Ничего страшного

*по рассказу Ричарда Матесона "Кнопка, кнопка"

ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА, ВОЗЛЕ КВАРТИРЫ ВЕРЫ И ОЛЕГА КУПЦОВЫХ – РАННИЙ ВЕЧЕР

Двери лифта открываются, оттуда выходит ВЕРА. Она с сумками, осторожно протискивается между дверей, ставит на пол свою ношу, лезет в дамскую сумочку за ключами. Двери лифта закрываются. ВЕРА нащупывает ключи, достает их, поворачивает голову и замечает у своей двери курьера EMS. Мгновение они смотрят друг на друга, курьер бросает взгляд на документы (он держит их в руках) обращается к ВЕРЕ:

Здравствуйте.

ВЕРА

Здравствуйте. Вы к нам?

КУРЬЕР

Вы из этой квартиры? (показывает на дверь)


ВЕРА

Да.

КУРЬЕР

У меня посылка для Веры Григорьевны Купцовой.

ВЕРА (с удивлением)

Для меня?

КУРЬЕР берет стоящую на полу посылку. На ней написан адрес и имя ВЕРЫ.

ВЕРА (прочитав)

Да… От кого, интересно… (пытается прочесть адрес отправителя)

КУРЬЕР

Распишитесь, пожалуйста, мне давно пора идти…

ВЕРА берет ручку, ставит закорючки в бумагах, которые держит КУРЬЕР. Тот скрывается в лифте и уезжает. ВЕРА стоит, глядя ему вслед, с сумками и посылкой – довольно объемной коробкой.
                ПЕРЕХОД

ЧУТЬ ПОЗДНЕЕ В КВАРТИРЕ КУПЦОВЫХ

Кухня. ВЕРА стоит перед столом, на нем – посылка. В задумчивости разрезает пакет и достает его содержимое. Белая коробка. Сверху к ней приделана визитка – «Артур Поэна» и номер телефона. ВЕРА открывает крышку и находит внутри деревянную коробку поменьше. В ее центре – стеклянная дверца на замочке, а под ней – кнопка. ВЕРА смотрит на все это с недоумением. Пытается открыть крышку, но та заперта.
ПЕРЕХОД

ВЕРА стоит у окна и говорит по телефону.

ВЕРА

…А что ты хочешь на ужин? Хорошо. Нет-нет, я все уже купила. Не волнуйся. Приходи скорее. И я тебя. Целую… Ой. Олег! Я забыла спросить, ты знаешь Артура Поэна? По-э-на… Да нет, просто имя встретилось где-то. Я тоже его не знаю, нет. Все хорошо. Жду тебя!

ВЕРА нажимает отбой и кладет телефон на подоконник. В задумчивости она смотрит в окно. В ее руке визитка «Артур Поэна». После некоторой задумчивости она набирает его номер.
ПЕРЕХОД

ИНТ. КВАРТИРА КУПЦОВЫХ – ВЕЧЕР

ВЕРА в кухне: выключает плиту, расставляет на столе тарелки, приборы. В коридоре слышен звук хлопнувшей входной двери.

ВЕРА (из кухни)

Олежек?

Берет со стола маленький конвертик с какими-то записями от руки, сбрасывает его в свою сумочку (она стоит тут же на стуле). Торопится в коридор встретить мужа. Обнимает его, целует.

ВЕРА

Я соскучилась.

ОЛЕГ

Я тоже (его рука скользит по бедру жены).

ВЕРА (улыбаясь, игриво отстраняется)

Давай скорее, ужин уже готов.

Ведет ОЛЕГА в кухню.
ПЕРЕХОД

ЧУТЬ ПОЗЖЕ – В КУХНЕ

ВЕРА и ОЛЕГ сидят за столом, заканчивают ужин, на столе бокалы, открытая бутылка вина. ОЛЕГ смотрит на жену и улыбается. ВЕРА улыбается в ответ.

ВЕРА

Вкусно?

ОЛЕГ

Как всегда. Очень!

ВЕРА собирает со стола грязную посуду, относит ее в кухню, продолжает разговор (из кухни):

А меня, возможно, повысят! Танька собралась уходить и Семеновна рассматривает кандидатуры на замену. Я в фаворитах!

ОЛЕГ

Получишь табличку «Старший менеджер Вера Купцова»! Это  большая честь! (смеется)

ВЕРА

Ну, а что, разве я не заслужила?

Возвращается к столу, протягивает свой бокал:

Налей, пожалуйста. (Олег наполняет бокал) Спасибо!

Смотрит на мужа, делает глоток, потом задумчиво произносит:
 
А ты бы мог убить человека?

ОЛЕГ (вглядываясь в Верино лицо)

Смотря за что. (Подумав) Тебя кто-то обидел?

ВЕРА (смеется)

Что ты, котик! Не за обиду – за деньги?

ОЛЕГ (делает глоток, думает)

Деньги или человеческая жизнь? Странный выбор.

ВЕРА

А если сумма большая?

ОЛЕГ (серьезно смотрит на Веру)

К чему вопрос?

ВЕРА

Да просто. Читала, одна организация задалась вопросом: многие ли готовы обменять человеческую жизнь на крупную сумму денег.

ОЛЕГ (на его лице возникает напряжение)

Думаю, таких немало.

ВЕРА

А ты?

ОЛЕГ задумчиво глядит в бокал.

ВЕРА

Если бы ты даже не знал человека, который умрет? Если бы тебе даже убивать самому не надо было: нажимаешь на кнопку, и кто-то умирает?

ОЛЕГ (поднимает глаза на жену)

Кто-то?

ВЕРА

Ну да. Например, старый китайский крестьянин или больной туземец в Конго? Или маньяк, убивший ребенка?
                ОЛЕГ


Хм… То есть, точно ты этого не знаешь?

ВЕРА

Нет. И вообще не знаешь, умрет ли. Просто надо решить – нажать на кнопку или нет. Ты бы нажал?

ОЛЕГ (на его лице выступили скулы)

А если умрет ребенок из соседнего двора? Или та девушка, помнишь вчера в метро видели, которая старушке помогла с сумкой?

ВЕРА

Олег, ты этого никогда не узнаешь. И не увидишь. Но, нажав на кнопку, ты гарантированно получишь деньги…

ОЛЕГ ставит на стол бокал и смотрит на Веру в упор напряженным взглядом.

После некоторых раздумий произносит:

В чем здесь твой интерес? Почему мы за ужином говорим об убийстве?

ВЕРА (смутившись, опускает глаза)

А если речь об эвтаназии? Или смертной казни для какого-нибудь преступника, террориста?...

ОЛЕГ

У нас нет смертной казни. Тебе нужно кого-то убить?

Вера растеряна, она молча смотрит на мужа и отрицательно качает головой.
 
ОЛЕГ

Мне неприятно говорить на такие темы.

ОЛЕГ встает из-за стола, в задумчивости смотрит на жену, думает что-то сказать, но передумав, выходит из кухни, ВЕРА остается одна. Она сидит и смотрит на дверцу шкафа.
ПЕРЕХОД

ИНТ. СПАЛЬНЯ КУПЦОВЫХ – НОЧЬ

Темнота. ОЛЕГ и ВЕРА лежат в кровати, обнявшись. Видны их очертания, слышна возня, голоса. Олег целует жену, она смешно крякает и ложится на него сверху.

ВЕРА

А ради меня бы мог убить? А ради нашего будущего ребенка?

ОЛЕГ

Да, что за… Что на тебя сегодня нашло?

ВЕРА

Ну, Олег, скажи! Мне важно знать твое мнение!

ОЛЕГ аккуратно кладет жену рядом с собой, приподнимается на локте, смотрит ей в глаза:

Малыш, люди, которые проводят подобные исследования, изначально задают очень неэтичный вопрос, забивая этим головы другим. История богата примерами…

ВЕРА (перебивает)

Я не об истории, Олег! Мне интересно, что об этом думаешь ты?

ОЛЕГ

Я думаю, что в твоей голове сегодня страшно много странной хрени. Надеюсь, что утром это пройдет. Давай скорей спать!

ОЛЕГ целует жену и отворачивается. ВЕРА лежит на спине и смотрит в потолок.
ПЕРЕХОД

ИНТ. КОРИДОР В КВАРТИРЕ КУПЦОВЫХ – УТРО

ОЛЕГ собирается на работу, ВЕРА провожает мужа. Она поднимает с пола свои туфли и рассматривает сбившиеся каблуки. Ставит обратно. Приглядывается к стоящей рядом паре обуви. ОЛЕГ щелкает замком и притягивает к себе ВЕРУ. Супруги обнимаются, целуются. ОЛЕГ открывает дверь, уже за порогом, вспомнив, поворачивается:

Ты меня вчера спрашивала про какого-то Артура…? Про кого?

ВЕРА

Просто имя всплыло в памяти. Не знаю, откуда.

ОЛЕГ

Почему-то оно потом крутилось в голове, показалось знакомым (задумчиво). Ладно. До вечера!

ВЕРА

Пока! (смотрит ему вслед.) Олеж! (Олег останавливается, оборачивается). Тебе долги на работе отдать не обещают? Мы в отпуск собирались…
Лицо Олега становится грустным, он качает головой и уходит. Вера закрывает дверь.
ПЕРЕХОД

ИНТ. КУХНЯ В КВАРТИРЕ КУПЦОВЫХ – УТРО

ВЕРА сидит за столом. Работает телевизор, перед ней ноутбук: открыт сайт магазина экзотических туров. С сожалением она отрывается от рассматривания, закрывает крышку ноутбука, откладывает его. Берет тряпку, вытирает стол, смотрит на часы, берет стоящую на стуле сумку, роется в ней, пытаясь нащупать помаду. Вместе с помадой она достает конвертик. Ручкой на нем написано – 12 000 000. ВЕРА открывает конверт, ей в ладошку выпадает маленький ключик. ВЕРА в задумчивости смотрит на него, потом откладывает на стол, достает зеркало, красит губы. По телевизору показывают сюжет об очередном теракте: «По предварительным данным, погибло около 80 человек, не менее полусотни пострадавших…». На экране машины полиции, кареты «скорой помощи», пожарные, множество людей, паника, давка.

ВЕРА вновь смотрит на часы. Выключает телевизор, берет сумочку, направляется в прихожую. Ключик остается лежать на столе. Через некоторое время ВЕРА вновь появляется в кухне. Она направляется к шкафу, открывает нижний ящик и достает оттуда коробку с кнопкой. Ставит ее на стол, смотрит. В это время телефон, лежащий на столе начинает звонить (абонент «Олежа»). ВЕРА смотрит на телефон, на кнопку, потом отключает звонок, выключает телефон, быстро берет ключик, открывает им прозрачную крышку и нажимает на кнопку.

Несколько мгновений стоит, как вкопанная. Потом бросается к окну, внимательно всматривается. Слышно, как тикают часы над кухонным столом. Садится на стул, сидит, глядя перед собой. Закрывает лицо руками. Через некоторое время, успокоившись, осматривается. Подходит к мойке, умывается. Потом спокойно, бросив взгляд на телевизор, возвращается к столу, берет коробку с кнопкой, убирает ее обратно в шкаф. Смотрит на оставшийся на столе ключик и, секунду подумав, хватает его и выбрасывает в ведро с мусором. После этого, вновь взглянув на часы, опять достает зеркало, подправляет смазавшийся макияж и спешно уходит из дома.
ПЕРЕХОД

ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА У КВАРТИРЫ КУПЦОВЫХ – ДЕНЬ

ВЕРА запирает дверь, выходит к лифту и видит соседку, которая с закрытыми глазами прислонилась к стене. Видно, что женщине плохо. ВЕРА бросается к ней:

Нина, что с тобой?

Соседка пытается открыть глаза, что-то сказать, но у нее не хватает на это сил. ВЕРА бросается к окну, открывает его, потом быстро подходит к соседке, поддерживает ее, доставая из сумки бутылку воды.

ВЕРА

Чем тебе помочь? Давай я провожу тебя домой. Скорую вызвать?
Соседка показывает зажатое в ее руке лекарство. ВЕРА берет его, достает таблетку, помогает женщине принять, открывает бутылку с водой. Потом обнимает ее и ведет к квартире.
ПЕРЕХОД

ВЕРА в лифте. Она прислонилась спиной к стене, смотрит на потолок и серьезно о чем-то думает. Двери лифта открываются, она выходит, направляется к двери, выходит из подъезда. В ее сумке звонит телефон, она долго роется, пока не нащупывает трубку. Отвечает.

ВЕРА

Да, слушаю. Кто? Простите, очень плохо слышно!  (зажимает одно ухо) Повторите, пожалуйста…

Из Вериных рук выпадает сумка, она бледнеет на глазах и падает без сознания. Прохожие бросаются к ней…

ПЕРЕХОД

ИНТ. КВАРТИРА КУПЦОВЫХ – НОЧЬ

Изможденная, заплаканная ВЕРА в черном платье сидит в полутемной кухне. На столе портрет ОЛЕГА в черной рамке. Она смотрит на портрет и вдруг что-то вспоминает. Хватает телефон, набирает номер. На экране высвечивается имя «Артур Поэна». Долгие звонки, потом слышен голос:

АРТУР

Але!

ВЕРА (хрипит, ее голоса почти не слышно)

Вы сказали, что я не знаю того, кто умрет!

АРТУР (в его заспанном голосе слышно недоумение)

Але! Кто это?

ВЕРА (вытирает слезу, переходит на крик)

Кто? Ты прекрасно знаешь, кто! Олег погиб!

АРТУР

Девушка, я не знаю, кто такой Олег. Я вам сочувствую, но вы, вероятно, ошиблись номером…

ВЕРА

Ошиблась? А кнопка? Зачем ты прислал мне эту чертову кнопку? Я думала, это просто игра! Эксперимент!

АРТУР (тяжело вздыхает)

Вам надо отдыхать, девушка. Скоро три часа ночи!

ВЕРА (четко выговаривая слова)

Ты говорил, что я не буду знать того, кто умрет…

АРТУР (после небольшой паузы)

Я понятия не имею, о чем вы мне рассказываете, но страшно хочу спать. Если же хотите знать мое мнение… Мы не слишком знакомы даже с собой, что уж говорить о ком-то другом! Отдыхайте, мой вам совет.

Связь прерывается. ВЕРА бросает трубку вне себя от ярости, она в слезах, кричит, бьет кулаками по столу. Снова хватает трубку и набирает вновь и вновь, но – абонент недоступен. В рыданиях ВЕРА падает головой на лежащие на столе руки и, после тяжелых всхлипываний, застывает. Потом снова вскакивает, бросается к шкафу, из которого достает коробку с кнопкой. ВЕРА бросает ее на пол, потом поднимает, бросает снова. Колотит ею по столу, по краю раковины, пока та, наконец, не ломается. ВЕРА снова сбрасывает ее на пол и добивает ногами. Внутри – пустота. ВЕРА в ужасе отступает и упирается спиной в стену.
ПЕРЕХОД

НАТ. ПАРК – ХМУРОЕ УТРО

На скамейке сидит ВЕРА — она в трауре, печальна и бледна. К скамейке подходит мужчина (САША) в строгом костюме и темных очках. В его руке черный
чемоданчик. Приближается к ВЕРЕ, останавливается рядом с ней, произносит:

Вера? Вера Григорьевна!

ВЕРА поднимает на него глаза, все еще находясь в прострации, и смотрит на подошедшего ничего не выражающим взглядом.

САША

Это я вам звонил.

В глазах у ВЕРЫ появляется осмысленность, она вглядывается в его лицо. САША снимает очки, кладет их в карман, присаживается рядом.

САША

Простите, что побеспокоил. Вам тяжело сейчас...

ВЕРА (обрывая его)

Кто вы? Что вам нужно?

САША

Я объясню сейчас...

ВЕРА (с нетерпением)

Вы сказали, у вас есть информация об Олеге...

САША

Да. Я должен вам рассказать кое-что.

ВЕРА (она на взводе, сжимает вески)

Не тяните же! Кто вы?

САША ставит между ними чемоданчик, достает сигарету и мнет ее в руках. Произносит, глядя перед собой:

Меня зовут Александр. Я доверенное лицо. Кое-чего из прошлого вашего мужа вам не было известно. 

ВЕРА вскакивает с места, беспокойно проходит вперед-назад.

САША

Присядьте, прошу.

ВЕРА садится на край скамейки и смотрит на САШУ в упор:

Говорите!

САША

Несколько лет назад Олег служил... Точнее, работал на Ближнем Востоке… Знаете...

ВЕРА (приходит в ужас)

Что вы несете?

САША (решительно берет ВЕРУ за руку, побуждая замолчать)

Слушайте! Он заработал много денег… Все боялся вам рассказать, любил очень вас, надеялся, что когда-нибудь потом… (Пауза, оба молчат, смотрят друг на друга). Здесь (указывает на чемоданчик) двенадцать миллионов. Теперь это принадлежит вам.

В глазах ВЕРЫ вспыхивает ужас, она сидит не шелохнувшись, глядя на Сашу. САША выдерживает паузу, убирает от Веры руку, встает и  удаляется. ВЕРА сидит на скамейке, глядя вперед застывшим взглядом. Рядом с ней стоит черный чемоданчик.

 КОНЕЦ

P.S. Фильм здесь: https://www.youtube.com/watch?v=Se60lSVaKkU&t=2s


Рецензии