Кибальчиш и его тайна

Произведения А. Гайдара суть притчи, апокрифы нового религиозного миросозерцания, возникшего в Первую мировую и Гражданскую войны. Герои А. Гайдара – Кибальчиш, Тимур, Барабанщик – это не только и даже не столько просто люди, вовлеченные в драматические события, не столько отроки в период становления мировоззрения, подростки, взыскующие истины и обретшие ее, – это пророки нового религиозного учения, овладевшего широкими массами в начале ХХ века. У этой религии есть и свое название – Третий Завет.

Первый или Ветхий Завет – это учение от Бога Отца; Новый Завет – от Бога Сына, Христианство, а Третий Завет – исходящий непосредственно от Святого Духа. Каждая ипостась Троицы порождает свои ипостаси единой Веры, актуализирующейся на особом участке истории человечества.

Приход Третьего Завета, необходимость социализации христианства ощущается героями Достоевского. Особенно много об этом в «Братьях Карамазовых» - в том, как Ивана Карамазова тяготит мир Божий, оправдывающий страдания невиновных, его убеждение, что невинно страждущие и мир Божий в современном ему церковном понимании – это два разных лагеря, и что он всей душой, точнее – Духом примыкает к первому лагерю, а билет в Царство Божие возвращает (только кто его примет?).

В этом религиозная сущность социалистических доктрин на Российской почве – в первую очередь, Чернышевского. Экономическое учение, которое навязали социализму позитивисты, ставящее на первое место материальный интерес, шло вразрез с его религиозной сущностью с самого начала. Социалисты-марксисты стали худшими врагами социализма как религиозного учения и погубили его, когда революции, войны и потрясения выкосили героический религиозный остов социализма, так и не обретший институционально свою церковь, потому что примитивный марксизм-ленинизм не мог стать такой религией, а таил в себе роковой соблазн обратного прочтения – именно из КПСС вышли перевертыши и могильщики СССР в 1980-е и 90-е годы. когда ослабли или умерли многие ветераны В.О.В., когда и сам А. Гайдар был подменен, а коммунистические идеи были безобразно скомпрометированы. Предстоял долгий путь очищения через страдания, через вскрытие гнойников, разоблачение оборотней, через возвращение к истокам, которые могли быть оболганы и подменены на время, но не могли иссякнуть как вечные начала духовной жизни человечества.

Третий Завет был предметом исканий символистов – последователей В.С. Соловьева. Так А. Блок высказывал в одном из писем к Белому одно из своих постижений или прозрений, что Вечную Женственность Соловьева можно сопоставить с Духом Троицы (аберрация, по-моему); символисты чаяли преображения мира в Духе, отсюда и пристальный интерес к секте хлыстов, который воплотился в романе «Серебряный голубь».

Те церковные реформы, которые собирался провести Николай Второй после мировой войны, должны были изменить лицо Церкви. Это, особенно с учетом предполагаемого влияния на царскую семью Г. Распутина, не могло не страшить традиционную церковь, которая не защитила престол, когда Временное правительство пообещало возвращение патриаршества. После революции государство отвергло РПЦ, которая знаменовала возврат к старым формам жизни, изживаемым новой властью, нуждавшейся в новых героях.

Наиболее ясное массовое прозрение новой религиозности произошло в годы Первой мировой и Гражданской войн. В первую очередь и особенно здесь надо выделить Н. Гумилева, поэта и героя германской войны, с его знаменитым духовидческим стихотворением «Солнце духа». Здесь опыт духовного прозрения, обретенный в смертельных испытаниях, на грани или за гранью выживания:

Расцветает дух как роза мая,
Как огонь он раздвигает тьму.
Тело, ничего не понимая,
Слепо повинуется ему.

По имеющимся сообщениям, с такой же спокойной ясностью высокого просветления Н. Гумилев принял смерть, будучи обвинен в соучастии в заговоре, хотя любил жизнь и, в общем, предполагал жить, оставив незавершенные дела, нуждающуюся в кормильце семью.

После Гражданской войны произошло разрушение множества церквей Нового Завета, но так и не создана церковь Духа. Марксизм вторгся во внутрирелигиозный дискурс и осложнил его. Помешала война и общий разлад социалистического движения, так и не создавшего единый религиозный культ, черты которого проглядывали и в проекте Дворца Советов, и в послевоенном культе Победы, и в советском освоении космоса, несомненно, имевшем религиозно-философскую мотивацию, что вообще было в духе революционного движения: достаточно вспомнить революционера Кибальчича, противоречивой фигуры, – не только террориста-подрывника, боровшегося с царизмом, но и изобретателя пороховой ракеты для межпланетных сообщений.

Прошедшая Гражданскую войну и сформированная ей молодежь романтического склада и высокого духовного запроса вынесла в мирную жизнь героическую духовность и миропостижение, общие для обеих воевавших сторон  -  именно в этом лучшие представители Добровольческого движения смыкались с Красными.

Ярким представителем этого религиозного течения был А. Гайдар. Его лучшие произведения раскрывают в конкретике все то же индивидуально данное и несказанное, невербализуемое расцветание Духа в человеке, которое в критический момент подчиняет его сознание и волю, так что происходит переосмысление и героическое искупление (Барабанщик), осуществляется благородное служение (Тимур) или обретается просветленная героическая смерть (Мальчиш-Кибальчиш), мотивы которой непонятны врагу и потому он особенно боится и ненавидит Мальчиша, так и не выдавшего военную тайну, терпеливо поджидая Красную армию, не успевшую спасти своего героя – да и не чаял он спасения, а заведомо принял героическое решение, думая о светлом мире, который настанет после него.

Так что же такое «военная тайна», которую не выдал Кибальчиш? И была ли у него тайна? Знал ли он что-то такое, что помогло бы врагу?

Его тайна была невербальной, невыразимой в словах, она состояла в единении с духовным источником того, что именно заставляло его молчать о подразумеваемой тайне или не отрицать, что он обладает ценной для врага информацией. В нем расцвел тот бессмертный Дух, о котором писал Гумилев. Это и было, собственно, тайной. Этого нельзя объяснить словами. Это тайна на грани бытия. Тайна всех тайн как она есть.

Гибель самого А. Гайдара – безусловно героическая - того же свойства. Много героев, подобных ему или героям его книг, полегло на полях В.О.В.

Причиной гибели СССР было то, что этот коренной для советской власти тип героизма, рожденный в огне Гражданской войны, воспетый Гайдаром, так и не обрел институционального воплощения. Одной из причин было истощение сил народа в Великой Отечественной Войне; оскудела и религиозная, преобразующая мир энергия, бушевавшая до войны свежими силами. В послевоенной власти восторжествовали проповедники экономической доктрины марксизма, мертвой и мертвящей без цельной, неотделимой от христианского Духа героической религии. Культ Победы был стихийной попыткой это восполнить, но он не сомкнулся с религией Духа в ее первоосновах, не обрел слияния с историческим христианством как религия Святого Духа.

Потом вернулась в широкую общероссийскую ойкумену традиционная для России новозаветная православная церковь, что исторически совпало с распадом СССР, преданного чернокнижниками-марксистами, легко перековавшимися в догматиков-монетаристов, строящих «буржуазное» государство по негодным лекалам, взятым на Западе, точно так же неудачно как до этого те же самые люди строили государство «пролетарское», советское - те же плохиши, не знающие тайны, потому что Духа сами не ведали, а Мальчиш им так и не открылся.

Теперь, как и всегда, в мирных условиях, как и на войне, Святой Дух укрепляет в испытаниях, придает энергии в повседневной работе, требующей выбора правильной цели, самоотверженности и трудолюбия.


Рецензии
проблема в том.что духом сыт не будешь,а бытие как известно определяет сознание.

Гелена Труфанова 2   21.04.2018 07:11     Заявить о нарушении