Продолжение 2. Интегральная ЙОГА, - Путь к

Часть 3
Ключ к нашей эволюции.
Почему Мир остаётся тем же? Если предположить, что человечество станет озарённым, интуитивным и откроется Богоподобному Глобальному Разуму, сможет ли оно управлять сложным разнообразием жизни и пребывать в радости и Любви?
Два факта противоречат этой надежде:
1 - Неравномерность духовного роста индивидов, и то,
2 – что при всём своём могуществе, Глобальный Разум остаётся в пределах принципов разума, поэтому не даёт качественного изменения. Если люди применят его силу к своему эго, а не к Душе, это приведёт к ницшеанскому сверхчеловеку. А даже если они подчинятся Душе, Глобальный Разум, который тысячелетиями дарит человечеству высшие идеи и творческие силы, Мир не изменил. Мы по-прежнему далеко не всегда принимаем прекрасные идеи, новые системы, отвергаем множество высочайших творческих находок и чистую Любовь. «Будто реальность создана из какой-то непоправимо искажающей субстанции» (Сатпрем).
Недостатки Глобального Разума проистекают из нескольких причин.
1. Глобальный Разум не может изменить «доктринёрский ум человека, борющегося с жизнью. Он завладевает маленькой частичкой истины, единственной каплей божественного озарения, и превращает это в закон для каждого. Но и признавая необходимость разнообразия, Глобальный Разум не может воплотить это практически: ему известно лишь, как надо обращаться с неменяющимся и конечным». (Ш.А.) А Мир намного богаче.
2. Ясно видя, что всё едино, Глобальный Разум в силу самой структуры сознания не может обойтись без разделения этого единства: «Он видит всё, но видит со своей точки зрения» (Ш.А.). Поэтому даже голоса наших Пророков столь разные: их сознание - только один луч тотального Света, только одна сторона истины. Так Будда выражал трансцендентное Ничто, а Христос - любящее Милосердие. И в мифологии каждый бог воплощал одну Космическую силу – любовь, мудрость, плодородие, разрушение...
3. Чем ниже истина Глобального Разума нисходит от плана к плану, чтобы воплотить себя в жизнь, тем более раздробленной она становится. И даже если мы объединим разные точки зрения, это будет ментальный синтез, «попурри, а не единство», как говорила Мать. Вот почему Мир раздроблен. И так будет, пока ментальное сознание – высокое или низкое, обычное или трансцендентное, господствует на Земле.
Нам необходима не ступень, следующая за Глобальным Разумом, не сверхвосхождение, а совсем иной принцип, способный вместить бесконечное разнообразие жизни, и победить варварство и тьму здесь, внизу. Не может быть Рая на Земле до тех пор, пока хоть один человек находится в аду. Потому что есть только Человек как некое единое целое.
И Шри Ауробиндо открывает такой неделимый принцип восхождения сознания и его нисхождение для преобразования Материи.
Что влияет на нашу жизнь сегодня.
«Эта йога – не для слабых, – говорила Мать. - Если её первый ощутимый результат – это пробуждение новых художественных способностей, то вторым, может быть, немедленным следствием этого, является безжалостное оголение скрытых, теневых сторон сознания – сначала индивидуального, а затем и космического». Эта тесная связь между сверхсознательным и подсознательным была отправной точкой открытий Шри Ауробиндо.
Сверхсознательное – это наше эволюционное будущее.
Подсознательное – наше прошлое и настоящее. В нём - информация обо всех наших инкарнациях, включая нынешнюю, и действие сил, которые доминировали в нашем восхождении от неживой материи к животному, и от животного к человеку. Мы несём их в себе до сих пор. Поэтому в нас гораздо больше низменного, чем мы хотим признать.
В подсознательном находятся все примитивные и грубые ментальные силы, которые первыми появились в мире Материи. Все рефлексы страха, агрессии и страдания, энергии болезней, разложения и смерти. И они из подсознательного управляют нашей физической жизнью и распоряжаются полем битвы. Поэтому нам остаётся открыто, прямо и решительно вывести их на арену и победить. «Никто не может достичь небесных сфер, минуя недра ада» (Ш.А.).
Но только высшая Сила безопасно открывает дверь внизу. «Сверхсознательное, а не подсознательное является подлинным основанием всего существующего». «Поэтому всегда следует начинать с позитивного, а не с негативного опыта, привнося вниз, в те части сознательного существа, которые подлежат изменению, нечто из божественной природы – свет, невозмутимость, чистоту, божественную силу» (Ш.А.)

Единство восхождения и нисхождения.
Мы вступили на Путь, потому что чувствовали потребность в чём-то ином. И начали своё путешествие с положительного переживания. В ментальном безмолвии мы обнаружили, что оно само посылает ответы. Мы ощутили нисходящую Силу и свою индивидуальную частоту внутри себя, которая прояснила Жизнь и сделала Её ярче. Возможно, произошло и внезапное крушение собственной ограниченности, и мы вышли на новый уровень, о чём говорят самые разнообразные признаки.
Но после этого обнадеживающего начала, всё начинает покрываться какой-то пеленой, будто внутри что-то отстаивает себя, вызывая приступы скептицизма, сомнения и протеста. Это будет вторым истинным признаком нашего продвижения, означающим, что нисходящая Сила начала своё проявление и помогает нам обнаружить препятствия из своей низшей природы.
Нисхождение и восхождение обеспечивает одна и та же Сила. Это фундаментальный закон. Если бы мы каким-то образом спустились ниже границы своих возможностей к восхождению, это лишило бы нас защиты и немедленно привело бы к несчастью, так как по мере нисхождения необходим всё более и более мощный Свет – иначе человек будет просто растерзан.
Нужно быть готовым, что на пути интегральной йоги мы часто находим худшее, желая найти лучшее, встречаем войну, когда ищем Любовь и Свет. Потому что внутренний прогресс – это не столько восхождение, сколько выявление того, что ему мешает. Давайте смело взглянем этому в лицо, и примем, что Путь – это битва. Пока плывешь по течению, кажешься себе милым, правильным, благородным, но стоит чуть повернуть, как сразу всё сопротивляется. И мы в себе же начинаем чувствовать те гигантские силы, которые властвуют над человеком и отупляют его. Это очень важный урок: за каждым шагом вверх обязательно следует шаг вниз. Такова цена преображения реальности.
Эти крутые срывы, затяжные отклонения и депрессии следует сделать основой своей работы: «Мы должны спуститься с каждой покоренной нами вершины для того, чтобы привнести вниз, в низшее смертное, её силу и озарение» (Ш.А.) В противном случае мы будем просто наслаждаться поэзией и одухотворенностью на вершинах, в то время как внизу, в повседневной жизни ничего не изменится. Причем нисхождение не совершается произвольным решением разума, сидя за письменным столом. Чем меньше он вмешивается, тем лучше. Пробудившаяся индивидуальность Сознания-Силы – вот что совершает в нас свою работу. Она никогда не вызывает большего сопротивления, чем мы можем преодолеть, и никогда не открывает Света больше, чем мы может вынести. В результате мы обретаем достижение на ступеньку выше, расширяемся и обогащаемся той частью, которую прибавило к нему наше "падение". И не будь его, эту низшую часть нельзя было бы объединить с высшей частью нашего существа и интегрировать с ней.
Но с ментального уровня невозможно увидеть динамическую Силу, скрытую в игре противоположностей. Для этого необходимо «знание целого, прежде чем вы сможете познать его часть, и высочайшее, прежде чем вы сможете понять нижайшее» (Ш.А.)
В этом едином движении восхождения и нисхождения заключается основной процесс интегральной йоги.
Цель жизни и препятствия в её достижении.
Кроме противоположности "восхождение-нисхождение" существует и другая, ещё более глобальная двойственность.
У каждого есть цель в этой жизни: мы должны выразить то уникальное, которое свойственно только нам. Это проясняется постепенно, в результате опытов и осознаний, когда мы замечаем некую нить, которая ведёт нас к тому направлению, которое становится всё более определённым по мере нашего продвижения.
Но как только мы начинаем двигаться к этой цели, перед нами открывается и трудность, которая мешает, или противоречит ей. Словно мы несём в себе тень своего же Света – препятствие или проблему, которая проявляется с необычайным упорством, является под различными масками, в разных обстоятельствах, но остаётся всегда той же по сути. Она возвращается после каждой выигранной битвы с возрастающей силой, в точной пропорции с новой интенсивностью. Чем яснее цель, тем гуще – тень. Шри Ауробиндо называет его the Evil Persona:
«Она может проявляться как внутреннее существо, или такая сила может исходить из окружения человека, как только он начинает своё движение к самоосуществлению. … Это объясняет многие ситуации, которые при поверхностном подходе приводят в замешательство». Этого врага важно распознать и победить.
«Тот тайный враг, что в недрах естества сокрыт,
Тобой сражен быть должен, человек,
иль не исполнишь ты свой высший долг.
Сей брани внутренней не избежать тебе» (Ш.А.)
Света и Тьма «в глубинах Истины».
Возможно, тайна жизни ускользает от нас просто из-за нашего непонимания двойственности Света и Тьмы, и загадки нашей двойной природы – животной и Божественной. Мы привыкли видеть непрекращающуюся борьбу между Добром и Злом, Истиной и Ложью. Мы расчленили всё на царство Божье и царство Дьявола, на низшее земное и возвышенное на Небесах. Но пока мы будем отвергать одно ради другого, мы не постигнем цели существования. Потому что всё едино, и когда мы что-то удаляем, всё распадается на части.
Устранив "зло", мы взорвали бы весь Мир, так как он состоит не из двух субстанций – хорошей и плохой, а из одной, Единой. Не надо ничего удалять, уничтожать, добавлять. И не нужно открывать особое чудо, которое спасло бы Мир: чудо уже находится здесь, в Мире, а мы – в его центре, только у нас нет к нему ключа. Нужно лишь в другом аспекте открыть то, что есть, исходя из того, что всё в этом Мире, «даже самое нелепое или далеко идущее заблуждение», содержит Искру Истины, так как все вокруг – это Бог, и нет ничего вне Него.
Тогда, шаг за шагом восходя, мы спокойно делаем соответствующий шаг вниз, ничего не отсекая, а освобождая всё тот же Свет, который скрыт в омерзительной лжи, нелепом заблуждении или в отвратительном преступлении. И постепенно открываются не только вершины, но и «глубины Истины».
И оказывается, что Враг был самым старательным помощником, который рьяно заботился о том, чтобы обеспечить эффективность нашей реализации. Что с каждой битвой увеличивалась наша сила, и каждое падение заставляло что-то осознать и освободить какую-то часть Истины внизу. Потому что сила падения является и силой восхождения. Нет грехов, нет ошибок, есть лишь бесчисленные неудачи, страдания, которые вынуждают их обследовать, чтобы излечить и завершить. «Это никогда не поймёт сверкающая чистота. Чистота – непроницаема, забаррикадирована, запечатана, как крепость. А для того, чтобы вошла Истина, необходима трещина:
«Свою ошибку превратил он в дверь,
через которую проникла Правда». (Ш.А.)
Вот и ключ к абсолютному Приятию и себя, и Мира, и подход к трансформации Светом.
Раскрытие тайны.
Когда становится ясной необходимость зла, бед и страданий, в недрах которых открывается Мистерия Жизни и рождается исцеляющая Любовь, приходит и понимание, что ничего нельзя преобразовать без пламени внутреннего устремления, мощного и горячего, похожего на жажду воздуха у тонущего. И когда по мере нашего прогресса, линия сверхсознательного поднимается всё выше, а граница подсознательного простирается всё ниже, всё расширяется, озаряется и … сосредотачивается на одной отчетливой, тёмной, центральной точке. В ней всё зло мира бьётся под потоками Света, в ней узел Жизни и Смерти, Альфа и Амега. В ней – раскрытие Тайны.
Это дно - не ничто, из которого ничего не может вырасти, а нечто. Если существует "Нет", оно должно содержать "Да". Если существует Смерть, в ней должна заключаться Жизнь. Если есть конец, в нём находится начало. Всё отрицательное - обратная сторона какого-то положительного. А самая глубокая бездна является поверхностью чего-то иного.
Эта вибрация, в которой Бог-Дух встречается с Богиней-Материей, и в ней начинается Божественную жизнь в теле. Сат-Чит-Ананда. Существование – Сознание-Сила - Радость. Ничто не поглощается Тьмою, ничто не уносится высоко в Небеса, всё взаимосвязано внутри совершенного круга. Это вибрация Супраментального Сознания. Она образует и реорганизовывает Миры и Материю, существует в самом её сердце, и может изменить Землю. Все другие сознания – его лучи.
Сбывается надежда человека, осуществляется молитва Риши: «Да будут Небеса и Земля едины».
Для нас сегодня это значит, что на каждом уровне сознания из отрицательных явлений следует извлечь то Высшее, которое не является ни положительным, ни отрицательным, а просто есть и находится внутри. Это точное указание, как прийти к той точке, где соединяются дуальности, где находится источник силы, преобразующий наши слабости, как в трудную минуту найти зерно уверенности. И что все трудности - это ступеньки для преодоления всплывших ограничений, чтобы поднять сознание выше, ближе к заветной цели, к которой, как к маяку, направляет Интегральная йога.

Супраментальное сознание.
Описать его в ментальных терминах чрезвычайно сложно, так как оно не ментально по определению, не подчиняется законам трехмерного пространства и выходит далеко за рамки его возможностей. Это просто иной тип сознания. О нём можно говорить, различая лишь два его аспекта: аспект сознания или видения, и аспект силы. Но и при этом мы попадаем в ментальную ловушку, так как эти два аспекта неразделимы – активное видение этого сознания само по себе является силой.
Супраментальное видение.
Супраментальное видение – это видение из другого измерения.
Истина связана не с мыслями или добродетельными поступками – хотя они могут быть стадиями на пути – а с широтой существа. И Супраментальное, или Суперразум, не только охватывает весь мир вещей и существ единым видением, а объединяет все лучи, все точки зрения. При этом он отмечает и позицию, и уникальность каждой вещи, каждого существа, и то, как они подчиняются внутренней Силе, которая побуждает стремиться к главной, абсолютной Истине. Если бы Её не было в основе каждого существа, мы бы попросту рассыпались. Но если бы нам была дана вся Истина сразу, мы, по своему сегодняшнему образу и подобию, превратили бы Её в гнома.
В «едином и бесконечно множественном взгляде», «супраментальное существо видит не сквозь дебри фактов и феноменов сиюминутного, но сверху - в пространстве и во времени. Не извне и не по поверхности судя, а изнутри, из самой истины сердца всякой вещи» (Ш.А.).
А видеть целиком и полностью – значит обладать силой. Из первого автоматически следует второе.
Супраментальная сознание не пытается отрезать зло для того, чтобы спасти добро, и не прибегает к каким-либо мгновенным чудесам. Из зла высвобождается то добро, которое в нём есть, оно воздействует на тьму своей силой и светом, и тёмная часть приводится в согласие с её светоносной полярностью. Это чрезвычайно мощно стимулирует эволюционный процесс.
Суперразум не стремится определить, что хорошо или правильно, и воплотить это в жизнь. Но в каждый момент жизни, проживаемой спонтанно, из безмолвия приходит знание, что нужно сделать, что сказать, как разъяснить.
Никто не является "другим", он в подлинном чуде - дивном миге узнавания, незаметно направляется к своему центру, чтобы глубоко внутри он сам распознал свой Лик.
«Нет противопоставления одной истины - другой, чтобы увидеть, какая из них выстоит и уцелеет. Они дополняются друг другом в свете единой Истины, аспектами которой они все являются». Мать называла это «мыслить сферически»: «это всегда "хорошо" и "плохо" в одном и том же». При этом цельном видении всё обретает смысл, всё изменяется, так как всё «базируется на ощущении всего в каждом и каждого во всём», «прошлого, настоящего и будущего в их неделимой взаимосвязи, в едином непрерывном знании».
Снимается троичность времени. Время покорено.
Все время – это тело единое,
Пространство – единая книга» (Ш.А.).
«Материальный мир, видится как Дух в образе Своего сознательного проявления» (Ш.А.) «Происходит тонкое изменение, которое открывает видение в четвертом измерении, характерной чертой которого является проникновение вовнутрь» (Мать).
И ещё одно интереснейшее признание Матери: «Обычное индивидуальное сознание подобно зафиксированной во времени оси, где всё вращается вокруг неё. Если она немного смещается, мы чувствуем себя потерянными. Для меня эта ось исчезла, растворилась. И сознание может отправиться в любую точку, перемещаться вперед, назад – куда угодно. Оси больше нет». «Абсолют находится везде... любое конечное – бесконечное».
Вот он - прорыв в грандиозное Безмолвие, в Безбрежность, которую мы называем Богом, Абсолютом, а кто-то - Нирваной.
Вот и ключ к новой реальности: соединение Космического, трансцендентного и индивидуального аспектов сознания, позволяющее наслаждаться спокойствием и быть хозяином в гуще потока жизни. «Безнадежно утопающий Мир обретает Опору, которая при всей шаткости и непонятности жизни никогда не подводит» (Сатпрем).
Супраментальная Сила.
Сила Шакти – один из ключевых моментов интегральной йоги, так как без силы ничего нельзя изменить.
«Как бы её ни извращали, как бы ею ни злоупотребляли, как это делают и с Любовью, и со Знанием, Сила сознания всегда духовна по происхождению, по своему качеству, и предназначена для Божественного применения» (Ш.А).
Любое сознание – это сила, без которой нет созидания и творчества. И чем выше мы растем, тем больше эта сила. Но если, низводя силу Глобального Разума к делам материального мира, мы теряем её (поэтому последователи духовных учений не могли изменить жизнь), то Супраментальное – это огромная, Высшая Сила Духа в самом сердце Материи без опосредующих областей. Это место встречи Верха и Низа. Она освобождает сознание, находящееся в каждой клетке, в каждом элементе, не применяя принуждения, не нарушая Законов и порядка во Вселенной. Поэтому она может изменить все. Свою силу она использует лишь для того, чтобы рассеять тьму и излить свой Свет - Единое Божественное Солнечное Сознание.
Что же это такое – эта Сила?
Любая концентрация высвобождает тонкое тепло, хорошо известное тем, кто практиковал дисциплины йоги. Супраментальная сила – это такое же тепло в клетках тела, но во много раз интенсивнее. Оно пробуждает сознание Материи, и она сама осуществляет трансмутацию. Вот как описывает Мать это переживание: «Это движение энергии настолько тотальное, постоянное и неизменное, что оно ощущается как абсолютная неподвижность. Это движение не имеет ни начала, ни конца, что-то от самой Вечности. Его невозможно описать, и всё же это Источник и Опора, Основание всей земной эволюции... В этом состоянии сознания Движение превосходит силу или энергию, которая связывает клетки индивидуальной формы».
Эта неподвижность в движении - основа деятельности супраментального существа, его силы, и любого эффективного действия в мире. А безмолвие – это условие совершенства её работы. (При скорости света полная неподвижность также сочетается с предельным движением: изнутри это явление проявляется как неподвижность, глядя извне – как движение)
Делая ключом к супраментальной силе собственную уникальность, это сознание объединяет трансцендентное, космическое и индивидуальное, преодолевая тройной разрыв между этими тремя областями опыта, и устанавливая прямой контакт между высшей Силой и индивидуальным, между высшим Сознанием и Материей. «В соединении двух концов мы предвидим духовную революцию, а революция материальная – это лишь её тень и отражение» (Мать).
Когда мы научимся ощущать и применять эту вибрацию, это "Движение" в своей материи, мы овладеем переходом от грубой Материи к Материи более тонкой и будем обладать Телом Воскресения на Земле.
«Ментальный человек – существо переходное»
«Человек сегодня - это переходное существо. Он не завершен, не удовлетворен, не обладает покоем и радостью. Но это несовершенство – говорит Шри Ауробиндо, – привилегия и обещание».
Как безмолвие является основным условием ментальной трансформации, покой необходим для трансформации витальной, так «внутренняя неподвижность, и только она, может изменить клеточное сознание» (Мать). Поэтому наша суперзадача – перейти от сегодняшнего хаоса к глубинному покою – не к душевному равновесию, а к клеточному. Лишь тогда начнется работа Истины.
Для этого «необходимо неодолимое стремление человека к Богу, Свету, Блаженству, Свободе, Бессмертию» (Ш. А.) Ведь быть естественным, значит быть Божественным. А быть Божественным, значит, жить в радости.
Шаги к Супраментальному.
Вернёмся к первым переживаниям интегральной йоги, когда мы поняли, что достаточно направить внимание внутрь себя, и мы окунаемся в широкое пространство Безмолвия. Вовне – суета, страдания и проблемы, а мы сразу обретаем неприступное убежище везде и при всех обстоятельствах.
Постепенно это переживание становится настолько естественным, что мы можем находиться в нём во время самой активной деятельности – на улице, в разговоре, за работой. Всего несколько секунд – и больше ничего не существует, только улыбка.
Потом, когда напрочь исчезают границы между внутренним и внешним, открывается, что это Безмолвие находится не только внутри нас, но повсюду, и оно является основной, глубинной субстанцией Вселенной. Каждая вещь выделяется на этом фоне, исходит из него и к нему возвращается. В этом Безмолвии – абсолютная Полнота, не имеющая в себе ничего или, вернее, содержащая сущность того, из чего всё обретает существование. И в нём появляется чувство полной безопасности. Это первое отражение Трансцендентного.
Еще один шаг – и можно соскользнуть в Нирвану, где существует только это Безмолвие. Там нет переходов от Безмолвия к суете, от Божественного к небожественному – обе противоположности сливаются в едином переживании: Безмолвие – вне всего, и Становление – всюду. Одно не только не исключает другого - одно не может существовать без другого.
Царство Божие – в мире всего, и не от мира сего. Весь секрет в том, чтобы соединить два переживания в одно, бесконечное – в конечном, вневременное – в преходящем, трансцендентное – в имманентном. Тогда Мир познаётся в действии, а Радость чувствуется при любых обстоятельствах.
Цель эволюции – обрести эту полноту сверху и до самого низа, найти здесь, на земле, в гуще двойственностей и болезненных противоречий высшее Единство, высшую Бесконечность, высшую радость – Ананду.
*****
Далее Сатпрем рассказывает, как Шри Ауробиндо описывал 4 этапа развития человеческого сознания, о 3 интереснейших периодах жизни великого Учителя и Матери, когда они проводили «поразительные эксперименты-переживания» с супраментальным на собственных телах, открывая то, что намного позже подтвердит наука. Как они видели перспективы нашего развития и человека будущего. И что единственный истинный Закон – Закон Духа, который изменит нас и нашу реальность. И о многом другом.
Очень тонко Сатпрем передаёт и свои впечатления о жизни в ашраме, общении с Матерью и о встрече с Шри Ауробиндо.
Я надеюсь, что вам захочется полностью прочитать не только «Путешествие сознания», но и другие произведения Сатпрема, труды Шри Ауробиндо и Матери, зайти на сайты их сегодняшних последователей (например, «Высшая йога» Николая Санта, «Тебе, Мирра»). А начав практиковать, вы сами убедитесь, что вступили на удивительный путь к супраментальному сознанию, преображающий людей для счастливой жизни на новой Земле.
Успехов вам, светоносных инсайтов и прозрений, радостей с поводом и без, и Любви.

Эсфирь Гербер.

Мне хочется закончить этот краткий очерк словами Голоса, который сказал Шри Ауробиндо:
 «Никогда не бойся, отбрось все колебания. Помни, что Я делаю это, а не ты, или кто другой. Поэтому, как бы ни сгущались тучи, какие бы опасности и страдания, какие бы трудности или то, что кажется невозможным, ни встретились тебе, нет ничего невозможного, ничего трудного. Ибо это Я, кто всё свершает».

С согласия автора.


Рецензии