Под подозрением

   
               
            
    После увольнения   из армии   я  решил поступать на заочное отделение  факультета русского языка и литературы Везельского пединститута.   В Везельск я поехал   в военном мундире,  так как он позволял на поезде ездить бесплатно.
    В Везельске я купил гражданскую одежду – брюки, рубашку,  туфли, но на экзамен ходил в  военной форме, так как бывалые люди говорили, что экзаменаторы проявляют снисходительность к «дембелям». 
   Дни были жаркие. Когда я ходил  по городу,  я обычно  расстегивал верхние пуговки рубашки, снимал галстук и, скатав его в рулончик,  клал  в карман.
  Конкурса на наш факультет не было.  Чтобы   стать студентом, достаточно было получить на  экзаменах положительные оценки. Я успешно  сдал два экзамена: сочинение написал на «три», а устный экзамен по специальности  – на четыре.  Предстояло сдать третий экзамен – историю.     Накануне испытания, облачившись   в гражданскую одежду - брюки и рубашку,  -  я  гулял по городу.  Весь день палило солнце.  Меня постоянно мучила жажда. 
   В гостиницу  «Везельск», где я жил,  я возвращался поздно  вечером.  Когда подходил к  магазину «Детский мир», увидел слева возле стены автомат с газированной водой.  Я остановился, чтобы попить газировки. Нужна была трехкопеечная монета. Пальцы правой руки полезли  в миниатюрный  карман брюк, набитый деньгами, нащупали мелочь, потянули ее наверх.  Вдруг мне показалось, из   кармана выпала  трехрублевая ассигнация. Было  темно. Я наклонился, чтобы найти и поднять деньги. Ассигнации на асфальте  не было видно. Но тут я увидел на тротуаре  военный галстук.  На какое-то мгновение мне показалось, что  это мой галстук,  который выскочил из кармана, когда я  вытаскивал монеты.    Я взял галстук с земли и поднял его. И тут  я увидел, что галстук забрызган кровью.  Откуда на нем кровь?  Это был  не мой галстук. Да мой  бы просто не  поместился в кармашке.   Я хотел бросить чужой галстук  на землю, но не успел. Меня отвлек рев автомобилей. Как в каком-то американском боевике ко мне  на большой скорости подъехали две милицейские машины. Одна остановилась справа, другая слева от меня. Я оказался в клещах.  От неожиданности мои пальцы сдавили окровавленный галстук.   Из машин выскочили милиционеры, окружили меня.
 -  Стоять! – закричали они.
  Я никуда и  не собирался бежать.   
  Они увидели у меня в руках окровавленный галстук.
  - А это откуда у вас? – спросил капитан, мужчина среднего роста, довольно хрупкий, но очень подвижный, с горящими глазами и взял у меня из рук галстук.
  - Здесь поднял. – Я показал на землю.
  Я начал догадываться, что  на этом месте еще недавно произошла  драка и кого-то избили…
  Я рассказал им, почему я остановился на этом месте, почему  поднял галстук.
 - Не говорите ерунду, - сказал капитан. -  Попить воды…  деньги упали…  подумал, что твой галстук…   Садитесь в машину. 
   Я сел в «Бобик» на заднее сиденье. Капитан, севший возле водителя,  посмотрел на меня подозрительно.  Мне показалось, что в полумраке глаза его светятся. 
  Меня переполняло возмущение.
  - За что вы меня арестовали? – обратился я к капитану.
  - Не арестовали, а задержали, - поправил капитан. – До выяснения обстоятельств.
  - В чем вы меня подозреваете? – спросил я решительным тоном, но капитан оставил мой вопрос без ответа.
      «Бобик» помчался по дороге. Затем заехал во двор, остановился.  Мне приказали выйти из кабины.  Завели в здание, как я догадался,  в отделение милиции.
   Я увидел справа огромные клетки, в которых сидели десятка два людей – мужчины и  девушки. Я пришел в ужас. "Если мне придется рядом с ними провести   всю ночь, то вряд ли завтра я смогу отвечать на экзамене, даже если меня и отпустят", - подумал я.   
    - Ты кто? – спросила у меня девушка,   лет двадцати пяти, крупная, с большой грудью, видимо, путана.
   -   Из армии недавно пришел, - ответил я.
   По клетям  прокатились женские голоса:
   - Солдата взяли!
    - За что тебя? – спросили у меня женщины сочувственно.
     Мне стало неловко оттого,  что я  не совершил никакого правонарушения, чтобы быть  достойным их  сострадания.  Так хотелось небрежно сказать им: «За драку!» Но я вынужден был  разочаровать своих новых товарищей по несчастью.
    - По ошибке, - сказал я. – А вас?
    - Нас тоже по ошибке, - ответили девушки.
   Меня подвели к столу. За столом сидел дежурный лейтенант – немолодой, грузный мужчина.   
   Я сел напротив него на стул. Он начал задавать мне общие  вопросы и записывать мои ответы. Я был взвинчен. Мне не хотелось оставаться здесь на всю ночь.
    - На каком основании меня задержали? - повторял я.
      Лейтенант пропускал мой вопрос мимо ушей  и продолжал записывать мои  биографические данные. 
     Через полчаса ко мне подвели армейского  лейтенанта. Он был невысокого роста, довольно щуплый. Его лицо было сильно побито. Зеленая рубашка забрызгана кровью.  "Так вот чей галстук я так неосторожно поднял", - подумал я.
   - Этот бил вас? – спросил у него капитан, задержавший меня.
  Лейтенант  посмотрел на меня. 
  - Не знаю. Может, и бил. Темно было...
  Меня бросило в жар.  «Ну все. Оставят на ночь», - подумал я.
  - Смотрите лучше, - закричал я лейтенанту  с ноткой отчаяния. -   Я вас в первый раз вижу. Если бы я бил, то на руках бы у меня следы бы остались! Но их нет.
     Я протянул руки, показал и лейтенанту,  и капитану. Руки были чистые, без царапин.
  - Кроме того, я совершенно трезв!   Ну, подумайте сами... - обратился я к капитану. –  Тот, кто  бил  лейтенанта, вряд ли стал бы ждать, пока вы приедете и задержите его. Выпустите меня. У меня завтра вступительный экзамен. Если  я его не сдам, то не  поступлю в институт. А ведь я ничего противозаконного не совершал.
  Капитан и избитый лейтенант  ушли. Я остался в помещении под присмотром дежурного лейтенанта. Я не знал, какая участь меня ждет. 
   - Сейчас вас отвезут в гостиницу. Не переживайте, - сказал дежурный.
    Вскоре ко мне подошли два огромных  немолодых сержанта и сказали, чтобы я следовал за ними. Мы втроем вышли  на улицу.
   - Садитесь в коляску. – Они показали на трехколесный мотоцикл.
   Я сел.  Сержанты надели на головы каски и оседлали своего скакуна.  Мотоцикл заревел и   помчался по ночному городу.      
   Приехали в гостиницу. Сержанты подошли к администратору, навели обо мне  справки, изучили записи в  моем паспорте.  Убедившись в том, что я действительно живу в гостинице и что документы у меня в порядке, сержанты прониклись ко мне доверием. Один из них спросил меня, кем я собираюсь работать.
    - Поступаю в пединститут, - сказал я.
    -  Это не мужская работа. Приходите работать к нам, - предложил  он. 
    - Нет, спасибо. У меня другие планы, - проговорил я шутливым тоном. 
    Предупредив меня, что в ближайшее время я никуда не должен уезжать из города, дяди Степы  покинули гостиницу. Я же отправился в свой номер.
   Уже тогда я понял, что  решающее значение  в нашей судьбе имеют время и место, в которых мы оказываемся по воле случая. Они нас могут сделать счастливыми, а могут, наоборот, привести к гибели или к тюрьме. "Я еще легко отделался", - думал я.
 
  На следующий день я успешно сдал очередной экзамен. (Правда, на заочное отделение я тогда так и не поступил, так как  решил поступать на стационар и забрал документы).
 


Рецензии