Письмо в голубом конверте

        Письма бывают самые разные - официальные беспристрастные, конфиденциальные, политкорректные, сухие, благодарственные, отписочные со сводом обязательных слов: «исходя из вышеизложенного», «согласно циркуляру не представляется возможным»; дружеские, доверительные, искренние, любезные, курьезные; родственные - теплые, безыскусные, с неизменными пламенными приветами, советами и жалобами на вечную нехватку времени и денег, любовные, сокровенные, желанные, наивно-трогательные, безответные, робко-вопрошающие, щемяще-прекрасные. Одни письма, быстро прочитанные, тут же забываются, и они сами как-то бесследно исчезают за ненадобностью. Другие,  пожелтевшие от времени, бережно хранятся подолгу, годами, в шкатулке и перечитываются потом не единожды.

       Раушан берегла, как драгоценность, очень давнее письмо в голубом конверте, полученное в юности. По прошествии времени, она вспоминает о нем с запоздалой радостью и в тоже время с горьким сожалением. На конверте написано: «Дорогой Раушан!», а внутри - лист школьного альбома с нарисованными красными розами и словами признания в любви.

       «Раушан, ты ведь знаешь, как много девчат вокруг, но ты для меня одна такая - самая красивая, самая чудесная и хорошая, вообще самая лучшая девчонка в нашей школе, а может и в городе. Я сочинил о тебе стихи, надеюсь, что они тебе понравятся.
Ты вся из знобкого рассвета,
Из переменчивого ветра,
И из вопросов пока что без ответов.
Земля без неба -
Это день мой без тебя.

       Ты мне очень нравишься, давай с тобой дружить? Приходи завтра в 18.00 к памятнику Пушкину. Мурад».

       Она проигнорировала письмо одноклассника. Мурад ходил за ней по пятам. Ну а она что? Просто лукаво смеялась, играла, терзала его…Ей это нравилось.
С той поры вешними водами в невозвратимую даль утекли годы. Раушан часто вспоминала безответную любовь Мурада, который остался в ее памяти смышленым и благородным парнем, что было скрыто у него под мальчишеским озорством…

       Раушан окончила музыкальную школу на «отлично» и рано заявила о своих творческих способностях: декламировала стихи, пела, играла в спектаклях, участвовала в различных конкурсах и фестивалях. И, как солистка, завоевывала призы, памятные дипломы и любовь зрителей. Раушан привыкла к тому, что окружающие восхищались ее красотой, изяществом и непосредственностью, и постепенно стала считать себя особенной, талантливой, непохожей на других. Ей всегда казалось, что все должны соглашаться с ней, делать так, как она хочет. В душе ее будто горел, переливался какой-то незримый огонек, ее томила жажда самовыражения, невысказанности, так хотелось, чтобы всегда впереди было что-то такое новое, зовущее, необъяснимо удивительное, стремление достичь и познать это. Девушку интересовали серьезные вопросы, литература и искусство. Она грезила о славе артистки, о роскошных нарядах, аплодисментах, интервью и фотографиях в глянцевых журналах, о поклонниках с букетами цветов. В свои глупые и наивные семнадцать лет она представляла будущую жизнь, как нескончаемый праздник...
 
      А тут «нарисовался» еще один тайный воздыхатель - Мурад Башаров. Ну, учится на «хорошо», спортсмен, но одевается уж очень скромно, этот паренек с рабочей окраины города.

      «Ну что он может мне дать в будущем? Что сделает ради меня, - серьезно рассуждала Раушан. - Весьма заурядный, хотя и добрый малый. В лучшем случае он окончит институт, станет инженером, будет получать среднюю зарплату,  жить в заводском общежитии, через 5-10 лет ожиданий и мучений получит свои квадратные метры  - вожделенную квартиру. Ну а что дальше-то?  Будет копить на мебель, женится, думать о хлебе насущном, недосуг будет разглядеть Большую Медведицу, услышать музыку листопада,  любить первый снег, ночами не спать от обуревающих  мыслей.
   
      Будут семейные застолья, банки с помидорами и огурцами, вареньем, нетронутый хрусталь жена поставит как на выставке в стенку в зале - «все, как у людей».

      Какая унылая приземленность!..Нет, Мурад – однозначно мне не пара!
А меня ждет совсем другой горизонт - я уеду из этого провинциального городка, от этой однообразной, бескрылой жизни, ну, а там, а потом!..» - мечтала Раушан.

       Выбор будущей профессии был предрешен. Она знала, что некоторые одноклассницы относились к ней скептически и не упускали возможности пошутить над ней.

       Отец девушки Шокан был незаурядным, решительным и противоречивым человеком и к тому же отличался крайней деспотичностью. Он привык к беспрекословному повиновению в семье, где он чувствовал себя хозяином. Отец был категорически против того, чтобы дочь стала актрисой, ибо считал эту профессию несерьезной и легкомысленной. Дома был скандал. Отец настоял, чтобы дочь пошла по его стопам и стала бухгалтером. Мать в слезах уговорила не перечить отцу и тогда Раушан поступила на экономический факультет технологического института легкой и пищевой промышленности. Проучившись напрасно там год, она забрала документы и решила все же добиться своей жизненной цели.
 
      Раушан провожали в Москву подруги. Она уезжала вопреки воле отца, тайком из дома - запыхавшаяся мать принесла ей чемодан и авоську с яблоками прямо к поезду. Она, вытирая слезы, обняла дочь и сказала:
      
      - Да, благословит тебя Аллах!

      Мурад вбежал в вагон с охапкой полевых цветов и, обдав ее тревожным дыханием, вдруг спросил:

      - А ты будешь скучать по мне?

      - Еще чего! Не дождешься, - она сказала назло ему.
   
      Искреннее огорчение отразилось на лице Мурада. Но все же он простодушно ответил ей:
   
       - А мне будет плохо без тебя, но я буду писать тебе.
   
      Раушан, выдержав огромный творческий конкурс, поступила в театральное училище имени Щепкина. Красавицу-абитуриентку, выглядевшую по-восточному ярко, невозможно было не заметить.

      Окрыленная удачей, девушка отправила телеграмму домой: «Ура! Я студентка!» Долгое время отец не мог примириться со своей строптивой дочерью.
После второго курса Раушан приехала на каникулы в родной город, который после огромного, клокочущего как вулкан мегаполиса теперь оказался таким архаичным, дремотным и скучным. Тогда же на каникулы после работы в строительном студенческом отряде приехал Мурад из Томска. Раушан и Мурад не могли не встретиться. Мурад все так же любил ее и не мог не писать письма часто и помногу: смешными стихами и серьезной прозой. А она? Отвечала лишь поздравительными открытками и чувствовала, что несмотря ни на что, имеет какую-то власть над этим упрямым парнем.
 
      Тихим августовским вечером они долго гуляли в парке, говорили и спорили. Березы уже роняли первые желтые листья. Казалось, будто осень прислала телеграммы с сообщением: «разлука, разлука...»

     Раушан должна была уехать в Москву, а Мурад - в Томск. Молодую начинающую актрису ждали в столице веселые студенческие вечера, верные друзья, а еще - новый поклонник, уже довольно известный, одержимый непомерными амбициями, режиссер Вольдемар Морозов. Он был намного старше и опытнее ее и своим благородством так легко завоевал девичье сердце, что рядом с ним померкли все другие поклонники: «молодые, подающие надежды». Перед его обаянием и сумасшедшей харизмой невозможно было устоять! Она безумно влюбилась в него и совсем потеряла голову. На кастинге Морозов среди многих претенденток на роль выбрал именно Раушан и не ошибся. Увидев ее, режиссер воскликнул:

     - Это как раз та, которую я искал!

     Морозов предложил Раушан ответственную и интересную работу - роль отважной комсомолки в новом фильме «Навстречу ветру». Она успешно прошла кинопробы, худсовет утвердил ее на главную роль. Сценарий фильма захватил ее целиком, поразил воображение. Раушан самозабвенно начала работать над образом своей героини. Это был сложный, неоднозначный образ - Шолпан бросает свой затхлый мещанский мирок, где было все сытно, спокойно и бездушно, наперекор родителям и чванливому нелюбимому жениху, убегает из-под венца и уезжает на стройку Байкало-Амурской магистрали. Переносит трудности, живет с друзьями в палатке, но не падает духом. Становится бригадиром строителей, передовиком. Но потом Шолпан погибает в пламени пожара, спасая девочку.

      Сейчас все складывалось в жизни Раушан удачно: любимый человек, которого она видела каждый день, первая роль в кино, прелюдия успеха. Ей явно благоволила фортуна.

      - Давай никогда не расставаться! - радостно сказал Мурад, держа ее за руки.

      Но Раушан промолчала, потом, пытаясь справиться с нахлынувшим волнением, сказала:

      - Я ведь создана для другой жизни возвышенной, романтичной. У меня только начинается карьера, и я готова ради нее на все. А быть просто женой при муже и на кухне? Ну, нет уж! Для меня это кажется такой невыносимой, зеленой тоской...

       Наступило долгое тягостное молчание. Мурад вздохнул, а потом неожиданно сказал:

       - Если тебе когда-нибудь будет плохо, я все равно приеду и помогу.

      Боль и печаль сквозили в его голосе. И он ушел, не оглядываясь…

      Натурные съемки проходили в Забайкалье в тяжелых погодных условиях, которые нередко сводили на нет работу группы. В тайге полыхал осенний листопад. Актерский состав подобрался на редкость интернациональный дружный, сплоченный. В последние дни съемок Раушан простудилась. Морозов заботливо ухаживал за ней, поил малиновым вареньем и натирал ноги спиртом. В редкие ясные дни природа наполнялась утонченной нежностью, дурманными запахами багульника, мяты, иван-чая, - все это закружить голову девушке. Вольдемар тоже был проникнут этими чувствами и не мог не сорвать этот чистый целомудренный цветок любви… Раушан была несказанно счастлива.

      Раушан сыграет на пронзительно высокой ноте свою первую роль в фильме «Навстречу ветру». После выхода фильма на большой экран о ней критики заговорят не как о дебютантке, а как о многообещающей талантливой актрисе. Фильм Морозова удостоится одного из призов международного кинофестиваля.
 
      Но могла ли Раушан предположить, что эта счастливая полоса ее жизни вскоре неожиданно закончится? Придет горькое разочарование, когда Раушан узнает, что боготворимый ею Морозов не достоин ее любви, а она - очередная победа в его впечатляющем «донжуановском» списке. После окончания театрального училища она сыграла главные роли в трех фильмах. Это были одноплановые роли, а ей хотелось вырваться за рамки шаблонов, она мечтала сыграть Соню Мармеладову, чеховскую Ирину и Офелию в" Гамлете."

       Праздник незаметно закончится. Погаснут огни фейерверков, увезут камеры, реквизит, костюмы и снимут грим...А для Раушан после стремительного восхождения на Олимп придут годы забвения и невостребованности.

       Думанова работала в далеком сибирском городе, жила трудно и беспокойно. Снималась в эпизодических ролях, которые старалась сделать заметными, интересными и запоминающимися. Но любовь к искусству в душе не угасла. Артистка поняла, что в  главное не слава, не блеск, а служение искусству и умение напряженно работать и верить в свое призвание. Что ж, она умеет ждать и верить, эта слабая женщина с сильным характером.
 
       Иногда, в ненастную осеннюю пору, когда за окнами дома ропщет промозглый ветер и стучит докучливый дождь, Раушан перечитывает письмо в голубом конверте. Внезапно от сердца отступает чувство тоскливого одиночества и она мысленно говорит:

       «Где ты, непонятый мною человек? По какой дороге, под каким ветром ты сейчас идешь? О чем думаешь? Я ничего не забыла из нашей юности. Где бы ты ни был, с кем бы ты ни был, живи счастливо. Ты слышишь меня, Мурад?»

Автор Луиза КИПЧАКБАЕВА


Рецензии
Верится что судьба героини сложится счастливо.

Амина Оздоева   09.08.2016 18:26     Заявить о нарушении
Вообще-то она была счастлива: познала и любовь, и дружбу, спасибо за отзыв и переживание за героиню

Луиза Кипчакбаева 2   10.08.2016 21:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.