Жил был пожарный...

 Так и подмывает настучать клавиатурой, что нибудь такое эпохально-героическое, на вроде - " Тревожный звонок разорвал сгустившуюся тишину пункта связи, напряжённость которой я ощущал каждой клеточкой своего измученного тела...." Но, как говорится:

- В чём сила брат? Сила в правде(с)...

Какое уж там "разорвал". Сквозь убаюканное мерным бубнением телевизора сознание, не сразу то и дошло, что это тренькает телефон. Бывает, накрыла Божья благодать, единения со всем мирозданием, когда у реальности чуть- чуть размывает края. Хотя ты и не спишь. Да и вообще, про сон в пожарке - это враки, Юра наш так отвечал:

- Палыч, а за что меня наказывать? Я же не спал в гараже, я только приснул...

Вот так то.



- Дежурная служба МЧС.

- Приезжайте к нам скорей, у нас тут дом горит!!!

- Спокойно женщина, приедем, говорите куда.

- Ай людцы родненькия,я же говорю, к нам! Сюда!!!

Глубокий вдох, во время которого в мозгу проносятся строчки когда то знаменитой песни " Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз! "

- Название вашей деревни, сельский совет?

- Аааа! Круглица!

- А дальше?

- А дальше другая деревня...

Тут в голове уже не песня, тут уже вступает хор имени Пятницкого - " О боооже, дай мне больше сил..." У нас в районе на 1,5 тыс. кв. км. 219 населённых пунктов, и по странному стечению обстоятельств, видно фантазия у местных жителей иссякла, четыре деревни с названием Круглица. С хрустом перекусываю телефонную трубку и гавкаю в повисший на проводах микрофон:

- Сельский совет ваш?! Только чётко!

- К"""""""""

Горит у вас рядом? Огонь или дым видите?

- Да нет, сосед постучал,сказал горит. Мужик мой побежал бабку спасать. А мне не видно ничего.

- Ясно, фамилия и телефон ваш.

Всё это время скудные крупицы информации, которую клещами нужно вытаскивать, помечаю в дежурный журнал. Каждый раз в такие моменты почерк у меня начинает предательски дрожать. Я и так то не очень понятно пишу, а тут такие каракули получаются - я думаю по путёвке мной заполненной , в любой аптеке продадут лекарство, даже то, которое ещё не придумали. Хотя может и нет здесь никакого предательства, просто меня начинает бить дрожь, как рысака перед скачками. Ято ведь уже должен бежать к машине, шевелить всеми конечностями как неудачный вор на пчелиной пасеке, а я ещё возле стола с бумагами...

- Подъём Пожарная Охрана!

Загремели топчаны. Мимо меня в одном сапоге проскакал в гараж водитель. Вместо глаз - тарелки биатлонных мишеней. Оно понятно, кому охота просыпаться в три часа ночи, от удара молотком по голове. Поверьте на слово, подъём на ночной пожар очень на это смахивает.

Шлёпаю босиком по бетону, берцы бросил ещё в телефонке. На ходу сбрасываю форменную куртку, и натягиваю заранее повешенный на дверях свитер-водолазку. Китель как намокнет, а намокнет он у меня обязательно, здорово начинает мешать работать, х/б прилипает к телу, и руки в локтях аж со скрипом гнутся, а шерсть - самое то.Напяливаю штаны, запрыгиваю в жёлтые польские сапоги со вставками. Знаете, встретил бы того кто их изготовил - руку бы пожал, а может даже и расцеловал. Берегут они ноги, которые как известно кормят не только волка но и пожарного, на все сто.Тяжеловаты конечно, особенно вверх-вниз побегать, но по любому пожарищу утюжишь как танк. Ничего не бояться, ни гвоздей, ни осколков, ни воды ни огня, на углях стоишь - а они только темнеют ( от злости наверное). Непробиваемые, как лоб башни у ИС-7 в WoT.

Щёлкнул крючками куртки боёвки, и помчался в машину. Каска, пояс, краги и подшлемник у меня на сиденье всегда лежат, чего на них время в гараже терять, на ходу одеваю. Не прогретый ЗИЛ чихая и кашляя пошёл на разгон.

- Обороты механик, обороты!

Громыхая на ямах лестницами и ПТВ (Пожарно-Техническое Вооружение) в отсеках пожарной машины несёмся в неизвестность.





Жмёт на гашетку водила,

со скрипом шуршат маяки.

мы снова на вызов, летим красной птицей,

с диспетчера "лёгкой" руки.





Началась проверка радиосвязи с ЦОУ (Центр Оперативного Управления)

- Лошадкааааа!

- Ёжиииик!

Ну как то так, связь - то за 100 км. слышишь позывные, которых в справочниках нет, то за 10 как в погреб провалился. Связываемся мобильниками, слава богу хоть такая связь есть, не то что раньше - бывало телефон в деревне найти позвонить помощь, запросить сложнее чем водоём. А то и вовсе в соседнюю гонца посылать приходилось.

- Видите что нибудь?

- Нет пока. Может сами притушили? (очень уж хочется).

Дело тут не в лени, или неохоте, просто моя работа - не тосты на свадьбе толкать. И если мне придётся всего лишь пот проливать, то кому то слёзы. Когда меня упрекают, дескать вот, вы там у себя в пожарке ничего не делаете, я по старой еврейской привычке отвечаю:

- Таки да! А что, вы бы хотели что бы я каждый день вашу квартиру тушил?

Не хотят..... странно. Почему никто не упрекает врача в том, что никто не заболел, а милиционера в том, что сегодня он не застрелил ни одного бандита? Но как касается Пожарной - всё с ног на голову. Не тушили - хают, тушили - хают, это уже каким то всеобщим сектанством попахивает. Всяк так и норовит плюнуть в нашу сторону. Дальше бороды себе не доплёвывают, но направление угадывается.

- Сколько до деревеньки?

- Километров 10.

Как же томительны эти минуты. Дорога серым полотном убегает под капот, фары выхватывают из темноты куски обочины, столбы, и зелёные семафоры кошачьих глаз, с недоумением наблюдающих : - Это что же там за за камикадзе несутся с такой скорость по раздолбанной гравейке?

Всю дорогу меня не отпускает какая то мысль, ну да, хозяин сам пришёл сообщить, а за хозяйкой муж звонившей побежал. Хотя может дед слабый, или баба неподъёмная, бывает, надеюсь там уже всё в порядке. Как бы мне не хотелось телепортироваться и помочь всем нуждающимся, раньше машины я там не появлюсь.

Впереди белым светоотражателем заблестела табличка с названием деревни . Считай приехали. Снова созвонился с ЦОУ

- Мы на месте, пока тихо.

- Ясно, вы там повнимательней.

Поднимаемся на горку, катимся вниз, ах, что б тебя.. .В низинке, скрытый до этого от нас густыми кронами деревьев пылает дом.

- Пожар обнаружен, предварительно загорание дома 6*9, проводим разведку одновременно с боевым развёртыванием, после обесточивания подаём ствол Б. Запрашиваем помощь.

Эта фраза у меня в заготовке, и в таких случаях леплю её с ходу. Просто когда начнётся карусель, мне тупо некогда будет вырвать минуту на на сообщение того же самого.

- - Принято, перезвони мне сразу на 101.

Рррррррр, хорошо, что трубку положила. Я конечно понимаю, у них там свои заморочки, и её область теребит, но она то там, в тёплом и сухом кабинете, а я то здесь, лезу к чёрту на вилы. Перезвони сразу, блин, злости полные кости. Кажется - была бы рядом, придушил голыми руками. Хотя вру конечно, какими же голыми, не положено по Технике Безопасности, только в крагах. ....

- Всем подразделениям следующим на пожар в деревню Круглица! Наблюдаю открытое горение по всей площади дома!

Очень хочется добавить - поторопитесь братишки! Но они и так спешат ко мне, безо всяких напоминаний и понуканий.



Дом весь пламенем объятый,

с крыши падала доска.

Что за день такой проклятый,

прошептала мне тоска...



Передний фронтон прогорел, и огонь, вырвавшись под крышу, устроил на чердаке буйную свистопляску. С минуты на минуту должна была начаться шиферная канонада. Окна на улицу уже высыпались, и в проёмах, как концы пионерского галстука на ветру, трепетали языки пламени. Окна на калитку ещё держались, но стёкла во всю были покрыты трещинами, сквозь которые сочился ядовитый дым. Веранда достигла уже той стадии пожара, когда огню больше нечем полакомиться свеженьким, и приходится уничтожать то, что успел напихать себе в глотку до этого. В пустые провалы глазниц дворовых окон, погибающий дом плакал клубами чёрного дыма, подсвечиваемыми багровыми отблесками пламени.

Честно говоря, малость обалдел. Просто в этой же деревне я был пару лет назад. Тогда нас вызвали случайные прохожие. Получилось всё настолько оперативно, что не грех и похвастаться тем тушением. Хотя дом подожгли с двух сторон, ущербом отделались по минимуму: угол хаты, кусок потолка и пара-тройка листов шифера. Правда до утра перелопачивали утеплитель на крыше, не дай бог искра затаилась. Тот дом и по сей день кстати стоит. А тут хозяева на месте, и такое....

Бывает по разному, конечно. Можешь за 10 км. приехать - только веранда дымится начинает, а можешь по звонку за 5км. выехать, повернуть за пожарное депо, и увидеть как столб дыма небо подпирает. Потом разборы начинаются:

- Где вы были? Почему так долго ехали?

- А вы когда нам позвонили?

- А мы вам не звонили.

- А кто?

- Мы соседского Петю на посёлок послали, што б он там сказал, как бы к нам пожарку вызвать. А сами мы побежали глядеть.

Соседского мальчика Петю послали, , мальчика шести лет!!!! Он с испугу забыл как его зовут, не то что передать надо было....

Но вернёмся назад. Выскочив на ходу, рванул к стайке зевак.

- Где хозяева, помощь им нужна?

- Хозяин, так да, а бабка, бабка вот нет.

- Что да? Что нет?

- Так хозяин здесь, а за бабкой, вам наверное в окно надо лезть. Только наверно поскорей..

Ни хунь сунь себе заявочки. Вырвалось у меня иностранное ругательство, видимо подслушанное в далёком детстве. (Родом то я из Амурской области, недалеко от китайской границы, там ведь - сопка ваша, сопка наша.). Я обернулся на пылающий костёр, куда лезть??? Даже не главное - куда, главное, за кем? Не за кем уже. Ладно бы в дыму, всегда есть шанс, что человек на полу с покрывалом на голове лежит или к дверям подполз, но не в огне же.( Только не надо тыкать пальцем - трус белорус. На пожарах я участвовал в спасении восьми человек, половина прошла после этого больницу, так что я не по лестнице их с балконов снимал, а вытаскивал из горящих квартир, иногда даже без какого либо начала тушения, без прикрытия водяных стволов.) Хотя для очистки совести попытался подобраться к ещё целым окнам через палисадник.

В доме глухо ухнуло, и выбитые огненными кулаками в меня полетели стёкла. Дом заструился у перед моими глазами, словно из ртути, разбухая и разбрасывая во все стороны протуберанцы пламени. Треск и гул поднялся такой, что у меня волосы под каской зашевелились. Итить колыхать, “Власть огня”, часть вторая, смотрите на всех пожарах страны, где в хатах остался газовый баллон!!! В первое мгновенье даже показалось, что стекло на каске поплыло. Полыхнуло так, что если астрономы с Альфа-Центавра, в этот момент смотрели своими телескопами в нашу сторону, непременно решили, что где то в этом районе галактики зажглась сверхновая. Такой калейдоскоп огненных узоров закрутился - до смерти не забудешь...

Так и не перебравшись, с задымившейся задницей, я рухнул на землю вместе с забором. Отползая на карачках, заглянул через развороченную взрывной волной веранду в тристен, с потолка валились доски. " Зато теперь не надо баллон искать" - мелькнула мысль. Да и операцию по поиску пострадавших можно считать законченной. Хорошо, что баллон почти пустой был, а то и соседей запросто бы пламя накрыло.

Я вам сказал, что дом уже горел к нашему приезду, так вот, я ошибался, загорелся он теперь. Весь, целиком, без остатка. Горело всё, что только могло гореть. Страшно на это смотреть. Аж ком подкатил к горлу, от осознанного бессилия в данный момент. Мы, люди, из плоти и крови, каждый со своими страхами, сомнениями и тараканами в голове, имея за спиной лишь одну пожарную машину, с двумя с половиной тонами воды, пытались бросить вызов ослепшей от собственной ярости огненной стихии. Дому конечно кранты, но больше огонь у нас ничего получит!!!

Глянул на соседнюю хату, свет в окнах горел по полной.

- Мужики, подстанция ваша где?

- Да в начале деревни, с пол-километра.

Ладно, мы не ищем лёгких путей. Отстегнули трёхколенную лестницу и подпёрли ей бетонный столб. Схватив диэлектрические ножницы, я вскарабкался наверх. А тут засада на ровном месте. Карабин у меня узкий, трапецевидный, а не старая булава, за ступеньку не зачекироваться. Одной рукой держусь за лестницу, другой за ручку ножниц, а третьей руки, за вторую ручку взяться то нет. Кого не взяли в цирк, тот пошёл в пожарные. Одной ногой обвил столб, отклонился, и стал откусывать провода. Чик-чирик, хорошо без стальной сердцевины попались, а то её переламывать - руки себе повыворачиваешь матлявши туда-сюда.

Скатываюсь в низ, линия развёрнута, откуда начнём? Ветер упрямо гонит пламя во внутренний двор к сараям, на которых рубероид уже начал вскипать.

- Защита, и придержим огонь до приезда подмоги. Сергей, дашь воду и отзвонись в часть. Поехали.!!!

ЗИЛ заревел дурным голосом во все свои автомобильные лёгкие, и выплюнул воду под давлением, на которое только был способен. Нутром я почуял неладное.

- Сбавь обороты!!!!

Заорал я, но было уже поздно, с хлопком за моей спиной разорвало 51ый рукав. Бахчисарайский фонтан отдыхает, дырень развалило сантиметров 20. От двенадцатилетнего рукава это и не такая же уж большая неожиданность, но всё же... Собирая линию для ствола первой помощи, я стараюсь ближе к машине новые рукава ставить, где давление больше, а постарше к стволу. Но тут мои превентивные меры не помогли. Есть, конечно соблазн укомплектовать машину одним новъём, но после нескольких лет эксплуатации это козой бородатой может обернуться, и старые не спишешь на замену, и новые ушатаешь. Так и тасуем их как в карты в колоде. Хотя тут дело и не в древности могло быть. Просто собирались после пожара, да и чиркнули латексным рукавом по гвоздику, а без воды то и не заметно. Привезли, высушили и поставили в боевой расчёт. Приехали, давление дали - получи фашист гранату... Мы их конечно же испытываем, раз в год, то есть в 12 месяцев, если быть точным, раз в 364 дня. Прошедшие служат дальше, и работают остальные 363 дня по результатам 10ти минутного испытания. Но нет ничего вечного под луной, хотя нам это конечно служит слабым утешением.

Разветвление перекрыли, слетали за новым рукавом, подцепились. 30ти секундная задержка, а неприятный осадок на неделю, ну а кому же нравится:

- Ну вот, приехали, за бабкой в окно не полезли,шланги у них дырявые, то же мне, пожарники ((((((

Вот так всегда, стараешься, стараешься, а тут бац - вторая смена)))) Но обижаться тут не на кого и расстраиваться некогда. Если бы я за свои 18 лет работы пожарным, каждый раз, когда обо мне на работе плохо кто то думает, бросал в колодец медный пятачок - сейчас бы оттуда даже кружкой воды бы не зачерпнул. Так что мы люди привычные.

Отлили сараи, пытаемся придержать огонь, что бы не очень то тянул свои красные грабли в сторону соседей. О полноценном тушении речь пока не идёт, растягиваем бочку до прибытия помощи. Водитель орёт в телефон:

- Наташа, ты понимаешь, что у меня вода кончается! Где подмога? Нас надолго не хватит!

Ну а чем она тебе поможет то из телефонки? Молодёжь молодежь...

Легко на сердце от мигалки весёлой.... Прикатила машина из соседнего района, ну можно вздохнуть посвободней. Обмениваемся парой коротких фраз, и мы уезжаем на заправку, а парни становятся на нашу линию. Возле поворота на ферму разминаемся с автоцистерной, которую прислала соседняя область. Ну теперича мы вообще герои! Выхожу по рации, сообщая о прибытии подкрепления, и заодно передаю машине возле дома, что бы прокладывали ещё одну рабочую линию, теперь можно, воды хватит.

Не сразу, но нашли водоём. Разложили всасывающие рукава, сетку нацепили - ловись рыбка большая и маленькая, забросили все причиндалы подальше от берега. Газоструй задудел в свой не хилый свисток, пытаясь втянуть воду из озерка. Не зря мы сегодня накормили насос доброй порцией солидола, как чувствовали, забрали воду без проблем. Не успели отъехать, принеслась цистерна на заправку. Хотя удивляться нечему, если лить в два ствола - воды хватает на пять, ПЯТЬ!!!, минут, что и порождает рассказы о пожарных без воды. А на пожаре эти пять минут пролетают моментом, в два раза быстрее,чем в обычное время, это научный факт. Тут как в анекдоте :

- Скажите, три волоса, это много или мало?

- Ну, если на голове, то мало. А вот если в супе, то много...

Оставив свою всасывающую линию, мы, грызя покрышками песок, карабкаемся на берег. По деревне, со стороны большака скачут синие зайчики, это мчится машина с объектовой. Ну вот, теперь мы в сборе. Как говорится, все шашки в дамках, шары в лузах, и наш пожарный пулемёт заряжен полной лентой.

Когда служишь на стыке трёх областей и четырёх районов, и выездов к соседям больше чем к себе, это конечно минус, но выезжая на пожар, ты знаешь, что в это самое время, любое время дня и ночи, из разных пожарных депо выкатываются машины, в путевых листах которых прописан адрес твоего пожара. И это такой железобетонный, монолитный, смоченный водой и пеной плюс, что предыдущий минус, просто уходит в минус!

Хотя, что это я взялся делить пожары на свои и чужие? Для наших красно-белых машин не существует границ районов, областей, и даже республик. Божественный дар Прометея не собирался и не собирается их соблюдать, не будем и мы, вечные борцы с огнём. Почему вечные? Я пришёл на место Николая Астапчика, придёт срок, и на моё место придёт другой пожарный, на его место, третий, и сколько бы огонь не объявлял нам войну, его всегда будет встречать БОЕЦ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ. По крайней мере, я в это верю.

Расплёскивая воду на ухабах, мы подъезжаем к дому. Хотя какой это теперь дом. В доме светло и уютно, в нём люди живут, а это теперь чёрная, обгоревшая, с обвалившимся потолком могила. Пожарище затягивает черно-синим дымом, сквозь который местами пробиваются сполохи огня. Ну что же, пришло время браться за разбор сгоревших конструкций, и приступать к поискам тела. Здесь героический ореол вокруг нашей профессии тускнеет, как мой групповой фонарь после часа подсветки. Быть на острие атаки, встречать огонь со стволом, и выносить из пламени пострадавших – это одно, а хлебая тошнотворный дым рыться с лопатой в закопчённых, вонючих останках , гадая под какой кучей барахла ты откопаешь обугленную плоть – совсем другое. Такое вот инь и янь. Но не бывает одно без другого, а второе без первого в этой работе.

Обхожу строение, что бы лишний раз убедиться, что угли с головешками не разлетелись по соседским дворам. Пока спокойно, здесь сработали нормально, не выпустили огонь на волю, не дали разгуляться. И это не для красного словца, на моей памяти – 16 строений за один пожар, из них четыре жилых дома.

В сизом тумане вырисовывается фигура пожарного со стволом, поливающего стену. Подходя сзади слышу, как он бормочет сквозь зубы:

- Что за ерунда? Где эти бойцы, я что, один тут должен тушить?

Мда, этот же вопрос не раз интересовал меня за годы службы. Правда задавал я его молча и про себя. Это что ещё за сухофрукт тут нарисовался? Глянул сбоку, лицо молодое, незнакомое. Хотя с этой кадровой свистопляской последние годы, хрен ты их всех упомнишь. Это не то, что раньше, когда брали в год по 3-4 человека. И половину отряда ты знал по именам, а вторую половину в лицо. Когда дружили семьями,ходили друг другу в гости, и звали один одного в кумовья. А сейчас достаточно уйти в отпуск, что бы с половиной части пришлось знакомиться заново.

«А может офицер какой молодой?» - мелькнула мысль. Инспектор там, приехал на разборы, видит народу мало, ну и решил помочь. Оно и понятно, на пожаре пара рук лишней не бывает. А если подопрёт крепко, то на позиции все выходят, от старшины до начальника отдела. На том стояла, стоит, и стоять будет Пожарная Охрана.

Не включая гакабортных огней проплыл мимо. Подозвал командира отделения с объектовой:

- Здорово Руслан! Ты что мне привёз за генерала, штырь ему в забрало?

- Где? Со стволом? Да это новенький, недавно работает.

- А чего такой борзый?

- В учебном центре побыл пару месяцев, теперь всё знает, всё умеет.

- Ну да, ну да… Побыл полтора месяца в учебке, и опа-топа труля ля, готовый пожарный. Это «глупые» немцы своих курсантов по 18 месяцев маринуют. Ну и правильно, чему там столько учиться то? Это на водителя – тракториста 10 месяцев на занятия ходить нужно, а тут вызубрил Тактико Технические Характеристики пожарно-технического-вооружения, запомнил номера приказов и руководство министерское, да сходил пару раз в дымокамеру, которая похожа на квартиры, в которых в основном то и приходится работать звеньями, так же как мои танцы на балет Анастасии Волочковой – и получи допуск на самостоятельную работу. Остальное в пожарной части расскажут, да на пожаре научишься.

Нет, ну не издевательство? На пожаре тушить надо, а не учиться. Учитывая сколько народу в части перевернулось, не многовато ли учебных пожаров… Я конечно и сам заступил в караул на третий день работы в Пожарной Охране., но скажу честно, не раз я жалел, о том, что то, до чего мне приходилось доходить своим умом, не один год, кстати, мне не объяснили, не показали и не заставили отработать в условиях приближённым к реальным, опытные тушилы на толковых тренажёрах. Пусть бы это обучение длилось и год, и полтора, лишним бы не было. Поверьте мне на слово, лить воду на огонь,( основная обывательская версия работы пожарных), - это лишь макушка огромного айсберга, под названием «Наука пожаротушения». И постигать её в процессе боевых действий, не самый лучший вариант, специфика нашей работы такова, что шанса исправить ошибку может и не быть. Пожар двойки ставить не будет, а накажет жёстко и беспощадно, не разбирая, пожарный ты или гражданский…

Поднесли лестницу, прислонили к стене, и перебросив ствол через плечо я полез на крышу, пролить остатки потолка и уцелевшие балки. Что бы парням работавшим в низу угли горящие за шиворот не сыпались. Оно и правильно, пусть лучше вода льётся. Тоже конечно ощущения - не сахарную вату облизывать, но куда полезнее для организма))).





Свист воды, шипенье пара,

Дрожь моих усталых рук.

Всё искра не угасала,

Заупрямилася вдруг.





Честно говоря, тут то и рассказывать особо нечего. Это вам не Донцову читать, где на каждой странице замысловатый поворот сюжета. У нас как то всё более предопределено и скупо. Приехали, потушили, уехали. Это я здесь соловьём заливаюсь. Хотя нам это «потушили», бывает так, что небо с овчинку кажется. Вы знаете, что такое третий пожар за сутки? Не мусорки какие нибудь, а настоящие, где по пару-тройку часов попахать надо. С пол-километра рукавов потаскать, со стволом по чердакам поползать, не дай бог на блат хату попасть в "синем" районе,да раскатить пару бревенчатых сараев. Когда вся твоя подменная одежда уже использована, а постиранные майка с трусами и носками сохнут на батарее, потому что в них уже столько пота напиталось - от соли материя расползаться начинает. Твой холодный ужин уже пятый раз простывает, но есть желания нет никакого, хочется лишь упасть бревном на лежак, и забыть прошедший день, как кошмарный сон. И поднимаешься ты не от тревоги, а от того, что кто то трясёт тебя, или того краше, лупит ногой по топчану, не хуже Аршавина по футбольному мячу.

-Вставай! Ты что, оглох? Нам на выезд!!!

И ты вскакиваешь, и тупо на автомате бежишь в гараж одеваться, ставя под сомнения зваться высоким званием «хомо сапиенс», человек разумный, ибо в голове даже намёка нет хоть на какую нибудь мыслишку. Словно приходили ночные зомби, и вычерпали весь твой мозг большой ложкой, вдобавок тщательно вылизав черепную коробку. А после, возле подъезда,забрасывая баллоны на плечи, не то со стоном, не то со всхлипом, ты со стороны малость напоминаешь робота-гитариста. Потому что половина твоего тела ватная, а вторая деревянная, и синхронизировать их действия не сразу удаётся. Но вокруг всем это не интересно, как говорится – « Проблемы индейцев шерифа не волнуют». Все орут – Давай! Давай! И ты даёшь, даёшь…

Тугая струя сшибает с досок остатки опилок, золу, обрывки газет, но упёршись в куски шифера и ошмётки какого то тряпья буксует, не хватает моему водяному стволу литер "Б" мощи. Сказать, что бы принесли ствол СПРУ 50, что ли? СПРУ 50, это ствол - динамит, я бы сказал, эдакий Конан-Варвар среди ручных пожарных стволов.Как сейчас помню первый раз использование его в деле. Задумали как то добрые люди порядок навести на даче по весне. Сгребли весь мусор, собравшийся за зиму, в большую кучу, да и подпалили. Зачем грузить его на тачку и везти на мусорку, если можно просто чиркнуть спичкой. Ога, собрались, значит, сжечь мусор, а сожгли веранду. К нашему приезду огонь прогрыз доски с улицы, ворвался внутрь и начал по своей дурацкой привычке разогревать и подпаливать всё вокруг. Вообще то веранда, это жилое летнее помещение, но в 90% используется как склад забытых и не нужных вещей, выбросить которые рука не поднимается. Да и как выбросить "дипломат", с которым ты пришёл из армии? Сандалики, в которых бегали твои дети? Валенки, которые достались от бабушки, их конечно никто не носит, но вдруг холодная зима?)))) Ну и - " диван , чемодан, саквояж. Корзина, картина, картонка, и плюшевая собачонка".

Пожар только-только вошёл в активную фазу, самое место и время испытать новенький ствол, на который я уже пару недель смотрел с вожделением. Заняв позицию в дверях на входе я подал воду. Сразу поставил на средний расход воды, ствол как ствол, ничего особенного. И тогда переключил на максимальный расход. О да детка, о да!!! Это был армагеддон. Космодесантник с турбо-плазменной пушкой, имеющей режим дезинтеграции, наверное не произвёл бы таких разрушений.))) Выбитые вместе с рамой стёкла, распущенные на нитки шторы, выброшенные струёй в окно стулья, не говоря уже про прибитый к потолку велосипед, и огромные, как колёса у кареты её величества императрицы, глаза водителя.

- Вася, мы что, без воды приехали?

С водой, с водой. Просто расход у этого чуда - 10 литров в секунду!!! Тут даже и про 5 минут речь не идёт. Три с половиной минуты, и как говорит Гога - бросай ружьё и плюй у дула. Бочка пустая, как кошелёк пожарного за неделю перед получкой.

Ну мы то ничего, а огонь пережил такой шок, что говорят, в той местности с тех пор даже спички зажигаются не охотно, тревожно прислушиваясь, не слышен ли на улице рокот подъезжающей красной машины.)))

- Хорош братва мокроту разводить, ликвидация. Пять минут перекур,и приступаем к поискам.

Перекур конечно не плохо, только сначала бы горло промочить. А то во рту такая Сахара, что воздух с трудом в лёгкие проходит, цепляясь за пересохшую трахею. Чем цепляясь? А вы химическую формулу кислорода знаете? Правильно О2, вот этим крючком и цепляется.))) Где тут питьевая колонка поближе? Снял и повесил краги на забор, рядом пояс и каску, расстегнул крючки боёвки. И сразу же предутренний сумрак вокруг меня заструился в мареве колеблющихся потоков тёплого воздуха. С меня повалил пар, как с чайника, беспощадно забытого на включенной плите. Каждая клеточка кожи измученного и перегретого тела, с жадностью впитывала живительную прохладу.







В предрассветной дымке солнце,

с неба глянуло на нас.

На мою всю в саже рожу,

и обшарпанный противогаз.





Полные пота сапоги - для пожарного не метафора, а горькая правда жизни. Дело в том, что боевая одежда пожарного, это слабо горючий и трудно промокаемый верх, с теплоизоляционной прокладкой. Эдакая роба сварщика, одетая на ватние штаны и телогрейку, плюс меховые рукавицы, подшлемник а-ля "антитеррор" и каска с забралом и пелериной. Как то попалась мне информация, что по подсчётам американских исследователей, пожарный в полной экипировке теряет свою работоспособность почти на 30%. Про удобство работы разговор даже не идёт. Да уж какое удобство, вот представьте, собрались вы на зимнюю рыбалку, оделись как на северный полюс, шапку ушанку под бородой завязали, даже ящик за спину забросили, а тут тёща злая, вас в подвал погнала картошку перебирать, да таскать её в мешках на пятый этаж, не дав не то что переодеться, но даже ящик снять.

Главная задача боевой одежды, это защитить тело от воздействия высокой температуры, и не дать огню добраться до моих нервных окончаний. С этим она справляется отлично, но только и лишнее тепло, которое вырабатывает организм при физической работе отводить не куда. Вот и работаем мы на пожарах, каждый в своей персональной, переносной, мини-бане. Как в присказке :

Падаю с сарая - это плохо, однако в низу стог сена - это хорошо. Но в стогу торчат вилы - это плохо. На вилы не попал - это хорошо, но и на стог тоже - это плохо.)))

Раньше попроще как то было, могли и глаза закрыть на то что ты подстёжку отстегнул, или при разборе верх скинул. Теперь же все на технике безопасности помешались. От инспектора с фотоаппаратом шарахаешься как чёрт от ладана. А то попадёшь в обзор без краг или с расстёгнутым поясом - и всё, а ля улю - паси гусей, прощай любимая зарплата. Не вся конечно, только премия, но от этого хрен редьки не слаще. Не давно водитель прибежал помогать на пожаре, накинул куртку, сапоги и носится с бензопилой. Ему естественно замечание - тот на дыбы, дескать я же вам помогать пришёл, а вы мне... Так не против никто, но ты же оденься как положено.

- Вася, так мне же тяжело в этом скафандре будет, понимаешь..

Не, ну обнять и плакать. Ему в тридцать лет тяжело, а мне в сорок три - как вафельный батончик откусить...

Ах как вкусна холодная вода! Я словно пиявка присосался к носику колонки, не отрываясь даже на то, что бы перевести дух. Рискуя задохнуться, потерять сознание и повалиться прямо здесь, с блаженной улыбкой на губах. Господи, как же иногда в жизни бывает мало нужно, что бы почувствовать себя счастливым. Впервые я осознал эту истину в 18 лет, когда был призван в славные ряды вооружённых сил СССР. Мои одноклассники, соскочившие на высшее образование, мечтали о часах "монтана" с 16ю мелодиями, двухкассетном магнитофоне "атланта", о самой красивой девочке на курсе. Я же мечтал лишь об одном - что бы меня, хотя бы на два часа оставили в покое, и не дёргали бесконечными построениями, сверками, поверками, строевыми смотрами, занятиями, походными и парадными маршами, во время которого приходилось бить плац каблуком, как цирковая лошадь копытом, караулами, нарядами, - и эта странная фраза " Рота , к бою на кулаках!!!" (Учебка, она такая, учебка)))).

Нет, в армии меня почти всё устраивало. Физические нагрузки для студента Училища Олимпийского Резерва, с ежедневными двухразовыми тренировками - так себе нагрузки. А учитывая, что армейский режим жёсткой экономии килокалорий позволил мне быстренько скинуть килограмм 10 - 15, я вообще порхал как бабочка. На первенстве погранвойск КГБ СССР, которое проходило в сентябре 1990 года в Одессе, я своих 400 метров пролетел как Каспер, пару раз только и коснувшись ногами спартана)))) Солдатская еда - терпимо, несколько лет питания в столовых закалили мой желудок. Так случилось, что первая воинская трапеза моя был ужин. К столу были поданы следующие блюда - каша пшённая не проваренная комами, это когда цепляешь ложкой комочек каши, надеясь встретить в нём кусочек сальца - ам, а у тебя Пфффф, изо рта сухая пшёнка фонтаном))). Хлеб ржаной, и не сладкий чай. Причём не сладкий от слова вообще. Съев свою порцию и не снижая скорости я принялся за порцию соседей. Адаптация от маминых пирожков к солдатской еде, у некоторых длилась по 3 - 5 дней, так что поживиться было чем за столом. Похлопав себя по набитому животу я подумал - не так страшен чёрт, как его малюют, жить можно.

Первая ночь пролетела не заметно. Годы занятия спортом включали в себя поездки на соревнования в другие города и республики. Ночевать приходилось в гостиницах, общежитиях, турбазах, ночной плацкарт вообще отдельная песня. Так что новое место помехой сну не было. Утренняя зарядка, затем уборка, которая мне показалась совершенно бестолковым занятием. Все мечутся, кричат, хватаются за всё подряд, мебель ровняют по ниточке, набивают кантики, потом снова всё переравнивают, подметают, моют, и снова перепереравнивают табуретки, тумбочки, кровати, полоски на одеялах - просто бзик какой то с этим равнением. В результате те же яйца, только вид с боку. Но наконец построение, и ать два в столовку. А теперь представьте моё настроение, когда в перловой каше я увидел какую никакую зажарку, на ломте белого хлеба призывно блестел круглым боком кусочек масла. А когда я отхлебнул горячего чаю, и он оказался сладким, сладким по настоящему - слёзы благодарности министерству обороны закапали в мою армейскую кружку))).

Бесило меня лишь одно, то что солдат всегда должен находиться "на расстоянии вытянутой руки". Это как с мобильниками сейчас, все хотят знать, где ты находишься, и что делаешь в данный момент. А в случае необходимости, твоё прибытие ожидается незамедлительно. Вообщем никакой личной жизни.

Но что то я отвлёкся. Утолив жажду, мы закурили по сигарете. Не успел сделать пару затяжек, за спиной выросла фигура дядьки милиционера.

- Может хватит курить? Работы ещё непочатый край, потом покурите.

Я аж поперхнулся.

- А ничего что я здесь с самого начала? За два часа первый раз руки из краг достал, что бы хоть с сигаретой пару минут передохнуть.

Видно что то ему в моём тоне не понравилось, и он отступил назад, пробормотав:

- Ну вы тут, давайте конечно, только же не забывайте.

Как же, забудешь тут. Кто здесь про пожар забыл? Ну кто, я конечно, больше ведь некому...

Вдоль дороги выстроились наши четыре АЦ, "гольф" начальника отдела с инспекцией и замом по оперативно-тактической работе, "жигули" с прокурорскими, были ещё "скорая", газовики и электросети, но их уже отпустили, и замыкал этот кортеж "уаз" департамента охраны, с прицепленным к нему холодильником, нашей районной труповозкой.

Собирайся народ, на раскопки кто идёт. Вооружившись пешнёй, иду к дому. Да, вы не ослышались, той самой пешней ,с которой рыбаки зимой по льду бегают и лунки во льду бьют. Зачем, спросите, она мне, если ничего из вышеперечисленного на пожарище нет? Озера и льда конечно нет, а вот лунки - есть. Добротные такие, 2 на 2 на 3 метра, с кирпичом выложенными стенами, погреб называется. И если клювом прощёлкать, того и гляди, загремишь туда под фанфары. Хотя бывает и круче. Некоторые "счастливчики" проваливаются на потолке, и экспрессом, без остановки уходят сквозь пол в подземные хранилища картошки, огурцов и капусты. Не дай бог, конечно.

Не смотря на то, что сквозняки пытаются разогнать из хаты сизый дым, парит и коптит нещадно. В густой синеве ни зги не видно, как говориться - хоть глаз выколи. Хотя их щиплет так, что кажется, кто то приступил к этому делу))). Вот ведь русский мужик пожарный, в машине 4 аппарата для дыхания, а взять рука не поднимается, потом же их на перезарядку, чистку, мойку, да вторую проверку делать надо. Лучше всю эту суспензию в лёгких гонять. Что за ересь? И я не один такой, так тушили мои пожарные "старики", и я продолжаю. Ладно, раньше были КИП-8 (кислородно-изолирующий противогаз с замкнутым циклом дыхания, собственный выдыхаемый воздух фильтровался, добавлялась порция свежего кислорода, и эта смесь вновь подавалась в загубник газодымозащитника). В обслюнявлинных очках видимость была с гулькин нос, да полный рот химпоглотителя. По зубам языком проведёшь - как наждачный круг облизал, чистый кислород так своим любимым окислением всего и вся занимался, что эмаль обсыпалась, как мишура с новогодней ёлки. Но теперь же совсем другие аппараты. Панорамная маска, свежий воздух в баллонах, так нет же, бережём их до последнего, пока уж невмоготу станет. Просто помешательство какое то.

Залез через подоконник и двинулся помаленьку вперёд. Говорят, что хороший танцор пляшет от печки, но учитывая, что танцую я так себе, начал от окна, простукивая перед собой дорогу пешнёй.





Шаг назад, и два вперёд,

вправо - влево, поворот.

Где здесь вход, а где здесь выход,

и сам чёрт не разберёт.





Пум -пум, куда нас ведёшь ты, не видно ни зги, пум-пум, ты явно Сусанин нам чешешь мозги. Пум-пум - шшух. Инструмент провалился в никуда, и повис на страховочной петле, (именно поэтому не беру лом, в такие моменты он норовит выскользнуть из промокших краг, лезь потом за ним). Один прогар обнаружен. Подсвечиваю фонарём, пока боец со стволом размывает мусор, что бы края дырки в полу видны стали. Лунка добротная получилась, надо братву предупредить. Поисковая группа уже в доме, и я обращаюсь к комоду

- Русел, передай своим архаровцам, по левому краю окна на печь через три шага прогар над погребом.

- Да ладно Васёк, разберёмся, не переживай, это всё валасы.

Каждый раз хочется спросить, что значит, это всё валасы. Но я знаю, что в ответ он пожмёт плечами, и скажет - Не нравится валасы? Ну тогда, это всё борода. Что ни на йоту не приблизит меня к разгадке.

Сзади послышался шум и сдавленный возглас на матерно-русском языке - Сууука, помогите. Лучи фонарей зашарили по дому, и упёрлись в пол. Нашему взору предстала композиция " Чак Норрис наносит удар ногой в прыжке из подвала". Одна нога и нижняя часть туловища молодого бойца провалилась в разлом, а верхняя с прижатой к груди второй ногой осталась на верху. Только крепкая ткань и мощная прошивка штанов боёвки, не дала пареньку разодраться как лягушка, избавив от неожиданной операции по смене пола)))

Не, ну стоило мне тут ползать, сверять своё местоположение по спутникам джи пи эс, привязываться к звёздным пульсарам, для точного определения пространственных координат долбанного прогара, что бы первый же балбес ухнул туда... Вытащили бедолагу, и тут же на месте провели с ним внеплановый целевой инструктаж по технике безопасности, с использованием, для пущей доходчивости, ярких, сочных, запоминающихся, головокружительно - восхитительных эпитетов и метафор, коими так богат русский язык.

Ладно, двигаемся дальше. На правах старослужащего и роста в метр девяносто подрабатываю фонарным столбом , из под потолка освещая место раскопок. Лопатами не очень то удобно рыть , когда попадаются куски конструкций и всякое тряпьё, и решили послать гонца за багром. Ну кому идти, конечно молодому. Вот он и пошёл. Пошёл, да не дошёл. Вообщем по накатанной, бааамс, грух, - Да что же это блинь делается???!!! Я даже оборачиваться не стал, ну а что я там нового увижу? Всё того же старину Чака))) Кто то из "соседей" задумчиво произнёс - Да, а говорят снаряд в одну воронку два раза не попадает. Чей то голос ему ответил - Ну так то снаряд. А вот пожарный, запросто))). Выбрался на этот раз пожарюгин сам, ну а как же, повторение, мать ученья))).

Бабку вскорости нашли, так и лежала, там где была кровать. Пока инспекция и прокурорские фотографировали, да отписывали протоколы, мы принялись собирать ПТВ. Развернуться на пожаре, секундное дело, рукава, стволы, переходники, разветвления,лестницы да багры - со свистом из отсеков выскакивают, а вот назад всё сложить, да ещё когда четыре машины работали, то это уже " Что? Где? Когда?" какое то. Что брали, где это лежало, и когда ты обнаружишь, что чужое прихватил, или своего не хватает))). Руководитель Тушения Пожара благодарит соседние подразделения за помощь, и отправляет их по домам. Мы прощаемся с ними традиционно - Ну что бы больше не встречаться! Объектовая уезжает на заправку, пожарная машина всегда идёт с водой, не важно что с пожара, и крякнув сиреной укатывает в часть. Мы же оставались ещё на пол-часа контролировать пожарище. ..





Луна ушла, уж солнце встало,

последняя заправка у реки.

АЦ домой с пожара уезжала,

в тумане гасли фары, словно угольки.





За окном ночь, допечатываю рассказ, чуть ли не после каждой строчки выходя покурить. Сижу на крыльце, стреляя в темноту трассерами не потушенных сигарет. И чем пристальнее я вглядываюсь в черноту, окружающую меня, тем явственнее проступают передо мной очертания того сгоревшего дома, пожарные машины, парней пожарюг,вытирающих потные лбы закопчёнными крагами. Какие чумазые эти благородные лица, благородные не в смысле аристократических носов и выбеленных щёк, а словно подсвечиваемые изнутри каким то душевным огнём. Эдакая вселенская сила вкупе с вселенским терпением.

- Ты устал? - Да. Ты Сильно устал? - Да. Ты подыхаешь от усталости?- Да. А ещё тушить будешь? - Буду. Ну что тут скажешь....


Рецензии
Здравствуйте, Василий!
Читала и восторгалась... просто гордость одолевала вот за таких, как Вы, парней, которые во имя спасения человеческих жизней и чужого имущества готовы в огонь и в бой!
Написано очень динамично, так же, как и работается, ведь промедление... чревато... Герои не хвастаются подвигами, они несут ежесуточную вахту, называемую рабочими буднями...
В описании стихии, Василий, используете удивительные образы и сравнения, стихи замечательно дополняют повествование!
Будьте здоровы и счастливы!
Всех благ Вам!
С уважением, Т.М.


Татьяна Микулич   20.07.2016 20:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.