Записки частного лица. автобиография. часть 25

                РАБОЧИЙ ЧЕЛОВЕК. ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА
                ПЕРЕД СЛУЖБОЙ
   В техникуме в одной группе со мной учился Женя Макаренко, земляк с Урюпинска. И хотя с ним я был уже знаком, настоящая наша дружба началась с техникума. Но обо все по порядку. После девятого класса за активное участие в жизни новой школы я был поощрен двухнедельной поездкой в молодежный лагерь «Колос». Вот там и познакомился с Женей, который на протяжении двух последующих лет станет моим самым закадычным другом.
   Его судьба оказалась, как две капли воды, похожа на мою в части жизненных исканий после окончания школы. Он окончил среднюю школу № 1 (старейшую в городе). Он был единственным ребенком у своих родителей. Его мама работала заведующей отделом в городском универмаге промтоваров. Отец работал вторым секретарем горкома КПСС и отвечал за промышленность города в структуре этого партийного органа. Семья Евгения жила относительно недалеко от нас в частном доме, в котором вторую половину занимала его родня по материнской линии. Женя также не поступил в институт связи (он увлекался радиофизикой), и мы с ним вновь встретились в стенах  ж\д техникума. Похожие причины привели Женю в это учебное заведение. В общежитии мы с ним обитали в одной комнате. Он тоже тяготился учебой в техникуме, не проявлял особого рвения в ней. Мой поступок с отчислением укрепил в нем желание уйти из техникума, и чем раньше, тем лучше. Нужен был повод для этого.
   Возвратившись домой из Волгограда с отцом на семейном совете было решено, что я пойду поработать (до весеннего призыва в армию) на завод, в котором я получал специальность токаря. Однако трудоустройство осложнялось одним обстоятельством – всего полгода оставалось до призыва меня в ряды Советской армии. Брать на работу «временщика» для любого солидного предприятия дело не выгодное. На производстве ценились стабильные кадры, работавшие на перспективу роста, а тут – юноша с третьим (самым низким) разрядом... Но помог случай.
   Перед отъездом домой из техникума Женя передал мне письмо для своих родителей. Вскоре после возвращения домой из Волгограда я отправился по указанному адресу проживания Жени. Его родителей дома не оказалось, но бабушка мне посоветовала зайти к Василию Яковлевичу (так звали отца Жени) в горком и там вручить письмо от сына. Она позвонила ему и попросила принять меня, затем подробно рассказала как пройти и найти горком партии.
   Прибыв в рабочий кабинет Василия Яковлевича, представился и передал Женино письмо. Прочитав его, Василий Яковлевич попросил на словах рассказать о сыне. Затем поинтересовался моими дальнейшими планами до призыва в армию. Честно поделился с ним своими переживаниями по этому вопросу. Выслушав, он выразил готовность помочь мне в трудоустройстве.
   – Приходи, Саша, к нам сегодня после моей работы, а я пока подумаю где и на какую должность тебя пристроить до призыва. Заодно и Александре Николаевне (так звали маму Жени) о нашем сыне расскажешь.
   Вечером в назначенное время был у Макаренко. Встретили меня гостеприимно, пригласили к столу и тактично расспросили о своем сыне, нашем проживании в общежитии, отношение его к учебе. Оказывается они прочитали письмо Жени, где тот про сил понять его мотивацию и желание прекратить учебу в техникуме. После обстоятельного разговора со мной дядя Вася предложил пойти на работу в должности учетчика в отдел снабжения и сбыта продукции завода «Сельхоззапчасть» (прежнее название «Нестандартное оборудование»). С радостью согласился и на следующий день с утра был в отделе кадров завода. Оформили без проволочек, выдали пропуск, определили рабочее место, пред- ставили начальнику отдела. Тот, поговорив со мной минут пять, передал своему заместителю, тот до обеда ознакамливал меня с кругом моих обязанностей и отчетной документацией. Так началась моя самостоятельная трудовая жизнь. Помню свою первую получку, выданную кассиром по ведомости. Шел домой после работы и планировал на что ее можно будет потратить. Однако решил передать всю в семейный бюджет. Зарплата, полученная через месяц моей работы, была небольшой по размеру, но ощущения гордости и собственного достоинства от того, что являюсь отныне (наряду с отцом) «добытчиком», переполняли. Всю получку отдал маме, попросив выделять мне лишь на сигареты и мероприятия выходных дней.
   Жизнь пошла своим чередом. Ну а что же Люба Бурцева, как восприняла мое возвращение в родной город? Просто, обыденно и может быть с какой-то внутренней радостью – снова будем вместе. Она училась в выпускном классе и серьезно относилась к учебе. Мы продолжали встречаться в дни, когда это было возможно, т.к. Люба относилась к категории ответственных девушек, на первом месте ставила учебу в школе. Близился Новый 1967 год, и однажды мне позвонил в кабинет с проходной завода охранник:
   – К вам пришли посетители, ждут за проходной.
   Пошел поинтересоваться, кто ко мне пришел? Я представить себе не мог, что за проходной стояли Женька Макаренко и соседский парень Анатолий Ионов. Мы радостно обнялись с Евгением и от него узнал похожую на свою историю с учебой. Он также отчислился из техникума по собственному желанию и вернулся домой. С помощью отца устроился работать на районный узел связи. Схожесть судеб наших в ситуации с техникумом положили начало крепкой дружбе, продлившейся не один год. Вечером у меня дома мы с ним строили общие планы на будущее. Сразу после нового года должность учетчика сократили и отдел кадров завода предложил мне вакантную должность по специальности – токарем в механическом цеху. Проработал там два месяца и мне предложили место сверловщика в соседнем цеху, где изготавливались изделия к комбайну. Переход был связан с решением дирекции завода несколько расширить производственный участок изготовления важной детали в комплектации с\х комбайна СК-4 «Дон» – подбарабанное устройство. Я согласился освоить новую специальность, т.к. это было интересным мероприятием.
   Мне исполнилось в феврале 1967 года 18 лет, и мой возраст подлежал призыву в ряды Советской армии. Призывным стал и Евгений, мы были с ним одногодки. Горрайвоенкомат начал производить с призывниками военную подготовку. В нее входило посещение воинской части, которая дислоцировалась в нашем городе. Там с нами проводили занятия по материальной части стрелкового оружия, ОМП (оружие массового поражения), расположению и быту военнослужащих в казарме, строевой и физической подготовке. Проводились занятия по огневой подготовке на стрельбище, показ боевой техники и ее использование в процессе боевой подготовки. Все это для нас, молодых людей гражданки, было абсолютно новым обстоятельством в нашей жизни. Мы с удовольствием шли на такие занятия и не только потому, что нас освобождали от работы на производстве, но и еще отчасти из-за любознательности и новизны доселе неизвестной нам военной службы.
   Во времена нашей молодости молодежь шла в армию охотно. Это считалось мужской обязанностью и уклоняться от нее считалось постыдным делом. По окончании курса призывника всех нас собрали на беседу в здании военкомата. Райгорвоенком подвел итоги недельных занятий с призывниками по военной подготовке. По окончании мероприятия он обратился к присутствующим со следующими словами:   
   – Товарищи призывники, все, кто желают связать свою дальнейшую судьбу с армией, могут подать заявление о поступлении в высшее или среднее военные училища по выбранной вами специальности.
И далее начальник отдела призыва на службу горвоенкомата подробно разъяснил всем присутствующим порядок поступления и огласил название училищ, по которым есть разнарядки в текущем году. Закончил он словами:
   – Всем, подавшим до 1 марта свои заявления на поступление в училище, будет предоставлена отсрочка от весеннего призыва в мае месяце. И тут с Женей мы призадумались и, надо отметить, серьезно. Мысль посвятить себя армии крепко засела у меня в голове. Свои соображения высказал родителям дома. Примерно в то же время пришло письмо от старшего брата Виктора, сообщившего, кроме всего прочего, о подаче им рапорта на поступление в автомобильное училище. Немаловажной причиной в пользу поступления в военное училище явилась встреча на вечере выпускников с бывшими учениками нашей школы. Они щеголяли в красивой курсантской форме и явно выделялись среди своих коллег по студенческой жизни. Беседа с ними утвердила меня в мысли, что надо поступать в военное училище. Выбор был сделан и оставалось дело за малым – какое военное училище выбрать для поступления. И здесь Евгений Макаренко предлагает обоим подать заявления в радиотехническое высшее инженерное училище ПВО страны, находившееся в городе Житомир УССР. И хотя это был не мой выбор, заявление все же подал вместе с другом. Но жизнь распорядилась по-другому. В апреле месяце нас с Евгением вызвали в военкомат. Начальник второго отделения проинформировал нас, что в инженерное военное училище имеется одно направление. Нас, подавших заявления в это училище, оказалось два кандидата. Решайте, кто из вас заберет заявление, а кто останется.
   Думать долго не пришлось, так как Евгений прирожденный связист. Поэтому отозвать свое заявление пришлось мне.
   – Что вы можете мне посоветовать, – обратился я к начальнику отделения призыва с вопросом.
   – Есть училище с гуманитарным профилем, – ответил на мой вопрос офицер военкомата.
   И видя вопрос в моих глазах, продолжил:
   – Постановлением ЦК КПСС от 26 января этого года открываются семь новых высших военно-политических училищ по подготовке офицеров политработников для армии и флота.
   – В каком самом дальнем месте от нашего города открывается политическое училище? – спросил я офицера.
   Он посмотрел разнарядки и ответил:
   – В Новосибирске, но зачем, молодой человек, вы так далеко от дома стремитесь уехать. Есть город поближе, Ростов-на-Дону, где также открывается политическое училище ракетных войск.
   – Хочу страну посмотреть и себя испытать вдали от дома.
   Так окончательно и бесповоротно в марте 1967 года определился мой выбор в пользу армии. Отныне судьба вела меня туда, где наиболее полно раскроются заложенные во мне организаторские качества армейского воспитателя. Но всего этого я не знал и пока кропотливо и добросовестно оформлял новое заявление в Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище.


Рецензии