Лекция 3

   Уж так сложилось, что люди всё воспринимают исходя из своей породы, то бишь антропоморфно, с обязательным обозначением отправных точек начала, апогея и конца, а значит и истина постигается таким вот однобоким образом, и передается всё это из поколения в поколения и на основе сего безуспешно строятся различные парадигмы, подверженные тлену и тупиковому исходу. Так же дело обстоит по большей части и в отношениях меж людьми, где всякий меряет прочих по своей мерке, нисколько не пытаясь влезть в шкуру соплеменников, а напротив навязывает им свои принципы и вкусы, что ведет к разрозненности и хаосу.
   О существовании кризисов в жизни слышали многие, многие же и испытывали на себе некие спады в жизнедеятельности, которые вполне попадали под описание «черной полосы» и пытались выбраться из ситуаций различными способами с большим или меньшим успехом. В литературе, как правило, говориться о периодичности таких явлений и необходимости быть готовым к тому, чтобы в очередной раз прожить данное испытание менее болезненно, а может быть даже вынести какой-то урок и тем самым обогатиться опытом, чтобы в дальнейшем и детям его передать и самим не оказаться снова у грабель судьбы. Но спешу заметить, что периодичность, всякого рода касающаяся социальной сферы и жизни отдельных её представителей крайне лабильна и изменчивость эта может объясняться только тем что законы, нет даже суб-законы слагаются по мере течения жизни и иногда даже могут противоречить друг другу, выстраиваясь в причудливую вереницу, путая и сбивая с толку. В данном случаи я говорю не о глобальных априорных законах, а о том, как выстраивается развитие общества или человека согласно его кармической предрасположенности, способностей, интенций, ментальных установок и прочего, из чего складывается градиент расклада будущего, а значит и законы развития.
   Кризис – это стагнационный процесс, при котором не находится ответов на вопросы, которые человек (общество) задает себе всякий раз, когда находиться на развилке. Первый из которых: ЗАЧЕМ? и второй, который возникает при ответе на первый: КАК? Собственно, ответами на эти вопросы можно обрисовать всю жизненную ситуацию человечества. Но если в период становления вопрос ЗАЧЕМ? был в зачатке своем представлен поиском удовлетворения физиологических потребностей, а после и удовольствий другого толка, то вопрос КАК? Всегда имел ту форму, какой представлен и ныне.  И от того многие решают проблемы своих частных кризисов начиная со второго вопроса, совершенно не соблюдая технологию лечения. Но если быть до конца последовательным, то надо отметить, что вопросу ЗАЧЕМ? предшествует неудовольствие, различные антагонизмы и их последствия.  Помимо проработки этих вопросов, сильнейшим терапевтическим действием является гармонизация так называемого акцептно-донорского инстинкта, о котором я скажу ниже.
Итак, подведем небольшой итог. Во- первых, когда возникает деструктивная ситуация, то скорее всего это связано на прямую с потерей былых мировоззренческих позиций или с их шаткостью, а также с отсутствием или не приемлемостью ответа на вопрос о смысле жизни. То есть человек говорит себе: я не знаю, как это все устроено, я не понимаю, зачем это все так, а не иначе и зачем здесь я, но это утрированно конечно. Понятное дело, что во всякий промежуток своей жизни приходиться как-то обрисовывать себе реальность и придумывать зачем я нужен, понятно, что всякий раз картина будет разниться, но главное это то, чтобы это происходило! В данном случаи идет речь не о философской достоверности ответов, не об истине в высшей инстанции (это удел отдельно обученных сущностей) а о в вере, личной вере в данные ответы. Но терапия осмыслением может помочь в полной мере только, если учитывается нравственный контекст, как сказал мой друг: наше внутреннее сокровище. В двух первых лекциях была представлена мировоззренческая картина, отвечающая многим требованиям и утешающая средне образованного человека до состояния мирного существования. Ниже я рассмотрю некоторые моменты, которые были пропущены или не были раскрыты полностью.
Первое, что нужно учесть, так это то, что бессознательное представляет собой некое психическое тело Природы, существование которого описывается четырьмя вышеозначенными инстинктами. Бессознательное старается обобщить всякую деятельность, сведя ее к упрощенным (на наш взгляд рудиментарным) положениям, которые становятся общим достоянием (бессознательное может быть осознанно нами как функции отдельных индивидов, как их конгломерат).  В этом суть функции коллективного бессознательного, проявляющегося в реальной жизни каждого в виде символов, конкретных сущностей и соответствующих явлений. С одной стороны, вне сознательное стремиться к покою, а с другой к активному реагированию на собственные фантазмы. Это описывает первый закон диалектики о борьбе и единстве противоположностей. Сознанием в какой-то мере можно назвать ту часть вне сознательного, которая подверглась вниманию и проявилась в виде конкретной осмысленной деятельности, основанной на сравнении, анализе и обобщении.  К сожалению, большая часть сознания занимается ассоциативной «беготней» и потому мало продуктивна. Человек, как правило, не ставит себе цели, направленные на самосовершенствование и в этом корень многих кризисов и болезней. При таком положении напрашивается вывод, что сознание обслуживает вне сознательное, но это утверждение не верно, так как в истинной психической жизни отсутствуют какие-либо приоритеты. Их расставляет только сознание и тем самым окрашивает жизнь своего владельца. Сознание стремиться к самодостаточности, к полному отделению от прочего, в чем полностью противоречит вне сознательному. Собственно, это противоборство и является тем «топливом», за счет которого и существует сознание. 
   Ещё один важный момент, связанный с регрессивным инстинктом. Его проявление напрямую связано с условием поступления новой информации, в виде переживаний, впечатлений или удовлетворении познавательной функций. До тех пор, пока это условие соблюдается, регрессивный инстинкт спит, но при его нарушении возникают кризисы и он просыпается. В этой связи можно выделить отдельный акцептно-донорский инстинкт, который являясь одной из движущих сил человеческой системы, направлен на получение новой информации в различных формах и соответственно на самореализацию в виде творческих актов интеллектуального или феноменологического характера.
   Отсутствие новизны, заставляет внутренние ресурсы психе искать выход в фантазировании, в организации пространства иным образом, в перекомпоновке существующего и как следствие возникает новое восприятие. Еще одной уловкой психе в данном случаи является изменение отношения к сложившимся старым образованиям. Сознание в этом случае уже не модулирует новое, чтобы таким образом компенсировать информационный голод, а меняет свой эмоционально - ментальный фон при восприятии, и устраняет при этом то напряжение, которое сложилось на данный момент.  Изменение отношения – это самый сильный акт, который своей целью должен ставить общую гармонизацию всех аспектов жизни человеческой системы и человеческих сообществ в купе с прочей органической и неорганической жизнью. Необходимым условием для успешного изменения является, помимо четкого понимания причин кризиса, которые выявляются путем психоаналитических бесед, ещё и устранение всех соматических блоков и заболеваний. При чём, излечение должно идти параллельно с нравственным выздоровлением и попытками осознать прошлые кармические предрасположенности.
   Итак, терапевтическое собеседование на предмет устранения психического кризиса, должно проходить в свободной для обоих беседующих форме, в атмосфере максимального доверия и понимания. В результате чего выясняются психические проблемы, возможные их крайние причины, после чего психолог с пациентом совместно восстанавливают утраченные «точки опоры» (социальные: семейные, профессиональные, коммуникативные и бытовые; целевые; мировоззренческие и в завершении тщательно прорабатывают эмоционально- ментальный фонон пациента в отношении его прошлой, настоящей и будущей жизни). 
Заканчивая, хочу сказать, что во всех возможных ситуациях нельзя забывать об иллюзорности мира, об истине, которая гласит, что есть только одна пустота и только, о том, что все в одном и одно – это всё.          


Рецензии