Этапы Перестройки 5. Конвульсии перестройки

 Июнь 1989г. – декабрь 1990г.



На фоне мрачных событий  1989 года вдруг все СМИ возликовали: На советском теплоходе, пришвартованном в бухте острова Мальты, Горбачев и Буш договорились об окончании «холодной войны»!
Журналисты, не жалея эпитетов,  называли мальтийский саммит самой важной встречей на высшем уровне после Ялтинской конференции 1945 года.

Широко цитировалось заявление Горбачева перед журналистами: «Я заверил президента Соединённых Штатов, что никогда не начну войну против США». К тому времени, я думаю, уже ни кто не сомневался: Он никогда не начнет.

Буш был более осторожен в обещаниях.  Выразив поддержку политики  реформ в странах социалистического лагеря, к декабрю уже не существующему, он сказал: «Мы можем воплотить в жизнь идею прочного мира и достичь надежного сотрудничества в отношениях между Востоком и Западом».

Со временем, оценка значения мальтийского саммита не могла, не изменится. Привожу точку зрения двух компетентных политиков Известного американский дипломат Джек Мэтлок, который с 1987 по 1991 год являлся послом США в нашей стране и В.А. Крючкова, бывшего в то время  председателем КГБ СССР.

 Д. Мэтлок пишет: «Ему необходимо было, чтобы видели: он ведёт дела с Бушем на равных, а не как побеждённый противник». Иными словами, суть переговоров, для Горбачева имела значение только как подтверждение его собственного величия.

 А вот что говорит В.А. Крючков: « По своим каналам, через разведку, контрразведку, мы получали материалы о состоявшихся переговорах.  Уже тогда откровенно говорили о продаже ГДР. О смене политического строя в нашей стране. О коренной перестройке взаимоотношений между западными странами и СССР».

На фоне всё более ухудшающейся экономической и общественно- политической обстановки в Советском Союзе, сразу после саммита на Мальте, открылся, внеочередной. Второй съезд народных депутатов. На съезде с докладом о ходе экономической реформы выступил Н.И.Рыжков, признавший, что  экономический кризис в стране  вступил в свою острую фазу.

По докладу А.Н. Яковлева съезд осудил пакт Молотова—Риббентропа. Были осуждены также ввод советских войск в Афганистан. 

Обсуждение этих вопросов прошлого, в  условиях острейшего общественно-политического кризиса в стране, было ни чем иным, как средством  манипуляции сознанием, навязывание дискуссий по, раздутым до сенсации, провокациям.

Не менее провокационной была постановка вопроса о виновниках применение военной силы в Тбилиси 9 апреля 1989 г.  И особенно, интерпретация Тбилисских событий в СМИ.

Этот же Съезд, отказавшись подчиниться нажиму МДГ, отказался отменять 8-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

 Как пишет делегат съезда от Ленинграда Ю.Ю. Болдырев: «На Съезде была оппозиционная Горбачеву и всей системе тогдашней высшей власти «реформаторская» Межрегиональная депутатская группа – всего менее 300 человек (из 2250 депутатов).

 И противостоявшая ей группа «Союз» - численно примерно того же порядка. А все остальные? Не хочу сейчас кого-то обижать, но тогда это называлось «болото» или, афанасьевское определение - «агрессивно-послушное большинство».

Это большинство пока ещё голосовало так, как уговаривал её Генеральный Секретарь и Председатель Президиума Верховного совета.
Всё ещё надеясь, что законный глава государства, М.С. Горбачёв знает, куда он ведёт свой народ.

В марте 1990 года в Москве открылся Третий Съезд народных депутатов и вечерами, я, опять прильнув к телевизору, внимательно следил за эмоциональными выступлениями «прорабов перестройки» и перипетиями проходящих событий:

- М. С. Горбачев безальтернативным голосованием  избран первым Президентом СССР.
- А. И. Лукьянов стал Председателем Верховного Совета СССР.
- Межрегиональная депутатская группа добилась своего главного требования. На  съезде отменена  6 статья конституции, утверждающая руководящую роль партии в жизни страны. Этим был перебит хребет всей экономики СССР, фактически управляемой КПСС.

На съезде продолжало раскручиваться «дело Гдляна и Иванова».  Ранее, основным объектом обвинений в коррупции высшего эшелона власти  ими представлялся Е.К. Лигачёв. Но после того как по результатам работы комиссии ВС СССР с него были сняты все обвинения,  была создана комиссия Роя Медведева для расследования законности действий самих следователей.

12 марта 1990 года, 22 народных депутата СССР подали в Президиум Третьего съезда народных депутатов СССР запрос по поводу слухов о взяточничестве М.С. Горбачёва.

 «Горбачёв, которому запрос был передан лично в руки,  отмолчался и воспрепятствовал распространению этого документа среди депутатов», - заявил Гдлян.

В эти дни, мы с супругой, заинтересованные развитием событий, пошли на собрание, проходившее в Спортивно-концертном зале Московского парка Победы, на котором  с изложением своих позиций   выступал Иванов. Несмотря на благожелательное отношение публики к выступающему политику, ни чего сенсационного он не сказал.

Всё услышанное нами было хорошо знакомо по  публикациям в «Огоньке». Обвинений против Горбачёва он предъявить не смог, а только процитировал слова Гдляна, сказанные им  перед избирателями Тушинского района:

 «В бытность первым секретарём Ставропольского крайкома партии М.С. Горбачёв получал деньги от торговых работников. Эти материалы как сигналы до сих пор не проверены... Я готов предстать перед любым судом и доказать: в этих действиях содержится криминал».

 Меня лично, выступление Иванова разочаровало, и я думал, что тема закрыта. Однако, через несколько дней,  на XXI съезде ВЛКСМ Горбачёву прямо был задан тот же вопрос, и он вынужден был дать объяснения.

 По словам Михаила Сергеевича, в 1973–1974 гг. он выдержал острое столкновение с преступными силами Ставрополья. После этого на него стали фабриковать компромат, который сейчас вытаскивают на свет с политическими целями.

Было, похоже, что межрегиональная депутатская группа, одним из членов которой был Т.Гдлян, вступила в прямое противостояние с Горбачёвым и компромиссы между ними уже невозможны.

Это подтвердилось 1 мая, когда на Красной площади сразу после традиционного первомайского прохождения колонн трудящихся прошла альтернативная демонстрация «демократических сил». Среди лозунгов, которые несли «демократы», призывы  «Долой Горбачева», «Долой социализм», «Долой фашистскую красную империю», «Свободу Литве».

Стало ясно, что обвинение высшего руководства СССР в коррупции, один из способов сокрушение социализма и развала СССР на независимые государства

Надо сказать, что все заявления обличителей коррупционеров делались в такой форме, что предъявить обвинение во лжи было практически невозможно. Как пишет по этому поводу Е.К. Лигачев, как ни кто другой из высшего руководства пострадавший от их наветов:

   «После тщательного анализа юристы пришли к выводу, что в выступлениях Гдляна и Иванова не содержится такого, на основании чего суд мог бы привлечь их к уголовной ответственности за клевету в мой адрес. Следователи ни на миг не теряли из виду ту черту, которую им ни в коем случае нельзя было преступить, тщательно заботились о том, чтобы не «проколоться», не дать мне повода для обращения в суд в связи с клеветой

В одном из текстов выступления Гдляна было сказано: «В материалах дела имеются данные о связях привлеченных к уголовной ответственности лиц с членами Политбюро Гришиным, Романовым, Алиевым, Лигачевым, а также с целым рядом ответственных работников различных отделов аппарата ЦК КПСС».
 
  Юристы, которые анализировали текст, сразу задали профессиональный вопрос: «О каких связях идет речь?» И пояснили: для того, чтобы привлечь Гдляна к уголовной ответственности за клевету, в приведенном абзаце не хватает одного-единственного слова — «преступных».

В апреле 1990 года сессия Верховного Совета СССР рассмотрела выводы  комиссии Р. Медведева для проверки материалов, связанных с деятельностью следственной группы Гдляна, и приняла постановление.

В нем осуждены «бездоказательные заявления народных депутатов СССР Т.Х. Гдляна и Н.В. Иванова,  отдельных народных депутатов и должностных лиц», и сделано предупреждение: «В случае продолжения такой деятельности Верховный Совет  выступит с инициативой лишения их депутатской неприкосновенности».

 Кроме того, Верховный Совет дал согласие на увольнение следователей из прокуратуры.

Летом 1990 года противостояние между Ельциным и Горбачевым принимает  экзотические формы.   Съезд народных депутатов РСФСР, проходящий в эти дни в Москве принял решение,  о роспуске партийных органов в армии,  на флоте и  в службах безопасности  России. Непонятно. Вроде бы армия, флот и КГБ пока у СССР.

 В газете «Аргументы и факты»,  был опубликован материал  Всесоюзного центра изучения общественного мнения об отношении людей к Перестройке.

Ответы  на вопросы ВЦИОМ распределились так: 
«Каким оказался для вас минувший год?»
Труднее, чем предыдущий -55,6%  Легче, чем предыдущий -13,6%
«Каким образом изменилось в прошлом году снабжение продуктами?»
Изменилось к лучшему 6,0% .               Изменилось к худшему 78,4%

«Каким образом изменилось в прошлом году снабжение промтоварами»?
Изменилось к лучшему  3,1%.                Изменилось к худшему 83,3%
«Каким образом изменились в прошлом году отношения между людьми разных национальностей?»
Изменилось к лучшему 7,0%.                Изменилось к худшему 71,5%
«Каким образом изменилась в прошлом году личная безопасность граждан?
Изменилась к лучшему 4,5 %.                Изменилась к худшему 58,4%

В чем, на ваш взгляд, причины наших сегодняшних трудностей?
     (процент опрошенных, согласных с причиной)
1.  В распространении  криминала:                9 4 %
2.  В качестве руководства:                8 9 %
               
3.В однопартийной системе                20 %
4. В уравниловке                19 %
5.В разрушении национальных традиций             15 %

6. В разрушении морали                16 %
7.В наследие сталинизма                13 %
8. В утрате религиозной веры             10 %



Кто  выигрывает от идущих в стране перемен?
  (Процент опрошенных, с  данным вариантом ответа)

Кооператоры                42%
Махинаторы, жулики                39%
 Работники торговли                23%
Руководящие работники                18 %               
Частники                17%
Любители поговорить                14 %               
Работники высокой квалификации                7%
Рабочий класс                6%
Крестьяне                4%
Интеллигенция                2%

Риторический вопрос: Зачем нужна такая перестройка, если социологический опрос показывает её очевидное неприятие людьми? Хотя, лично у меня в 1990 году, еще сохранялась вера,  как оказалось, весьма наивная, в  благополучное реформирование жизни страны на демократической и либеральной основе.

И как подтверждение демократического реформирования жизни, летом 1990 года был принят  закон СССР о СМИ, утвердивший запрет цензуры.  Президент Михаил Горбачёв издал указы о реабилитации жертв сталинских репрессий и  о возвращении гражданства высланным из страны диссидентам, включая Александра Солженицына.

В конце  августа обнародована  программа перехода к рыночной экономике 500 дней. Правда, только обнародованием дело и ограничилось. А вот радиостанция «Эхо Москвы, начавшая работу 30 августа 1990 года, успешно работает,  по сей день, оставаясь рупором либерального крыла наследников Перестройки.


К сентябрю 1990 года страна уже ощутимо билась в  конвульсиях «Перестройки».  В гастрономах полки пусты. Введены талоны почти на все продовольственные товары.  В магазинах огромные очереди за любой мало-мальски качественной промышленной продукцией. 

Начались задержки зарплат на предприятиях. Кое-где зарплату стали выдавать продукцией своих предприятий. По всей стране бастуют шахтёры. Страшные публикации в прессе и ещё более жуткие слухи о непрерывно возникающих кровавых конфликтах в Средней Азии и на Кавказе.

 Несмотря на тревожные дискуссии о возникающем двоевластии между Горбачёвым и Ельциным,   жуткие слухи о кровавых событиях,  и споры с сослуживцами на тему, куда мы идем, в тот сентябрь я и представить себе не мог, что наступающий учебный год будет последним при советской власти

3 сентября 1990 газеты опубликовали  Указ Президента СССР о реформировании политических органов Вооруженных Сил СССР, войск КГБ, внутренних войск МИД и железнодорожных войск.

Из прилагаемого текста разобрать, в чем суть реформирования, довольно сложно. Говорится о  преобразование их «в соответствующие военно-политические органы проведения государственной политики в области обороны и безопасности СССР». Так они и были военно-политическими органами! Но не соответствующими? Тогда в чём?

 Высоким военным ведомствам предписывается «в  трехмесячный срок разработать проект Положения о военно-политических органах» и реформировать политические органы  «в контексте проводимой военной реформы с учетом решаемых войсками и силами флота задач».

Читая текст Указа, трудно было поверить, что к осени 1991 года будет не только ликвидирован весь партийный аппарат Вооруженных сил, но и распущены все их партийные организации.

Всю осень  1990 года между заседающими в Москве Верховными Советами РСФСР и СССР шла позиционная война законов, постановлений и методов перехода к рыночным отношениям, ибо и команда Горбачёва и команда Ельцина уже не видели альтернативы рынку.

В команде Ельцина разрабатывался план Явлинского, предполагающего переход к рынку за 500 дней, в Верховном Совете СССР разрабатывался план Рыжкова – Абалкина, по которому для перехода к рынку отводилось несколько лет.

В команде Горбачёва не было единства по этому вопросу. Радикальная часть политбюро Яковлев, Медведев, да и сам Горбачёв были склонны поддержать вариант быстрейшего перехода к рынку.

Ельцин был категорически  против плана Рыжков – Абалкин. Прежде всего, потому, что одной из своих главных политических задач в борьбе с центральной властью он видел в устранении Совета Министров СССР, являющейся к тому времени почти единственной реальной властью, обладающей собственным аппаратом по всему Союзу.

 Ибо аппарат Президента СССР, к тому времени, по словам члена Президентского Совета В.А.Медведева, «состоял из одних генералов без войска». Но и взаимоотношения Горбачёва с Рыжковым, судя по мемуарам Рыжкова, к этому времени были более чем натянутые.

С подачи Ельцина Верховный Совет РСФСР принимает постановление, в котором предлагает Верховному Совету СССР решить вопрос об отставке правительства Н.И. Рыжкова, как неспособного вывести страну из кризиса и лишившегося доверия масс.

 Понимая слабость своего аппарата, Горбачёв не соглашался на отставку Рыжкова и возглавляемого им Совета Министров.

В конце концов,  М.С. Горбачев представил Верховному Совету СССР новую редакцию синтеза программы экономической реформы. В его основе лежала программа 500 дней, слегка подкорректированная в духе программы Рыжкова.

Но движение навстречу Ельцин не принял. На заседании Верховного Совета Российской  Федерации  он выступил с резко конфронтационной речью, передаваемой по ТВ.  Вот как пишет об этом в своих мемуарах член Президентского Совета В.А. Медведев:

 «Были высказаны обвинения   в  стремлении  ограничить  суверенитет  Российской  Федерации, сорвать  переход  экономики  к  рыночным  отношениям, сохранить  и  упрочить господство  административно-командной  системы. Оратор не  остановился  даже перед обвинением в саботаже, правда, было неясно, в чей  адрес.

По  существу высказано нечто вроде ультиматума - или принимаются требования Председателя Верховного  Совета  РСФСР,  или  встает  вопрос  о  дележе власти,  ключевых государственных  постов, собственности, даже Вооруженных Сил. Прозвучал едва прикрытый призыв людей выходить на улицу».

А желающих выходить на улицу с каждым днем становилось всё больше. Полки в магазинах опустели. По всей стране бастовали шахтеры. Их поддерживали оппозиционеры из Межрегиональной депутатской группы.

В Союзных и автономных республиках образовались, враждебные Кремлю,  Народные фронты, в части республик уже пришедшие к власти.
По окраинам Союза, на Кавказе, Средней Азии, Молдавии уже лилась кровь
 В воздухе ощутимо запахло  большой гражданской войной.

На сессии Верховного Совета РСФСР принят закон о передаче в ведение властей РСФСР контроля над природными ресурсами и промышленностью республики, а Б.Н. Ельцин отверг новую союзную редакцию синтеза экономической программы как катастрофическую, обреченную на провал.

Материалы с сессии Верховных Советов, которые напечатали все газеты, свидетельствуют, что в стране установилось  двоевластие, так как государственное руководство  Российской  Федерацией находится в руках оппозиции.

Избранный Председателем Президиума ВС РСФСР Б.Н. Ельцин одновременно является сопредседателем консультационного совета МДГ, вместе с наиболее последовательными критиками Михаила Горбачёва Юрием Афанасьевым, Гавриилом Поповым, Анатолий Собчаком.

Тогда я ещё не понимал,  что  привлекательные предложения из  выступлений и статей лидеров демократической оппозиции, были нереализуемым популизмом или откровенной ложью во имя захвата власти. А свое стремление развалить социализм они пока ещё тщательно скрывали.

Я, как и большинство представителей политизированного советского народа,  не стремился сменить общественный строй. Мы боролись  с недостатками существующего социализма, а нас силой и обманом тащили в совершенно иной строй.

Почему тогда я этого не замечал, остается для меня большой загадкой. Возможно потому, что  в риторике Горбачева, несмотря на всем надоевшие «фирменные» сентенции и жуткие ошибки в произношении, было трудно найти фразу, которая  не свидетельствовала бы о  благих намерениях.

А то, что «борьба с алкоголизмом» криминализовало страну, а внедрение «социалистической кооперации» стало мощным фактором, разрушающим советскую экономическую систему к его благостным сентенциям, вроде бы, отношения не имеет.  Не даром говорят: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Если проанализировать его книги и выступления, то в них всегда было «за всё хорошее, против всего плохого». Именно поэтому, на мой взгляд, ему удавалось повернуть в свою пользу и 19 партийную конференцию и 28 съезд КПСС и все 4 съезда Народных депутатов, на которых настрой многих, а потом и большинства участников был изначально не в его пользу.

Но даже талант Горбачёва, умевшего «заговорить» любой конфликт, не могли ослабить  конфронтационные отношения между двумя центрами власти в Москве, в конце концов, развалившие страну.

Правильно написал один из активных участников событий по разрушению СССР, советник Б.Н. Ельцина, М.Ф. Полторанин:

«Чтобы поставить на колени любую державу, чтобы рассыпать ее на бесформенные кусочки, не обязательно наносить по ней ядерные удары. Достаточно дезорганизовать систему управления экономикой и обрушить финансовую базу. Не десантом зарубежных коммандос, а руками властей этой державы. Изнутри, под видом назревших реформ».
Продолжение:
http://www.proza.ru/2016/07/18/1551


Рецензии
"На съезде отменена 6 статья конституции, утверждающая руководящую роль партии в жизни страны. Этим был перебит хребет всей экономики СССР, фактически управляемой КПСС".

Отлично сказано, Юрий Иванович! И что же это за экономика, которой можно "перебить хребет", устранив от руководства ею одну партию?
Мало того, хребет был перебит буквально всему: правительству, Советам всех уровней, Особым отделам, армии, прокуратуре, судам, предприятиям, колхозам - партия ведь руководила абсолютно всюду!
И самое поразительное - никакого сопротивления!

Альберт Иванович Храптович   06.08.2016 11:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.