Боятся, но не уважают

На прошедшем саммите НАТО было принято решение о размещении четырех батальонов в Польше и странах Балтии. Один батальон в 40-миллионной Польше — это не армия. Однако это своего рода сигнал предостережения — эти страны являются неотъемлемой частью западного союза. И в этом как раз главный успех прошедшей встречи в Варшаве — Польша и балтийские государства получили дополнительную поддержку и заверения в том, что их безопасность считают таким же важным фактором, как и безопасность других стран — членов НАТО.

Многие российские политологи до сих пор смотрят на Восточную Европу как на буферную зону между Россией и Западом. Но эти страны не хотят быть зависимыми от России.Россия пыталась создать ОДКБ, он есть, но у этого блока нет притягательной силы. Грузию и Украину не заставляли идти в НАТО, но они выражают такое желание, Черногорию тоже никто не заставлял идти в НАТО, это было ее желание.В свое время Черногория была единственной страной в Европе, которая была союзником России из-за того, что она боялась своих соседей.

Политика Кремля привела к тому, что его руководство стало заложником тех традиционных военных и силовых кругов, которые всегда хотят решать вопросы таким образом: «чем больше танков, чем больше нового вооружения, тем страна будет безопаснее».

Сегодня же мир изменился и вошел в период, когда международная обстановка определена в большей степени внутренним, а не внешним развитием страны. И сегодня главные вызовы для мира происходят из-за внутреннего развития государств. Это касается и США, и России, и Турции.

Многие политики и исследователи этого часто не понимают и не принимают, так как они имеют заготовленные ответы на все вопросы, которые перед ними никто не ставил.Вопросы же должны быть другими — как решать внутренние проблемы таким образом, чтобы они не становились причиной дестабилизации внешнего мира.Сегодняшние политики часто находят ответы в проверенных рецептах, думая, что если нас будут бояться, то нас будут уважать. Но такая логика абсолютно неоправданна. Сейчас оружие является хотя и важным, но не главным фактором в сохранении безопасности мира.

Появился ряд совершенно новых явлений, о которых мы раньше не знали и которые игнорируются политиками, потому что они их еще не «переварили» — они принадлежат к аналоговому поколению, в то время когда новое поколение принадлежит к цифровой эре.В России у власти находятся люди, для которых ядерная война — это элемент военной доктрины.

Это происходит из-за того, что у российских политиков появляется чувство, что они потеряли превосходство в обычных вооружениях. Армия стала меньше, Запад стал в технологическом отношении более развитым, зато, как пелось в известной песне, «мы делаем ракеты».Сегодня на Горбачева вешают всех собак, что он хотел упразднить ядерное оружие. Если бы такое решение было принято, мы могли бы жить гораздо лучше. По прошествии 20 лет с аналогичной идеей выступил и Барак Обама. Это было воспринято с насмешкой: мол, надо было раньше это делать, ведь сегодня уже совершенно другое понимание роли ядерного оружия. Но есть надежда, что и в России придут к тому, чтобы сесть и разобраться с этим вопросом.Нужно найти опыт совместного сожительства — как супруги, которые после многих лет взаимного испытания и недоверия могут помириться, хотя никто и не забудeт того, что было.


Рецензии