Жил-был я. Кн1. ч1. Легенда о Белой Эльзе гл. 5

         
          Сбылось пророчество старухи - Эльза осталась одна.
          Её не было в городе около месяца. И неспроста. Более трёх недель она металась в страшной горячке, здесь, в усадьбе. Бедный Тоомас разрывался между пастором и доктором, а то и оба последних, одновременно, ночевали здесь. За это время нашли тела Владимира и одного из его товарищей. Их предали земле на русском кладбище, в дальнем, левом от входа, углу.
          Когда Эльза смогла ходить, изможденная, прозрачная, неузнаваемая, она пришла на могилу Владимира. Она заплакала и, припав к могиле, тихо причитала: «Владим, Владим. Почему ты оставил меня? Мне одиноко, мне плохо, мне страшно. Без тебя я разучилась жить. Ты жди меня. Я скоро, я очень скоро, приду к тебе. Владим, Владим.  Minu armastus*, любовь моя...»
          И долго-долго, в том скорбном месте сменяли друг друга тихий плач и дрожащий голос. А верная Велда понуро стояла за кладбищенской оградой. И была осень, и листва, печально шурша, опадала с деревьев на окоченевшую землю
Потом, что-то случилось. Эльза сказала, что она пытается с ним заговорить, а он ей не отвечает.
          - Тогда, - решила она, - его здесь нет. Он не умер!
          Её пытались переубедить, но Эльза была непреклонна: «Он мне не отвечает, значит, его здесь нет. Он не умер, он жив. Жив! Понимаете, жив. Правда! И не говорите мне ничего. Не говорите! Я не видела его мёртвым!»
Вначале, горожане жалели её и, тайком, шушукались за её спиной. Потом, исподтишка, подсмеивались. Со временем стали смеяться открыто. А злые мальчишки свистели и кидались камнями ей в след.
          Эльза не замечала происходящего вокруг. Постаревшая, сгорбленная, седая. А ведь ей шел всего девятнадцатый год.
          Она спрашивала знакомых и встречных:
          - Ну, если его нет в могиле, значит, он жив? Значит вернётся?
          - Вернётся-вернётся! Вернётся твой вене** (русский), на тройке, с самоваром, да увезёт тебя, к Ванькам да Манькам от нас долой. Грешница! Так тебе и надо!
          Она не слушала их. А может, не понимала? А может, не хотела понимать?
                ------------------------------
          Однажды, когда Эльза возвращалась с кладбища, дорогу ей преградила Кривая Хильда.
          - Что, Эльза, Лизонька? Упилася счастьем, обласкаласЯ с русским? А, Лизонька? Отступница!
           Эльза остановилась, будто наткнулась на стену, потом подняла взгляд от дола, и внимательно посмотрела на старуху:
           - Что тебе, бабушка?
           - Ха-ха! Какая я тебе «бабушка»? Люди, только послушайте! Она меня «бабушкой» назвала. Курат***, тебе бабушка! Невеста Папоротника!
Туман плотнел. Темнеющая во мгле, толпа со всех сторон тянула к Эльзе свои цепкие чёрные руки.
           - Плюйте на неё, бейте! Рвите её! - верещала старуха.
           Девушка вздрогнула и, в страхе, заслонила лицо, но это длилось мгновение.
           Потом, в слезах, от стыда и ужаса, она, с мольбой, протянула свои руки к людям:
           - Нет-нет, не надо! Люди, погодите, послушайте меня! Люди. За что? За что казните меня? В чём моя вина? В чём? Чем я не угодила вам и Богу? Разве я не любила вас? Разве не почитала вас? - Эльза поклонилась толпе. - Не корите меня, не унижайте меня. Люди!
          Толпа злобно зарычала.
           - Я.... Я всегда помогала вам. Рийна, Рийна, вспомни, когда твоего сынишку укусила гадюка, я вылечила его, и он жив и здоров.
           А, ты, Ханс? Разве не тебя Владимир вытащил из воды, когда ты тонул, там, у мыса Пыызеспеа? А ты, Дядя Арно? Не ты ли клялся в вечной дружбе моим родителям? Неужели вы всё забыли? Почему за добро вы платите злом и унижением?
Толпа остановилась.
            - Люди, помогите мне, сжальтесь, успокойте меня, отогрейте добром.
             Помогите, как я помогала вам. Море забрало моего любимого человека, Море разбило мою жизнь, погрузило в сумерки душу, но Оно - стихия! А вы - люди! Вы слышите? Вы - ЛЮДИ!
           - Да, вы что?! Не видите, как она ворожит, эта гадюка! - прокаркала Кривая Хильда. - Бейте её, рвите её белые патлы. Убейте распутницу!
Черное кольцо сжалось, грязные руки вцепились в Эльзины одежды.
          Девушка закрыла руками лицо, волосы опущенной головы безвольно упали на грудь.
          Со стороны Комендантской улицы послышался топот тяжёлых флотских ботинок. Это бежали матросы комендантского взвода. Видимо, кто-то известил власть о готовящейся расправе над Эльзой. Из-за сгустившегося тумана матросов было не видно, но их было слышно, и они приближались.
          Толпа сомкнулась и взялась терзать свою жертву.
          «Бейте её! Бейте беспутную! Бейте невесту Папоротника!» - прокаркала сквозь вой толпы старуха и ударила Эльзу своей узловатой клюкой.
                -------------------------------------
           Стон нечеловеческих страданий вырвался из груди Эльзы. Туман призрачно засветился, толпа вздрогнула. От резкого рывка головой вверх, белые волосы, взрывом, взлетели над плечами, замерли и ленивыми волнами потекли на спину, стан выпрямился, плечи расправились. Острый взгляд зелёных глаз, клинком, разрубил мутные пятна лиц.
           Жгучая вспышка света ослепила и заставила толпу отпрянуть от девушки.
Сияние, охватившее Эльзу и вознесло над палачами. Видение вскинуло руку и оглушило их спокойным ровным голосом:
           - Прочь с дороги. Белая Эльза? Невеста Папоротника? - она рассмеялась. - Пусть будет так! Я была вам помощью. Я была вам защитой. Я была... А теперь не буду. Я не буду вам помогать. Отныне, вы мне безразличны.
           Вы глухи и слепы, жадны и завистливы. Вы так ничему не научились. Глупцы.
           Я, даже, не проклинаю вас, потому что вы сами себя прОкляли, забыв милосердие, презрев доброту, отринув защиту и растоптав любовь. Я отрешаю вас от себя.
           Эльза засмеялась: «Да и ничего вы мне... уже не сделаете».
           Парализованная толпа онемела, пронзительные вспышки Эльзиных глаз ослепляли, слова били наотмашь:
           - А беды ваши из зависти. Завистники! Мелочные побирушки! Лепитесь к сильным да богатым и люто ненавидите их. Ослабнет господин, шелудивыми дворнягами, кусаете его. И отдаетесь другой силе. А сами? Сами из себя ничего не представляете!
           Карлики! Жадные, злобные. Никогда вам не выползти из своей вонючей норы. Никогда.
           Дорогу!
           Велда!
           Боевая подруга, рассекая толпу, ворвалась в круг.
           Эльза легко вскочила в седло: «Вперёд!»
           Выехав из толпы, всадница повернулась и бросила злыдням: «Я не буду ходить в городе. Здесь меня ничего не держит. Но я не прощаюсь, как и не прощаю».
           Эльза пришпорила лошадь и исчезла. И только красные огоньки, как искорки, кружились в тумане и медленно падали на мостовую.
           Запыхавшийся караул подбежал к толпе.
           Толпа была неподвижна и заворожено молчала.

* - minu  armastus (эст.) – моя любовь.
          ** - vene (эст) – русский, (venelase) – русские.
        *** - kurat (эст.) – дьявол, сатана.


Далее:http://www.proza.ru/2016/07/20/893


Рецензии