Эссе 1 Философия, как категория вырождения Высокой

Философия, как категория вырождения Высокой Имперской Культуры в Цивилизацию.

Эссе 1

Господство философских взглядов на наш мир всегда вызывало стремление найти общность движущих сил заставляющих человека заниматься поисками Истины, как и того толчка, который вызвал этот безконечный процесс. Мое внутреннее психологическое чувство издавна ощущало, какое то неуловимое единство взглядов на мир философов немецкой школы XIX века. А также наших мыслителей В.Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева П. Флоренского, которые часто перекликаются с нынешней риторикой экуменизма, начиная от о. Александра Меня и ему подобных, и даже имеют продолжение в философских взглядах, внешне антиэкумениста, Валентина Касатонова. Что же связывает этих абсолютно разноплановых мыслителей или точнее в чем их внутреннее единство?

Ничто не ново под луной и веревочка эта вьется со времен древнегреческих мыслителей Платона, Аристотеля, «неоплатоников» и до наших дней. Древнегреческие мыслители Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и прочие жили в мире,  где верования и мысль еще составляли подобие единого целого и просто дополняли друг друга, вытекая одно из другого. Это наследие они могли получить, каким то образом, только от предшествующей Культуры Вед, которая была цельным сводом жизни того общества, и которое ее исповедовало в жизни, где главенствовала цельная Культура Вед.

Но уже древнегреческие мыслители, смутно чувствуя разрыв общности культуры, как цельной категории, применили философский подход к познанию основ мира. Это были все те же Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и прочие.

К началу Нового времени внутренние позывы поиска универсальной мировой религии привели наш мир к явлению Боговоплощения и распространению «мировой религии» Христианства. Христианство своей демократичностью и космополитизмом вызвало брожение исповедальной мысли и закономерному появлению своего антогониста «неоплотоников». Суть этих явлений и расовых ересей, порожденных ими, Мы с Вами рассмотрим позже, а сейчас посмотрим на нынешние представления о месте философской и иной мысли в нашем обществе. 

Вот как видит эту сторону Бытия В.Ю. Касатонов в работе «Философия в жизни человека, особенно в последние времена»:

«В разные  периоды истории роль философии как системы мировоззрения  могла быть и очень высокой и очень незначительной. Например, временем «торжества философии» можно назвать последние века дохристианской истории, когда в древнем мире (несмотря на официально существовавшее язычество с его религиозным мировоззрением) большой популярностью пользовались учения древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля. Другим примером «торжества философии» можно назвать Европу 19 века: тогда стали наблюдаться процессы ослабления христианства (в том числе как мировоззрения) на фоне резко возросшего влияния немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Примером резкого ослабления роли философии можно назвать Европу со времен Константина Великого, когда христианство стало официальной религией. Философия на протяжении многих веков после этого имела статус «служанки богословия». В ХХ веке в мире резко возрос авторитет науки. Это в очередной раз способствовало снижению  влияния  философии в обществе.

Одним из наиболее сложных вопросов для самих философов является вопрос о том, где проходит граница между философией и другими системами формирования мировоззрения.

Впрочем, здесь также все условно. Взять, к примеру, школу  неоплатоников (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Ее процветание пришлось на 3-5 вв. по Р.Х.  Неоплатоники изначально позиционировали себя как философы, которые  являются приверженцами Платона и дополняют платоновскую систему идеями Аристотеля и других философских школ. Постепенно они приступили к «конструированию» «универсального бога». По сути, началось перерождение неоплатонизма из философии в богословие и религию.
Философы избегали и избегают слова «бог», заменяя его терминами:  «Первоначало», «Абсолют», «Единое», «Причина всего сущего» и т.п.   Но что примечательно:  эти свои абстрактные понятия они, как правило, писали и пишут  с большой буквы, что позволяет их называть «Богом философии», «Философским богом».

В Новое время на арену общественной жизни выходит наука как особый вид человеческой деятельности. Она сразу же вступает в конкурентную борьбу с религией (христианством). Довольно часто наука вступает в тактические союзы с философией.
 
Сегодня философия не только утратила   статус «служанки», она стала «люмпеном» современного общества. Она почти никому не нужна.

Но, думаю, что она сумет найти нового хозяина и покровителя. Кто это? -  Я думаю, что она может вернуться под крыло...религии. При этом подчеркиваю: не христианства, а именно религии, отличной от христианства.  С христианством «развод» философии произошел еще в Средние века. Сегодня христианский мир переживает тяжелые времена. Лишний раз об этом свидетельствует так называемый «всеправославный» собор на Крите, проходивший в июне этого года. Пока речь идет лишь о неких экуменистических процессах в рамках, так называемых христианских конфессий. А завтра он выйдет за рамки «христианского» экуменизма и будет представлять собой процесс движения разных религий и конфессий к единой мировой религии.

Вот тут и потребуются философы типа упоминавшихся выше неоплатоников, которые будут «конструировать» единую, мировую религию».

То есть В.Ю. Касатонов показывает и фиксирует периодичность появления потребности мировой мысли в определении своих основ, путем философских поисков ускользающего ощущения единства общества.

Моя вставка:

Вот что говорит о неоплатонизме официоз:

«Неоплатонизм построил систему религиозного и философского синкретизма, соединявшую основные восточные и греческие фантастические идеи в хаотическое целое. Это было нечто, подобное идеальному пантеону; божества, мифы и символы всех народов сливались в этой системе, значение их истолковывалось аллегорическими объяснениями в духе учения Платона об идеях. Строгое, стоическое учение о добродетели и воздержании было утрировано неоплатониками во вкусе восточного аскетизма.

Основателем неоплотонизма был Саккас, он составил себе эклектическую систему из сочетания учений Платона, пифагорейцев, Аристотеля с восточными религиозно-философскими представлениями. Аммоний не излагал её письменно: от него не осталось никаких сочинений. Но его великий ученик Плотин (205-270 гг.), стал для основателя неоплатонизма тем, чем был Платон для Сократа».

Далее Касатонов:

«Тогда, в IV веке  на волне философской мысли неоплатонизма к власти пришел император Юлиан Отступник, который пытался «осчастливить» своих подданных «новой» религией, представлявшей гремучую смесь язычества и неоплатонизма. Стремясь, таким образом,    отвратить их от христианства, легализованного всего за полвека до этого Константином Великим.   Уверен, что сейчас нам будет опять предлагаться «новая» религия в духе неоплатонизма или какого-то иного « неофилософского синтеза». 

В свое время святитель  Григорий Палама назвал философские теории  «смесью  меда  и цикуты» (цикута - вид яда). Тем более, что со времен Григория Паламы соотношение меда и цикуты в напитке  резко изменилось в  пользу  цикуты. Но это - тема отдельного разговора».

То есть Касатонов отметил периодичность потребности или господства философии и отметил, что «одним из наиболее сложных вопросов для самих философов является вопрос о том, где проходит граница между философией и другими системами формирования мировоззрения», то есть фактически от него ускользнули движущие силы философской мысли. Поэтому предметом Наших с Вами дальнейших рассуждений и будет анализ деятельности Школы Платона, «неоплатоников», как оппонентов мировой религии христианства и философов нашего времени.


Рецензии