Наши дети и наша школа

 
   Одно время я была методистом в образовательном центре и в теории знаю, как составлять учебные программы. Загвоздка в том, что составляют их одни, а воплощают другие люди, и зазор существенен.

   Сама я по чужим программам преподавала всегда через силу, это в университете легко по программе лекции читать уже достаточно взрослым людям.

   А чем младше аудитория, чем непосредственнее слушатели, тем сложнее в рамки их вгонять, гораздо проще и, по-моему, эффективнее, на их уровне с детьми общаться, в любом случае - сначала выявить этот уровень, а потом вещать, чтобы уж не совсем в песок. 

   Но есть ли такая реальная возможность у нынешних педагогов, дозволено ли им самодеятельность проявлять? Призрачная, поскольку над любым педагогом помимо родной администрации ещё столько проверяющих!

   Можно, конечно, партизанить, в журнале писать одно, а делать другое. Свою высшую педагогическую квалификацию я получила за две авторские программы, а написала обе по сложившимся обстоятельствам.

   Нужно было преподавать в обычной муниципальной школе под видом мировой художественной культуры основы православной, а в лицее при академии Госслужбы курс этики.

   В обычной школе у меня был один урок в неделю, но зато целых девять старших классов, а в лицее больше часов, меньше групп, всего две или три.

   В обоих заведениях администрация дала мне картбланш в силу того, что предметы не егэшные. Учителям егэшных предметов и не снилось такое счастье, и поэтому я свою задачу видела так: нужно выявить самые вопиющие недоработки и пробелы в обязательной школьной программе и восполнить их, дать детям то, без чего нельзя жить русскому человеку.

    Хотя бы намёком, пунктиром. Задеть, вложить в душу каждого слушателя что-то самое для меня дорогое и любимое, священное.

    И, поразмыслив, поняла, что для меня есть две вершины, точнее, одна с двумя на неё тропинками: церковнославянский язык и новомученики и исповедники. В идеале можно интегрированный курс написать, но тогда для общеобразовательной школы я сделала упор на церковнославянский, а для лицея на новомучеников.

   Со старшеклассниками мы по "Церковнославянской грамоте" занимались, прекрасная книга с массой текстов для чтения и заучивания, а для лицеистов я составила курс "Царственные страстотерпцы как идеал православной семьи" с более-менее доступным списком литературы.

   О результатах не мне судить,  да и плетью обуха не перешибёшь, влияние на детей общей заразной атмосферы очень велико.

   И у старших детей уже такие лопухи выросли, что если их выдирать, больше ни на что не хватит сил и времени. В православных школах хотя бы такие вещи как форма и поведение изначально оговариваются. А в обычных видишь перед собой расхристанных подростков, больше похожих на папуасов, нежели на русских детей.

   И вот с такими и надо как-то работать, причём с девочками сложнее, чем с мальчиками, мальчики только курят, но зато носят штаны как штаны, а девочки вдобавок к курению ещё и размалёвываются и обнажаются так, что и не знаешь, как к ним подступиться.

   С целью как-то к ним пробиться я показывала им альбомы и слайды с царевнами и прочими русскими красавицами.

   А на своём примере старалась наглядно им показать, что можно говорить на русском языке без мата и жаргонных словечек. И порой не знала, смеяться или плакать. Учителя в школе, кто там надолго задерживается и всё-таки любит детей, настраиваются на их волну: и жаргонизмы употребляют, и разные шуточки-прибауточки, они ведь, как и дети, заложники, одной тюрьмы арестанты, и нужно как-то вместе скрашивать, "мотать срок", чтобы не так тягостно он тянулся.

   А у меня самой в школе была прекрасная учительница литературы,  и я усвоила, что прежде всего её облик и манеры произвели впечатление, сначала "как", а уж потом "что" она говорила. 

   У меня нет таких манер и выправки, но некоторые детали я запомнила и воспроизвела: белый кружевной воротничок, платочек за манжетой. В молодости в студенческом театре я Машу в "Трёх сёстрах" играла, были начальные актёрские навыки.

   Не знаю, что со мной стало бы, задержись я в школе с лицеем подольше, но за те несколько лет, что я там работала, мне удалось "сохраниться", выдержать роль инородного существа, пусть, думаю, лучше полоумной меня считают, но запомнят инаковость, нежели "своим парнем" сделают, подомнут под себя.

   Это всего лишь приёмы, они у каждого педагога свои, сколько учителей - столько приёмов, важно понимать, что за ними.

   Хорошо, когда теми или иными приёмами достигается конечный результат: ребёнок понимает, что он не один на один с этим миром, идущим на него войной, у него есть друзья и союзники, СОРАТНИКИ.

   Это наши святые и наши писатели, и сам наш изумительный язык. Визуально эта идея в "Необычайном путешествии Серафимы" выражена, когда одинокая, казалось бы, воюющая один на один со всем окружающим её миром, осиротевшая маленькая поповна, встречается не только с мамой (на земле) и отцом и преподобным Серафимом (на небе), но в финале камера отъезжает, и нам предстаёт весь сонм русских святых, Богородица и Христос.
 

   Вот такая краткая реплика на споры о школьной программе. Да сама эта программа - чума! Задыхаются и учителя и дети, опутанные ЕГЭ как колючей проволокой. Прежде всего нужно бы дать хоть какую-то свободу учителю, поверить в него, слава Богу, русская культура и литература настолько богаты, что найдётся в них столько вариантов, сколько учителей, пусть каждый по своей мерке подберёт себе то, что ему ближе, установить только нижнюю планку: никакой пошлости.

   Составить чёрный список, как в средневековье составляли, "запрещённых книг"... Хотя это я загнула, кто ж его составлять будет? Сама я, например, люблю обэриутов: Хармса с Введенским, детские их стишки.

   Успенский уже, на мой вкус, пошловат, хотя Простоквашино с Крокодилом Геной, советские мульты по ним, во всяком случае, уже классика жанра. Это собственно детская литература, а если дальше пойти и со взрослой начать разбираться - такие споры начнутся...

   Или выставить требование учителю-словеснику: не смотреть телевизор. И надбавки за выполнение платить. А ученикам оценки за воздержание повышать. Хотя опять ерунда получается. Нет, не знаю я, что делать: можно привести лошадь к водопою, нельзя заставить её пить.

    В приличных школах устав регулирует поведение участников учебного процесса, в обычных - семья, а если ни того, ни другого нет, ни школы приличной, ни семьи, только чудо и может спасти утопающего в море нынешней пошлости ребёнка.

   Бедные, бедные наши дети! Хотелось бы каждому сказать, крикнуть даже:
 
 - ТЫ НЕ ОДИН!- как пел когда-то Юрий Шевчук.
   


Рецензии
Хотя бы намёком, пунктиром... зёрнышки истины. Это удаётся, если в тебя дети влюблены. У меня получалось. Статья очень понравилась.

Мила Садко   05.04.2017 17:45     Заявить о нарушении
Спасибо,Мила.

Каждому, кто стоял перед детьми в аудитории, то, что я здесь написала, очевидно в той или иной мере: засилье бюрократии, идиотские программы и прочие проблемы нашей школы.

Иной раз просто кровью сердце обливается. Я не так много поработала в школе, но чувство солидарности с учителями приобрела - не говоря уже о детях.

И поскольку разложение и искажение сверху идёт - то уже на уровне администрации школы ясно видно, кто пытается хоть как-то защитить, оградить свою школу, а кто выполняет все цу начальства, чтобы лично себе очков набрать.

Наталья Чернавская   06.04.2017 08:28   Заявить о нарушении
Да, Вы очень правы!

Мила Садко   06.04.2017 14:55   Заявить о нарушении
согласен
с Милой!
*
кстати,
на фото "Мысли вслух" они совершенно
одинаково приподнимают правую бровь.
очень забавно.
)

Игорь Влади Кузнецов   26.04.2017 11:30   Заявить о нарушении
вот пристал к девушкам!
сорри.

http://www.proza.ru/2014/02/01/2385
явочным порядком понемногу
объединил в Студию 82 ребёнка,
они дружно выжигают и пилят.
как-то так.
простите,
если что...

Игорь Влади Кузнецов   26.04.2017 11:36   Заявить о нарушении
Да, действительно одинаково, я и не заметила.

Что Вы работаете с детьми, да ещё руками - можно только поклониться и позавидовать!

Наталья Чернавская   26.04.2017 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.