Разноцветная радуга

                Разноцветная радуга.

                Многие городские любители птиц содержат в клетках щеглов – эту удивительно красивую птичку, величиной немногим менее воробья. Любят её за весёлый нрав и красивое пение звонкими переливчатыми трелями. Сельские жители чаще видят щеглов небольшими стайками кочующих по огородам и пустырям с конца лета до ранней весны. Как приятно смотреть на них, когда уцепившись крепкими коготками за метёлки бурьяна, из которых они выщипывали семена, раскачиваются они на ветру и слетают разноцветной радугой при приближении человека.
                Птицы действительно собрали на своё оперение радужное многоцветье. Шапочки, крылья и хвост у них чёрные. Спина и пятнышки на боках  шоколадно-коричневые. Лоб, щёки,  шея, грудь и брюшко белые. Крупные белые пятна на хвосте и кончиках крыльев. На крыльях же поперечная жёлтая полоса.  Вокруг клюва широкая красная полоса, переходящая на горло. Цвет оперения у самки и самца одинаковые.   
                Здесь мне хотелось бы рассказать, как я впервые встретил гнездо щегла. Мне тогда было тринадцать лет. В конце июня по опушкам леса появилась первая земляника и мы с бабушкой и десятилетней сестрёнкой отправились за ней. Жили мы почти на краю города, и до леса было не более километра. И вот, собирая на опушке ягоды, я обратил внимание как какая-то пёстренькая разноцветная птица, несколько раз взлетала с поляны и садилась на одну и ту же сосновую ветку нависшую над поляной. Я подошёл и долго вглядывался в переплетение веток и хвои, прежде чем заметил комочек гнезда. Оно находилось почти на конце толстой и длинной нижней сосновой ветви. Высота – метра три. По ветке я бы не смог добраться до гнезда, она бы непременно сломалась. Собирая ягоды, я всё ломал голову, как бы добраться до гнезда, но так и не придумал. Наконец, с трудом набрав двухлитровый алюминиевый бидончик не совсем спелой земляники, мы отправились домой.
                Вечером, когда на лавочке у соседнего дома собралась наша команда (смотрите серию «Родом из детства»), я рассказал о находке и просил помочь мне добраться до гнезда. Все ребята знали  о том, что я с прошлого года занимался поисками и описанием гнёзд, и как могли, помогали мне. Долго никто ничего не мог придумать. Высказывались самые нелепые и невероятные предложения. Вдруг Рафик, самый младший из нас, сказал: «надо бы лестницу». Все дружно засмеялись. Надо же такое придумать, по лестнице на качающуюся ветку!
                -- А что пацаны, не так уж и смешно – неожиданно вспомнил я – когда мы жили на Волге, у нас была раздвижная лестница, стремянка называется, так мы с неё вишню, яблоки, груши и сливу собирали. Она очень устойчивая, ведь у неё не две ноги, а четыре.
                -- Точно – поддержал меня Федя, самый старший из команды – видел я такую лестницу на тарном складе, когда в последний день занятий мы из школьного буфета туда ящики разные  возили и помогали грузить и разгружать. Я даже залезал на неё. Она метра два с половиной  высотой будет, а если встать на предпоследнюю ступеньку, голова будет ещё на метр выше, так что её должно хватить.
                Тарный склад, конечно же, знали все. Мы не раз забирались туда ночами за ящичной фанерой. В то время многие из  мальчишек увлекались резьбой по фанере и выжиганием. Склад располагался на том краю города, куда мы ходили за земляникой, и от него было едва ли полкилометра от поляны с гнездом.
                -- Я тоже видел – подтвердил Валерка – когда мамка посылала меня туда за дядей Пашей. Он там мастером работает. У него можно такую лестницу попросить.
                -- Тогда утром собираемся здесь по гудку, и вперёд – предложил Федя – кто пойдёт?
                Все дружно согласились пойти, кроме Рафика, заявившего, что его завтра точно не отпустят. Ему уже дали на завтра задание прополоть грядки.
                -- Ну и ладно, нам седьмой и не нужен, только мешаться будет – сплюнул Фёдор.
                В восемь утра, едва прогудел заводской гудок, все были на месте сбора. Здесь же крутилась и уличная собака Жулька, которая всегда чувствовала, когда у нас намечается приключение. Конечно же, её тут же покормили, кто чем мог, и  мы отправились на склад.
                Остановились у проходной. Валерка сбегал куда-то и вернулся с дядей Пашей, который хорошо знал нашу команду. Выслушав нашу просьбу, он разрешил взять лестницу до обеда, поскольку та пока будет не нужна. Взявшись по трое с каждой стороны, понесли её в лес.  Дошли до места, дважды передохнув. Я показал ребятам гнездо на сосне. Установили лестницу рядом с веткой. Стойки закрепили двумя железными крючками. Верхняя перекладина оказалась даже выше гнезда. Я полез наверх, а друзья держали стойки, хотя лестница и так стояла прочно. Жулька прыгала вокруг и звонко лаяла.
                На предпоследнюю ступеньку даже не пришлось вставать. С предыдущей гнездо было хорошо видно на расстоянии вытянутой руки. Птиц ни в гнезде, ни рядом не наблюдалось. Достал записную книжку и химический карандаш. Послюнявив его, принялся описывать гнездо. Оно было глубокое и построено в развилке двух веток, которые были вплетены в толстые стенки гнезда. Строительным материалом послужили стебельки и листья травянистых растений, тонкие корешки, зелёный мох, растительный пух. Всё это скреплено паутиной. Дно гнезда, как и стенки, были толстыми и плотными. Снаружи облицовка из чешуек сосновой коры и светлого лишайника. Лоток выстлан пухом, шерстью и перьями. В гнезде лежало три зеленовато-голубых яйца, покрытых красноватыми и  фиолетовыми пятнышками. Я достал линейку и замерил диаметр и высоту гнезда, толщину стенок и глубину лотка, размеры яиц. Когда я спустился на землю, ребята хохотали, глядя на меня. Я недоумённо смотрел на них. Оказалось, что мой язык, губы и подбородок были синими от карандаша. Все изъявили желание  осмотреть гнездо и по очереди поднимались по лестнице. Оба щегла прилетели, когда последний любопытный спускался на землю.  С тревожным писком они летали над его головой. Мы поспешили убрать лестницу и поскорее уйти.
                Единственное, что меня долго смущало – это маленькая и поздняя кладка. Значительно позже я узнал, что щеглы имеют две кладки за лето и она меньше первой на одно-два яйца. Значит, это была вторая кладка.
 
 


Рецензии
Всегда боялась птиц, когда ко мне а балкон залетали ласточки, и я вынужденно их ловила, чтобы отпустить на волю, ужасно боялась, кажется держишь в руках жизнь, чуть что не так и конец... )

Идагалатея   28.09.2022 15:26     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Вадим Светашов   28.09.2022 23:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.