Записки частного лица. автобиография. часть 27

                Глава 27. ПОЕЗД ЛЕНИНГРАД – ВЛАДИВОСТОК.
                ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ. 
                ОРГАНИЗАТОР КОНЦЕРТА. КУРСАНТ-ПЕРВОКУРСНИК


        Поезд медленно тронулся с перрона, где остались провожающие меня земляки. Они махали вслед руками, что-то кричали, Люба вытирала слезы с печальных глаз своих да махала платочком на прощание. Замелькали за окном вагона станционные постройки. Его кидало из стороны в сторону – состав переходил со стрелок на основную колею. Поезд уносил меня в далекую Сибирь. Здесь, в городе на Неве, оставалась моя любовь. Впереди меня ждала неведомая и оттого притягательная жизнь.

      Вскоре, как это традиционно в поездках на ж\д транспорте, состоялось мое знакомство с соседями плацкартного вагона. Люди подобрались общительные, доброжелательные, с такими всегда было легко найти общий язык тему для общения. Дорога предстояла долгая – трое суток – и интересная. Мне с детства нравится ездить в поездах.

      Из окна вагона перед твоим взором проплывают величественные красоты природы нашей необъятной Родины и каждый раз воочию убеждаешься насколько непохожи и разнообразны ее пейзажи.

      Никогда не скучаю в поездках. К красоте природы привыкнуть невозможно и, человеку, не лишенного воображения, способного в простом увидеть прекрасное, скучать никогда не приходится.

      Скучают в поездках бесчувственные люди, лишающие себя радости и наслаждения от постоянной смены природных декораций, а значит и познания окружающего их мира.

     На второй день пути в отсеке вагона появился новый пассажир. Это был молодой общительный человек моего возраста веселого нрава. Познакомились, оказалось, что он тоже следует в Омск поступать в училище.

     Коротко рассказал о себе. Родом из Абхазии (прошу не путать с Грузией, абхазцы другой народ). Хочет стать офицером, так как военными в их роду были половина мужчин. Мой попутчик говорил на чистом русском языке, без акцента и очень гордился этим обстоятельством.

     Все оставшееся время до прибытия в Омск мы с ним провели в беседах на различные темы. Он признался, что его немного волнует вопрос написание диктанта по русскому языку. Грамматика (в отличие от речи) была слабым местом в его подготовке к вступительным экзаменам.

     Молодой человек угощал пассажиров восточными сладостями. Он с таким упоением и любовью рассказывал о своем родном городе Сухуми, что лично мне захотелось непременно когда-нибудь в своей жизни посетить его.
 
      В общем оставшаяся часть нашего пути в сибирские края прошла успешно. Поезд по расписанию прибыл на главную станцию, за окном медленно проплыло симпатичное небольшое здание вокзала.

      Следуя правилу русской пословицы «язык до Киева доведет» мы с коллегой вскоре добрались до конечной цели нашего назначения – учебный лагерь «Карьер» Омского высшего военного командного училища. Доложив о своем прибытии дежурному офицеру, сдав ему свои проездные билеты, были отправлены в помещение приемной комиссии училища.
 
       Представитель учебного отдела (офицер), найдя в шкафу наши личные дела (присланные военкоматом), уточнил их со списками абитуриентов, допущенных к вступительным экзаменам, распорядился он и насчет нашего расположения. Помощник дежурного по лагерю отвел нас к походной армейской палатке и передал сержанту в голубых погонах и значками солдатской доблести на груди.

       Тот указал нам места, где отныне предстоит отдыхать (спать) в ночное время, выдал постельное белье, показал как заправить топчаны. Затем попросил расписаться в ведомости получения армейского имущества.

      После этого он показал места для умывания, чистки обуви, курения, а также учебные классы, библиотеку, столовую, клуб и многое другое, что входило в понятие учебно-полевой лагерь военного учебного заведения. Завершил свое продолжительное общение с нами сержант инструктажем о порядке нахождения в учебном лагере и ответственности за нарушение этих требований.
 
      Я сразу понял – вольница осталась за воротами КПП (контрольно-пропускной пункт) учебного лагеря, а здесь, внутри него, все подчинялось уставным армейским требованиям (командам), нарушение которых влекло немедленное отчисление из числа абитуриентов.

      Промелькнула мысль – может пока не поздно лучше добровольно уехать отсюда?

      Нет, сказал я себе, отступать уже некуда. Надо определяться, ведь мне 18,5 лет, возраст, требующий осмысленного решения вопроса. Или дать вновь слабину, или доказать родителям, друзьям и, прежде всего, себе, что ты человек слова и дела, а не болтун. Примерно так я рассуждал с самим собой, ожидая встречи с абитуриентами заместителя начальника училища по учебной части на следующий день моего прибытия в лагерь.
 
      Выслушав речь солидного, седовласого офицера с орденскими планками, окончательно утвердился в одном для себя желании – приложить все силы и старания для того, чтобы поступить в училище. На кону стояла моя честь, а самолюбие не давало усомниться в серьезности своих намерений.
 
      Постепенно жизнь в учебно-полевом лагере вошла в привычное русло распорядка дня. Утренний подъем, физзарядка, умывание и заправка постели, завтрак, построение, занятия в учебных классах, обед, самоподготовка, спортивная подготовка, ужин, свободное время и долгожданный отбой ко сну.

     В такой последовательности новой для меня жизни пройдут в дальнейшем все четыре года обучения в Новосибирском училище. Их я по сей день считаю одними из лучших в своей жизни. Именно они определили всю дальнейшую жизнь, превратив не определившегося гражданского шалопая, сначала в военного курсанта, затем в офицера, смыслом жизни которого стала служба в рядах Вооруженных сил.
 
     А пока мы, кандидаты на поступление, постигали первые азы воинской службы. Среди них – нельзя держать руки в карманах своих брюк, учиться ходить строем, всегда отвечать на вопросы старших по-уставному: «Так точно», «Никак нет», «Не могу знать», «Есть», «Готов», «Разрешите задать вопрос», и многие другие армейские премудрости. Человеку с гражданки, выросшего в условиях, резко отличающихся от военных, сразу трудно психологически воспринимать многие ограничения свободной жизни.

                Требуется ломка стереотипов.
   
      Проводились с нами консультации, подготовительные занятия по предметам вступительных экзаменов. Кажется, их было три: русский язык (написание диктанта), математика (письменно), история СССР.
 
     Надо отметить, что система подготовки кандидатов для поступления в военные училища страны была отлажена до мелочей. Существовала система (очень эффективная) предэкзаменационной подготовки абитуриентов в учебных лагерях. И это (две полные недели) при усердном отношении кандидата позволяло восстановить некоторый провал в его знаниях.

     Конечно, нельзя недооценивать и другие немаловажные факторы в отборе кандидатов на учебу в военные училища. Оценивалось состояние здоровья, физическая выносливость молодого человека, его спортивные достижения и сдача норм ГТО при поступлении.

     Поступление в военные училища страны всегда имело конкурсную основу (причем довольно высокую). Важно и то, что в училище набор происходил по 50%-му раскладу соотношения количества поступающих из армии солдат и сержантов и призывной молодежи из гражданки.

      К военным отношение мандатной комиссии училища было более благосклонным нежели к нам, желторотым юнцам. Поэтому отбор был жестким по результатам не только сдачи вступительных экзаменов, но также физической подготовки и поведения абитуриента.

      Уже до сдачи экзаменов по основным дисциплинам нами сданы были нормативы по физической подготовке. В зачет по ней входили следующие виды физических упражнений: кросс на 3 км; подтягивание на перекладине не менее 10 раз; бег на 100 метров; плавание на 25 метров в одежде (норматив сдавали на реке Иртыш); поднятие гири весом 16 кг поочередно то правой, то левой рукой на количество раз; метание учебных гранат на дальность; отжимание от пола на количество раз.
 
      И если абитуриент нормативы не сдавал, то у него не было никаких шансов быть принятым, даже при успешной сдаче школьных учебных дисциплин. Армии и флоту нужны были физически развитые молодые люди с твердыми знаниями. Мне удалось успешно пройти все эти сложные испытания и быть зачисленным курсантом на первый курс обучения в училище.

      В заключительный день нашего пребывания в учебно-полевом лагере был дан большой концерт художественной самодеятельности силами абитуриентов, непременным участником которого явился и автор этих строк.Я вел концерт, читал стихотворение В. Маяковского.
 
      Все! Гражданка закончилась без большого сожаления. Отныне я КУРСАНТ. УРА! Все во мне пело и ликовало.

                продолжение следует...

               


Рецензии