Первый кинотеатр в Новороссийске



    Первый кинотеатр в Новороссийске





    Последние годы XIX века привнесли в жизнь губернского города Новороссийска большие изменения и не только административные и управленческие. Развивалась техника и наука и технические изобретения следовали одно за другим. Так стало возможным одно из величайших открытий – кинематограф. Для решения этой задачи потребовалось сразу несколько технических изобретений: гибкой светочувствительной плёнки, аппарата хронофотографической съемки и аппарата для проекции на экран.
    В 1890-х годах конструированием этих аппаратов занимались изобретатели всего мира: американцы, русские, немцы, англичане ,французы, поляки.
    Начало распространения кинематографа было положено съёмкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов в 1895 году в Берлине, а затем и в Париже. В течении 1896-1897 года публичные демонстрации были проведены во всех мировых столицах.
    В этом же 1897 году в Новороссийске появился первый кинотеатр. Открыл его предприимчивый рижский мещанин Альвин Иванович Гуцман.
    Кинематограф Гуцмана располагался на Стандарте на улице Вокзальной (Элеваторная) в здании построенном «Домовладельческим товариществом» в 1895 году. Длинное двухэтажное кирпичное строение было возведено в классическом стиле доходных домов. Первый этаж состоял из просторных залов для магазинов и заведений, второй этаж размещал залы кинотеатра, впоследствии второй этаж был приспособлен для квартирных жильцов. Именно этот дом привлек кинопрокатчика, и он арендовал верхний этаж под стационарный кинотеатр.
    Вскоре на фасаде здания были вывешены первые афиши, зазывающие на невиданное зрелище: «Живые картинки», «Последнее слово науки и современных искусств», «Синематограф Альвина Гуцмана».
    «Чудо техники» открытое Гуцманом в Новороссийске никто никогда ещё не видел, поэтому на Стандарт повалила публика, как старого, так и нового города. И хотя цена билета была высока (от 40 копеек до 1 рубля) у касс кинематографа стояли очереди.
    В то время в России ещё не было своих фильмов, и кинематограф показывал зарубежные преимущественно французские фильмы братьев Люмьер. Это были короткометражные фильмы (15-20 метров) время демонстрации которых было примерно 1,5 минуты.
    Перед показом «живых картин» зрителей предупреждали о полной безопасности нового аттракциона. И все равно при показе одноминутного фильма «Прибытие поезда» люди кричали от испуга, вскакивали и убегали из зала, когда из глубины экрана на них двигался паровоз.
    Были у кинопрокатчиков и свои проблемы. Киноленты в то время стоили дорого и продавались на метры (1 метр-40к.) поэтому, как правило, в одном кинематографе было не более десятка полтора лент, которые показывались за один сеанс. В первые годы распространения кинематографа этот факт пагубно отразился на работу многих стационарных кинотеатров. Пересмотрев за один сеанс все картины, люди больше не шли на «фильму» так в женском роде называли тогда кинокартину.
    Поэтому многие предприниматели переезжали с ними из города в город и «крутили» их до полного износа. Стационарный кинематограф на Стандарте так же просуществовал не долго.
    А.И. Гуцман исчерпав возможности проката фильмов в Новороссийске, вскоре перешёл к практике передвижных показов.
    В 1898 году Альвин Иванович Гуцман покинул Новороссийск, но память о первом городском кинотеатре и его основателе осталась на века.


    [;IMG]Первый в России стационарный кинотеатр А. Гуцмана. Современное фото автора.



    Впервые опубликовано в журнале «ПЕРВЫЙ» № 5, июнь 2009 г под заголовком « Сеанс в полтора десятка фильмов».


Рецензии