Записки частного лица. автобиография. часть 26

                ЛЮБА ОКОНЧИЛА ШКОЛУ. ПОЕЗДКА В ЛЕНИНГРАД.
                ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО НАШЕЙ ЛЮБВИ
   Прошла весна и наступило лето. В этом году Люба заканчивает школу и затем поедет поступать в Ленинград в педагогический институт им. Н. Крупской. Почему? Дело в том, что она решила стать педагогом, а в городе на Неве жила ее старшая сестра с семьей. Родная кровь, как говорится, да и родителям спокойней – есть кому присмотреть в большом городе за младшенькой.
   Окончание школы мы с ней отметили встречей рассвета на Хопре и заверениями в крепкой любви, несмотря на предстоящую разлуку обоих. Мы уезжали в разные концы страны, она – на северо-запад, я – на восток, за 5 тыс. километров от нее. Вскоре Люба уехала в Ленинград. Я проводил ее на вокзал, на душе было тоскливо, горько, мне хотелось плакать. Люба всплакнула, она прижалась к моей груди, не стесняясь своих родителей, и шептала прощальные слова.
   Поезд тронулся от перрона, унося с собой мою любовь, я провожал его взглядом, пока последний вагон не скрылся из глаз. Щемящий комок сжал мне горло, слезы непрошено покатились из глаз. Хорошо, что был один и никто их не заметил. Унылый побрел домой, ничего не хотелось делать и ни о чем думать. Уехала первая юношеская любовь. Она еще не прошла серьезных жизненных испытаний и оттого казалась чистой и искренней.
   И вот пришло первое письмо от нее из Ленинграда. В нем она подробно описала все, что касалось событий в поезде, благополучного прибытия, подачи заявления и документов в приемную комиссию института и обустройства на новом месте в общежитии. Сообщала также, что ее старшая сестра с мужем и детьми собирается приехать в гости к маме. Присмотреть за квартирой поручают ей. Решение у меня возникло сразу... В Военкомате я попросил оформить мне проездные документы через Ленинград, обосновав это тем, что в нем проживают мои родственники и перед поступлением в училище хотелось с ними повидаться. Уплатив разницу за километраж, открыл тайну поездки своей маме и, получив ее благословение, отбыл в Ленинград, чтобы оттуда (после встречи с Любой) проследовать в Сибирь. Предупреждать о своем приезде Любу заранее не стал, а решил сделать ей сюрприз (встретиться на берегах Невы).
   В Ленинград прибыл рано утром, на метро добрался до общежития, где проживали абитуриенты, и вскоре стоял перед входной дверью Любиной комнаты. И что же слышу... Дверь была приоткрыта, из помещения раздавались девичьи голоса, в общежитии – время утреннего туалета и подготовки к обязательным подготовительным занятиям в институте. Слышу голос Любы (к кому-то обращается):
   – Наташа, сон мне приснился, будто Саша приехал, входит в нашу комнату и говорит: «Здравствуй, Люба, вот я и приехал к тебе, т.к. сильно соскучился».
   – Да как же он может приехать, если ему самому надо поступать в Новосибирске в военное училище. Так что сон твой, Люба, не в руку...
   И не успела подруга закончить последнюю фразу, как тихо открывается дверь, я вхожу в комнату и говорю громко:
   – Здравствуй, Люба, действительно я приехал, так как сильно по тебе соскучился.
   Что было дальше, трудно выразить словами. Раздался визг и Люба медленно, медленно садится на кровать. Глаза ее расширились, рот приоткрылся, отчего лицо вытянулось и приняло выражение крайнего замешательства от увиденного.
   Раздался стук разбитого стекла. Это девушка, соседка Любы по комнате, от неожиданности выронила стакан из рук. Затем она как-то странно стала махать руками около своего лица, приговаривая при этом: «Нет, нет, это невозможно, это приведение...» Все находящиеся в комнате постояльцы застыли в полном недоумении. Ну прямо картина «Не ждали» Ильи Репина.
   – Не приведение перед вами, а настоящий ваш земляк, – смеясь от эффекта своего поступка произнес я. – А ну-ка ущипни меня, Любаша, для достоверности.
   И оставив дорожную сумку у двери, подошел и протянул ей руки. Люба резко поднялась со стула и с криком «Ура! Саша приехал, это правда», – бросилась мне навстречу. Мы обнялись, не стесняясь присутствующих в комнате ее подруг, среди которых я успел заметить еще одну нашу землячку. А затем начались нетерпеливые расспросы меня о цели приезда в Ленинград, сроках пребывания в нем, о погоде в Урюпинске. Все они готовились к сдаче вступительных экзаменов в педагогический институт. Сразу же заявил Любаше, что отвлекать ее от подготовительных занятий не буду. Затем мы уединились, выйдя в коридор общежития, чтобы по-настоящему (без свидетелей) выразить свои чувства друг другу после продолжительной разлуки.
   Пока мы беседовали мои земляки накрыли стол для завтрака и мы все дружной компанией урюпинцев отметили мой приезд крепким и ароматным чаем с бутербродами и вареньем, которое я заботливо привез в Ленинград. Надо отметить и то обстоятельство, что для свидания со своей девушкой я выбрал выходные дни специально, ибо никаких занятий в институте для абитуриентов не планировалось. В город на Неве прибыл рано утром в пятницу, а уезжать в Сибирь предстояло в воскресенье после обеда. Таким образом, рассуждал я, не отрывая Любу от дел, у меня будет два с половиной дня для встреч со своей девушкой.
   После завтрака земляки убыли в институт, а мне необходимо было поехать в кассы предварительной продажи железнодорожных билетов и оформить свой отъезд в Омск в воскресенье из Ленинграда. Наконец все хлопоты были улажены, оставалось уйма времени до обеда (окончания подготовительных занятий). Решил посмотреть город самостоятельно, помянув известную пословицу: «Язык до Киева доведет».
   Поясню читателю почему билет взял в Омск, хотя поступать собрался
в Новосибирское училище. Вновь созданное политическое училище в Новосибирске своей учебно-материальной базой еще не располагало. Она только готовилась на базе здания математической школы для одаренных детей Сибири и Дальнего Востока. Сибирское отделение АНСССР перевело эту школу в другое достойное место Академгородка,
а освободившееся здание передало вновь создаваемому училищу. До начала учебного года там шли интенсивные работы в будущих аудиториях для курсантов. Поэтому прием вступительных экзаменов для поступающих в политическое училище командование СибВО организовало на базе Омского высшего военного командного общевойскового училища.
   К обеду возвратился в общежитие пединститута. Пообедали в студенческой столовой и поехали осматривать городские достопримечательности. Вечером вернулись с Любой не в общежитие, а на квартиру ее старшей сестры, которая находилась со своей семьей в Урюпинске у родителей. С нами находилась ее подружка Наташа (об этом ее попросила Люба). Осмотр достопримечательностей города на Неве оставили в моей провинциальной душе неизгладимые впечатления, сохранившиеся до наших дней. И уже будучи семейным человеком я организовал в 1986 году поездку своей семьи (жены и двух детей) в этот прекрасный город-герой, город-музей Ленинград. Именно те яркие впечатления, сохранившиеся в моей памяти от трехдневного пребывания в Ленинграде побудили вновь через 19 лет прикоснуться к величайшим творениям человеческого ума и рук.
   А пока мне хотелось побыть с Любой перед разлукой наедине. Оставшиеся сутки до моего отъезда из Ленинграда мы провели с ней вместе. Время для нас перестало существовать, мы много о чем-то говорили, мечтали о новой встрече, клялись друг другу в вечной любви. Ничто не предвещало скорой и необъяснимой разлуки навсегда. За эти три дня пребывания в Ленинграде я не заметил ничего такого, что могло изменить (завершить) наши отношения. Мы пили шампанское, танцевали и были по-юношески счастливы – над нами не было родительской опеки и контроля. Мы вступали в самостоятельную жизнь, строя планы на будущее. Под утро Люба всплакнула и выразила сомнение:
   – Вот уедешь в свой Новосибирск и забудешь меня. Найдешь себе другую девушку, а ко мне не вернешься.
   Я горячо убеждал ее в обязательстве никогда с ней не расставаться.   
   Провожали меня на вокзале все мои земляки, с которыми я подружился за эти три прошедших дня. И кто же мог предполагать, что среди провожающих находился тот, кому вскоре (после моего отъезда) будет отдано предпочтение в дружбе, а затем – руки и сердца.
               
                Любовь ее имела маску,
                Когда, примерив на себя,
                Она вошла в другую сказку
                И потеряла в ней меня.


Рецензии