Волки и оборотни 3

Сумрачный еловый лес, большой пень с воткнутым ножом. Из чащи появляется человек, по виду обычный крестьянин, крадучись выходит на поляну, мажет грудь, руки и лицо мазью, бормоча под нос заговор, прыгает через пень и еще на лету начинает обрастать шерстью, становясь матерым волком.
Примерно так наши предки-славяне представляли процесс перекидывания деревенского колдуна в волкодлака, оборотня. Символика действа вполне понятна. Пень, как символ смерти, потустороннего мира, нож, рассекающий, отделяющий разумную суть  души от бессознательной, звериной, и переход через эту границу. Чтобы снова стать человеком, нужно перепрыгнуть в обратном направлении.
Проходя ритуал, зооморфом становились добровольно, чтобы получить силы и власть. Но у южных славян были известны и врожденные оборотни, с волчьей шерстью на загривке. Видимо, потомки древних героев-ведунов.
Надо заметить, что в славянском фольклоре волк был фигурой весьма неоднозначной, как, впрочем, и в других языческих верованиях. Некогда он был родовым тотемом, прародителем племен и целых наций, (вспомним Капитолийскую Волчицу), а также личным хранителем, пожирателем злых духов – бесов. Потому встреча с ним в пути считалась доброй приметой.
С годами все менялось. Все меньше было охотников и больше скотоводов, для которых хищники – воплощение чистого зла. Проповедники старательно загоняли старых идолов в резервацию демонов и нечистой силы, но еще долго волка не только боялись, но и уважали, считая исполнителем воли богов. Считали, что серый зря скотинку не зарежет. Даже в христианскую мифологию проникло поверие, что сам Сатана боится волков, которые гонят его по земле.
Славяне дольше сохраняли родовую память предков-охотников. Вспомним сказку – «Иван царевич и серый волк». Там зверь помогает герою совершать свои подвиги, можно сказать, делает все за него. Причем волк волшебный, говорящий, всезнающий, да еще владеет магией и искусством превращений. На злобного оборотня это совершенно не похоже. Здесь лупус выступает в ипостаси проводника по иному миру, нижнему, потустороннему. Но работает не бесплатно. Если воспользовался его услугами, то заплати сполна: отдай коня своего ему на пропитание. Помните: «налево пойдешь – коня потеряешь».
Волк неразрывно связан с войной. Он неизменный спутник верховного бога-громовержца, Одина, Марса, Перуна, Ильи-пророка, покровителей воинов.
Охотники, позже воители, отождествляли свое братство с волчьей стаей, соблюдая столь же жесткую иерархию, взаимопомощь в бою и на охоте. Преклонялись перед бесстрашием и силой зверя. Амулеты из зубов волка – распространенный мужской атрибут.
Еще охотники неолита исполняли различные ритуалы, чтобы стать подобными своему тотему. Мы хорошо знаем берсерков – воинов, одетых в медвежьи шкуры. Наверняка были и воины-волки, даже слово волкодлак буквально означает: одетый в волчью длаку, меховую накидку. Память об этом сохранили и наши былины, где славянские богатыри, владея боевой магией, летят по небу соколом или вороном, бегут серым волком по земле. Например, Волх Всеславьевич, или Огненный Волк. Помянем и скандинавского Беовульфа. Наверняка вид воинов, выходящих на брань в шкурах и шлемах из волчьих черепов, производил на противников неизгладимое впечатление.
Но подобные практики разрушительны для психики, темная сторона постепенно брала верх. Берсерки, выходя на покой, не могли остепениться, часто становились преступниками и насильниками. Тогда их изгоняли или казнили их же сородичи.
Потому и считали, что оборотня нужно как можно скорее расколдовать, иначе он так и останется зверем. Сдернуть заколдованную шкуру, зачарованный пояс или, когда он обернется человеком, выдернуть нож из пня.
В общем, волк и его отражение – оборотень, теперь стали персонажами отрицательными, злобными демонами, бесстыжими соблазнителями (для красной шапки),  хотя раньше были охранниками и защитниками.
Была у них и более древняя ипостась – хтонические герои, участники эпических событий первотворения. Таковы воины-оборотни из свиты Велеса-Волоса, бога нижнего мира.
В этой роли они выступают и в книге «Гончая Бера».
https://ridero.ru/books/gonchaya_bera/


Рецензии
И интересно, и познавательно. Спасибо!

Антонина Лаврова   13.10.2016 16:31     Заявить о нарушении
Спасибо за похвалу!
Сейчас вот думаю, по какой еще нечисти пройтись? Эльфы, гномы, а может Драконы?

Игорь Свиньин   14.10.2016 06:35   Заявить о нарушении
Драконы! =)) И думать нечего. Драконы - красавцы))))

Антонина Лаврова   14.10.2016 13:39   Заявить о нарушении
Ладно, уговорили. Буду обдумывать тему.

Игорь Свиньин   15.10.2016 10:12   Заявить о нарушении