Вездесущий страх

Как страх, который вовсе не сущий, стал вездесущим?

Страх считается негативным чувством … с каких-то пор. Хотя бьют и вспарывают людей до сих пор. А с некоторых пор ещё и взрывают, и сжигают, и травят…

А страх вообще-то обеспечивает выживание. Значит, связан с подсознанием, которое по определению не осознаётся. Поэтому страх сознанием как-то совсем слабенько управляется, и легко выходит из-под контроля. А выходя из-под контроля, цинично мучает, а бывает, что убивает своего носителя. 

Страх развивает в человеке любые убеждения. Он может погасить разум. От страха разум человека работает либо на уничтожение (условно) других, либо на самоуничтожение.
Ненависть и жалость к себе являются разновидностью страха. Возникают эти чувства в результате бессилия перед опасностями и при зависимости от тех, кто сильнее.
В нашей «цивилизации» практикуется страх от рождения. На наказании построено больше, чем на поощрении. Чтобы управлять человеком, создаются многочисленные страшилки. Даже из Бога сделали страшилку.
А понимание духовной причины, духовного смысла страха без истинной веры Богу не придёт. Даже при том, что всё довольно просто: когда человек выходит за рамки законов природы, его начинает разрушать страх. Ибо всё, что отвергает Бога, строится для разрушения и исчезновения.

А что вообще не страх? К чему не прикасаешься – всё есть страх. Страх неизведанного, страх изведанного, страх предчувствия, страх потерь… Получается, что страх – это негативное восприятие мира внутри себя. Страх подталкивает на самые разные поступки. Если даже к Богу большинство идут из страха?!

В психологии страх рассматривается как реакция психики, невольно и часто бессознательно возникающая при встрече с опасностью. Испытывая животный страх, человек порывается бежать или иным способом спасаться от смерти.

В Священном Писании на греческом языке такой род страха последовательно называется /фобос/, отсюда – понятие фобии.
Но может ли человек, которому ощутимо открывается присутствие всепобеждающей Силы Божией, бояться таким животным страхом – фобией? Увы – да. Страх-фобия при этом не связан со страхом Божиим, который является «началом всякой Премудрости».

Основной значение слова фобос – «бежать, бегать», страх-фобия лишает человека сил, сковывает или заставляет бежать.
Призывом «Не бойся!» Господь возвращает человеку его богоподобное достоинство и приближает к Себе.

Может ли животный страх перед смертью заставить человека избегать грехопадений? Страх-фобос впервые упоминается как возникший в душе Адама именно после грехопадения. Охваченный этим смертным страхом, согрешивший Адам стал не просить прощения, а избегать Бога.

Отличая животный страх перед смертью от страха Божьего как начала премудрости и разума, древнегреческие переводчики Ветхого Завета иногда прибегали к слову /Теосебия/ – «Богобоязнь». Это слово имеет значение «почитание, говение» и содержит в себе иной вид страха. Оно восходит к значению древнего корня слова «страх» и в сочетании с /Теос/ – Бог порождает образ «трепет в присутствии Силы Божьей».

В Священном писании страх-себия, то есть страх Божий последовательно противопоставляется страху-фобосу, то есть животному страху – «…вот, страх /Теосебия/ Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум» (Иов 28:28). 
Однако отличить в собственном сердечном ТРЕПЕТЕ страх Божий от животного страха-фобии бывает очень непросто.

В известной фразе Соломона «Начало премудрости – страх Господень, и познание святого – разум» (Прит 9:10) страх указывает на присутствие в душе, которая начинает постигать премудрость Божию, особого трепета, вызываемого нисхождением Духа Истины. Иными словами, постижение Премудрости начинается с особого волнения души – руха, ощущаемого как ТРЕПЕТ. Вызывается этот трепет пришествием и вдохновением Святого Духа.

Думается, что страх можно «поделить» на три вида: страх животный – за свою жизнь в этом мире, страх за будущий мир и страх не достигнуть спасения – тот самый страх Божий. Выходя из животного состояния, приходится подниматься через первый страх до второго и третьего. Остановившись на страхе Божьем, уже можно не боятся ничего.

Но сам заключенный не может освободить себя из тюрьмы. Животный страх превращается в трепет под действием Духа.

В чём разница между страхом и трепетом?

Страх – это там, где находится мой эгоизм, а трепет – там, где Творец, и уже без страха о самом себе. Если у меня есть страх лишиться спасения в Боге, то не будет материального страха – я подниму его на духовную ступень.
Но тут важно, ради чего я это делаю: я представляю Творца великим и потому стремлюсь к Нему не для того, чтобы спрятаться от угрозы, а как к источнику добра.
«В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» – словом Бог созидал и созидает наш мир. Именно поэтому ДЛЯ НАС предельно важно то, что вне слова мы не можем, не способны постигать ни мир, ни себя. А искажение смысла важных, определяющих человеческую сущность слов создаёт извращённый взгляд на сущностные вопросы жизни, в результате мы не только не понимаем друг друга, но и не понимаем и самих себя. Исследуем слово СТРАХ как слово и как понятие с помощью этимологии.

А вот научная этимология слова страх далека от истины (может, из страха?). Звук *х в основном корне этого слова совершенно не вписывается в ряд родственных слов страдать, стеречь, страсть. Но этимологию слова упорно строят на предположениях о единстве корней страха то с осторожностью, то со строгостью, то со страстью. Все перечисленные состояния, конечно же, основаны на страхе и «ветвенно» родственны ему, но древние корни слова всё же иные… Но какие?

Вот наиболее приемлемая версия: в слове приставочная часть с(ъ)- означает «быть сильным, колеблющим», а основная *tre-/*tres-/*-трах – «трясти», «дрожать». Оба древних корня известны и порознь описаны безотносительно к страху как протоиндоевропейские. Из их сочетания выходит «трепет слабого перед сильным».
«колеблющий, волнующий, воздвигающий волны».
Приставочный корень /с/ указывает на незримое присутствие в состоянии объятого страхом человека не только его самого, но и той высшей силы, которая сотрясает его, вызывает в душе колебания и трепет. Предав себя страху Божьему, человек трепещет и спасается Господом (Лк 21:25-27, Ин 10:9).

Основной корень – со значением «трясти, вызывать трепет», в санскрите /трасати/ – «бояться, трепетать», в древнегреческом /тромос/ – «дрожь, ужас». К тому же этот корень не простой, а составной, восходящий к ещё более древнему первокорню *reue- «приводить в движение, колебать». К этой древнейшей основе страха восходят такие слова, как славянское рух «движение» – рушить, рвать; английское ruin /руин/ – «разрушать».
А в арабском языке однокоренное слово /рух/ используется в Коране в значении «Дух», «Движущая Сила». В иврите это слово /руах/ – «дух», «движение духа», а в Торе этим словом называется Дух Господень.

Целесообразно рассмотреть термин в связи с терминологией сакрального иврита (иврит – язык согласных букв, которые «принадлежат Богу») с учетом транслитерации – передачи слова другим алфавитом.

Русское С+ТРАХ определённо содержит корень, тождественный по содержанию, фонетике и графике библейскому оригинальному термину РАХА. СТРАХ = С+ТРАХ, на иврите РАХА – бояться; ТИРХУ (форма от РАХА) – трусить, робеть.
И только из древних письменных источников, написанных на иврите, ясно, что природу возникновения страха, проявления страха понимали как нарушение установленного Богом Закона.
 
Поэтому, кроме страха, Творец вкладывает в человека более мощное, всепоглощающее чувство, интегрирующее все другие. И уже только по этой причине нельзя избавиться от страха и освободить душу, не имея помощи Высших Сил в исправлении своей природы.

Теперь посмотрим вот с какой стороны.
Можно уверенно утверждать, что самое вредоносное и страшное в нашей жизни – это слепота людей, не слушающих никого кроме себя. Слепота эгоизма, который есть врождённое свойство – и, как и страх, завязанное на подсознании.

Но эгоизм – это свойство, а не эмоция. Эгоизм и страх связаны. Страх – это там, где находится эгоизм, страх – это следствие сокрытия Творца, НЕверия.

Человек может поднять страх на духовную ступень. Но для этого ему нужно обратиться. К Богу, конечно. Тут важно, ради чего я это делаю: желаю ли я избавиться от материального страха или для меня стимул достичь уверенности в вере Творцу?

Страх – это ощущение в желании получить и насладиться, а вера Творцу – в желании отдачи. Только Высшее сознание может раскрыть глаза человеку и дать ему возможность стать другим. Только Бог может заставить человека посмотреть на себя со стороны и почувствовать, насколько плохо жить без Него.

Бог предоставляет возможность учиться жить по-другому, пo-Божески – любить ближнего и в любви настраиваться на отдачу.
Делиться с ближним. Помогать ему во всём. Уметь прощать.

Восприятие мира без Бога идёт или через страх, или через страсть.
Без веры и без Бога мы любим болезненно и страхом. Этот страх – страх потерять, даже когда терять уже нечего.
А мы уже поняли, что в страхе и вместе со страхом – эгоизм и неверие.

К сожалению, мы не прислушиваемся к чувствам, переданным нам Богом, мы также не благодарим Бога за прожитый день, в котором приобрели некий опыт жизни.
Зачем с Богом делиться? Я же – это всё, и всё – я сам!
И только когда уже придавило и прижало так, что некуда бежать, тогда кричим «Господи, спаси!»…

Психика человека устроена так, что в любом случае вложенная информация, идёт ли она от страха/эгоизма человека или от его божьей души, проявится реально наяву.

К сожалению, человек признаёт внутреннюю свободу лишь от понимания свободы в мыслях, а не от понимания свободы в чувствах.
Однако необходимо знать, что мысли строятся от чувств. Именно чувства управляют рассудком человека, строя мысли от внутреннего страха, в который входят ревность, зависть и месть.

Как бы человек себя не уговаривал, что Бога нет, его душа будет посылать импульс, что ОН есть.
Люди не прислушиваются к своей душе и отвергают реальность Бога. Они стоят на коленях перед собственным внутренним страхом и послушно, как рабы, топают за тем глашатаем, который внушает им веру в страх...


Рецензии