Казацкий летописец ч. 1

Выдающийся украинский историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель, академик, настоящий энциклопедист, один из самых значительных исследователей истории Запорожского казачества - Дмитрий Иванович Яворницкий родился 7 ноября (26 октября по ст. стилю) 1855 г. в селе Солнцевка Харьковского уезда (ныне дер. Борисовка Дергачевского района Харьковской обл.) в семье церковного дъячка Ивана Акимовича и крестьянки Анны Матвеевны. Однако в метрической книге Богословской церкви с. Солнцевка рождение Дмитрия записано 25 октября (6 ноября). Отец Дмитрия, И.Я. Яворницкий (1827-1885) происходил из семьи священников. Его прадед Алексей Яворницкий и прабабка Евдокия Яковлевна принадлежали к дворянскому сословию. В 1793 г. прадед Алексей отошёл от мирских дел и принял священнический сан. Он был женат на Евдокии Яковлевне Любицкой - представительнице известного на Слобожанщине старшинского рода Любицких. Её дед Роман Любицкий в 1713 г. занимал должность Бишкинского сотника Изюмского полка. Происхождение Дмитрия Яворницкого, по понятиям того времени, было благородным, но он им никогда не кичился и не придавал этому факту большого значения. Своего бедного отца Яворницкий очень любил и уважал. Отец много знал и достаточно сильно повлиял на развитие детей, на их мировоззрение и восприятие окружающего мира, т. е. практически дал начальное образование. Когда он читал по вечерам произведения Т.Г. Шевченко и повести Н.В. Гоголя, малыши, как вспоминал Дмитрий Иванович, «лежали на печи в маленькой хатынке и немели от восторга».

Иван Якимович хотел, чтобы его сын тоже стал священником. От своей бабушки мальчик также многое узнал о старине - услышал украинские сказки, предания и легенды о запорожцах, народные думы и исторические песни. В 6 лет Митя впервые услышал о Тарасе Бульбе и заболел казачеством - хотел узнать всё, что с ним связано. Но у малоимущих родителей не было средств, чтобы учить сына дальше. Выручил случай: дочь местных помещиков Анна Дмитриевна посылала своего отпрыска в Харьковское уездное училище, а тот не хотел ехать без друга Мити. Так и отправились они в 1867 г. вдвоём за счёт богатого семейства получать среднее образование. Повзрослев, Дмитрий ощущал некоторое чувство вины за то, что не оправдал надежд отца, но возвращаться к сельской жизни, вяло текущей рутине священнического существования, на которое Дмитрий насмотрелся ещё подростком, он не планировал. С матерью у будущего исследователя истории Запорожья были довольно прохладные отношения. После смерти мужа Анна Матвеевна часто в своих письмах просила сына приехать, но он отписывал, что болен (Дмитрий тогда действительно часто болел и был в разъездах) и долгое время у родных не появлялся. Не приехал он и на похороны матери, умершей в 1916 г. «Биография у меня не пышная. Моя родина Солнцевка, - писал Яворницкий в своей ученической тетради - небольшое село, расположенное в 35 верстах от Харькова. При въезде в него бросается в глаза прекрасный сад.

НАЧАЛО  ПУТИ

Неподалеку протекает небольшая речка, которая придает саду величие и чарующую красоту... Жители села - украинцы. Они трудолюбивы, опрятны и занимаются исключительно земледелием... Мой дед и отец писались Яворницкими, а мне в школе какой-то дурень прицепил букву «э», и вышел я «Эварницкий», а оно на деле «явор» - дерево такое, похожее на клён, только листья более зелёные, с зубцами на концах». На протяжении многих лет на всех научных трудах историк указывал фамилию - «Эварницкий», но после 1917 г. стал окончательно писать «Яворницкий». В 1874 г. Дмитрий был зачислен в Харьковскую духовную семинарию, которую не закончил и в 1877 г. поступил учиться в Харьковский университет на историко-филологический факультет. Конец 1870-х –1880-е гг. для Дмитрия Ивановича были не вполне благополучными. Будучи студентом, он был вынужден подрабатывать, питался плохо, часто болел. Яворницкий давал частные уроки, нередко брал деньги взаймы, продавал необходимые ему самому вещи. Будущий учёный всем сердцем полюбил историю и культуру своего народа. Он активно записывал народные песни на Харьковщине, слушал чудесные лекции своих учителей: знаменитого лингвиста и этнографа А.А. Потебня (полтавский казак) и выдающегося историка Н.Ф. Сумцова (слободской казак), свободолюбивые идеи которых оказали благотворное влияние на формирование его характера и взглядов. Позже Дмитрий познакомился и с известным историком Николаем Костомаровым, который одобрил его увлечение запорожским казачеством.

По окончании университета в 1881 г. у Дмитрия уже сложились устойчивые научные интересы и его, как одарённого и перспективного оставили при кафедре русской истории внештатным стипендиатом для подготовки к профессорскому званию. Он выбирает непопулярную тогда в Российской империи тему для написания магистерской диссертации - история запорожских казаков. В это же время Яворницкий преподает историю в ряде средних учебных заведений г. Харькова. С 1883 г. молодого историка избирают членом историко-филологического общества, основанного при Харьковском университете, и он начинает издавать ряд небольших работ о Запорожье. Дмитрий Иванович находил время и для путешествий по бывшей Екатеринославщине, в ходе которых продолжал собирать предания, песни, сказки, изучал остатки старины, исторические памятники. Молодой учёный регулярно знакомится с местами нахождения Запорожской Сечи, разыскивает живых свидетелей истории народа, путешествует по побережью порожистой части седого Днепра. Возвращаясь из таких поездок в Харьков, Яворницкий о своих уникальных находках читал лекции, печатал в местной прессе исторические материалы о казаках - запорожцах. Но путешествия такого рода, а тем более выступления Дмитрия Ивановича были не по душе высокопоставленным начальникам, которые считали их за крамолу, и в 1884 г. он попадает в немилость. Руководство Харьковского университета, где историк продолжал учиться, а затем и преподавал, предложило изменить тему его исследований.

Яворницкий отказался и, ему в свою очередь, отказывают в написании диссертации, так как тогда действовали указы о запрете всего национального, в том числе и украинского. Попечитель Харьковского учебного округа ген. Максимович прямо объявил молодому исследователю: «Ваши запорожцы нам не нужны. Пишите о Финляндии!» За большую любовь к вольным казакам-запорожцам, к родной Украине и пропаганду своих патриотических взглядов среди молодежи Дмитрия Ивановича обвиняют в украинофильстве и сепаратизме. На самом деле столь серьёзные обвинения были надуманы и нелепы, поскольку в начале 1880-х гг. Яворницкий даже украинским языком владел плохо. Находясь в состоянии научного поиска, молодой учёный пытался как можно точнее определить тему исследования. Для этого он обращался к разным знатокам украинской старины. Однажды общался и с Д.П. Пильчиковым, который в своё время входил в состав Кирилло-Мефодиевского братства. Свидетель этой встречи Е. Чикаченко, вспоминал, что Яворницкий тогда на украинском языке не мог сказать ни слова. Это было не удивительно, поскольку годы обучения в семинарии и университете этому не способствовали. Вскоре научные изыскания Д.И. Яворницкого оказались под угрозой. В основном всё упиралось в отсутствие средств. Их у него всегда не хватало, а тут ещё руководство университета лишило его стипендии за отказ от предложенной темы («История Финляндии»), а затем и вовсе исключило из Вуза с запретом преподавать «из-за политической неблагонадежности».

Но Д.И. Яворницкому всё же повезло. Он нашёл людей, которые помогли ему не только в начале пути, но и продолжали помогать в дальнейшем. Одним из первых покровителей Дмитрия Ивановича стал известный общественный деятель Александр Николаевич Поль (1832-1890). С ним он познакомился в период своих этнографических и археологических поисков в начале 1880 гг. А.Н. Поль владел более обширными знаниями по истории Приднепровья и с удовольствием делился ими с молодым подопечным. Позже выделял деньги на археологические раскопки, предоставлял жилье Яворницкому. Бизнесмен и меценат, потомок гетмана П.Л. Полуботка - А. Поль дружески относился к молодому археологу, помогал собирать экспонаты прошлого, даже давал ему на всё лето рабочую силу за свой счёт. Д.И. Яворницкому не удалось получить звание профессора в Харьковском университете, и друзья посоветовали ему отправиться в Санкт-Петербург, где в культурных кругах царили более либеральные взгляды. В 1885 г. Яворницкий переезжает в город на Неве и сразу вступает в «Товариство» помощи бедным студентам, уроженцам Украины. Вслед за молодым историком полетела депеша о его неблагонадежности, из-за чего возникали различные проблемы. Должности преподавателя кафедры истории в Николаевском сиротском институте благородных девиц Дмитрию Ивановичу удалось добиться после того, как он выиграл конкурс при семи конкурентах. Вскоре Яворницкий стал преподавать историю в нескольких учебных заведениях.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2017/07/12/1445               


Рецензии