Серые тучи

  Бенджамин подошёл к окну, из которого открывался вид на бескрайнее и сверкающее море. Каждое утро, выходя на свой повисший над бездной  романтический балкончик, он мог наблюдать восход солнца: удовольствие, которого лишены многие на этой земле. Но сегодня всё небо застилали угрюмые серые тучи, готовые продлиться холодным дождём. Море из-за них казалось свинцовым и угрожающим, его обычный жизнерадостный, беззаботный и игривый блеск исчез.

   Странно, но Бена эти свинцовые тучи даже обрадовали, потому что в этом краю надоедливого солнца они были редкими гостями. Солнце, конечно, радовало природу и людей, но оно давало так много информации, что душа занималась только переработкой этого внешнего блеска, а на внутреннюю работу времени просто не хватало. Солнце заставляло лететь мир с бешеной скоростью, а тучи неожиданно заставили его остановиться. 

   Вместе со всем миром в это серое и хмурое утро остановился и Бен. Он стоял, словно зачарованный, наслаждаясь этой внезапной остановкой. Мир вокруг него словно застыл, и даже чайки в то утро не кричали: очевидно, тоже наслаждались моментом. Бен стоял и вспоминал свою так быстро пролетевшую жизнь, большая половина которой была уже позади.

   Много лет назад, когда он был молод и безответно влюблен, Вселенная в первый раз наклонилась к нему и спросила, чего он хочет. Бен, как всякий влюбленный, попросил ответной любви... Потом он много раз сожалел, что так глупо про...л своё первое желание. Девчонка оказалась набитой дурой: примитивной, жадной, злой и неверной. Она надоела ему уже через месяц, вернее, он в ней разочаровался. Потом он долго скитался по свету, живя без денег, дома и постоянного занятия. Работал он всегда много, но зарабатывал мало, и каждый раз, представляя, что Вселенная когда-нибудь его простит и спросит о втором желании, он думал, что на этот раз попросит денег, богатства, славы и, главное, шикарный дом с балкончиком и видом на море.

   Так и случилось: лет через 15 Вселенная отыскала его и снова спросила, чего он хочет. Он перечислил ей все, чего хотел, ничего не упустив. Вскоре его желание воплотилось в солидный капитал и дом на море с видом на солнечныц рассвет, как он и мечтал. Теперь он жил в райском уголке, перестав бороться за свое жалкое существование и наслаждаясь свободной жизнью обеспеченного человека. Солнце, которое он так любил, отныне всегда было над его головой, и бирюзовое море дарило пенные шелестящие волны, но все же он чувствовал, что в его безмятежной жизни опять чего-то не хватает. Это солнце и море словно бы растворяли его, давали забыться, и постепенно он стал отдаляться от собственной души, растворившись во всем этом внешнем великолепии и блеске.

   И вот сегодня, когда небо закрыли серые тучи, перекрыв поток солнечных искр, Бен внезапно вновь почувствовал себя счастливым! Деревья задумчиво шелестели под окном, с опаской поглядывая на плотное серое небо вверху, закрывшее солнце. Потом они замерли в неподвижности, потому что ветер внезапно стих. Казалось, что в этот миг всё вокруг остановилось: ветер застыл на месте, море лежало пластом, словно находилось при смерти или в глубокой коме, а деревья стояли по стойке смирно, словно нарисованные кем-то на холсте. Казалось, мир превратился в тонкий, разрисованный в серых тонах холст: ткни его пальцем, и он порвется. Исчезла игра света и тени, и все стало плоским и безжизненным, словно одномерным.

   Потом дунул лёгкий ветерок, и Бен почувствовал, как к его уху снова склонилась Вселенная, и в последний раз шепотом спросила:
- Чего же ты хочешь? Я исполню... Только хорошо подумай, Бен!

   Бенджамин разволновался, потому что орять нужно было принимать важное решение, от которого зависела вся его дальнейшая жизнь. Деревья тихо зашептали листвой, очевидно, давая ему добрые советы.
- Проси Вечную Любовь! - шептал ему пирамидальный тополь.
- Проси талант, с ним не пропадешь! - советовали стройные шелестящие пальмы.
- Проси способности экстрасенса, с ними не соскучишься, - нашептывали нарядные зелёные кипарисы.

   Бен зажмурился: в его годы ему было уже не до любви, да и познание тоже уже не слишком увлекало: что толку много знать о мире внешнем?.. Талант, пожалуй, был бы самым лучшим призом, но он вдруг с ужасом представил себе, что назавтра опять выйдет солнце и растворит его в себе, как растворило и размазало по холсту земле миллиарды ныне живущих и живших ранее существ, смешав их, словно разноцветные краски. Солнце не даст им познать самих себя, и обладай или не обладай они талантом, любовью или способностями, исход один: они уйдут из этого мира, так и не познав ни Бога, ни самих себя. И чем прекраснее и ярче этот мир, тем дальше он уводит душу от самой себя!

   Внезапно ясность пришла, и Бен решился:
- Я хочу, чтобы возле моего дома всегда были серые тучи, и чтобы я, ни на что не отвлекаясь, смог бы познать самого себя! - выпалил он.

  В тот день над городом разразилась страшная гроза, которая надолго запомнилась местным жителям. Она бушевала все утро, но днём опять из-за туч вышло солнце, и все понемногу вошло в прежнее русло.

   Бен вскоре продал свой дом и поселился в дикой местности на севере земного шара, где было очень мало солнечных дней в году. Там, в одиночестве, он углубился внутрь и постиг самого себя. Однако и этого вскоре ему показалось мало. Он всегда разочаровывался в своих прежних желаниях и мечтал о том, чтобы у него появился шанс всё исправить. Он снова тосковал, и серые тучи уже не радовали его так сильно, как раньше.

   Однажды он взобрался на высокую скалу, с вершины которой падал мощный исландский водопад. Снова ветер стих, звуки природы замолчали, и кто-то невидимый и нежный прикоснулся к его небритой, заросшей седой щетиной щеке.

- Чего же ты хочешь, Бен? - нежно спросила Вселенная, давая ему четвёртый, неожиданный шанс. Её милость была так велика: ведь всем земным существам давалось в жизни только три шанса! Обычно, когда проходило время, люди раскаивались в своих желаниях, но ничего уже нельзя было исправить. Бен полагал, что и для него все закончено, и вдруг... Такая Божья милость!

   Бен упал на колени и зарыдал. Внутри у него не было никаких желаний, и жизнь, которую он прожил, показалась ему такой пустой и никчемной, словно он был лишь глупым примитивным насекомым. Он рыдал, не в силах вымолвить ни слова, а когда успокоился, то в уме настала последняя ясность. И все желания всех прошедших жизней он вложил только в два слова:

- Не уходи!..
   
   Эпилог.

   Тело Бена нашли внизу под водопадом, с многочисленными переломами и травмами, несовместимыми с жизнью. Его скромно похоронили на местном кладбище, и никто из близких не приходит на его могилу. Только серые тучи порою проплывают над крестом, отправляясь куда-то на север. Возможно, они что-то знают про него, и даже помнят его, но молчат.

   Люди осуждали его, мол, не породил сына, не вырастил дерево... Но его душа слилась со Вселенной - а это честь, дарованная в этом мире лишь совсем немногим...


Рецензии