Этап становления образа горожан
Именно такая ситуация сложилась вокруг евреев - одесситов,- весёлых, малообразованных и малограмотных людей , вся жизнь которых сплошной анекдот. Если конкретнее , то я о дружбе народов или о еврейском вопросе в Одессе. Всё, буквально всё зависит от цели. Если благополучие Одессы – это цель, то люди , живущие в городе это реализаторы этой высшей цели. Они одесситы. Это нация такая - одесситы. Единая семья, объединённая единой целью. Стёрты все грани. Нет, это не смешение. Каждый народ имеет свои особенности и традиции и вовсе не собирается их лишаться. Совсем нет. Дело делаем общее, сообща, но традиции в виде корней вовсе не обречены на усыхание. Нет, я вам говорю. Если не брать во внимание первого раввина Одессы из Бендер , оставив после себя вечную фамилию Рабинович, то мы совсем не должны пропустить по этому вопросу второго раввина из Житомира. Речь шла о том, чтобы дети евреев обучались не только традиционной еврейской мудрости, но и светским наукам. Преподаватели должны были быть общими со светскими школами. Преподаватели не понимающие традиций и устоев еврейского народа. Тогда , что мы имеем ? Мы имеем планомерное ущемление национальных традиций. И кому это надо ? Вот Реувен и восстал в гневе праведном. Мы друг друга любим ,но не спариваемся. Любим да, но чтобы создать семью - так нет. Дети разных наций ,- всё равно дети, с детскими симпатиями и пониманием дружбы, которая не улетучивается до преклонных лет . Дети разных наций образовывали некую общность, с общими взглядами и ценностями , они – то и должны были создать структуру одесситов.
Генерал- губернаторствовал в городе тогда граф Пален. Вот он и попал под раздачу в письменной форме с уведомлением. А что вы хотели ? Если оно не туда идёт, так что молчать?! Извините, подвиньтесь. Ага, не верите? Это вы по этим временам судите, а тогда не так было. Можно ли представить письмо секретаря обкома КПСС на имя Генерального Секретаря того же КПСС, где бы он заступался за евреев ? Нельзя! Глупо подумать. А губернатор перед царём заступался. За евреев заступался. Шо, подтасовка? А вы почитайте , так и узнаете. Не, я не библиотека. Вы туда пойдите и письма Воронцова и почитайте. Там не много читать.
В начале 40-х годов XIX столетия, по предложению Министерства государственных имуществ, одобренному императором, почти все еврейское население подлежало выселению в резервацию. Взволнованный судьбой евреев, М.С. Воронцов, преодолев сопротивление жены и многих чиновников, обратился к императору Николаю I с представлением.
В этом историческом документе, в частности, говорилось:
"Ваше Императорское Величество! Зная, сколь Вы, Государь, изволите интересоваться мнением управляющих отдельными частями империи относительно дел государственных, осмелюсь и считаю долгом определиться в намерениях правительства изменить судьбу еврейского народа. Без излишества опишу нынешнее положение евреев в Новороссийских губерниях, где их пребывание не возбраняется. Указанные евреи вытеснены из Западной Европы и во внутренние губернии России не допущены. Большая часть их относится к малодостаточным обывателям, принуждена добывать хлеб насущный мелочной торговлей, трудом на казенных землях и ремесленными услугами обывателям."
Далее излагалось мнение Министерства государственных имуществ, которое делит евреев на "полезных" и "бесполезных".
"Смею думать, - продолжает М.С.Воронцов -, что само название "бесполезные" для сотен тысяч обывателей и круто, и несправедливо. Тех, кого власти считают "бесполезными", составит 80 процентов еврейского населения. Бесчеловечны меры, что указано применить к ним и выслать их из селений и местечек, поселить в одном месте, лишить участия в правах.
Смею указать, мой Государь: сии подданные Вашего Величества крайне бедны. Отстранение от обычных занятий обречет их на истребление через нищету и умственное отчаянье. Эта участь падет на людей, ни в чем не провинившихся против России. Наоборот, будучи верными подданными, евреи заслужили полное от правительства доверие. Благоразумие и человеколюбие призывают отказаться от жестокой меры, ибо плач и стенания несчастных будет порицанием правительству и у нас, и за пределами России".
Заканчивает М.С.Воронцов свое представление словами:
"Зная, сколь Ваше Императорское Величество благоволите мне, недостойному высокой милости, припадаю к стопам Вашим, Государь, о смягчении судьбы несчастного народа".
В начале 1845 г. граф М.С.Воронцов уехал в Санкт-Петербург за новым назначением. На обеде у государя император сказал Воронцову: "Удовлетворил я твое представление, граф, касательно евреев".
Третий раввин Одессы не знал русского вообще, не знал он и идиш. Зато знал философию и был европейским светилом. И сильно пострадал от своего просвещения. Его трудами был создан первый шаг практически предававший равный статус евреев города с иными горожанами. Евреи торговали на рынках города и пригорода, что спасло жизни тысячам. Более того, он создал идеологическую атмосферу , создал невероятным трудом с единомышленниками, и еврей специалист, стал просто хорошим или плохим специалистом, выводя нацию за скобки профессионализма. Трудно переоценить вклад этого человека и предполагаемую благодарность его памяти от поколений потомков. Это - Шимон Арье Швабахер.
Евреи Одессы покажите мне памятник раввину С. Пену. Тому самому , который сумел добиться отмены позорной присяги обязательной для евреев, присяги через которую проводились все в Одесском коммерческом суде. Покажите, я к вам обращаюсь! Шо? Заняты и не можете? Хорошо, я понял.
Евреи в Одессе – это очень длинная и тонкая стратегическая нить, которую выстраивали ключевые фигуры десятилетиями в борьбе за равенство, но не превосходство. Эти люди достойны того, чтобы со школы каждый одессит знал о них , ибо без них не было бы ни дореволюционной Одессы, а уж тем более послереволюционной. Знаменитые евреи :врачи и юристы, учёные и писатели, артисты и художники города,- цвет интеллигенции утративший рамки города, приобретя общечеловеческий масштаб. Почему о них не говорит город ? Почему одесситы не гордятся их именами ? Почему школьники «вообшэ не понимают об чём рэчь» ?
Тогда давайте так, пока вы будете рассказывать смешные анекдоты про одесских евреев, а я подготовлюсь и расскажу не смешную историю о памяти и благодарности тех , кто потом к тем, кто до них. Вы не мешаете мне я – вам. Смейтесь себе ради Бога, кто я, чтобы быть против? Даже в мои годы не мне судить , что главнее.
Я уже всё подготовил и ожидая, уловил последний анекдот:
Старый одесский еврей говорит своей жене:
- Сара, знаешь если кто-нибудь из нас умрет, то я, скорее всего, уеду в Израиль…
С чего я хочу начать ? С того, что для всех или главное или сильно уважаемое.
Итак – главный Кафедральный Собор Афин имеет главную святыню. И что это ? Это мощи Вселенского Патриарха Григория 5 Патриарха Константинопольского. Не мало, ни много. Вселенский Патриарх возглавлял Патриарший престол дважды. Настоящий святой бессребренник. Греки затеяли восстание против турок. Верующие греки. Мог ли он оставить паству и скрыться? Нет! Это было невозможно даже в теории. Это был 1819 год, когда он третий раз стал Патриархом. Вселенским Патриархом. Третий раз, чтоб вы не забыли, нет, я не намекаю на Ваш склероз, это просто так – для усвоенияЮ третий раз стал Патриархом.
Восстание произошло, было подавлено, а Вселенского Патриарха после пыток и истязаний повесили в День Пасхи 10 апреля 21 года прямо на воротах его Патриархии. Выждав паузу, тело сняли и выбросили в море. С громадным риском тело было найдено, препроважено на русский корабль и доставлено куда бы вы думали ? Да, да и да !!!! В нашу Одессу. А что, были ещё достойные варианты? Со всеми причитающими его сану почестями тело было погребено в греческом храме Святой Троицы.
Из Москвы было передано в Одессу облачение патриарха Никона и его митра с крестом. О том, чтобы куда - либо транспортировать тело Вселенского Патриарха никто и думать не мог. Абсурд!!!! Из Одессы в куда?! Ровно пятьдесят лет покоились мощи святого в нашем городе. Пятьдесят лет! И к дню независимости Греции по просьбе тело было передано в Афины. И это справедливо. Но пятьдесят лет,- это я вам скажу то же время! И участие в этом одесситов - первейшее! Это ли не лист истории Великого Города, которым надо гордиться от мала до велика ? Вы говорите уверенно - «Да», а я Вам таки отвечаю,- давайте посетим святыню.
Давайте поищем этот храм, прочтём историю его и спросим себя за то, что знают все православные мира - прах Вселенского Патриарха в облачении Московского Патриарха Никона покоился в Одесском храме пятьдесят лет! Назовите мне ещё такие города, где бы покоился прах Вселенского патриарха !!!! Не можете ? Тогда идите туда, слушать анекдоты про Рабиновича , а не про спортзал в храме.
Что пишут историки ? Данные от архитекторского плана строительства храма, по наши дни и это естественно. Всё так гладенько получается, с маленькими изъянчиками, что трагический период в нашей стране вообще не напрягает. Давайте посмотрим конкретнее на небольшой этап:
В 1936 году церковь закрыли. И что ? Снесли купола и крест, что естественно, и начали успешно эксплуатировать помещение с пользой для подрастающего поколения. Правда, пришлось сделать некоторую реконструкцию, многое снести, многое закрасить, но из нагромождений получилось то, к чему стремились.
Всё шло хорошо , люди воодушевлённо радовались прогрессивному курсу партии к стремящемуся нам на встречу коммунизму , через небольшую социалистическую временную прокладку.
1 сентября, когда детям в школу, для шестидесяти двух стран мира , в 1939 году началась Вторая Мировая Война. Ну, началась и началась. Миллионы погибших китайцев и там разные бои сознательного пролетариата с одураченными наймитами. Во всех скверах и дворах это оживлённо обсуждалось, но шёпотом и среди своих, год – то 1939. А это год громаднейших реформ внутри страны . Что мы имели ?
Главное управление исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР ,- типа перевоспитывающие пионерлагеря для взрослых. А в 1939 году ситуация изменилась коренным образом : создали 201 лагерь с самостоятельной структурой и своим начальством ,расположили же эту маленькую страну в Хабаровском крае. Строительством портов и причалов так нужных Родине занимались насильно призванные патриоты, временно враги народа/ на время срока/. В Одессе не сильно хотели ехать строить порта куда – то если есть здесь и свой, потому и скромно молчали. А тут война! Не Вторая Мировая, а совсем другое дело - Великая Отечественная, и не абстрактная , а по нам бьющая. Одессу оставили, потому что сильно спешили в Крым. Напомню тем, кто путается в датах, ВОВ началась 22 июня 1941 года. И в этом же году, румыны с немцами заняли город и в этом же году превратили помещение в церковь, которым оно / помещение/ и было до закрытия. Начались службы.
Церкви было суждено много раз менять название и принадлежность. В 1990 были полностью восстановлены купола, те, что с лихостью снесли до войны.
Вот Вы мне скажите, вот на этих историях должны учиться одесситы ?
Ведь болгары и немцы, евреи и украинцы, русские и румыны,- все имеют давнюю историю становления одесситов как единого этноса ! И тогда власть в городе будет властью одесситов и заботиться о Великом Городе, и о населении его составляющем. Одесситов надо растить и выращивать , учить их и себя на действительно знаковых примерах.
Завершая, скажу то, чего бы сильно не хотел :
Характеристика города , написанная во всех источниках, сухая и безликая :
Одесса - крупный город, областной центр Украины. Расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, население почти 1,2 млн. человек. Одесса делится на 8 городских районов. Первое упоминание об Одессе было в 1415 году (татарский поселок ХАДЖИБЕЙ).
Далее , столько – то заводов, такие – то памятники, театры и кинотеатры, пляжи и районы…. Население состоит из …
Всё серо и заунывно, как и в безликом описании любого другого города, а Великий Город заслужил другого.
Можно вспомнить Мишку Япончика и его распоряжение не грабить врачей, учителей и иных служащих. Можно вспомнить его наказание наказание вору, ограбившего Шаляпина. Он заставил его петь партию Мефистофеля на сцене. В страшном сне не пожелаешь такого клятому врагу. Вот так.
Свидетельство о публикации №216071801013