Ловля жереха

Каждую весну, как только сходили ледяные поля с Волги, и между льдинами можно было сделать заброс спиннингом, начинался лов жереха.
Долгое время эта красивая рыба никак не хотела быть моим уловом. Не один и не два раза ходил целенаправленно на рыбалку, пытаясь поймать эту живую серебристую «торпеду», но каждый раз возвращался без улова. Сейчас вспоминаю это и удивляюсь, какая интересная реакция была у родных. Ни разу никто не сказал мне, что я зря теряю время. Просто так обыденно говорили, что в следующий раз у меня обязательно получится, что я даже в этом не сомневался и делал очередную попытку.
И я продолжал эту свою проигрышную серию рыбалок. Подбирал грузы, леску, блесна. Подсматривал, кто с какой скорость вращает катушку. В конечном итоге твердо пришел к убеждению, что без длинного спиннинга не сделаешь дальнего заброса, а это единственное, что отличает меня от удачливых рыболовов, которые на моих глазах извлекали из воды этих крупных хищных рыб.
В середине семидесятых годов спиннинги продавались только в зоомагазине и были двух видов: металлический, длиной примерно 2.5 метра, который стоил 7 рублей 30 копеек, который и был у меня, и пластиковый, длиной около 4-х метров и стоимостью аж 10 рублей. Металлические спиннинги практически всегда лежали в магазине, пластиковых же купить было довольно трудно. С деньгами в кармане я несколько месяцев каждый день заходил в зоомагазин, благо он расположен был через дорогу от нашей школы.
И вот, ура! В конце февраля 1975 года в магазине был очередной завоз. В числе другого товара завезли и так долго ожидаемые пластиковые спиннинги, невские катушки с инерционным тормозом и клинскую леску (в то время она была лучшая) различного диаметра. Приобрел все, что хотел. Невскую катушку немного усовершенствовал. Просто снял и выбросил инерционный тормоз. Дело в том, что катушки ценились за отличный ход вращения, а инерционный тормоз, работающий за счет натяжения лески и предотвращающий возникновение «бороды», то есть запутывание лески, он сокращал дальность заброса чуть ли не в два раза. Из блесен для ловли жереха практиковались небольшие вращающиеся блесна с белыми лепестками и кембрики. Кембрики мы сами делали из мелкопористого белого пенопласта, и эти снасти представляли собой цилиндр длиной от 3.5 до 5 см и диаметром около 8-10 мм. Через тело такой оснасточки проходила проволочка, с одной стороны было колечко с карабинчиком, с другой припаивался небольшой тройник, скрытый в кисточке, сделанной из лески 0,1мм. Удобство кембрика заключалось в том, что проводку можно было делать с любой, даже самой минимальной скоростью, так как здесь она не влияла на вращение лепестка, как у блесны, а он сам за счет легкого пенопласта плыл над дном и не цеплялся за камни.
Вот первый выход на рыбалку с новой амуницией. Делаю пробный заброс. Фантастика! Катушка раскрутила леску почти полностью на 100 метров! Такого еще не было. Обычный заброс старым спиннингом был максимум 70 метров.
А какая приятная проводка с помощью новой невской катушки! Не рыбалка, а просто песня!
Через несколько забросов я почувствовал резкую потяжку. Подсекаю, и на другом конце лески повисла приличная тяжесть, время от времени тугие рывки сообщали, что крупная рыба сидит на крючке. Вода в Волге была прозрачная, и я в нескольких метрах от берега увидел рыбину. Еще несколько секунд, и долгожданный двухкилограммовый жерех уже прыгал на берегу. Все внутри ликовало и пело.
В то утро я принес домой двух жерехов.               
С тех пор я практически никогда не приходил домой пустой. Но и много не ловил. Обычно улов составлял от одной до четырех этих красивых рыб.
Кроме одной рыбалки.
В тот раз мы с ребятами блеснили с самого рассвета, но все безрезультатно. Блесня, мы постепенно продвигались вдоль берега вниз по течению в сторону речного вокзала. Там рыбаки, ловившие закидными на червя, сообщили нам, что с другой стороны речного вокзала сегодня отличный клев жереха. Рассуждаем, если там ловился, то должно хотя бы понемногу клевать везде. А за все утро никто из нас не видел ни одной поклевки. Значит, нас обманывают. Но все же, продолжая блеснить, медленно двигаемся к указанному месту, туда, где речка Царица, упрятанная сегодня в трубы и текущая через центр города, впадает в Волгу. Там увидели, что рыбаков действительно собралось очень много. Все забрасывают спиннинги, безрезультатно. Ловят только рыбаки с лодок в двухстах-трехстах метрах от берега, а остальные стоят, смотрят и грустят.
Время – 10 часов утра. Дома у меня была одноместная лодка «Нырок». С берега наблюдаем, что клев не прекращается. То один, то другой рыбак вынимает рыбу. Ну что ж. Успею. Надо быстрее за лодкой. Договорившись с ребятами, оставляю снасти на берегу и бегу домой.
Меньше чем через час возвращаюсь. Быстро накачиваю и выплываю.
Эта рыбалка оказалась еще и экстримальной. Представьте себе одноместную лодку, рыбак сидит на сиденье довольно высоко, а волна от проходящих мимо теплоходов довольно сильно раскачивает это небольшое суденышко. Но самые худшие из всех плавсредств, проплывающих мимо, были буксиры РБТ. Небольшие по размерам, они создавали после себя огромную волну, которая по высоте превосходила в два-три раза борт лодки. Поэтому, чтобы не перевернуться, нужно было успеть обрезать якорь, которым являлся большой камень, и развернуться носом к волне. От качки дух захватывало. К этому можно еще добавить, что вода холодная, вокруг иногда проплывают льдинки, а одежд - ватные штаны и фуфайка. Как только большие волны проходили, нужно было привязать к веревке очередной «якорь», небольшой запас которых лежал на дне лодки, снова подгрести, встать на старое место и продолжить рыбалку. Сегодня эти кадры можно было бы смело показывать в программе «Русский экстрим».
Ну а я тогда выплыл, заякорился, забросил. Первая же проводка – первый удар и первая рыба в лодке. Хорошо, что не забыл взять с собой небольшой багорик. Жерех идет отборный. Потом дома взвесил: самый маленький полтора килограмма, самый большой – около пяти. Создается такое впечатление, что жерех здесь собрался со всей Волги. Клюет чуть ли не каждый заброс. Больше время затрачивается на вываживание. Было несколько сходов. Время как будто остановилось. Через час-полтора в лодке восемь рыбин и места больше нет. Тут мимо проплывает РБТ, и я при помощи ножа «снимаюсь» с якоря. Так как это был последний камень, то мне не остается делать ничего другого, как плыть к берегу. Похоже, можно собираться и идти домой. А так хочется еще половить!
В это время вижу идущего к берегу папу с младшим братом Вадимом. Родные увидели, какой я возбужденный прибежал домой и, не удержавшись, тоже взяли спиннинги и пошли на берег. Они были поражены, когда увидели, сколько я поймал. Вадик захотел выплыть и порыбачить, но отец категорически запретил ему. Брат на шесть лет моложе меня, тогда ему не было и десяти лет. Поэтому я с радостью отдал им рыбу, подкачал лодку и снова выплыл.
Сказка продолжалась.
Часа в три услышал, как меня с берега зовет вернувшийся из дома папа.
Все. Хватит. Пора остановиться.
Плыву к берегу. Отец предусмотрительно принес большую сумку. Перекладываю в нее пойманных еще девять рыбин. Всего – семнадцать. В тот момент я четко осознаю, что такое еще вряд ли когда-нибудь будет. И точно. С тех пор прошло тридцать лет, но такого больше не случалось. Да и отношение к рыбалке стало совсем другое. Сейчас больше увлекает созерцание красоты природы, эстетика рыбалки, передача опыта сыновьям. В конце концов, это просто красивый и любимый отдых.
Тогда рыба была большим подспорьем в семье. А семья у нас была не маленькая. Рыба варилась, жарилась, а оставшаяся укладывалась в морозильную камеру. И я чувствовал себя помощником родителям в пополнении семейного бюджета.


Рецензии