Парашютисты приземлялись ночью ч. 1

ИСПАНСКИЙ  ДЕБЮТ.

Незаметно для многих 17 июля 2016 г. минуло 80 лет со дня начала Гражданской войны в Испании. Для отечественного читателя эта война всегда была далёкой и малоизвестной, лишь в 2000-х гг. произошёл небольшой сдвиг в восприятии этой темы в России. А воевали там не только советские граждане, но и беженцы из России – русские эмигранты. Особый трагизм ситуации заключался в том, что в отличие от наших военных советников, специалистов, добровольцев, русские эмигранты сражались по разные стороны баррикад. Но обо всём по порядку. 16 февраля 1936 г. на выборах в испанские кортесы с небольшим перевесом, совсем неожиданно для многих, победил Народный фронт. Партии в него входящие: коммунисты, социалисты, республиканцы, члены Всеобщего рабочего союза и др., получили в парламенте 269 мест, партии центра – всего лишь 48 мест, а организации Национального фронта – 157 мест. Из тюрем были выпущены политические заключённые, восстановлена автономия Каталонии, приняты законы, улучшавшие положение рабочих, началось осуществление аграрной реформы. Сложившаяся ситуация после выборов активизировала силы правого и откровенно фашистского толка, сгруппировавшиеся в партии «Испанская фаланга» и вокруг неё. 17 июля 1936 г. в 17 часов в испанском Марокко и на Канарских островах вспыхнул антиправительственный путч. По заранее разработанному плану на следующий день к нему примкнули офицеры и генералы, командовавшие воинскими частями в различных пунктах Испании. Правые силы в составе 14 тыс. офицеров и около 150 тыс. солдат, вначале возглавил ген. Хосе Санхурхо, но 20 июля он погиб в авиакатастрофе.

К сентябрю, судьба правого мятежа висела на волоске и тогда её взял в свои железные руки молодой, энергичный и умный ген. Франсиско Франко Баамонде. Он провозгласил Испанию тоталитарным государством, а себя объявил главкомом сил националистов при молчаливом согласии ген. Молы, имевшем отнюдь не меньше оснований претендовать на эту честь. 2 октября 1936 г. в Саламанке, восставший генералитет («Хунта национальной обороны») только подтвердила собственный выбор Франко, присвоила ему звание генералиссимуса, титул каудильо (вождя) и назначила временным главой государства, наделив всей полнотой военной и политической власти. Первоначально успех сопутствовал заговорщикам на юге страны в районах Севильи, Кордовы, Гранады и Кадиса, Сарагосе, Овьедо, в Старой Кастилии и Наварре, а также в Галисии, Арагоне, на Канарских и Балеарских островах (за исключением о. Менорка). Однако, во многих регионах Испании, путч, лишённый поддержки населения, провалился. Выступления военных в Мадриде и Барселоне были быстро подавлены. Моряки ВМФ и большая часть личного состава ВВФ сохранили верность Республике. Там, где восстание было подавлено, поспешно начиналось формирование народной милиции из числа членов соц. партий и профсоюзов. Вскоре в рядах республиканской армии оказались и иностранные добровольцы. Первыми иностранцами стали спортсмены -рабочие, прибывшие на Рабочую Олимпиаду в Барселону. Из-за мятежа Олимпиада не состоялась, но ряд спортсменов-социалистов организовал 8 иностранных частей в составе республиканской народной милиции. На территории, контролируемой законным правительством, проживало 14 млн. чел., там же находились основные промышленные центры, военные заводы.

В ночь на 19 июля 1936 г. Хосе Хираль от лица Республиканского правительства, на стороне которого оставались 8,5 тыс. офицеров и более 160 тыс. солдат, обратился к французскому премьер-министру Леону Блюму с просьбой о содействии оружием и самолётами. 55 французских самолётов уже 25 июля прибыли на республиканские аэродромы. Спустя 3 дня в Марокко приземлились и первые немецкие транспортные самолёты, а 30 июля там же появились и итальянские бомбардировщики. Так началось иностранное вмешательство в Гражданскую войну в Испании. Позже и Советский Союз начал активно поставлять военную технику республике, имея в виду её территорию, как настоящий полигон для испытания оружия в бою и прежде всего авиатехники. Однако вначале августа 1936 г. под давлением Великобритании, Франция прекратила поставки вооружения в Испанию и закрыла границу с ней. Американцы, англичане и другие державы провозгласили «политику невмешательства», что фактически означало признание фашистских мятежников воюющей стороной. 9 сентября 1936 г. в Лондоне начал работу Комитет по невмешательству, целью которого стало - не допустить перерастания испанского конфликта во всеобщую европейскую войну. Препятствуя поставкам оружия и боеприпасов республиканскому правительству, что вело к обезоруживанию, этот Комитет (позже к нему присоединилось 27 европейских стран) в то же время фактически потворствовал участию в боевых действиях в Испании военных контингентов фашистской Италии и нацистской Германии. Ген. Ф. Франко запросил помощь у немцев и итальянцев и те, незамедлительно откликнулись.

Из Африки в Севилью на 20 транспортных самолетах «Юнкерс-52», 12 итальянских бомбардировщиках «Савойя-81» и германском транспортном судне «Усамо» были переброшены части Иностранного легиона и марокканские войска. Таким образом, Франко смог в июле-августе из Марокко перевезти 10500 чел., в сентябре – ещё 9700 чел. В дальнейшем Германия и Италия направили Ф. Франко 50-тысячный авиационный легион «Кондор», оснащённый самым современным вооружением и 125 тыс. итальянский экспедиционный пехотный «Корпус добровольческих сил». Португальский диктатор Салазар также поддержал франкистов. Для «борьбы с большевизмом» португальская буржуазия сформировала 20-тысячный военизированный «Португальский легион», участвовавший в «крестовом походе» против Испанской республики, не говоря уже об активной дипломатической поддержке мятежников, о снабжении их оружием через свою территорию. Сражавшиеся на стороне Франко легионеры (так называемые вириаты) потеряли убитыми около 6 тыс. чел., что не на много меньше числа жертв, понесённых португальскими войсками в ПМВ. Мятежники, обманувшие часть армии, никогда бы не выстояли против народа. Но ими уже были получены из Италии и Германии около 2 тыс. самолётов, 1,2 тыс. танков, 2 тыс. орудий и транспорты с пулемётами, ружьями и боеприпасами. Также продолжали прибывать крупные партии хорошо обученных лётчиков, танкистов, артиллеристов и других военспецов. Накопив силы, восставшие начали наступление - Франко продвигался к северу от Севильи, а армия ген. Молы – в провинции Гипускоа Страны Басков.

Следует отметить, что цифры, приводимые различными источниками, по поставкам техники и вооружения, подчас сильно разнятся. По признанию итальянского фашистского правительства, франкистам за время Гражданской войны было поставлено: 2 тыс. орудий, 10 тыс. автоматов, 240 тыс. винтовок, 324 млн. патронов, 8 млн. артснарядов, 12 тыс. грузовых машин, 700 танков, 800 самолётов, 17 тыс. авиабомб, 2 подлодки и 4 эсминца: «Сеута», «Теруэль», «Мелилья», и «Уэска». Итальянские и германские подводные лодки нередко оказывали «дружеские услуги» армии Франко. Современный историк Ю. Рыбалкин приводит иные данные: из Италии поступило 1000 самолётов всех типов, 950 единиц бронетехники – танков и бронеавтомобилей, 1930 арторудий, 1426 миномётов, 3436 пулемётов, 240747 винтовок, 9 млн. штук патронов, 7,7 млн. штук артснарядов, 17000 автомобилей, 8 подлодок. По данным английской прессы из Германии в Испанию были поставлены 600 боевых самолётов, 200 танков и 1000 артстволов. Ю. Рыбалкин даёт другие цифры: из Германии в Испанию поступили 593 самолёта, 250 танков и бронеавтомобилей, 700 арторудий, 6174 миномёта, 31000 пулемётов, 157306 винтовок, 250 млн. патронов, 1,1 млн. артснарядов. В документах германских архивов, отмечены поставки 321 истребителя и 220 бомбардировщиков, 270 танков и бронеавтомобилей, 620 арторудий, 6170 миномётов, 30074 пулемётов, 160975 винтовок. На стороне путчистов воевали добровольцы из Ирландии (бригада ген. О'Даффи) и как указывалось выше - часть российских белоэмигрантов. Один из них сделал любопытные выводы: «Баски – это наши самостийники...

Тут, как и у нас, Великая и Неделимая, и так же, как и у нас, имеются самостийники, готовые бороться даже рядом с красными» (1). Выше перечисленные карательные силы в значительной степени изменили ход войны. Возникает вопрос: Почему же Германия столь активно помогала ген. Франсиско Франко? Ответ прост - нахождение у власти Народного Фронта, в котором доминировали левые партии, делало бы практически невозможным нападение на СССР и немцам с самого начала пришлось бы воевать на два фронта. Активно формировалась «пятая колонна» – специальные диверсионно-разведывательные формирования франкистов, которые предназначались для совершения диверсий и терактов против интернациональных подразделений. Именно тогда родился этот термин как нарицательное наименование вражеской агентуры внутри государства или политического движения, ведущих подрывные действия в интересах внешнего противника. В сентябре 1936 г. в ответ на просьбу нового главы законного правительства Испанской Республики Ф. Ларго Кабальеро советское руководство приняло решение о проведении "Операции Х" (оказание активной военной помощи). Её тогда поддержали тысячи добровольцев: коммунистов, анархистов, социалистов из всех стран мира, которые стали появляться в армии республиканцев уже в конце июля 1936 г. 22 октября премьер-министр Испании подписал документ о создании интербригад, а спустя три дня была образована первая за № XI. Всего легендарных интербригад было сформировано восемь. Две последние (86-я и 129-я) 13 февраля 1938 г. Каждая интербригада состояла из 3-4 пехотных батальонов, пулемётных и сапёрных рот, кавэскадронов и артбатарей. Численность каждой интербригады варьировалась от 1900 до 3 тыс. чел.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2018/02/15/1011   


Рецензии