Богатырь из папиной сказки

– Пап, расскажи что-нибудь интересное! – попросила Оля.
– Ладно, только, чур, не бояться!

   Давным-давно жил на белом свете добрый молодец по имени Михайло Потык. Его лучшими друзьями были храбрые богатыри Илья Муромец и Алёша Попович. Михайло тоже мог сражаться, как лев, и отменно владел мечом, но ещё лучше в шахматах разбирался. Обучил этой игре самого Владимира Красное Солнце – на свою же беду. Пристрастился тот к шахматным баталиям и однажды уговорил Потыка сыграть с ним партию на спор. Поединок закончился очень быстро. Получил князь Владимир мат в несколько ходов, и такая его досада взяла, что отправил он Михайло в темницу на хлеб и воду. Узнав об этом, явились в княжеский дворец Илья Муромец и Алёша Попович и попросили освободить друга. Но Красное Солнце был упрям и злопамятен. Ушли богатыри ни с чем.

– Как бы нам Михайло вызволить? – спросил Илья. – Руки чешутся навалять как следует этому самодуру Владимиру.
– Постой, Илюха! Навалять мы всегда успеем. Будем действовать хитростью. Натравим на князя Кощея Бессмертного – и посмотрим, что будет.
   Отправились богатыри за тридевять земель в тридесятое царство и так досадили Кощею, устроив в преисподней рыцарский турнир, что тот сбежал от них и отправился странствовать по Руси. Едет на своём вороном коне и думает: «Пока богатыри далеко, захвачу-ка я Киев». Позвал нечистую силу и накликал на город легион бесов.

   Опечалился князь Владимир. И как назло, не оказалось поблизости верных богатырей – ни Ильи, ни Добрыни, ни Алёши. Вспомнил он тогда про Потыка, томящегося в темнице, и приказал привести его.
– Чего это ты, князь, вдруг меня освободить надумал? – спросил богатырь.
– Видишь ли, какое дело, Миша. Кощей Бессмертный напал на город. А защищать некому. Друзья твои далеко.

   Пришлось Потыку проглотить горькую обиду и отправиться на переговоры с Кощеем. Тот мерзко захихикал и спросил:
– Хе-хе, зачем пожаловал, добрый молодец? Драться со мной собрался?
– Не хочу я с тобой драться. Давай лучше поговорим. Скажи, чего ты хочешь за город Киев?
– Откупиться от меня решили? – не выйдет! – ответил Кощей. – Людей я и так в своё подземное царство каждый день забираю. А потрепать нервы князю Владимиру – для меня большое удовольствие.
– Хочешь, научу тебя в шахматы играть?
– А зачем?
– Для удовольствия.
– Ну что ж – учи.

   И так Кощею игра понравилась, что предложил он Потыку:
– Давай ещё партию сыграем. Ставка – стольный Киев-град.
– Идёт! Только в этот раз право первого хода за мной.
   Проиграл Кощей и сильно на богатыря обиделся. Всю ночь думал, как бы ему отомстить. Наутро просыпается Михайло Потык и видит, как коршун лебедя преследует. Схватил он лук и пустил в хищника стрелу.
– Эх, жаль не добил!
– Спасибо тебе, добрый молодец, – молвила лебедь человечьим голосом. – Спас ты меня от верной гибели.
   Взмахнула крыльями и превратилась в девушку красоты невиданной. Остолбенел богатырь и даже не сразу нашёлся, что сказать. Наконец молвил:
– Как тебя зовут, красавица?
– Лыбедь.
– А меня – Михайло Потык. Если ты не прочь, будь моей женой.
– Как у тебя всё просто! Увидел – и сразу жениться. А вдруг переменишься?
– Не переменюсь! Полюбил я тебя не на шутку, Лыбедь белая.
– Чем докажешь?
– Ради тебя готов на всё!
– Неужели? Тогда поклянись, что когда умру, добровольно за мной под землю уйдёшь.
– Клянусь!
– Ладно, выйду за тебя замуж.

   Сыграли свадьбу. Но недолго радовался Михайло Потык. Вскоре умерла его молодая жена. Опечалился богатырь. Но ничего не поделаешь – уговор надо выполнять. И велел похоронить себя вместе с Лыбедью в подземной пещере. Сидит и видит – ползёт к нему гадина до того страшная, что оторопь берёт. Хотел богатырь её придушить, а она как взвоет:
– Не губи меня, Потык! Ведь это я, твоя жена.
– Ох, не лги, нечистая сила! Жена моя при жизни красавицей была, а ты страшнее войны.
   И стал змею ногами топтать. Завопила гадина дурным голосом, и вдруг полезли из неё белые перья. Отшатнулся богатырь и за голову схватился: перед ним лежала его Лыбедь…

   Тем временем вернулись в Киев Илья Муромец с Алёшей Поповичем и прямиком к князю направились:
– Говори, где Михайло Потык?
– Под землёй.
– Это твоих рук дело, князь?
– Что вы, молодцы! Ваш приятель от горя умом тронулся. Как умерла жена его, велел замуровать себя вместе с ней в подземелье. Даже Добрыня Никитич не смог его отговорить.
– Какая ещё жена?
– Красавица Лыбедь.
– Чует моё сердце беду, – промолвил Илья Муромец. – Пошли, Алёшка. Надо Потыка выручать.
– Согласен. Влип он, похоже, с этой Лыбедью.

   Спустились богатыри в пещеру. А там темно, хоть глаз выколи. Зажгли факелы и видят: сидит на полу Михайло Потык и рыдает, как дитя. А рядом с ним лежит странная сущность – не то птица, не то змея – и кровь его пьёт.
   Выхватили Илья с Алёшей свои мечи и порубили тварь на мелкие куски. А потом вытащили Потыка из подземной темницы на белый свет. Там уже поджидал их Добрыня Никитич с лучшим княжеским лекарем.

   Спал Михайло три дня и три ночи. Когда проснулся, первым делом поблагодарил своих верных товарищей. А потом рассказал, что Лыбедь подослал к нему Кощей – в отместку за проигранный Киев.
– Мы так и решили. Окрутила она тебя, колдовскими чарами опутала. Виданное ли дело – живому человеку добровольно в землю уходить.
   Насупился Потык и признался:
– Видел я Святогора.
   Переглянулись богатыри и вспомнили, как пару лет назад тот исчез бесследно, хотя силу имел непомерную. Долго искали его товарищи, но так и не нашли.
– Что же с ним стряслось?
– Кощей заманил его в ловушку. Подбросил на дороге суму. Святогор хотел её поднять, да не смог. И так огорчился, что принялся тянуть, что есть мочи, пока всем телом не ушёл под землю. Так с тех пор и блуждает его неприкаянный дух – выхода ищет, а найти не может.

– Ну что, Оленька, страшно? – спросил отец.
   Девочка не ответила. Наклонившись к ней, папаша понял, что она спит. Улыбнулся и подумал: «Где вы, мои чистые детские сны?»
   В это время Оля стояла на залитом солнцем лугу, а навстречу ехали четыре богатыря. Девочка закричала, но ни Алёша, ни Илья, ни Добрыня её не расслышали, продолжая говорить о чём-то своём. И только Михайло Потык оглянулся и, протянув к ней руки, воскликнул:
– Здравствуй, доченька! Как же ты похожа на мать свою – Лыбедь белую!


Рецензии