Повинилась, успела

   Бабушка Лида доживала на этом свете последние дни. Лежала на кровати у печи спокойно, на боли жаловалась редко.
    
  Вечером, когда уже в доме готовились ложиться спать, она попросила невестку Настю задержаться. Анастасия присела на край  кровати, поправила одеяло у свекрови. Почувствовала на себе её пристальный взгляд. Спросила:
 - Что, мама? Болит чего у тебя?
- Нет, всё ладно...

    Помолчала, потом продолжила.
- Поговорить, Настенька, с тобой хочу... Ты посиди около меня маленько... Виновата я перед тобой... Помню, как вы с семьёй вернулись сюда, в деревню...
 Ой, трудно было, голодно... А ведь я корову держала... Молоко на посёлок носила, продавала...  Деньги нужны были... Ваши ребята этого молока почти не пивали. А ведь совсем слабенькие были... До сих пор я их глазёнки вижу... Совесть покоя не даёт... Разве думала я, что доживать здесь, в твоей семье буду... Неужели ты простила меня и зла не держишь?

    - Мама, не будем старое ворошить. Всё у нас теперь хорошо. Дети выросли, у них уже теперь свои семьи. Домой все приезжают с радостью. Письма пишут, спрашивают, как бабушка.
   
     Помнят внуки тебя, любят. Не расстраивайся, засыпай с Богом... До утра, мама...
    Пожелав спокойной ночи, Настя вытерла  платком у бабушки выкатившуюся слезу. Разволновалась бабуля...
   
    Хозяйка ушла на кухню. Прибрала посуду, решила затворить тесто.
- Воскресение завтра, напечём пирогов. Вдруг внучки, что поближе живут, прибудут.
    
    Всё оказалось под рукой. И уже через несколько минут мутовка в крынке наматывала круги. А перед глазами Насти возникали картины, что напомнила бабушка только что.
   
    Вот лицо старшего сына.  Родился осенью 45-го. Мальчишка, а досыта едал редко. Теперь Настя вспомнила  слёзы дочери , самой слабенькой. Часто та есть просила. Как будто всегда чувствовала себя голодной. То ли, потому что родилась в 47-ом, меньше двух килограммов в ней весу было. Как выходили? Видно, Господь помог. Третья дочь пяти лет, вместе с семьёй ходила в лес дрова заготовлять, чурбаки перекидывала. Правда, выбирала те, которые под силу были. Как справлялась?
    Деньги зарабатывали все вместе.
   
    Сама  мама  Настя вот-вот родить должна была, а туда же, в лес. В один из жарких летних дней еле успели до дома дойти, да на лошади до больницы проводить мамочку. В этот же день и младшенькая дочка родилась.
   
   Много времени прошло. Но забыть трудные те дни сложно. Растревожила бабушка память и не только свою.
             Да простит её Господь.
               
                ***

 
               


Рецензии
Золотце, вой рассказ всколыхнул во мне иные чувства.Свекровка, уже лежачая, как-то сказала, что если бы кто мне сказал, что я с тобой век доживать буду, я бы тому всю рожу обхаркала.До того она меня не любила. И пакостила мне, наговаривала всякие небылицы и всё ради того, чтобы мы не жили. Мы прожили с ней вместе двадцать лет.Откуда здоровью взяться, если домой шли, как на голгофу и не только я. Вот так-то, дорогая! Спасибо за рассказ!Всех благ!

Валентина Григорьева 4   11.03.2023 06:09     Заявить о нарушении
Жизнь складывается порой тревожно.
Поправить можем не всегда.
Благополучие к нам иногда приходит.
Порадует сегодня пусть весна,

Нина Радостная   13.03.2023 16:08   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.