Этап становления образа горожан

Юмор ,-безусловно   достойный  жанр,  но   он  имеет  значительный  порок. Талантливо  высмеивая   комичные  ситуации   в   каком – либо  народе,  мы  подразумеваем  своё  некое   превосходство  в  качестве  арбитра. Например -  анекдоты. Жанр  ,  высмеивающий   короткие  комичные   ситуации  и ,  как  правило,  опирающийся  на  характерные  особенности  какого – то  конкретного  народа.  В  итоге,  создаётся  некий  штамп,  клише , которое  преследует  нацию ,  выставляя  её  в несколько  комичном  свете. 
Именно  такая  ситуация  сложилась  вокруг  евреев  - одесситов,-  весёлых,  малообразованных  и  малограмотных  людей ,  вся  жизнь  которых   сплошной  анекдот. Если  конкретнее ,  то   я  о  дружбе  народов  или  о  еврейском  вопросе  в  Одессе.  Всё,  буквально  всё  зависит  от  цели.  Если  благополучие   Одессы – это  цель,  то  люди , живущие  в  городе  это  реализаторы  этой  высшей  цели. Они  одесситы. Это  нация  такая  -  одесситы. Единая  семья,  объединённая  единой  целью. Стёрты  все  грани. Нет,  это  не  смешение. Каждый  народ  имеет  свои  особенности  и  традиции  и  вовсе  не  собирается  их  лишаться.  Совсем  нет. Дело  делаем  общее, сообща,  но  традиции  в  виде  корней  вовсе  не  обречены  на  усыхание. Нет,  я  вам  говорю.  Если  не  брать  во  внимание  первого раввина  Одессы из  Бендер ,  оставив после  себя  вечную  фамилию  Рабинович,  то  мы  совсем  не  должны  пропустить  по  этому  вопросу   второго  раввина  из  Житомира. Речь  шла  о  том,  чтобы  дети  евреев   обучались    не  только традиционной  еврейской  мудрости,  но  и светским  наукам.  Преподаватели должны  были  быть  общими   со  светскими  школами.  Преподаватели  не   понимающие  традиций  и  устоев   еврейского  народа.  Тогда ,   что  мы  имеем ?  Мы  имеем  планомерное   ущемление  национальных  традиций. И  кому  это  надо ? Вот  Реувен  и  восстал  в  гневе  праведном. Мы  друг  друга  любим  ,но  не  спариваемся. Любим  да, но  чтобы  создать  семью -  так   нет.  Дети  разных   наций ,-  всё  равно  дети,  с  детскими  симпатиями  и    пониманием  дружбы,  которая  не улетучивается  до  преклонных  лет . Дети разных  наций   образовывали  некую  общность, с  общими   взглядами  и  ценностями , они – то  и  должны были  создать  структуру  одесситов.
 Генерал-  губернаторствовал  в  городе  тогда  граф Пален.  Вот  он  и   попал  под  раздачу  в  письменной  форме  с  уведомлением.  А  что  вы хотели ? Если  оно  не  туда  идёт,  так  что  молчать?!  Извините,  подвиньтесь. Ага,  не  верите? Это  вы  по  этим  временам  судите,  а  тогда  не  так  было.  Можно  ли  представить  письмо  секретаря  обкома  КПСС  на  имя  Генерального  Секретаря  того  же  КПСС, где  бы  он  заступался  за  евреев ? Нельзя!  Глупо  подумать. А  губернатор  перед  царём  заступался. За  евреев  заступался. Шо,  подтасовка? А  вы  почитайте ,  так  и  узнаете. Не,  я  не  библиотека. Вы  туда  пойдите  и  письма  Воронцова  и  почитайте. Там  не   много  читать.

В начале 40-х годов XIX столетия, по предложению Министерства государственных имуществ, одобренному императором, почти все еврейское население подлежало выселению в резервацию. Взволнованный судьбой евреев, М.С. Воронцов, преодолев сопротивление жены и многих чиновников, обратился к императору Николаю I с представлением.
В этом историческом документе, в частности, говорилось:
"Ваше Императорское Величество! Зная, сколь Вы, Государь, изволите интересоваться мнением управляющих отдельными частями империи относительно дел государственных, осмелюсь и считаю долгом определиться в намерениях правительства изменить судьбу еврейского народа. Без излишества опишу нынешнее положение евреев в Новороссийских губерниях, где их пребывание не возбраняется. Указанные евреи вытеснены из Западной Европы и во внутренние губернии России не допущены. Большая часть их относится к малодостаточным обывателям, принуждена добывать хлеб насущный мелочной торговлей, трудом на казенных землях и ремесленными услугами обывателям."
Далее излагалось мнение Министерства государственных имуществ, которое делит евреев на "полезных" и "бесполезных".
"Смею думать, - продолжает М.С.Воронцов -, что само название "бесполезные" для сотен тысяч обывателей и круто, и несправедливо. Тех, кого власти считают "бесполезными", составит 80 процентов еврейского населения. Бесчеловечны меры, что указано применить к ним и выслать их из селений и местечек, поселить в одном месте, лишить участия в правах.
Смею указать, мой Государь: сии подданные Вашего Величества крайне бедны. Отстранение от обычных занятий обречет их на истребление через нищету и умственное отчаянье. Эта участь падет на людей, ни в чем не провинившихся против России. Наоборот, будучи верными подданными, евреи заслужили полное от правительства доверие. Благоразумие и человеколюбие призывают отказаться от жестокой меры, ибо плач и стенания несчастных будет порицанием правительству и у нас, и за пределами России".
Заканчивает М.С.Воронцов свое представление словами:
"Зная, сколь Ваше Императорское Величество благоволите мне, недостойному высокой милости, припадаю к стопам Вашим, Государь, о смягчении судьбы несчастного народа".
В начале 1845 г. граф М.С.Воронцов уехал в Санкт-Петербург за новым назначением. На обеде у государя император сказал Воронцову: "Удовлетворил я твое представление, граф, касательно евреев".


 
Третий  раввин   Одессы  не  знал  русского  вообще,  не  знал  он  и  идиш. Зато  знал  философию  и  был  европейским  светилом. И  сильно  пострадал  от  своего  просвещения. Его  трудами  был  создан   первый  шаг  практически   предававший  равный  статус  евреев  города  с  иными  горожанами. Евреи  торговали  на  рынках  города и  пригорода,  что  спасло  жизни  тысячам. Более  того,  он  создал   идеологическую  атмосферу ,  создал  невероятным  трудом  с  единомышленниками, и  еврей   специалист,  стал  просто  хорошим   или  плохим   специалистом,  выводя   нацию  за  скобки  профессионализма. Трудно  переоценить  вклад  этого  человека  и  предполагаемую  благодарность   его  памяти  от  поколений  потомков. Это - Шимон Арье Швабахер.
Евреи  Одессы  покажите  мне  памятник  раввину  С.  Пену. Тому  самому  ,  который  сумел  добиться   отмены   позорной  присяги  обязательной  для  евреев, присяги через  которую  проводились  все в  Одесском  коммерческом  суде. Покажите,  я  к  вам  обращаюсь!  Шо?  Заняты  и  не  можете?  Хорошо,  я  понял.
Евреи  в  Одессе – это  очень  длинная  и  тонкая  стратегическая  нить,  которую  выстраивали  ключевые   фигуры  десятилетиями  в  борьбе  за  равенство,  но  не  превосходство. Эти  люди  достойны того,  чтобы  со  школы  каждый  одессит   знал  о  них ,  ибо  без  них  не  было бы  ни  дореволюционной  Одессы,  а  уж  тем  более   послереволюционной.  Знаменитые  евреи :врачи  и  юристы,  учёные  и  писатели,  артисты  и  художники  города,-  цвет  интеллигенции   утративший  рамки  города,  приобретя  общечеловеческий  масштаб. Почему  о  них  не  говорит  город ? Почему  одесситы  не  гордятся  их  именами ?  Почему школьники «вообшэ   не  понимают  об  чём  рэчь» ?
Тогда  давайте  так,  пока  вы  будете  рассказывать  смешные  анекдоты  про  одесских  евреев,  а  я  подготовлюсь  и   расскажу  не  смешную  историю  о  памяти  и  благодарности  тех , кто  потом   к  тем,  кто  до  них. Вы  не  мешаете  мне  я – вам.  Смейтесь  себе  ради  Бога,  кто  я,  чтобы  быть  против? Даже  в  мои  годы  не  мне  судить  ,  что  главнее.
Я  уже  всё  подготовил и ожидая,  уловил  последний  анекдот:
Старый   одесский  еврей говорит своей жене:
- Сара, знаешь если кто-нибудь из нас умрет, то я, скорее всего, уеду в Израиль…
С  чего  я  хочу  начать ?  С  того,  что  для  всех  или  главное  или  сильно  уважаемое.
Итак – главный  Кафедральный   Собор  Афин  имеет  главную  святыню. И  что  это ?  Это  мощи  Вселенского  Патриарха   Григория  5  Патриарха  Константинопольского. Не  мало,  ни  много.  Вселенский   Патриарх  возглавлял  Патриарший  престол  дважды. Настоящий  святой  бессребренник.  Греки  затеяли  восстание  против  турок.  Верующие  греки.   Мог  ли  он  оставить   паству  и  скрыться?  Нет!  Это  было  невозможно  даже  в  теории. Это  был  1819  год,  когда  он  третий  раз  стал  Патриархом.  Вселенским  Патриархом. Третий  раз,  чтоб  вы  не  забыли,  нет,  я  не  намекаю  на Ваш  склероз, это  просто  так – для  усвоенияЮ  третий  раз  стал  Патриархом.
Восстание  произошло,  было  подавлено,  а  Вселенского  Патриарха  после  пыток  и  истязаний  повесили  в  День  Пасхи 10  апреля 21  года  прямо  на  воротах  его  Патриархии. Выждав  паузу,  тело  сняли  и  выбросили  в  море.  С  громадным  риском  тело  было  найдено,  препроважено  на  русский  корабль и  доставлено  куда  бы  вы  думали ?  Да, да  и  да !!!!  В  нашу  Одессу.  А что,  были  ещё  достойные  варианты? Со  всеми  причитающими  его  сану  почестями  тело  было  погребено в    греческом  храме  Святой  Троицы.
Из  Москвы  было  передано  в  Одессу  облачение  патриарха  Никона и  его  митра  с  крестом. О  том,  чтобы  куда - либо  транспортировать  тело  Вселенского  Патриарха  никто  и  думать  не  мог.  Абсурд!!!!  Из  Одессы  в  куда?!  Ровно  пятьдесят  лет  покоились  мощи  святого   в  нашем  городе.  Пятьдесят  лет! И  к  дню  независимости  Греции  по  просьбе  тело  было  передано  в  Афины. И  это  справедливо. Но  пятьдесят  лет,- это  я  вам  скажу  то  же  время! И  участие  в  этом  одесситов -  первейшее! Это  ли  не лист  истории  Великого  Города,  которым  надо  гордиться  от  мала  до  велика ? Вы говорите   уверенно  - «Да»,  а  я  Вам  таки  отвечаю,-  давайте  посетим  святыню.
Давайте поищем  этот  храм,  прочтём  историю  его  и  спросим  себя  за  то,  что  знают  все  православные  мира -  прах  Вселенского  Патриарха  в  облачении  Московского  Патриарха  Никона  покоился  в  Одесском  храме  пятьдесят  лет!  Назовите  мне  ещё  такие  города,  где  бы  покоился  прах  Вселенского  патриарха !!!! Не  можете  ?  Тогда  идите  туда,  слушать  анекдоты  про  Рабиновича ,  а   не  про  спортзал  в  храме.
Что  пишут  историки ? Данные от    архитекторского   плана   строительства  храма,  по  наши  дни  и  это  естественно. Всё  так  гладенько  получается,  с  маленькими  изъянчиками,  что  трагический  период  в  нашей  стране   вообще  не  напрягает. Давайте  посмотрим  конкретнее   на небольшой  этап:
В  1936  году  церковь  закрыли.  И  что ?  Снесли   купола  и  крест,  что  естественно,  и   начали    успешно  эксплуатировать   помещение  с  пользой  для  подрастающего  поколения. Правда,  пришлось  сделать  некоторую   реконструкцию,  многое  снести,  многое  закрасить,  но  из  нагромождений  получилось  то,  к  чему  стремились.
Всё  шло  хорошо , люди  воодушевлённо  радовались  прогрессивному   курсу  партии  к  стремящемуся  нам  на  встречу  коммунизму ,  через  небольшую  социалистическую  временную   прокладку.
1  сентября,  когда  детям  в  школу, для  шестидесяти двух  стран  мира  , в  1939  году    началась  Вторая  Мировая  Война. Ну,  началась  и  началась. Миллионы  погибших  китайцев  и  там  разные  бои  сознательного  пролетариата  с  одураченными  наймитами. Во  всех  скверах  и  дворах  это  оживлённо  обсуждалось,  но  шёпотом  и  среди  своих,  год – то  1939. А это  год  громаднейших  реформ  внутри  страны .  Что   мы  имели ?
Главное  управление исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР ,-  типа  перевоспитывающие  пионерлагеря  для  взрослых.  А  в  1939  году  ситуация  изменилась  коренным  образом :  создали  201  лагерь  с  самостоятельной  структурой  и  своим  начальством   ,расположили  же    эту  маленькую  страну  в  Хабаровском  крае. Строительством  портов  и  причалов  так  нужных  Родине  занимались  насильно  призванные  патриоты,  временно  враги   народа/ на  время  срока/. В  Одессе  не  сильно  хотели  ехать  строить порта  куда – то  если  есть  здесь  и  свой,  потому и  скромно  молчали. А  тут  война!  Не  Вторая  Мировая,  а  совсем  другое  дело -  Великая  Отечественная,  и  не  абстрактная ,  а  по  нам  бьющая.  Одессу  оставили,  потому  что  сильно  спешили  в  Крым. Напомню  тем,  кто  путается  в   датах, ВОВ   началась  22  июня  1941  года.  И  в  этом  же  году,  румыны  с  немцами  заняли  город  и  в  этом  же  году превратили   помещение  в  церковь, которым  оно / помещение/  и  было  до  закрытия. Начались  службы.
Церкви  было  суждено  много  раз  менять  название  и  принадлежность. В 1990  были   полностью  восстановлены  купола,  те,  что  с  лихостью   снесли  до  войны.
Вот  Вы  мне  скажите,  вот  на  этих  историях  должны  учиться  одесситы ?
Ведь  болгары  и  немцы,  евреи  и  украинцы,  русские  и румыны,-  все  имеют  давнюю  историю  становления    одесситов   как  единого  этноса ! И  тогда  власть  в  городе  будет  властью  одесситов  и  заботиться  о  Великом  Городе,  и  о   населении   его  составляющем. Одесситов  надо  растить  и  выращивать ,  учить  их  и  себя  на  действительно  знаковых   примерах.
Завершая,  скажу  то,  чего  бы  сильно не  хотел :
Характеристика  города ,  написанная   во  всех  источниках,  сухая  и  безликая :

Одесса - крупный город, областной центр Украины. Расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, население почти 1,2 млн. человек. Одесса делится на 8 городских районов. Первое упоминание об Одессе было в 1415 году (татарский поселок ХАДЖИБЕЙ).
Далее ,  столько – то  заводов,  такие – то  памятники, театры  и  кинотеатры,  пляжи  и   районы….   Население  состоит  из …
Всё  серо  и  заунывно,  как  и  в  безликом  описании  любого  другого  города,  а  Великий  Город   заслужил  другого.
Можно  вспомнить  Мишку  Япончика  и  его  распоряжение  не  грабить  врачей,  учителей  и  иных  служащих.  Можно  вспомнить    его  наказание  наказание    вору,  ограбившего  Шаляпина. Он  заставил  его  петь  партию  Мефистофеля  на  сцене.  В  страшном  сне  не  пожелаешь    такого клятому  врагу.  Вот  так.


Рецензии