Причина переполнения каналов денежной массой
Научно-популярная Лекция: «Об инфляции - доступно!»
Добрый день!
Вступление.
И сегодня, темой нашей лекции будет «инфляция». В ходе предстоящего занятия вы узнаете, что же такое она собой представляет и в чем проявляется в современной экономике.
Что ж, не будем понапрасну терять время!
* * *
Слово «инфляция», на слуху сегодня у всех, и весьма часто вы можете видеть его как в газетах, так и в новостных сообщениях по радио и телевидению. Так что же это за экономическое явление, что так широко представлено в мире? Согласно «Википедии»:
«Инфляция (лат. inflatio - вздутие) - обесценивание денег в результате переполнения каналов товарного обращения денежной массой. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились - утратили часть своей реальной стоимости».
В оригинальной статье на «Википедии» текст на этом не кончается, но для нашей сегодняшней беседы этого, как говорится, «за глаза».
А самый главный вопрос нашей сегодняшней лекции такой: «А в чем, причина инфляции и причина «переполнения каналов товарного обращения денежной массой»? И побывав на этой лекции, пусть и виртуально, всего лишь как читатель, определение из «Википедии» приобретет для вас кристальную ясность! Вы станете Просвещенным!
* * *
Небольшое лирическое отступление.
В наших школах, чему только не учат, и с каждым годом таких «нужных знаний» вкладываемых в головы детей становится все больше и больше. Они так забивают им память, что лишают всякой возможности оперативной обработки новой поступающей информации. А ведь все это, наверно, неспроста! Они хранят ее в своих головах уже тоннами, но вот ничего нового понять и освоить уже не смогут. Мозги - загажены! А голова не шарик - сколько в нее не вливай, а объем тот же!
Знания же, из сферы экономики, вообще выглядят неким таинственным айсбергом среди океана всяких других, что с такой охотой вдалбливают в головы учащихся школьные учителя.
Да что далеко ходить! Я, сам, обладая от природы весьма неплохими математическими способностями устного счета, полностью утрачиваю свой навык, едва только дело заходит до математических операций с деньгами! Как только цифры принимают для меня характер денежных единиц, то все, - ничего не могу! Ни сдачу посчитать, ни расходы, - словно блокируемся что то. Быть может, и вы отмечали у себя нечто подобное…
Что ж, учитывая наши внутренние блокировки в части рассуждения на экономические темы, самое время перейти к абстрактным примерам, построенных с использованием языка сказки. Сказки то небось все в детстве понимали?
Раз так, то вот вам и еще одна!
* * *
В незапамятные времена, когда о современном нам экономическом мире и слыхать никто не слыхивал, жила была одна большая деревня. Всех людей в ней рассматривать не будем, для нашей цели вполне хватит и трех ее персонажей. Но несмотря на то, что каждый из них будет представлен в одном лице, как и всякий обычный человек, меж тем прошу вас не забывать, что язык нашего повествования мало того что сказочен, так еще и в чем-то сродни басне, и за каждым из персонажей стоят целые слои «деревенского» общества. Ведь все население деревни, - говоря иносказательно, и есть то самое общество, - да это и так понятно!
Пора же представить вам наших персонажей. Имена у них весьма простые:
Цензук - кузнец-работяга, что с утра до ночи изготавливает всякие нужные вещи (в нашей басне, для простоты, будем считать, - что гайки).
Кёпобелх - хлебопёк - кондитер. Он тоже, как и предыдущий, трудится с утра до ночи в своей пекарне. В его задачу также входит снабжение питанием (не забывайте, повествование у нас все же больше сказочное) населения деревни.
Йерве - банкир, ведающий производством и сбытом денег, а также обеспечивающий безопасность всей деревни, как от внутренних, так и от внешних «врагов». Сам же Йерве, в отличие от остальных описанных персонажей, ничего не производит (печатание денег - это не труд!). И выпуск денег производится им не каждый год, а раз лет в десять. То есть времени свободного у него, в отличие от предыдущих работяг, предостаточно! Хочешь умней и обучайся, хочешь «плодись да размножайся»!
И у каждого, из рассматриваемых персонажей, все было «как у людей», дома, семьи и необходимый для каждого достаток. Ну и так по мелочи, все остальное, в соответствии с собственными потребностями и индивидуальными интересами.
Работа же их выглядела так.
За год упорного труда Цензук изготавливал 160 гаек, а Кёпобелх выпекал 160 корзин с хлебом. Так как жили они не тужили, и проблем иных, кроме связанных со своей профессиональной деятельностью не имели, то понимая, чья в этом заслуга, с радостью отдавали каждый год по 60 выпущенных гаек и корзин с хлебом Йерве. Да еще и благодарили его от всей души и нахваливали за тот порядок, что всегда соблюдался в деревне. Никого в ней не грабили и не убивали «просто так».
И вроде бы все справедливо было устроено. Тот, кто сам производит и оставляет себе большую часть, а остальное - это как бы налог, отдаваемый Йерве. К примеру, Кёпобелх, производя за год 160 корзин с хлебом, отдает меньшую часть (60 корзин) Йерве, оставляя себе 100 корзин. Также поступает и Цензук, отдавая Йерве 60 гаек и оставляя себе 100.
Как вы уже смогли понять, Йерве, что бы не сеять вражду между изготовителями (и заодно не добавлять себе проблем в виде роста напряженности в обществе), всегда оценивал труд обоих и Цензука и Кёпобелха, - равно. В противном случае он бы с них по-разному (в штуках) и дань (налог) собирал!
* * *
Но вот, что мы сейчас уже видим, каждый из производителей отдал вроде бы и немного, меньшую часть, - Йерве, однако, если у них на руках, у каждого, осталось по 100 единиц (штук) изготовленной ими продукции, то сам Йерве собрал у себя уже 120 единиц (штук).
То есть, он, не производя фактически ничего, кроме денег (бумажек), имеет в одно «рыло» гораздо больше, чем сами производители! И с каждым прожитым годом он становится все богаче!
* * *
А дела (читай экономика) в той деревне были так здорово поставлены, что никакого избытка продукции никогда и в помине не было! И соответственно, никогда и не было и «кризиса» перепроизводства.
Пирожки с гайками всегда менялись в пропорции один к одному (1 корзина пирожков на 1 гайку). И каждый год цикл повторялся вновь, - пирожки съедались, гайки за год изнашивались. Безопасность деревни так же ежегодно поддерживалась! В общем, царила у них настоящая стабильность, - мечта и благодать для каждого!
Обменявшись (продав) друг с другом, у каждого (у Цензука и Кёпобелха) в конце концов оставалось на год по 50 корзин с пирожками и по 50 гаек. Йерве же, как вы помните, имел каждый год по 60 корзин с пирожками и по 60 гаек.
* * *
То есть, что мы сейчас с вами видим: у Цензука и Кёпобелх богатство не прирастало, а вот у Йерве увеличивалось (так как уровень потребления, в нашей сказке, был у каждого одинаков) каждый год на 10 гаек и 10 корзин с пирожками
* * *
Он богател с каждым прожитым годом и понемногу стал зазнаваться и лениться…
И вот если и Цензук и Кёпобелх с утра до ночи проводили на работе в заботах и трудах, то Йерве, договорившись с такими как и он Йерве, но с других деревень (видите какие Йерве умные) на работу свою по охране и выпуску денег столько времени уже не тратил. Деньги прочные и их не надо было каждый год обновлять. Время от времени Йерве делали вид, что нападают на другие деревни, но сами Йерве никогда друг друга не убивали, помня, что все Йерве друг другу как самая близкая родня. Гонцы же, рассылаемые ими в изобилии в другие деревни, постоянно поддерживали в остальных жителях страх перед войной и терроризмом (да-да, а вы думали, что он только вчера появился?!)
Так как и у Цензука и Кёпобелха лишних средств так никогда и не появлялось, да и времени свободного тоже, детей они заводили не много, за себя одного да за жену. А вот у Йерве, всегда было всего в достатке и средств и времени, - вот они плодились и размножались почем зря. Вы же помните, что им не надо было тратить все свое время на выпуск денег (менявшихся раз в десять лет, да и со своими охранными функциями они здорово разобрались). В общем, очень скоро, едоков в домах Йерве здорово прибавилось! И уже ставшими привычных для них 60 корзин с пирожками, да столько же и с гайками, стало им на год уже не хватать!
И порешили они тогда сделать так.
С этого времени постановляем, что за одну бумажную купюру даем или одну гайку или одну корзину с пирожками. Вроде, никакого обмана! Ведь и до этого постановления, все так же и функционировало в их деревнях! Они ввели лишь небольшие изменения к ранее принятому порядку: всю выпущенную за год продукцию постановили теперь обязательно размещать не в частных (у каждого свое) хранилищах, а в общем большом амбаре-хранилище, выдавая взамен сданной продукции, - бумажные деньги. Причем, как и раньше соблюдалось соотношение, что корзина с пирожками, что гайка, - все они стоили совершенно одинаково, ровно одну бумажную купюру.
Йерве, как и все, тоже теперь стал хранить свои 60 корзин с пирожками да 60 гаек, полученных в качестве оплаты его труда за год, там же. А что, - очень удобно и сохраннее они там будут! В амбаре-хранилище температура нужная и не портится еда там! Да и ржавь гайки не берет, в целости и сохранности остаются. В общем, всем эти нововведения понравились!
И так продолжалось уже не один год, пока как говориться, в один прекрасный момент не выяснилось, что бумажные купюры то на руках у всех есть, а вот товаров в амбаре-хранилище - не осталось!
Стали искать виноватых…
Народ, долго думать не стал, а сразу же стал ругать во всем Йерве: дескать, так мол и так, только у тебя одного и были ключи от амбара-хранилища, только ты один и выдавал всем взамен товаров свои бумажные купюры!
Йерве же был очень хитер, и вместо того чтоб впустую оправдываться, тем самым еще более распаляя взбешенный народ, - сразу же полностью признал свою вину, пояснив, что в его доме теперь намного больше стало ртов и ему перестало хватать получаемых каждый год, на прокорм, 60 корзин с пирожками и получаемых 60 гаек, - потому и пошел он на воровство хранимой продукции…
Ну а народ то наш, каков, он сердобольный! Чего ж ради деток-то не сделаешь! Простили они Йерве! Простили и отпустили с миром!
Да вот после его воровства, если в начале года, на каждую единицу хранения в амбаре-хранилище (будь то корзина с пирожками или гайка) приходилось по одной бумажной купюре, то теперь, когда Йерве часть себе уже присвоил, пользуясь бесконтрольным (со стороны народа) выпуском бумажных денег, то теперь, на одну купюру, хранившуюся у каждого Цензука и Кёпобелха, стало приходиться не по одному предмету, а только по его половине. То есть, как вы помните в начале нашего повествования, у одного из них за год выходило по 100 корзин с пирожками, а у другого по столько же гаек, то теперь, каждый из них смог, после предъявления своих денег Йерве, получить с его амбара-хранилища лишь половину.
А чего вы хотите, сказал им Йерве – ИНФЛЯЦИЯ, однако!!!
* * *
И вот, что интересно, если сам Йерве от нее ну нисколько не страдает, имея всегда прямой доступ непосредственно к амбару-хранилищу, где он всегда берет себе столько, сколько ему надо, да еще и делится частью с такими же Йерве с других деревень, то вот обычные Цензуки и Кёпобелхи потеряли весьма много. С повсеместным введением денег, они более уже не могли обмениваться напрямую и регулировать потребности Йерве. Теперь Йерве всегда мог брать столько, сколько захочет. А взамен он производил все больше и больше пустых бумажек, на которые он и отоваривался на складе. Пустых, потому что он сам, совершенно не производил никаких товаров, а клал только то что получил в виде налогов от Цензуков и Кёпобелхов.
* * *
Цензуки и Кёпобелхи, в очередной раз, смолчали и смирились…
А что им еще-то оставалось делать?! Ведь у Йерве теперь было самая большая и сила и власть и богатство! Он мог делать все, что заблагорассудится! Но, вечером, собираясь на крохотных вонючих кухонках, каждый из работяг в душе тихо мечтал, что когда-нибудь, засунет всех этих Йерве в деньгохранилище и вволю накормит бумажными деньгами. Мусором, который одних разоряет, а других как свиней, выкармливает. Не производя ничего полезного для деревни в которой они живут, - они жрут поболе быков с фермы!
* * *
Что ж, вот и подошла к концу наша лекция. Привет Карлу Марксу!
Непременно прочтите его «Капитал». Ведь именно благодаря его «Капиталу» я и смог осмыслить все то, что и предложил сегодня вашему вниманию. А если у вас, как и у меня, нет свободного времени, то этой лекции вполне достаточно, чтоб понять, откуда все же берется эта пресловутая инфляция…
А если времени МНОГО, то скажите, а вот зачем вам все эти знания, ведь у вас и так уже все есть, ведь самое большое богатство - это свободное время.
Контекст про время, думаю, - теперь понятен!
* * *
Спасибо, за внимание!
2016.07.19
Если понравилось (или было полезно),
вдохновить автора к новым свершениям можно вот так: http://proza.ru/avtor/tarser
Свидетельство о публикации №216071901681