Является ли мудрость торы ресурсом

 ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКИ СОВРЕМЕННОГО ИЗРАИЛЯ

Попытка понять трио то ли авантюристов, то ли аферистов, объявивших подготовку к скорому перехвату власти в Государстве Израиль, подвела к вопросу - ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ МУДРОСТЬ ТОРЫ РЕСУРСОМ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКИ СОВРЕМЕННОГО ИЗРАИЛЯ.
 
Трио выступило под знаком связи с красочной эмблемой НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИУДЕЙСКОЙ ПАРТИИ "ДОМ ДАВИДА" - ИУДЕЙСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ. Естественно, трио «будущих руководителей Израиля» связывают себя с Торой, как выражением божественной предопределенности. И сразу же появились первые настораживающие признаки возможной спекулятивности такой привязки себя к авторитету Торы (http://www.proza.ru/2016/04/21/2073  Моисей Харитонов «Крутой замах»).

Почти все мои дилетантские изыскания, отражаемые на Проза.ру, посвящены выявлению возможности выживания современного Государства Израиль в условиях нарастающего противоборства цивилизационных гигантов. Для подступа к выяснению возможности использования ресурса Торы (выделяющейся, на первый взгляд, пестрой армией разнообразных «знатоков» Торы) я обратился к главам книги Пинхаса Полонского «РАВ АВРААМ-ИЦХАК КУК. ЛИЧНОСТЬ И УЧЕНИЕ». Книги, которая представлена дающей, впервые на русском языке, целостное представление о личности и учении рава А.-И. Кука, одного из наиболее выдающихся еврейских мыслителей ХХ века, создателя современной философии религиозного сионизма и концепции модернизма в ортодоксальном иудаизме.

1.СИСТЕМНОЕ МИРОВИДЕНИЕ

Рав Кук считает цельностью историческое существование еврейского народа – и всего сущего вообще. Такой цельностью, которая реализуется только в единстве «божественной идеи» - источника духовной и религиозной жизни с «национальной идеей», олицетворяемой реальной историей. Потому что «обе они выходят из Божественного источника». Принимая красивое наименование «Божественный источник» в качестве романтизированного варианта обозначения некоей неизвестной Причины сущего, с удовлетворением воспринимаю вИдение Системы «реальная история существования <---> заданность и целенаправленность проживания».
Согласен и с тем, что противопоставление и отделение подсистемы «заданность и целенаправленность проживания» от подсистемы «реальная история существования» ведет к искаженному мировосприятию:

Изолированная преувеличенная духовность, оторванная от материальности и от жизни, наносит ущерб единству бытия и в качестве «духовного идолопоклонства» искажает также и сущность самого духа. «Тенденция, уводящая от равновесия в сторону увеличенной духовности, также наносит вред, так как утрачивается подлинное величие по сравнению с самой духовностью».
 
...  В начальном этапе перехода от рассеяния к формированию Государства Израиль (далее – ГИ) неприятие религии категорично по своей природе, т.к. оно есть антитеза предыдущему периоду, и необходимое лекарство от тяжелой галутной болезни: «И вот теперь, когда пробил час национального возрождения, мы точно знаем, что излечились от болезни в целом, и что народ уже удостоился права заниматься материальными вещами. Первичный отход от чрезмерной духовности к материальному обязан происходить несколько преувеличенно в пользу последнего, а это и есть источник «неслыханной наглости (нахальства, дерзости, «хуцпа») времен начала» процесса существования Государства Израиль.

Несмотря на испытания военным, политическим давлением со стороны, несмотря на испытания внутренними экономическими и социально-политическими проблемами, состояние израильского общества позволило удержать существование образованного Государства. Ситуация противоборства цивилизационных гигантов над головой микроскопического Государства Израиль несет такую гибельную угрозу, для противостояния которой может недоставать тех мощных военных и напряженных политических усилий, на которые оказывался способным Израиль все годы своего существования. Нужны усилия по изобретению и осуществлению особо изощренного маневра на выживание. Ресурсом для выявления и актуализации таких усилий может оказаться вся Система, обозначим которую в терминах рава Кука - «божественная идея» <---> «национальная идея».

 Духовное (Тора) должно явиться источником эмоциональной и «материально»-творческой способности к решению витальных задач в материальном мире, включая военно-политические отношения.

Физическое укрепление нации, включая индивидуальные силу и умения, коллективную организованность, техническую оснащенность, - также является, по мнению раввов, проявлением Божественного света; более того – оно поднимает «весь Израиль», и это поднятие на уровне «нижних этажей», поднимая всю систему в целом, способствует тому, что духовная сила «высших праведников» тоже увеличивается. … «Наше духовное возвращение состоится только вместе с физическим возвращением, во всем его духовном блеске». Здесь можно предположить (и важно использовать!) конкретную взаимосвязь – в «физическую» компоненту развитых наций входят современные знания, в том числе СИСТЕМНО-ЦЕЛОСТНЫЕ представления, подсказанные Торой; эти представления, в свою очередь, дают возможность глубже приобщиться к пониманию Торы и извлекать из неё ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛЕЗНЫЕ ориентиры. Сочетание светского («физического») представления и ориентиров из Торы могут подвести к тому творческому решению, которое спасет Израиль в ситуации противоборства над ним цивилизационных гигантов.

ВЫВОД. Там, где равы искренне прорабатывают Тору, где они способны и готовы к тому, чтобы ориентиры из Торы:

а) соотносить с «физическими» представлениями и
б) выражать в понятиях и образах «светского» языка выявленное из Торы в соотнесении с «физическими» представлениями – выражать для объединения этих ориентиров с представлениями носителей светского знания и опыта,

- там возможно продуктивное сотрудничество в поиске жизнеспасительного маневра для современного Израиля.

2. ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕКУЛЯРНОЙ ЧАСТИ ОБЩЕСТВА И ПРОСВЕТЛЕННЫХ ТОРОЙ

Создание и состоявшееся поныне существование современного Израиля рав Кук определил как «начало мессианского процесса».  О светских первопроходцах в восстановлении Государства Израиль им сказано: «Душа у еврейских отступников (букв. «преступников», т.е. нарушителей заповедей) времен начала мессианского процесса, которым дороги заботы еврейского народа и его национальное возрождение, – она более совершенна, чем душа евреев богобоязненных, но которые не обладают этим преимуществом ощущения себя как части народа и участия в возрождении Страны. Однако дух гораздо более совершенен у евреев богобоязненных и соблюдающих заповеди, несмотря на то, что не сильно в них ощущение самих себя как части народа и нет у них пробуждения желания действовать для всего еврейства».
 
Лидер тройки перехватчиков власти Адар Марина Долински воспроизвела на своей странице в ФБ этот фрагмент, чтобы похвалиться приписанной себе позиции. Но, при этом она и её группочка не понимают смысла взаимодействия «духовного» и «материального», в частности на данном историческом этапе для Государства Израиль. Не способны понять, что нужно «материальному» ГИ и что может придать Тора. Не способны быть «поставщиками» от Торы и не способны быть адекватными акторами «материального» Государства Израиль.

В основе народа заложено равновесие между секулярной «физикой» и духом религии, но в практике проживания они разделены. Что делать для достижения высшего синтеза, рав Кук обозначил, на уровне принципа: «Нужно найти этот духовный свет, содержащийся в стремлении к материальному, найти внутреннюю цель этого устремления. И когда этот свет откроется, будет побеждена эта болезнь «невиданной наглости» [«хуцпа», начальная антирелигиозная стадия сионизма], будут уничтожены ее дурные симптомы, и народ в целом пробудится к его естественному состоянию, обнаружив великолепие своей души».

Глубокое непризнание внутренней сути жизни евреев в рассеянии – вытекает не из желания «нормализовать жизнь народа», которую светское сионистское движение декларировало в качестве цели, а из более глубокого источника, стоящего за самим этим желанием, хотя выразители этого желания, т.е. светские сионисты, сами не осознают этого. В противовес этому «мудрость Торы», чья сущность сводится к видению единства в мире и к требованию полностью осуществить все стороны жизни нации, – выражает внутреннюю основу, дающую толчок к движению возрождения в Земле Израиля.

При осознанной работе на основе системно-целостного мировИдения возможно выявление стратегии для Израиля, обеспечивающей его выживание.  Темпы наращивания результатов в такой стратегии должны соотноситься (и опережать!) с темпами нарастания гибельной угрозы со стороны нарастающего межцивилизационного противоборства. Аферисты из руководства Международной Академии Каббалы затушевывают проблему темпов, играя на потаенной готовности людей уходить от «страшного», как это случилось с европейскими евреями 29-30-х гг. прошлого века. Предлагают эмоционально комфортные массовые тусовки и бесконечное изучения малосодержательных текстовок М. Лайтмана – как БЕСКОНЕЧНЫЙ путь формирования Израиля-вожделенного примера остальным народам. Отвлекая внимание от того, что в текущий исторический период ныне существующий Израиль находится под смертельной угрозой и может быть уничтожен (сборники «Нас дурят!» и «Поезд в смерть» на http://www.proza.ru/avtor/moikharitonov1&book=2#2). Поэтому приходится быть готовыми различать, где имеет место серьезный поиск стратегии выживания современного Израиля, а где – пустословие людей, комфортно обустроившихся в Торе, или откровенная циничная афера.

3.СНОВА И СНОВА ОБ ОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛИЗМА ГИТЛЕРОВСКОГО ТОЛКА

Попытка Адар Марины Долински и Зиновия Бадрина обмануть – представить себя озабоченными и способными актуализировать интересы еврейского народа – есть проявление неискренности. В иудаизме изначально было выработано средство проверки и удостоверения компетентности тех, кто может передавать людям ориентиры от Торы, - соискатель удостоверения предъявляет признаки своей компетентности уже признанным мудрецам и те, заслушав его понимание и рассмотрев примеры его деятельности, своим авторитетом подтверждают его уровень. Со стороны Адар мы имеем следующее:

- в дополнение к фактам прохождения ФРАГМЕНТОВ целостных образовательных программ предложены оценки от развлекательных интернет-тестов (рисунок выше),
- вместо демонстрации глубоких ознакомленности и понимания мировидения по Торе предложена декларация о самоощущении проникнутости мировидением такого уровня.   

Неискренность – вторая степень нечистоты после откровенно злобного отношения к другим людям, народам. Под влиянием таких «политиков» есть опасность превратиться в отрицательную форму национализма, «так как иногда национальный дух может быть связан с духом нечистоты и порока, которые повлияют и на его приверженцев». Для того, чтобы еврейское национальное чувство не подвергалось этой опасности, оно должно быть верно своему естественному высшему источнику, чтобы черпать из него жизненную силу, происходящую «из внутреннего Божественного свойства любви к правде и справедливости и искреннего стремления к достижению этих Божественных идеалов».

4.ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ИЗРАИЛЯ

Рав Кук хорошо понимал соотношение уровней сложности проблем воплощения моральных и духовных ценностей в рамках частной жизни и в целой национальной. «… миссия очищения общества в целом, общества, организованного государством, – гораздо более сложна по сравнению с миссией очищения каждого человека в отдельности. Поэтому мы и видим, что если в мире по отношению к отдельным людям и есть какая-то минимальная реализация норм простой человеческой морали в реальной жизни, то в государственном масштабе все человечество в целом совсем еще не пришло к соглашению о моральных нормах, соблюдение которых обязательно. И мы знаем, что то дурное начало, которое есть в отдельном человеке, оно во много раз сильнее в человеке, являющемся частью управления обществом, – вплоть до того, что все понятия о хорошем и плохом, справедливости и злодействе совершенно исчезают в неразберихе кипящего котла государства».

Особенностью еврейского народа, как это видится в иудейском миропредставлении, является то, что его базовые национальные и сущностные особенности, культурные нормы определились еще до того, как он стал жить в рамках государственной структуры, на своей земле, – они определились и были установлены «во время стояния у горы Синай, когда на еврейский народ были возложены ценностные принципы его национального существования и ему было возвещено о его универсальном историческом предназначении».

Таким образом, под влиянием иудаизма еврейский народ решает двойственную задачу: освоение моральных норм в текущей жизни и продвижение в выполнении исторической миссии формирования впечатляющего образца для других народов. Но, в этот двуединый комплекс, в недавнем историческом прошлом (20-40 гг. ХХ столетия), катастрофическим образом вмешались другие тенденции, унесшие жизни миллионов евреев.

Катастрофа прервала или, по крайней мере, затормозила решение этого двойственного комплекса задач. Иудаизм не сумел сориентировать, побудить и организовать евреев на жизнеспасительный маневр в условиях гибельных тенденций в окружающем мире.

Этот прецедент является предупреждением о возможности нового прерывания процесса решения указанного двуединого комплекса иудейских задач – прерывания в форме гибели нынешнего Государства Израиль в ситуации схватки межцивилизационных гигантов. Поэтому для тех, чьи интересы связаны с выживанием нынешнего Государства Израиль, приходится решать триединую задачу:

• мобилизация еврейского израильского человеческого ресурса выявление и осуществление исторического маневра по выживанию Государства Израиль в нынешний период нарастающего межцивилизационного противоборства, 
• освоение моральных норм Торы в текущей жизни,
• продвижение в выполнении исторической миссии формирования впечатляющего образца для других народов.

Соответственно, в этом и вызов в отношении представителей мудрости Торы – или обозначить путь выживания и помочь в его прохождении, или содержательно содействовать поиску такого пути с мобилизацией на его прохождение. «Как это было у первых поколений …когда мы вглядываемся в них в нашем стремлении к достижению нравственного идеала, то мы стремимся к их отточенной и выкристаллизованной жизненной силе, мужеству и твердости, заложенных в них, и в этом стремлении крепнет наша духовная сила, и наше мужество становится более утонченным».
 
Полагаю, что в «отточенную и выкристаллизованную жизненную силу» входят:

• способность сориентироваться, с позиции своих интересов, в динамичной среде, состоящей из факторов благоприятствующих или не благоприятствующих осуществлению этих интересов. Высмотреть в соотнесении своих сильных/слабых сторон с этими факторами среды, высмотреть возможности осуществления своих интересов.
• мужество и твердость в мобилизации и организации себя на осуществление выявленных возможностей.

Люди Торы, действительно представляющие цели и мудрость Торы, могут продемонстрировать и представить к обсуждению свои наработки по этим направлениям; могут представить учеников своих школ с их развиваемыми способностями такого рода. Те, кто искренне придумывает себя таковыми, и откровенные мошенники не могут этого сделать; только имитируют наличие каких-то образовательных, воспитательных и проектных программ, имитируют природную одаренность к такой ориентированности, мобилизации и организации, а такая имитация разоблачается при внимательном рассмотрении.

5.ОТ ЛЮДЕЙ ТОРЫ ОБЪЕКТИВНО ВОСТРЕБОВАН СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПАРТНЕРСКИЙ ДИАЛОГ С СЕКУЛЯРНЫМ СООБЩЕСТВОМ

По оценке рава Кука, морально-религиозный идеализм (при котором внутренним источником национальной жизни является стремление к достижению Божественных идеалов) заключен в самой природе еврейского национального движения - «потому что такой религиозный идеализм установлен не для отдельных личностей, праведников, которые встречаются в любом народе, – но для целого общественного и национального объединения. ... Этим отличается еврейская религия от религий других народов, особенно от христианства: иудаизм стремится установить в мире моральные ценности не только на уровне личности, но и в историческом и государственном проявлении, и поэтому на еврейском народе лежит обязанность своей национальной жизнью демонстрировать всему миру их существование.

Опять-таки, если в этом глубинном мироотношении евреев содержится потенциал для необыкновенного маневра в условиях нависающей схватки цивилизационных гигантов, то есть потребность в некоторой конкретной (уровни надо определить) «реализации *божественных идеалов* в национальной и государственной сферах. Для этого надо, чтобы достижение Божественных идеалов оказалось доступным не только отдельным великим мудрецам, праведникам и отшельникам, мужам святости, живущим в свете Божественной идеи, – но и целому народу. Народу, содержащему в себе все социальные слои - от высокой творческой интеллигенции, думающей и уважаемой, до более широких масс самого простого народа во всем его многообразии, вплоть до самых грубых его представителей».

Сейчас, в условиях угрозы существованию ГИ со стороны противоборствующих цивилизационных гигантов, основным ответственным за исполнение жизненной миссии еврейского народа является секулярный сионизм. Люди Торы должны только доступными им средствами помогать секулярным сионистам решать задачу выживания ГИ в нынешней исторической ситуации. Есть два взаимодополняющих пути такого содействия со стороны людей Торы:

• Участие в секулярной деятельности во благо Государства,
• Выделение релевантных компонент Мудрости Торы и предоставление их секулярному сообществу.

Рав Кук указывает, что, подобно предыдущему периоду, почти двухтысячелетнему периоду Изгнания, период «решения двуединой задачи» (в моей терминологии – М. Х.) также может продолжаться длительное время. «Эта эпоха будет сопровождаться борьбой, внутренними противоречиями, страданиями – диалектическими процессами, характеризующими период, называемый *муки перед приходом Мессии*. … пока не разразится буря и пока не станет очевидным, что защита Израиля лишь в руках Всевышнего, она в Его свете и в Его Торе, в стремлении к духовному свету…»
Если нынешние израильтяне сумеют разглядеть «свет всевышнего» и Тору применительно к текущему историческому периоду и в ТЕМПАХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТЕМПАМ нарастания угроз существованию Израиля, то в этом есть шанс выживания Государства Израиль. И те, кто становится на путь увязывания израильтян с Торой, с Всевышним, - должны проявить усилия 1.извлечения АДЕКВАТНЫХ ориентиров из Торы и 2.воспринимаемой передачи этих ориентиров секулярному сообществу.

НАДО ИСКАТЬ  ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА СЕКУЛЯРНОЙ ЧАСТИ ОБЩЕСТВА И ЛЮДЕЙ ТОРЫ. ОПАСАЯСЬ, ПРИ ЭТОМ, И ОТМЕТАЯ АФЕРИСТОВ, КОТОРЫЕ ПЫТАЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОВАТЬ ОТ ТОРЫ.

Содержательный партнерский диалог означает изложение мудрости Торы в понятиях и терминологии современных наук. Которые, кстати, уже подходили со своим инструментарием к мудрости торы и многое усвоили из её, возможно – неисчерпаемого, запаса. И такой диалог не означает предложение: приходите на курсы ознакомления с Торой, мы вас будем до-о-олго обучать. И не означает предложение каких-то поведенческих нормативов в сопровождении «популярного» пересказа отрывков из Торы.


Рецензии