Сентиментальное путешествие

отстранённо – лирическая комедия
 
набросок сценария

все персонажи выдуманы
 
Южная Россия. Степь. Полынь. Теплый свет. Август. Переваливаясь слегка, движется допотопная машина. В ней крайне меланхоличный шофер и двое мужчин лет сорока на заднем сиденье.
1-й:
- А я не люблю уезжать. Уходить… Не люблю покидать ни дом, ни женщину. Это как улететь на другую планету. Реально – на другую планету!..
2-й (он пониже, пошире, говор мягкий):
- А мне иногда хочется улететь на другую планету!.. Только куда?.. (улыбается).  Дядь Коль, вот здесь останови. Спасибо. Дальше пешком. (Вылезают, достают рюкзаки). Я вот со своей как-то поругался и улетел… так она ночью!.. Ты представляешь, Славик, - ночью!.. на территорию нашей базы пролезла… Здравствуйте, тетя Маша! Да, да, приехал!.. Через забор перелезла! Она думала – я там. Вагончик мой разгромила, а мангал узлом завязала! Узлом!..
- Узлом?
- Я тебе отвечаю! Начальник говорит: «Это что такое? Какие – нибудь  байкеры на нас напали? Марсиане?» А я говорю: «Да нет. Это моя девочка приходила… Лиличка моя, сю-сю-сю». О… а это что такое?..
(Поперёк дороги лежит парень. Пьяный. Спит. Рядом сидит, видимо, его отец)
- Пантелей Петрович, день добрый!
- Здорово, Вовка...
- Чего вы его не уберёте – машина какая-нибудь переедет… Помочь вам?
- Не надо! Я и так жду, что какая-нибудь переедет! Хочу, чтобы так чвакнуло, чтоб весь аж вот этот орех кИшками забрызгало. Надоел он хуже горькой редьки, пьяница!
- Да… видать, достал…
(Проходят мимо)
1-й:
- Что, правда, что ли?.. Э-э-э…
2-й:
- Да, шутит…  Я думаю!..  Кстати, сейчас к деду Чюрлянцу зайдем, по рюмочке выпьем. По чуть-чуть. Это по дороге. Надо поздороваться! Неудобно. Правда… ты не удивляйся…
- Чему?
- Ну, ладно… Просто не удивляйся… Вот его калитка. (Стучат, заходят в дом)
2-й громко:
- Дед Чюрлянец!.. Ты где есть-то?.. Дома или нет?.. Ладно, давай пока сядем…  Давай пока с тобой понемножку. (Достаёт маленькие металлические (охотничьи) рюмочки, наливает).
(Вдруг нижняя дверца шкафа выдвигается… и оттуда… высовывается очень маленький человек в военной форме).
Человек:
- Что не ожидали, мрази?.. Бухаете?..  (Он метнулся и исчез в соседней комнатке. 1-й  поражен. Он произнес  сдавленно:)
- Это что?.. домовой?..
2-й (смотрит перед собой задумчиво):
- Вот, только не могу понять, откуда он форму такую берет… Неужели кто-то такого размера шьёт?.. Или в нашей армии есть такие войска?.. Ты не слышал ничего?
1-й:
- Так это кто… это карлик… или кто?..
2-й:
- Почему, просто мужчина такой. У нас все такие в деревне… Шучу! Не все – не все!
Маленький человек внезапно вбегает с большой рыбиной в руках, бьёт ей о стол и кричит:
- Нате, закусывайте, мрази! – и снова убегает. Через секунду появляется со стаканом в руке.
(Следующий кадр. Сидят за столом).
2-й:
- Ну что, за встречу? По единой? Вот, знакомься… мой друг из Питера… В гости ко мне приехал. Вячеслав. Художник! Из города Петра великого!
1-й:
- Отстань ты со своим Петром!.. Он мне там надоел.
Маленький человек с интересом смотрит, глаза горят. Солнце вспыхивает и гаснет… Вспыхивает и гаснет…
(Следующий кадр. Наши герои идут вдоль плетня. Собачка какая-то  привязалась).
1-й с удовольствием гладит рукой высокую, густую августовскую   траву – полынь, пижма, тысячелистник… говорит:
- И вот, странно… когда я вижу этот дом за озером, где мы когда-то жили… И жили-то недолго… Я всегда грущу. Вспоминаю то время… Хотя и отношения уже плохие очень… Стою, смотрю… Как-то раз сказал ей, она: «А я ничего не чувствую. Мне всё равно». Вот так вот, понимаешь!
2-й:
- Да это что!.. Просто грусть!.. Понятная, человеческая… Вот у меня первая жена имела разряд по пятиборью. Ядро толкала красиво!.. А характер имела взрывной. Вот это да!.. Вот это была  проблема, доложу я вам, господин художник!.. Кстати, дед Чюрляниц свою жену кочергой убил.
(Идут, рыжая собачка бежит рядом, старается понравиться).
2-й:
- Смотри-смотри, Славик, вон видишь мужика – с колонкой  чего-то… возится? Кирпичом что ли… обкладывает… (Всматривается, потом смеётся). А он всегда её обкладывает или ремонтирует или утепляет  - здравствуйте Степан Петрович! (машет ему рукой издалека, так как слов не слышно) - когда вон та - видишь? –  соседка в огороде работает. Видишь, такая… Ей лет 50 с гаком, но а?.. красивая, правда? Такая… в теле… Скажи!..
1-й:
- Царица ассирийская… 
2-й:
- Бессарабка!.. Кстати, у меня большие уши? Вот, посмотри…
1-й (чуть улыбается):
- Не маленькие!..
2-й:
- Подожди,  но не как же у того Чебурашки!.. А некоторые говорят, её, Лилькины, знакомые бабы: « А у нас сложилось такое представление о вас по рассказам Лилички, что вы очень маленький, с большими ушами. Выскакиваете из-под стола с горящими глазами и - пока она на секунду отвернулась! - съедаете сырую рыбу». Это же надо такое представление о мужике создать!.. И, главное, зачем? Ну, съел я у неё пару раз сырую рыбу… печень там… или курицу… Там же витамины, всё же…
1-й:
- Ты обалдел что ли совсем?
- Тю!.. Почему? У меня брат – ветеринар, он мне всё рассказал, что к чему…
(Идут. Сбоку появляется в кадре высокая, скуластая лошадь. Очень длинная грива и хвост в разноцветном репейнике).
2-й показывает:
- Цыганская кобыла… А вот и мой дом… давненько я здесь не был. Год, наверно. Сколько с Лиличкой живу…
(Входят в заросший сад. Август... Яблони старые, загущенные. Пустая собачья будка. Вертушка жестяная слегка позванивает от ветерка…Садятся прямо на траву, высокую, жёсткую… 2-й закуривает. Дом на высоком месте. Открывается панорама деревни…)
Где-то высокий, худой мужик пилит бензопилой длинные, неровные доски (горбыль). Пила поёт, как пчела или шмель. То выше, то ниже.
2-й показывает рукой:
- Валерка, сосед…
Энергично вышла из-за угла бабушка маленькая и быстро бежит с мешком длинными шагами в крутую горку, - за ней стадо коз и собака.
2-й:
- Кастуся…  Бабы говорят: «Бог дал ей много силы, но мало ума…»
Две женщины разговаривают.
2-й:
- Любка с тётей Машей. Кстати, тётя Маша умеет каркать. Иногда каркает, как ворона. Видишь, у неё голова такая крупная …
Высокие порыжевшие травы шевелятся от ветерка. Кони ходят. Пух Иван-чая летает в воздухе. Паутина блестит…
Проходит женщина с мешком на плече. Красноватый цвет лица.
2-й:
- Тёть Шура, что несём?
Тётя Шура округляет глаза, улыбается:
- А… комбикорчик… для собаки.
- А-а-а… Комбикорчик!..  (1-му) Ну что, пойдём в дом… (Заходят. 2-й берёт тряпку, куда-то сбегал – намочил, протирает стол, табуретки и т.п., 1-й помогает, достаёт из рюкзака хлеб, консервы, бутылки…2-й прислушивается) А это что за шум? Топот какой-то… (выглядывает в окно)
У крыльца такая сцена. Дед Чюрлянец пытается прорваться в дом, но как только он поворачивается спиной, на него сзади наскакивает крепкий, жилистый мужик  на одном костыле. Дед сразу разворачивается и начинает отмахиваться авоськой, в которой бутылка водки, размахивая ей, как пращой или нунчаками, - тот отскакивает. Деду в дом не войти.
Дед Чюрлянец:
-  Быстро исчез, парашник! Не налью, я сказал!  Отвали и всё будет оригинально!
Мужик уверенно рычит (с некоторым удовольствием):
- Я вот сейчас тя поймаю за уши, и всё будет оригинально…
2-й (Вовчик) вышел к ним:
- Ну, мужики, вы что?.. Я всем рад!.. Заходи по одному! Только - руки за голову! Давай-давай, заходи… Ба, а это кто там идёт? Кто это с горочки спустился!.. (Идёт сплочённая группа) Никак Чермоня!.. (смеётся от удовольствия) И Вовка Зайцев! Александр Иваныч!.. (Здоровается со всеми) Катерина!.. Русская красавица!.. Всё хорошеешь?.. Татьяна!.. (поёт): «Татьяна, помнишь дни золотые?.. Свою головку ты склонила мне на грудь…»
Татьяна:
- Это моя племянница.
2-й:
- Красавица! Так это что у нас, народное гулянье начинается? Заходите, заходите!.. Александр Иваныч, ну сильный, сильный!.. Давай, заходи…
Чермоня обнимает хозяина, проникновенно смотрит ему в глаза:
- У тебя есть стол?..
Следующий кадр.
Пока нет электрического света, только – закат. Застолье. Шум. Разговоры даются фрагментами:
Кто-то:
- И вот, я спрашиваю – прыгать? Она говорит – прыгай. И я отпускаю пальцы. Четвёртый этаж. Ночь. Внизу тополь огромный…
Другой:
- Мы стоим, короче, в самом центре города на площади, и подходит к нам мужик какой-то мутный…
Чермошеня картавит:
- Тихо все! Тихо!.. И вот кто-то, видимо, вызвал там милицию. Слышим – воронок едет. Эти - бежать, а я командую: «Ложись!» (смеётся начальственно) И вот, мы легли в полынь… А она уже в инее. Вокруг звёзды!.. И пока они там все бегали, фонариками светили, мы заснули. Просыпаюсь - ботинка нет!.. Я ору: «Вовка, где мой ботинок, в натуре?! Срочно найти!»
Зайцев:
- И он, главное, заходит: «Извините, что я в трусах».
1-й:
- Извини, но что это за архитектура – скажем, адмиралтейство? Не смеши меня. Это ведь простая  коробка со шпилем! Вот, Василий Блаженный – это да! И как ты ни делай умное лицо, возразить тут нечего!
Александр Иваныч:
- У меня две бутылки портвейна 0, 8 за поясом. Берусь за ручку двери, а сзади меня по плечу: «Гражданин!» Живот ужался слегка, и одна бутылка  из-за пояса - нырь в штанину и об землю – тук, и стоит. А вторая во вторую штанину – ту-у--ук … и тоже стоит. Обернулся, смотрю – милиционер, и он мне: «Пройдёмте!»  Я делаю шаг, а бутылка - дз-з-з по асфальту, вторая – дз-з-з… Я остановился: «Слушай, а, может, лучше ко мне? У меня выпить есть…»  Он подумал: «А, ладно, давай!»

Кто-то:
- А они отвечают: «Это толстокожий, незрелый помидор».
Другой (пьяненький, задумчиво):
- Это я - толстокожий, незрелый помидор…
Кто-то:
- А он мне говорит: «Ты свою маму видел?» Я отвечаю: «А ты свою?» Он так странно на меня посмотрел… «К тебе мама приехала!..» 
Кто-то:
- И вот, этот ребёнок как  дал! У него даже в носках было дерьмо! Даже в носках!
Чермоня (человек лет 60-ти, невысокий, чуть отяжелевший, внимательно смотрит на какого-то ещё менее высокого, тоже немолодого мужичка, и вдруг спрашивает его с большим участием):
- Мальчик… тебя когда-нибудь били?..
(Тот выпрямляется на табуретке, вытягивает тонкую шею):
- Обычно я бью!
Чермоня (с грустью глядит на него):
- Сегодня будет необычно…
1-й не сводит глаз с Татьяниной племянницы. Рыжеволосая девушка в стиле позднего возрождения. Она иногда отвечает ему взглядом. 2-й говорит ему:
- Пойдём, покурим…
Следующий кадр.
Сидят, 2-й курит. Смотрят.
2-й:
- Интересный у нас народ?.. А племянницу зовут Лиза. (улыбается) Хорошая девушка!  Слушай, вспомнил, мне тут сон недавно приснился… вроде, я дремлю на диване, и подходит ко мне лед Чюрлянец, говорит: « У тебя нет пиропакетиков? Я говорю: «Есть. Навалом. Вон там возьми».  Он берёт обычный чайный пакет… опускает в чашку… и – взрыв! Всё разносит в клочки! Я просыпаюсь… Пиропакетики!..
 (Смеются. Потом помолчали)
2-й:
- Знаешь, я встречусь с покупателем, домом который интересовался, поговорим, и я поеду к Лиличке. А то она уже испереживалась.  Совсем не может одна, девочка. Психует. Звонила. (Он улыбается) Говорит: «Приеду и зарежу тебя! (И тебя, кстати, тоже зарежет). А потом на панель пойду!»  Совсем извелась, маленькая. А она ведь может!.. В общем, надо ехать, ты как?
1-й:
- Вовченя… ты поезжай, а я… останусь ненадолго. У меня, представляешь, тоска прошла. Мне хорошо!.. Понимаешь?.. Я порисую здесь. И Лиза, правда, хорошая девушка… А воздух… звёзды! Запахи!.. Полынь!..
Подходит кто-то. Тёмный силуэт. Говорит, стесняясь:
- Здорово, это самое...
2-й всматривается в темноту…
- Толик?.. Привет! Заходи!.. Мы сейчас подойдём.
(Толик не спешит, он широко и счастливо улыбается, смотрит на небо. Хочет что-то сказать хорошее людям).
- Во, звёзды горят!.. – улыбается, - А это Венера…
2-й вдруг посмотрел на него внимательно:
- А ты откуда знаешь?
Толик оглянулся:
- Да знаю… (Помолчал) И все мужики говорят… (Помолчал… Зашёл в дом)
2-й:
- Что-то настроение какое-то… Гитары нет!.. Кстати, я на вечере композитора одного переиграл, он спрашивает: «А у вас какое образование?» Так она говорит: «Никакого у него нет образования, просто подбирает по слуху»… Подожди, но… у меня же – музыкальное училище. А сколько я по ресторанам играл!..
- Ну, ты же всё равно поедешь?
- Поеду. Девочка страдает!..
(берет тазик старый, металлический, со ржавчиной по краям… и начинает тихонько выстукивать ритм  и напевать протяжно и радостно):
- Что-то настроение какое-то… Что-то настроение какое-то…
1-й (быстро - но не рэп! - встраивается, наговаривает одновременно со 2-м):
- С утра было другое-то, а сейчас какое-то…
- Что то настроение-какое-то…
- Хочется лететь над травами, хочется лететь над травами, хочется лететь над травами… как сова с горящими глазами…
- Что то настроение какое-то… Какое-то… Какое-то…
- Над головами зайцев и ёжиков, кроликов и кротов лететь будь готов…
Всегда готов!.. Лететь бесконечно… Под дорожкой млечной…
Что то настроение какое-то… Какое-то…
Под дорожкой млечной… над сусликами… под дорожкой млечной…
(Вместе… и вместе с деревенскими собаками, которые воют-лают-поют протяжно):
- Под дорожкой млечной…
Вдруг в полосу света выскочил бурый, крупный заяц и тут же с топотом ускакал по тёмным холмам. Собаки поют. Камера поднимается и смотрит на звёзды. Одна вспыхивает намного ярче других. Камера опускается, и мы видим довольно большую, компактную группу мужичков на холме, которые показывают вверх пальцами и доверительно говорят между собой:
- Это Вернера!.. Венера!  Венера… - и вдруг расходятся по одному, по двое в разные стороны – в темноту, в полынь.
                ***
2016 февраль
               
    


Рецензии