Дзонгсар Кхьенце. Отчего вы не буддист
По логике автора весь буддизм сводится к тому, что, если вам вдруг захотелось какать, то вы должны абстрагироваться от общественных условностей и своих личных, сделав это немедленно. Но думать об этом нужно постоянно. Более того, Дзонгсар пытается этому научить. Предлагая отказаться от собственного "я", автор сам не знает - как это сделать, продолжает пользоваться логикой как одним из инструментов этого самого "я" и ссылается на непостижимое. По сути буддизм у него тоже основывается на всяких волшебных проявлениях, а отличается от других религий (в данном случае именно "религий") проявлением не эмоций, а логики. Именно поэтому он типа никому не навязывается, ждет, что человек дойдет своим умом, хотя само наличие подобной книги тому противоречит. Кучей этих самых противоречий автор не вызывает уважения, рассуждает довольно умело, но в критические моменты начинает утверждать "а вот это вот за гранью понимания". Типа, до этого вы следовали стройной логической цепочке, а в конце поверьте мне на слово.
Абсолютно любое учение, если что-то и дает человеку, то в первую очередь - уверенность в том, что он просто чем-то лучше других. То, что учение есть знание, не больше, чем иллюзия. По сути человек только начинает верить в это знание, что делает его фанатиком, опирающимся на видимые формы знания. Знание в принципе относительно, выучивший пару молитв уже производит впечатление на тех, кто еще не успел этого сделать. По Дзогсару, нирвана - вне представлений, стало быть равносильна загробной жизни. То, о чем никто доподлинно не знает. Формулировка "развиваем любовь" напоминает увеличение пениса. Опираясь исключительно на логику, если следовать канве автора, то можно сделать выводы типа "если мною движет любовь, то моя карма улучшается. То есть, по любви можно совокупляться с детьми и трупами. Если мною движет жадность, то моя карма ухудшается. Если это, например, жадность к положительным эмоциям и я кормлю бездомных животных, то лучше бы мне этого не делать."
По Дзогсару, чтобы двигаться в направлении, заданном Буддой, ты должен сначала на все наплевать, вернее, как там у него "абстрагироваться", а потом делать добро исключительно ради улучшения кармы. Но улучшение кармы тоже входит в перечень тех самых меркантильных интересов, на которые ты чуточку раньше должен был наплевать. Таким образом, мы попадаем в смысловой тупик, в тот самый, в который попал Незнайка, когда хотел получить волшебную палочку. Бескорыстно делать хорошие поступки не получается, а корыстно не идет в зачет. Но не стоит расстраиваться, придет добрый сказочный Носов (автор Незнайки), девушки получат по вожделенной волшебной палочке, а мужчины, абстрагировавшись от действительности, тут же разбегутся по кабакам. Они уже там? Так это же буддизм!
Куда не плюнь, кругом сплошные истины. Следуя по стрелочкам с надписями "Здесь был Будда" в итоге утыкаешься в стену с указанием "Только для Будд". Автор приписывает Будде запредельное умение "выйти за границы пространства и времени", причем обобщает эти понятия и утверждает, что Будда - самый обычный человек. Пространство и время связаны зависимостью, это любой школьник знает. С таким же успехом можно стать качком типа Арнольда Шварцнеггера и выиграть одновременно конкурс "Мисс Вселенная". Так понимаю, что только всеобъемлющий мозг автора мог предположить что-то подобное.
В общем, книга довольно глупая, одна из худших, что существует на подобные темы, хотя и выглядит последовательной, простой и разумной.
"Дзонгасар Кхьенце направил свой гонорар за эту книгу в Фонд Кхьенце". Самое смешное место в этой книге.
Свидетельство о публикации №216071700857