Яичница

Мне было лет десять, моему двоюродному брату на один год меньше. Так сложилось, что все наше детство прошло вместе. Вместе играли, проказничали. Вместе и рыбу ловили.

Как-то раз мы собрались на рыбалку. Рано утром нам разрешалось идти только с одним условием: уходить тихонько, чтобы никого не разбудить. Да это и понятно. Собирать удочки и другие рыболовные принадлежности  тихо было для нас невозможно. А ведь всем родным надо было утром идти на работу.

Поэтому рыбалка для нас была доступна только в том случае, если мы соберемся с вечера, поднимемся неслышно, возьмем вещи и тихо за собой без стука закроем дверь. Мне еще предстояло зайдя за братом  и постучать в дверь так, чтобы никто кроме него не услышал. Честно сказать, на чем-нибудь мы обычно прокалывались. Но родители это терпеливо сносили.

В тот день ловить рыбу мы отправились очень рано. Еще до первых лучей солнца. Ловили на удочки. Улов состоял в основном из верхоплавок и бычков.

Время на рыбалке летело незаметно. Когда солнце поднялось высоко и стало жарко, у нас было по приличному кукану рыбы. Клев практически прекратился, и мы решили пойти домой. Тем более, что очень хотелось кушать. Из дома мы ушли рано и не успели поесть.

Придя во двор, я предложил пойти позавтракать ко мне. Если я уходил рано ловить рыбу, то родители оставляли нам завтрак на столе. 

Мы с братом жили в соседних подъездах оба на втором этаже и наши квартиры граничили через стену. Поднявшись ко мне на этаж, обнаружили, что я дома забыл ключ. Покрутившись перед закрытой дверью, решили идти к брату. У него был ключ от своей квартиры, да там наверняка должна была быть наша бабушка. Она была на пенсии и всегда, когда мы уходили ловить рыбу, дожидалась нас.

Но не в этот раз. В начале 70-их годов старшее поколение помнит, какие проблемы в жизни народа составляли колбаса и мясо. В соседнем доме находился молочный магазин, в котором был мясной отдел. В то утро бабушке сообщили, что сегодня должен быть привоз мясопродуктов. Конечно же, она побежала занимать очередь!
Мы этого не знали. Сначала было чем заняться: нашли кастрюлю, в которую сложили наш улов, пересыпав его солью. Потом стали ждать. Да и чем можно заниматься, когда так хочется кушать?! А бабушка все не приходила. В какой-то момент поняли, что ожидать дальше мы просто не в состоянии, и приняли решение приготовить что-нибудь съедобное самостоятельно.

До этого ничего такого в жизни нам делать не приходилось. Исследовав содержимое холодильника, нашли там яйца и приняли решение жарить яичницу. Сразу же возник спор: на каком масле жарить? Я был уверен, что на сливочном, как готовили у нас дома. Брат же придерживался мнения, что для на подсолнечном масле – как жарили у них. Но я был старшим, а сила слова старших у нас в семье преобладала.

Для начала нужно было открыть поступление газа к плите при помощи перекрывающего крана. С этим мы справились быстро и сразу почувствовали в себе уверенность. Теперь очередь была за разжиганием огня. В старых чугунных плитах для этого нужно было открыть газ при помощи ручки на максимум и поджечь конфорку. При подносе зажженной спички вспыхивал факел, обжигая пальцы. Процедура мало приятная. Для детей – тем более. Поэтому, пока зажгли плиту, пришлось пару раз проветривать кухню от накопившегося газа. Наконец разожгли конфорку при помощи подожженного куска газеты, свернутого трубочкой. От дыма, который валил с обратного  конца этой трубки, запах гари в квартире стоял потом еще несколько дней.

Ну, наконец-то, газ горит. Одна маленькая победа свершилась. Поставили сковородку на плиту и положили в нее довольно приличный кусок сливочного масла. Достали яйца. Теперь надо было их разбить. У родителей в руках все получалось легко и просто. А тут почему-то яйца разбивались как-то не так, а половинки скорлупы падали в белок и желток. Да ладно бы просто падали, а имели еще  гадкое свойство крошиться на мелкие осколки. Эти осколки мы начали старательно выбирать.

От этого увлекательного занятия нас отвлекло подозрительное шипение. Повернувшись, увидели, что масло кипит, разлетаясь горячими брызгами в разные стороны и наполняя кухню сизым дымом. Через мгновение оно еще и вспыхнуло. Сердце екнуло и быстренько убежало в пятки. Некоторое время оно там сидело и не хотело возвращаться обратно.
 
Но надо было что-то делать. Прячась от раскаленных масленых брызг, мы самоотверженно выключили газ. Но масло продолжало гореть. Откуда-то извлекли крышку и, закрываясь ею от раскаленных брызг, накрыли сковороду. Пожар был благополучно потушен. Теперь встал другой вопрос: куда деть почерневшее с запахом гари раскаленное масло. Путем дискуссии пришли к обоюдному соглашению: слить в унитаз. Подсказать было некому, а в детско-юношеской практике соприкосновения раскаленного масла и холодной воды еще не происходило. Опят пришел во время сливания. Взрывы, хлопки, раскаленные брызги… И полностью заляпанный брызгами унитаз.

Спустя некоторое время все довольно благополучно закончилось. Благополучно –то есть без жертв. Без ожогов и других травм. Но о порядке на кухне и в туалете лучше не говорить. Мы обозревали эту разруху и обсуждали, что делать дальше. А что делать-то? Кушать меньше не хотелось. И голод слабее не становился. Решили начать весь процесс сначала.

Теперь газ зажегся легче и быстрее. Еще бы! После стольких тренировок! Сковородку кое-как помыли и поставили на огонь. Очередная порция масла начала нагреваться и таять. Благо яйца были уже разбиты, и как только масло окончательно растаяло, они были довольно удачно вылиты на сковородку.

Тут вспомнили, что яичницу необходимо посолить. Посолили. Сколько сочли нужным. Когда яйца визуально поджарились, сковороду переставили на стол, подложив под нее разделочную дощечку.

В этот раз все закончилось довольно удачно. Яичница прямо на сковороде поделена ножом  на две равные части и мы, наконец, начали завтракать. Тут, правда, почувствовали, что в связи с пожаром успели извлечь из разбитых яиц далеко не всю скорлупу. А еще вкусовые рецепторы сообщили нам об избыточном содержании соли.
С детства нам внушали уважение к чужому труду и продуктам питания. Выбрасывать ничего было нельзя. Да и труд был наш. Поэтому  яичницу мы съели. Правда доедали без особого удовольствия. После этого не совсем вкусного, но питательного, завтрака, что смогли убрали, кое-как наведя порядок на кухне.

Остальной порядок до прихода родителей нам помогла навести бабушка, которая вскоре вернулась домой. Самое интересное заключалось, что нас не только не ругали, а даже похвалили за находчивость и самостоятельность.

С тех пор прошло много лет, и одно любимых занятий, которое доставляет мне большое удовольствие – это приготовление пищи.

Кстати, и у брата – тоже.   


Рецензии
Детство! Сколько всего забавного там было!
Вот вы рассказали простой случай, незатейливый, но такой тёплый и приятный. Он заставил вспоминать что-то своё...

Алексей Панов 3   13.01.2019 10:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.