всем, что переживается и делается». (Ш.А.)
Но когда мы взлетаем в экстазе - «высшей форме бессознания»,- как говорил Шри Ауробиндо, - «мы теряем того, кто мог бы создать мост между силами наверху и бессилием внизу… А цель, которую мы преследуем, - это состояние интегрального господства, а не духовное исключение себя из игры. И господство это возможно лишь при условии непрерывности сознания». Реализация должна прийти и закрепиться именно в бодрствующем состоянии, «чтобы вы могли войти в высшие сферами полностью сознательными, насладиться общением с ними, и, не теряя осознания, возвращаться оттуда не с пустыми руками, а обретя опыт». (Мать)
Поэтому Шри Ауробиндо глубоко и детально исследовал Высшие Планы Сознания.
Существа и силы.
Осознаём мы это или нет, но мы постоянно получаем побудительные импульсы из этих высших, сверхсознательных сфер в виде идей, идеалов, вдохновения для действий и создания произведений искусства, как и ежеминутно находимся под воздействием низших витальных вибраций. И они определяют нашу эмоциональную жизнь и отношение с Миром.
«Наша единственная свобода заключается в том, чтобы поднять себя к высшим планам с помощью индивидуальной эволюции. Наша единственная задача - транслировать и материально воплощать истины того плана, к которому мы принадлежим» (Сатпрем).
Шри Ауробиндо выделяет два момента:
1 - Градации сознания существуют независимо от верований людей. А наша позиция определяется тем уровнем сознания, в котором оно формируется.
2 – Каждый план населяют определённые сознательные силы и существа.
И здесь он призывает чётко отличать суеверия и мистификации - результаты нашего "коллективного" вклада - от истины, так как «стена между сознанием и силой, между безличностью и личностью становится гораздо тоньше, когда выходишь за пределы покрова материи».
Одни могут видеть только существа, другие – чувствовать только светоносные силы. В этой субъективности всё зависит от внутренних особенностей, от формы стремления, от религиозных, духовных или даже культурных истоков. Кроме того, эти высоко сознательные силы могут по желанию принимать любое обличье. И не для того, чтобы ввести нас в заблуждение, а для того, чтобы сделать себя доступными сознанию тех, кто открывается им или взывает к ним. Поэтому одну и ту же вибрацию из одного плана сознания художник, музыкант и учёный воспримут по-разному.
Заблуждение и предрассудок начинаются с утверждения, что истинна одна. А она заключается в видении того, что все эти образы происходят из одного и того же Божественного Света, но проявляются в различной степени и форме.
Также неверно полагать, что "безличные" силы - это просто механические силы, хотя и более высокого типа. Они обладают интенсивностью, теплотой, светящейся радостью и Любовью. И несут ощущение Присутствие.
Важно лишь открыться этим высшим энергиям. Тогда каждый получает по способностям и нуждам, или в соответствии с особенностями своего стремления. Истина вмещает в себя всё без конфликтов, и все мы - Её дети. Мистик испытывает восторг от своего возлюбленного Единого, поэт радуется от откровений, математик - от сложившегося уравнения. И всё это - духовные радости.
Но ведь не каждый может восходить к высшим планам, где силы чисты. Гораздо легче открыться витальному уровню, миру великой бездны желаний и страстей, где низшие силы надевают на себя Божественные маски ослепительных цветов или пугающих образов.
Поэтому "ясная строгость" является мощной защитой. Если ищущий чист, то он распознаёт обман - удивляющий, ужасающий или чудесный. Но как можно быть уверенным в собственной чистоте? Не стремиться реализовать личные представления и построения, а искать всё более высокую истину и не мешать Ей проявлять себя в той форме, которую она сама избирает. Это и есть залог защиты от иллюзий, заблуждений и предрассудков.
Глава 5.
Планы разума.
Прежде чем достичь супраментального плана, с которого начинается высшее существование, нам предстоит пересечь различные ментальные уровни, которые Шри Ауробиндо назвал следующим образом (в восходящем порядке):
- высший разум,
- озаренный разум,
- интуитивный разум,
- глобальный разум.
Что это за планы? Что они приносят человеку? Как меняют наше видение Мира, когда мы восходим к ним?
Обычный разум с его последовательным, "линейным" видением хорошо нам известен. В каждый момент он может воспринимать что-то одно, иначе он впадает в противоречие. Принимая в поле своего сознания какую-либо истину или факт, он автоматически отрицает всё, что от этого отличается. Всё у него охвачено неумолимой системой противоположностей – белое и черное, истина и ложь, Бог и Сатана. Прошлое и будущее - это вчера и завтра. Время и пространство он дробит на мелкие части.
Но есть иное, супраментальное сознание, которое может встать над вчера и завтра. Оно может видеть одновременно настоящее, прошлое и будущее, белое и черное, истину и так называемую "ложь", добро и так называемое "зло", все "да" и "нет". Потому что все противоположности – это результат расчленения времени. А у него нет противоречий, есть только дополнения. Вся история восхождения сознания – это история открытия перехода от линейного и противоречивого сознания к сознанию глобальному.
Говоря о глобальном или супраментальном сознании, Шри Ауробиндо употребляет термин "высшая полусфера сознания", потому что высшая истина является неполной без своей земной половины. То есть, то, что находится наверху, не только не исключает то, что находится внизу, а дополняет его. Тайна как раз и раскрывается тогда, когда вечное находится в преходящем, бесконечное – в конечном, всеохватывающая полнота вещей – в самой тёмной частичке. Это победа над фрагментацией, то есть, разделением всего - радости, любви, силы. И, конечно, знания и видения. Такое восхождение сознания – это не только победа над временем, но и обретение радости, безусловной Любви и безбрежности Бытия.
1. Обыкновенный разум.
Каждый план сознания имеет присущие ему характерные свойства света или качество вибраций. В этой связи обыкновенный разум похож на серую массу с множеством маленьких тёмных пятен или очень тёмных вибрационных узелков. Это мысли, подобные туче мух над головами людей, которые вращаются, роятся и перелетают от одного человека к другому. Иногда случайно сверху нисходит крошечная вспышка света, маленькая радость, небольшое пламя любви, танцующее среди этой серости. Но «нейтральная основа», как ее называет Шри Ауробиндо, настолько толста и всеобъемлюща, что она всё поглощает, затуманивает и засасывает в зону своего болотного притяжения. Поэтому мы не способны долго радоваться, не можем принять сразу много Света. И над всем этим доминируют тысячи условностей. Всё жалко, спазматично и быстро истощается.
2. Высший разум.
Он чаще встречается у философов и мыслителей. Он более прозрачен, более свободен. Общий фон уже не такой серый, а с голубоватым оттенком, и незначительные нисходящие вспышки Света поглощаются не так быстро. Кроме того, они нисходят чаще и становятся богаче и интенсивнее. Радость длится дольше, любовь становится глубже и уже не в такой степени подчиняется бесчисленным правилам низших уровней. Мы начинаем понимать, что такое любовь и радость сами по себе, без какой бы то ни было причины. Но идущий сверху Свет всё ещё остается холодным и немного жёстким. Его быстро поглощает тяжелая ментальная субстанция. Она растворяет её в себе и покрывает своим толстым слоем, искажая до неузнаваемости.
Этот разум способен по-настоящему понять полученный Свет лишь после того, как он Его должным образом переработал, разбавил, подверг логической экзекуции, разбил на параграфы, на слова и идеи. Кроме того, выводы высшего разума исходят из единственной точки Света, которой он овладел, или из небольшого числа таких точек. Все заключения высшего разума - априорные установки. Это маленькие капельки интуиции, которые он поспешно поглотил, и поэтому ему очень трудно включать в процессе своего развития всё, что этому противоречит. Да, этот разум может открываться высшим планам и получать вспышки, но это, скорее, исключительные моменты, а не нормальное состояние. Его ментальная вибрация разрушает Свет. Он начинает понимать что-либо лишь после того, как сам себе это объяснил.
3. Озарённый разум.
По мере того как высший разум обретает безмолвие, его субстанция постепенно проясняется, и то, что приходило по одной капле, начинает литься потоком: он получает доступ к сфере озаренного разума. «Основой теперь является не общая нейтральность, а чистая духовная легкость и радость. И на этой основе возникают особые тона эстетического сознания. В этом заключается первое фундаментальное изменение. (Ш.А.)
Сознание наполняется потоком Света, в который вливаются различные цвета в зависимости от внутреннего состояния. Это «лучащееся вторжение» поднимает сознание до вибрации "энтузиазма" - вдохновенного подъёма. В нём - ускоренный ритм, новые перспективы, неожиданные связи. Жизнь становится шире и живее. Всюду радость. Кругом вспыхивают светящиеся точки истины. Уже не нужны объясняющие слова. В каждом предмете видна его неповторимость, особое значение и … тайна. В неописуемом «состоянии истины» ничего не анализируется, всё просто есть. И всё полно Жизни, Света, Любви.
Этот светящийся поток проявляется у каждого по-разному. Не надо спешить заключать его в форму. Пусть он спокойно пропитает всё существо. Для одних это внезапное поэтическое вдохновение, другие видят новые архитектурные формы, третьи приходят к неожиданным находкам в науке, четвертые открывают для себя Бога. Обычно восхождение к этому новому сознанию сопровождается спонтанным расцветом творческих сил, особенно в поэзии, где легко улавливается ритм вибрации. «Как в самом себе, так и в других, я наблюдал внезапный расцвет способностей во всех видах деятельности, расцвет, который является следствием раскрытия сознания. … Но измениться должен передающий разум: стать не препятствием, а совершенным каналом передачи».
Искусство становится лучезарным не в силу какого-то особого смысла, а благодаря живой, неповторимой, едва уловимой ноте озарённого плана. Её можно найти в живописи Рембрандта, в музыке Моцарта, «Сонетах» Шекспира, или просто в словах друга. Это прикосновение к истине, находящейся за поверхностью. Это идущая прямо к сердцу вибрация. А стихи, картина или соната – лишь более или менее адекватное её воплощение. И чем выше мы восходим, тем чище, лучистее, шире и мощнее становится эта частота. Она исходит не из источника, находящегося над головой, а льётся вдохновением из Души. Не об этом ли состоянии Пушкинские строки?
... И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
В своей обширной переписке на тему поэзии и в книге "Поэзия будущего" Шри Ауробиндо приводит многочисленные примеры стихов, исходящих непосредственно из озарённого разума.
Но наряду с красотой, у озаренного разума открываются и ограничения. Если остальные части существа недостаточно очищены, то любая из них, и, прежде всего, витальное, легко завладевают спускающейся Силой и Светом и используют их для своих нужд. Тогда Сила становится подчиненной и делается резкой и "драматизированной", тогда как сущность озаренного разума – радость. Многие творческие люди попадают в эту ловушку. Кроме того, субстанция озаренного разума лишь полупрозрачна, и Свет её рассеян. Отсюда - частые отклонения, нарушающие связность, плавность и целостность.
Это только начало нового рождения. Прежде чем идти выше, необходимо более совершенное очищение, ещё больший покой, внутреннее равновесие и безмолвие. Чем выше мы растем в сознании, тем они необходимее.
4. Интуитивный разум.
Интуитивный разум отличается от озаренного большей прозрачностью. Он быстрый, подвижный, не отягощенный ментальными предубеждениями. Это искра яснознания, рождающаяся и вспыхивающая из безмолвия, не зависящая от профессионализма или усиленных размышлений. И это не столько вопрос нашего роста, сколько дело устранения с пути множества препятствий.
Когда вспышка происходит, мы просто УЗНАЁМ. Это Знание - не открытие чего-то неизвестного (открывают только себя), «интуиция – это припоминание Истины». (Ш.А.)
В противоположность богатой, тёплой, "светящейся" вибрации озарённого разума, энергия интуиции сконцентрированная, сжатая и чёткая. Таким "полётом Единого к Единому" написаны Упанишады. Но и здесь есть свои ограничения.
При всей насыщенности высоким жизненным смыслом, интуитивные озарения не могут охватить всей истины. «Интуиция... видит вещи вспышками, точка за точкой, а не как единое целое». (Ш.А.) Кроме того, интуицией завладевает разум, который «одновременно преуменьшает и преувеличивает её значение» (Ш.А.). Преувеличивает потому, что обобщает и стремится распространить открытие на всё пространство. А преуменьшает, когда мысль завладевает этой вспышкой и интерпретирует её по-своему, или растворяет её в поле своей деятельности - искусстве, науке, религии. Следует не мешать Свету интуиции спокойно озарить, наполнить и поднять всё наше существо на новый уровень, не ограничиваясь только интеллектуальным, художественным или религиозным покровом. Не низводить этот Свет на несколько уровней ниже, и дробить его интеллектуально, чтобы "понять", не позволять объяснениям, истолкованиям и размышлениям поглотить большую часть его озаряющей силы. А просто погрузиться в него, сохраняя спокойствие, безмолвие и прозрачность. Тогда число вспышек постепенно увеличится, промежутки между ними станут меньше, и постепенно сформируется иное сознание, которое является одновременно и завершением, и источником Озаренного и Интуитивного Разума, как и всех человеческих ментальных форм. Это Глобальный Разум.
5. Глобальный Разум.
Глобальный Разум – это Космическое сознание, до которого человеческое сознание поднимается очень редко, Мир Богов, источник вдохновения Великих. Не где-то и не как-то, а именно здесь зародились известные нам религии, нетленные шедевры искусства, все откровения науки, имеющие особую силу мантры, священное Слово - всё, что открылось в сакральном духовном переживании. Это вершина. Вершина ментального плана.
Это сознание уже видит не "точку за точкой", не рассеянный свет озаренного разума и не отдельные вспышки разума интуитивного, а, говоря прекрасным языком Вед, это «океан непрерывных молний». Его отличает «равномерный, однородный, постоянный поток» (Сатпрем) ровного Света, поэтому во всём находит гармонию и радость. Не потому, что он не способен замечать уродство, зло и страдание. Просто оно видит, как всё связано и взаимодействует в Единой Вселенской Игре, как каждый объект имеет собственное предназначение, как противоположности, взаимодополняя друг друга, выполняют своё предначертание внутри всеобщей Космической Гармонии.
Глобальный Разум – это сознание Божественного Единства. У него нет разделения и пустот, он наполнен Вселенской Любовью, глубинным пониманием и абсолютным состраданием ко всем существам - и к тем, кто сознательно движется к своей Божественности, чтобы постепенно стать Светом, и к тем, кто ещё далёк от этого.
Глобальный Разум - это Царство Божье, доступ к которому предоставляется в минуты Милости, источник высочайшей творческой и духовной деятельности. Когда, направляемый Музой, пишущий исправляет и выправляет, правит и вновь корректирует своё произведение, им движет не столько желание найти лучшее выражение или усовершенствовать форму, сколько стремление как можно точнее передать запредельную вибрацию. Если она отсутствует, в произведении нет магии. Поэтому в духовном прогрессе Шри Ауробиндо отводил особое место искусству. Он изложил это в книге "Поэзия будущего" и осуществил в "Савитри".
Итак, существует чёткое различие между человеком, которого время от времени посещает наитие и озарение, и тем, кто так развил своё сознание, что может войти в контакт с любым выбранным планом сознания и оставаться там в озарённости и вдохновении столько, сколько пожелает. В этом и заключается суть интегральной йоги.
Продолжение следует

С согласия автора. 


Рецензии