Река Гусь в ретроспективе веков

      
           Размышляя об истории нашего края, о прошлом и настоящем Владимирской Мещёры, я в первую очередь вспоминаю о реке, в честь которой наш город и земли вокруг   получили  такое звучное и солнечное имя ГУСЬ, «гусевская земля». Мы практически ничего  не знаем об этом «Гусе». А порой – и знать не хотим! Многих «знатоков» истории устраивает самое простое объяснение: «Гусь- это ёлка». Ёлка – и всё тут!

         Автором «ёлочного» объяснения названия нашей реки, происходящего от пресловутого финского «кууси - лее» (т.е. «еловая река»), считается  известный советский лингвист Владимир Андреевич Никонов, который не имел высшего образования и был в советской лингвистике учёным – самородком, своеобразным «Мичуриным». В 1960 г. он сформулировал постулат о «рядности географических названий в данной конкретной местности», которые «никогда не существуют в одиночку, они всегда соотнесены друг с другом… Чтобы выяснить происхождение названия, необходимо прежде всего понять, что оно возникло не изолированно, а лишь в ряду других названий».               
          Относительно происхождения названия Гусь он выразил сомнение о связи названия реки с русским словом гусь - «водоплавающая птица» и предположил, что это изменённое слово похожее на финское «kuusi». Но надо заметить, что это было только предположение. В своих последующих публикациях Владимир Андреевич согласился с мнением других исследователей, в частности Смольницкой Г.П. – специалистом по славянской и финской топонимике, что название реки Гусь, а так же её притока Колпи -  не  финского происхождения. Он предположил, на основании своей теории, что «… при наличии исходной формы Гус -  не исключена связь с многочисленными в Поочье гидронимами (названиями рек) на «- ус», принадлежащими не известному языку до славянского населения края».
            В русском языке, много заимствованных слов, которых мы давно уже считаем своими. Это результат долгого многовекового взаимодействия и проживания с другими народами. Однако многие слова имеют тысячелетнюю историю и дошли до нашего времени в почти неизменном виде, ещё с тех времён, когда народы понимали друг друга без переводчиков. Для многих народов эти слова являются общими.
           В нашем лексиконе очень много слов на «-ус». Они сильно изменились, но сохранили своё древнее значение: «устье», «уста», «уступ», «успение», «усадьба», «усенница», «ус» и т.д. Короче говоря, эти слова пришли к нам из глубины веков и произошли ещё от протославянского языка. Они одинаково звучат у болгар, сербов, чехов, словаков, украинцев, белорусов, поляков, литовцев, латышей, древних пруссов, готов, древних индусов, древних иранцев, латынян. Латинское слово, обозначающее одновременно нить и ручей звучит как rivus,речная протока - ductus,озеро- lucus. Немецкое слово река тоже кончается на ус -Fluss. К ряду таких слов и относятся слова «гусь», «колпь», «выпь», «лось», «мысь- белка», «мышь», «рысь», «хорь», «топь», «лузь-луг», «высь», «стлань», «брань», «сушь», «доль», «падь», «круть», «мшарь», «топь» и т.д.  Само же слово "гусь", как утверждают сотрудники ВНИИ Русского языка им. Виноградова, очень древнее, ему - более шести тысяч лет. Практически без изменений, это слово, обозначающее крупную водоплавающую птицу, сохранилось во всех языках народов индоевропейской семьи: Gans(нем.), goos(англ.), гоус (древнеслав.), hansa (санскрит). Изначальный перевод с древне-индийского - "идущий в воду", даёт ключ к разгадке. «Га, го» -  глагол, обозначающий движение (нем. «gehen», англ.«go», русск. «шагать», «гатить – делать проход» и существительные - «дорога», «нога», «гать - проход», «гай – лесная дорога» «Ус» - «усть» - «удака», «уда» - существительное, обозначающее место движения, место впадения, цель движения – воду (древнеинд. - «uda», русск. – «уда-удочка», «вода», готский- «vato», нем.– «Wasser», англ. «water»). 
          Таким образом, «неизвестный язык до славянского периода края», назвавший многие реки Поочья на «-ус», становиться известным! Это действительно еще не славянский язык, да и славян, как и угро-финнов, когда эти реки получили свои имена, ещё не было. Зато были индо-европейские народы, как пришлые, так и аборигенные, которые говорили на родственных языках, произошедших от одного «корня». С глубокой древности они знали колесо и соху, были скотоводами и пахарями. Реки для них были торными дорогами во все времена года. Поэтому каждая река называлась по тому значимому месту куда она выводила. Окончание названия реки –ус, -усть свидетельствует об этом.Международный смысл корня US, таким образом, обозначает связующую нить, имеющую начало и конец,выводящую из запутанного лабиринта...
       Корни слов,обозначающие реку:река(рус.), river(англ.),flumen,rivus(лат.),Fluss(нем.)и т.д. у большинства народов обозначают тоже движение: Riv(лат.)-водить,рек(слав.)-ток,течение, float(англ.)-плыть.
        Угро-финны пришли гораздо позднее из глубин Азии, расселившись сначала по Уралу, вдоль рек и по берегам озёр. Они стали основателями Уральской языковой семьи.  Это были племена охотников – рыболовов, прекрасно владевших медно-литейным и кузнечным ремеслом, изготавливавших прекрасные медные, бронзовые изделия, вскоре освоившие и железо. Они начали осваивать лесные просторы Урала, Северной и Центральной Европы, смешиваться с аборигенным индо-европейским населением.Так что река Гусь, как древний важный транспортный поток,прозвана народом, некогда обитавшим здесь еще до нашей эры, не за еловый лес, якобы растущий по берегам, а за её быстрый нрав.Удивительно, но разгадка кроется в старых немецких словарях! Слово guss (гот.,старо-нем.), звучащее с твёрдым S, используется, до сих пор, в литейном деле и обозначает - литьё, льющийся поток...GUS: GA-корень, обозначающий движение,US-корень, обозначающий путеводную водяную нить...
  И совсем не обязательно, что этот народ был этнически близок с готами. Предки готов, балтов и славян происходят от одного корня.


                Город начинается не сразу. Город – это время. Время- прошлое и будущее, и конечно - день сегодняшний. Город это не только улицы, дома, предприятия, магазины. Город – это воспоминания, это особый говор его жителей, свои словечки, привычки, байки и легенды. Город - это его главное дело!
                Изначальное дело города Гусь-Хрустальный – варить стекло, хрусталь и делать из этой расплавленной массы всё, что нужно людям, отечеству: от высокохудожественных произведений, ваз, рюмок, стаканов, оконного стекла, зеркал – до иллюминаторов космических кораблей, призм и линз телескопов.
В двойном названии нашего города соединились два изначальных понятия: ПРИРОДА и РЕМЕСЛО. И в этом соединении кроется глубокий философский смысл, уводящий нас в глубины веков.

                Вся история Гусь-Хрустального связана с рекой Гусь. Изначально первые заводские и жилые постройки были возведены на левом берегу реки Гусь, у Шиверского разлива длиной в 2 версты, а шириной в 1 версту. В полутора-верстах, выше по течению, от устья речки Дубровки .  Как выглядела вся местность в это время позволяет нам представить картина Николай Евгеньевича Оборкина, написанная по гравюре  известного русского художника Свиньина, которая сейчас демонстрируется в муниципальном историко-художественном музее.
              Интересно, что уже тогда Гусь, как брендовый символ, был изображен на  вывеске Мальцовской стеклянной фабрики. На старинной  фабричной вывеске наш «гусь» скорее похож на бегущего фазана со сложенными крыльями. Впрочем, не надо поминать не добрым словом заводского крепостного художника. В добрых традициях народного творчества он мыслил широко и был далёк от шаблонов, чему бы и нам не мешало поучиться…
             Почти такую же сказочную птицу – скопу, совсем не похожую на оригинал, лепили в своих знаменитых кувшинах художники-гончары города Скопин в Рязанской области.

         В это же время, еще до отмены крепостного права, в 1846г.   родилась народная легенда о щуке Лукерье, которая была заперта плотиной  в Гусевском озере, от этого злилась на людей, рвала сети, лодки переворачивала, гусят на дно утаскивала.
         О лодках на реке Гусь стоит сказать особо. Совсем рядом, всего в сорока километров от реки Гусь, параллельно протекает знаменитая Бужа, впадающая в систему Мещерских озёр. У её берегов стоят лодки с долблёными бортами, изготовленные по древней технологии, сохранившейся ещё с каменного века. На реке Гусь, как в другом царстве-государстве, таких лодок никогда и не видели. Здесь были лодки свои – «гусяны». Причина такого отличия – в характере водотока этих рек.

             Речная система Бужа – мещерские озера – Пра характеризуется широчайшими, до горизонта, разливами с очень медленным течением, господством ветра, высокой и очень опасной волной, даже в наше время. А в древности, с весны, водная система Пра-Бужа с разливами озёр превращались в мелководные моря. Летом же в протоках, среди островов и тростника легко можно было заблудиться, как, в прочем, и сейчас. Поэтому Бужу и Пру в качестве дороги использовали только в зимнее время, летом на них ходили охотники за мехом бобров, выдры, норки, белки, ловить рыбу, а в страшные дни войны – там прятали детей и стариков на островах среди озер и болот.

        Лодки «гусяны» были предназначены не для охоты и рыбной ловли, как долблёнки на Буже, а для перевозки товаров и людей.  Это удивительные лодки, лодки – «труженицы». Они появились, предположительно, еще до крещения Руси и были предназначены для транспортировки товаров по рекам Мещеры, по Оке и другим рекам, когда не было еще гужевых дорог. В середине 18 века именно на таких  лодках первоначально Аким Мальцов вывозил продукцию своей хрустальной фабрики на продажу. Впервые такие лодки стали строить в знаменитом торговом селе Гусский Погост -  в устье реки Гусь, не далеко от села Веркуц (Беркуть !), названного позже  Гусь- Баташовский или Гусь-Железный. Это были самых разнообразных размеров низкобортные беспалубные речные суда с низкими бортами, с тупо закругленными носом и кормой. В судовых энциклопедиях русского речного флота они назывались «крытые барки низового сплава». По мере увеличения грузопотока, лодки стали делать более внушительных размеров и они превратились в грузовые барки с четырехугольной палубой, свешенной к корме и носу. Суда  перемещались по течению на веслах, а против течения – с помощью бурлаков – «гусянщиков» или конной тяги. В Петровские времена появились модификации лодок – «полугусяны» с мачтами и парусами. Длина таких судов достигала 46 метров, ширина – 10 метров, а осадка - до 5 метров. Такие суда служили по 7-10 лет и могли перевозить до 800 т груза! Против течения такое судно тянули 100 бурлаков – гусянщиков.   Кроме Оки, гусянки и полугусяны  использовались для перевозки грузов по реке Москве, Цне и даже по Волге и  Каме. Гусяны потеряли свое значение после появления пароходов на крупных реках и по мере развития железнодорожного транспорта. В верховьях реки Гусь – в Гусе -Мальцовском мастерили трех, четырех и шести  местные лодки-гусяны как грузо-пассажирский речной транспорт. Как выглядели лодки – гусяны в нашей местности уже никто и не помнит. Не сохранилось так же ни описания, ни рисунков. Поиски в литературе и архивах ничего не прояснили. Тогда я поехал в Нижегородский исторический музей и там, о радость, нашел изображение  нашей лодки. Теперь небольшие модели лодки- гусяны и её описание можно увидеть в экспозиции нашего муниципального музея, рассказывающей о нашей Мещёре и реке Гусь.

            Это сейчас река обмелела и красуется в своих древних берегах только от начала ледохода в апреле  – до середины мая. А в древние времена она  была  судоходной. Об этом свидетельствует отчет картографической экспедиции, которая работала на Гусевской земле в 60-х годах 18 века возле Гусь-Мальцовского: «…Река Гусь – с истоков судового ходу» (!)
            Длина реки – 147 километров, площадь водосбора- около 4000 кв. км. Несмотря на вроде бы небольшой уклон русла – 40 сантиметров на километр, скорость течения реки – 4,5 – 5  километров в час, т.е. скорость человека, идущего бодрым шагом. По сравнению с другими реками – это самая быстрая река во Владимирской Мещёре. В разгар весеннего половодья скорость течения реки бывает еще больше.
        Согласно геологическим исследованиям и картам, водоупорным слоем реки Гусь являются отложения юрского периода в виде серых юрских глин. Именно эти глины  являются геологическим дном мещёрского края,  что обуславливает  его высокую заболоченность. Именно из этих глин построен весь наш город, основная часть его архитектурных памятников: «мальцовские половинки», казармы и Георгиевский собор. Хотя весь облицовочный кирпич был привезен из Гжели по приказу главного архитектора Л.Н. Бенуа. Среди этих глин встречались драгоценные залежи «огнеупоров». Из них делались кирпичи для гутных печей и горшки – «дойницы», где варили стекло и хрусталь.
        Все равнинные реки, в том числе и Гусь – большие труженики. За многие века своего существования они переворочали, промыли и перенесли тысячи тонн песка, перетащили на своих «плечах» неисчислимое количество грузов. Поскольку песок - обязательная составная часть шихты – смеси исходных материалов для  варки стекла, о нём тоже надо рассказать.
  Природный песок – как разновидность рыхлых осадочных пород, бывает самым разнообразным. Его состав зависит от вида минералов горной породы, из частиц которой он состоит. Величина этих частиц – песчинок бывает от 5 мм до 0,16 мм. Основная причина разрушения горных пород: водная эрозия, выветривание - происходят на протяжении многих сотен тысяч и миллионов лет. Многие минералы продолжают своё разрушение до мельчайших пылинок и легко уносятся ветром и вымываются водой. Но один минерал –диоксид кремния или кварц, поскольку он один из самых твёрдых и распространенных на планете Земля, дольше всех сопротивляется разрушению. Поэтому многие пески очень часто состоят из почти чистого минерала кварца. Такие пески называют «стекольными». По времени происхождения – они самые древние. В древности песка в речке Гусь можно легко убедиться на собственном опыте, если взять обыкновенный кухонный дуршлаг и у самой кромки реки начать промывать песок. Среди крупных камушков вы обязательно обнаружите членики древних ископаемых морских лилий, а если повезёт - зубы акул, величиной с семечку подсолнуха и прозрачные, чуть розоватые конусообразные окаменевшие хвостовые окончания раковин морских головоногих моллюсков – белемнитов конца юрского и мелового периодов… Всё это свидетельствует о том, что наша Мещёра много сотен миллионов лет назад была дном тёплого тропического моря, где жили разнообразные кораллы, морские моллюски, морские ежи. Их раковины образовали морские известняковые и доломитовые осадочные породы, которые выходят близко к поверхности в районе посёлка Добрятино и добываются в карьерах Федерального значения. Сверху эти известняки и доломиты перекрыты юрскими глинами, на которых лежат многометровые толщи морского и речного песка, озерные слоистые глины, моренные отложения ледникового периода из валунов и глины.
          Так что выбранное Акимом Васильевичем Мальцовым место для строительства своего завода отвечало всем необходимым требованиям как природный источник сырья и не было бы реки Гусь с её сырьевыми ресурсами – не было бы и Гуся-Хрустального.

            Ещё с времен конца древнего каменного века- палеолита, 12-15 тыс. лет назад, верховья реки Гусь были обитаемы, благодаря сложившимся здесь природным условиям. Окско-Цнинская гряда длинным полуостровом вдаваясь в толщу текучих в южном направлении ледниковых талых вод, имела в районе, где сейчас расположен г. Гусь-Хрустальный, узкое ответвление (Гусь-Колпский водораздельный вал) – которое использовалось первобытными охотниками как естественная ловушка для стад животных, живших в это время на просторах будущей Мещёры: мамонтов, длиннорогих бизонов, оленей, диких лошадей и других.  Стада этих животных заходили сюда, не подозревая, что назад им пути нет. В непосредственной близости от этого «добычливого» места должна находиться и сама стоянка охотников.
             Однако, её до сих пор обнаружить не удалось. Это было бы научной сенсацией: «палеолит в Мещёре!». А почему бы и нет? Если люди палеолита жили в районе Сунгиря, на правом берегу реки Клязьма, то почему бы им на охоту за мамонтами не отправиться на Гусь-речку?    Целые скелеты мамонтов были обнаружены   близ пос. Добрятино (1924г.) и д. Ильино (2000г.) ( Животные могли утонуть, провалиться в трясину.)
            Убитые животные разделывались тут же. Поэтому и не было найдено в обрывах и в самом русле реки Гусь ни одного целого скелета этих животных. Зато были найдены их многочисленные разрозненные костные остатки со старыми сколами и со следами обработки человеком. 
            Свидетельство этому можно увидеть на витринах Гусь-Хрустального историко-художественного музея в экспозиции «Каменная летопись Мещёры». Многие экспонаты сохранились еще с середины 60-х годов прошлого века, когда на городском озере работали два зем.снаряда, намывая песок со дна реки Гусь. Вместе с песком были намыты целые горы костных останков животных ледникового периода. Первым был найден бивень мамонта на месте, где сейчас стоит спасательная станция. Его вывернул из земли нож бульдозера, который планировал площадку под будущий пляж на берегу озера у Бариновой рощи.   
          О находках «необычных» костей во время земляных работ на окраине Гусь-Хрустального (в пос. Георгиевский (Герцинский) писала ещё Владимирская губернская газета «Старый Владимирец» в 1911г.: «Роя фундаменты и погреба, рабочие часто откапывали необычные кости животных…» ( № 60-61).   
             В Гусь-Хрустальном еще с 1967г. делались безуспешные попытки открыть городской музей. Автору, со школьной скамьи, довелось принимать в этом участие, и, после каждой безуспешной попытки – спасать собранные экспонаты. Поэтому, некоторые из экспонатов и дождались «счастливого момента», когда их увидели посетители Гусь-Хрустального историко-художественного музея. Но, многое, к сожалению, было безнадежно потеряно, выкинуто вместе с мусором на «свалку истории» - в районе «Никулинского поворота» в смутные «перестроичные» годы из разрушающегося Городского Дома пионеров: бивень мамонта, часть челюсти мамонта с зубами, бедренная кость длиннорогого бизона, лопатка скелета мамонта, первый шейной позвонок «атлант» мамонта, рог северного оленя, часть черепа шерстистого носорога и многие древние артефакты... 

            Река Гусь образовалась в песчаных отложениях Днепровского оледенения, сформировавшего Мещёру больше сотни тысяч лет тому назад, еще в середине ледникового периода. Последнее наступление ледника  – Валдайское, около 12 тыс. лет назад, остановилось перед правым берегом реки Клязьмы, усыпав дно Нерли Клязьминской окатанной галькой и валунами, залив мещёрскую низину гигантским  пресноводным озером, которое постепенно отступало на юг, обнажая острова и полуострова, на берегах которых располагались стоянки человека эпохи среднего каменного века – мезолита. Именно переносом стоянок вслед за отступающей водой объясняется радиальное расположение стоянок древнего человека в Мещёре, как годовых колец на дереве.         
            В пределах Гусь-Хрустального района  обнаружено более 30 стоянок человека эпохи мезолита: по реке Гусь, Колпь, Буже (до пос. Уршель). В наше время, к чести НП «Мещёра», возобновившиеся археологические исследования позволили сделать еще ряд открытий, в том числе и на ранее не исследованной реке Поль. Лук со стрелами, топор, пила, лучковая добыча огня – изобретение этого времени.
           Эпоха неолита-нового каменного века началась в Мещёре примерно 8 тысяч лет назад и длилась 2,5-3 тысячи лет до начала медно-каменного века. Человек неолита, живший по берегам реки Гусь и других рек Мещёры вёл оседлый образ жизни: строил добротные жилища, строил лодки, плёл сети, добывал мёд диких пчел, копал огороды, пас скот, охотился, ловил рыбу удочкой, сетями, плетеными ловушками, бил её гарпуном.
           Внутренний мир человека неолита Мещёры  можно понять, взяв в руки черепок от неолитического сосуда со сложным орнаментом, с отпечатками пальцев человека жившего 8 тысяч лет назад! Такие черепки хранятся в витринах нашего городского музея. Все они найдены по берегам реки Гусь и Колпь в непосредственной близости от города. Открытых, но еще не исследованных стоянок этого времени вокруг города и Гусевском районе – больше сотни!

          В конце каменного века и начале эпохи металлов, когда человек перешел к оседлому образу жизни, основным его занятием стали ловля рыбы, охота на околоводную дичь, зарождающиеся скотоводство и земледелие. Люди селились по берегам рек и озер и полностью зависели от смен времён года. Именно этой зависимостью и был вызван культ солнца и культ «солярных» (солнечных) знаков и образов у племен, живших на территории Мещеры, по берегам реки Гусь и её притоков. Они практиковали кремацию умерших и захоронение праха в небольших керамических сосудах в основании пологих, вытянутых полумесяцем курганах. Свидетельство этому можно увидеть в городском музее, в витрине «археологический раскоп на реке Гусь» экспозиции «Каменная летопись Мещёры».

        Раскопки, проведенные в Рязанской и Владимирской части Мещёры показали, что ярко выраженной особенностью искусства культур, населявших эту территорию является абсолютное преобладание образа птицы в ряду скульптур животных. Судя по находкам в большинстве случаев это были водоплавающие птицы, прежде всего – гусь.  Были обнаружены сотни изображений гусиных головок, вырезанных из кости, камня.  В экспозиции «Каменная летопись Мещёры» демонстрируются такие артефакты, возраст которых превышает возраст египетских пирамид! О назначении этих изделий трудно судить. Скорее всего они каким-то образом использовались в обрядах того времени. В первую очередь в обрядах, связанных с годовым солнцеворотом, т.к.  у многих народов Евразии символ гуся является одним из главных «солярных» (солнечных) знаков.
                Гусей не только изображали, но и содержали в поселениях, в храмах, не для еды, а для жертвенного приношения в день обряда «закликания весны», для «кровавой» жертвы. Костные остатки никогда не летавших гусей были обнаружены рязанскими археологами на территории поселений древнего человека в озерной части Мещёры и на реке Гусь. Кроме того, среди археологических находок – флейты из гусиных костей! Всего на территории Мещёры найдено около десятка флейт. Две из них – прекрасной сохранности теперь находятся в Музее музыки в Шереметьевском дворце Петербурга. 

          Обряд «закликания весны» начинался в день весеннего равноденствия в марте месяце, когда продолжительность дня равнялась с ночью. Смысл этого обряда заключался в призыве весны, в возрождении жизни, воскрешения природы. И это делалось не только ради традиции.
 
          Начало весны было всегда самым голодным временем, когда иссякали все продовольственные запасы. Согласно сохранившимся описаниям древних обычаев народов славян, эрзя, мокша, меря, весь и др., ритуал «закликанья» сопровождался пением, вождением хороводов у разожжённого от священного огня костра.
 
          В обряде участвовали дети, девушки и женщины. В глубокой древности девочки, достигшие половой зрелости, прежде чем «впрыгнуть» в понёву (юбка взрослых женщин) и встать в хоровод, проходили сложный обряд инициации – взросления в особых помещениях, куда имели право заходить только старые женщины - ведуньи. До нашего времени дошел обычай изготовления для этих обрядов сказочных птиц- «жаворонков» из теста с глазами - изюминками.

         Образ «жаворонка», как символа весны, в древних сказаниях и обрядах  переплетается с образом «гуся». Согласно древним верованиям, богине Весны, в образе «жаворонка», верховные боги поручили хранить ключ от врат Рая – «Вырея», куда на зиму улетали все стаи перелетных птиц. В день весеннего равноденствия Весна - «жаворонок» открывала райские врата и первая спускалась с небес  в колеснице, запряженной стаями гусей. В 70-х годах прошлого века, во время раскопок кургана недалеко от крепостных валов Старой Рязани была найдена глиняная фигурка: женщина-птица, управляющая небесной колесницей, в которую запряжены гуси. Копия этой фигурки демонстрируется в экспозиции нашего городского музея. Скорее всего эта фигурка – детская игрушка, символизирующая Новый Год, т.к. в древности исчисление «новолетия» начиналось в марте месяце в день весеннего равноденствия. Именно поэтому на Руси до 1492г. по древнему обычаю Новый год отмечали в марте месяце.
        В завершении разговора об образе «Гуся», как о священном солнечном «солярном» знаке древних народов, населявших лесную и лесостепную зоны Евразии стоить сказать , что  древние цивилизации Египта, Месопотамии, Средиземноморья  почитали гуся как священную солнечную птицу, участвующую в создании всего сущего, называя его «Великий Гоготун». В Египте гусь олицетворял душу фараона. Во многих древних сказаниях: Веды славян, карело-финский эпос Калевала, легенды Древнего Египта, Вавилона, Древней Индии, Китая говорится, что «Мать-гусыня» снесла «Мировое яйцо» из которого вышло «Солнце –Ра». «Гусь», «гусыня» как священный символ, обозначающий солнце, связал во едино название (гидронимы) трёх рек: Волга, Ока, Гусь.
            Общеизвестно, что древнее название реки Волги – Ра, а Ра – это древнее слово обозначающее солнце.
             Ока –   на древнем иллирийском языке, родственном языку балтов и протославян – гусыня, т.е. солярный знак, символ солнца. Так же это слово звучит и на итальянском –« d'oca», каталанском, испанском – «оса». Спросите в Испании, юге Франции, Италии: «Что такое ока?».  Вам ответят, что это птица «гусь». Только чаще "ока" называли гусыню-мать, делая ударение на «о». До сих пор, один из административных муниципальных районов Рима носит название –«d'oca» и на его знамени изображен гусь.Слово это имеет древний синдо-арийский корень и означает "род,родить,родное".Река с названием "Ока" протекает и в Бискайской провинции на севере Испании,в стране Басков. В устье реки находится знаменитый заповедник "Урдайбай".

                Реки Гусь и Судогда, начинающиеся в самом  «сердце» Мещёры текут в меридианальном направлении: одна – на юг, вторая- на север. Они, вместе со своими притоками, стали главными водными магистралями, насквозь пронизывающими мещёрские дебри, связавшими среднее течение рек Ока и Клязьма.  По этим рекам с VI-VIII века  нашей эры проходил древнейший торговый путь «Из варяг – в арабы» (возникший гораздо раньше, чем путь «из варяг – в греки»), как одно из ответвлений Волжского серебряного пути, в обход Волжской Булгарии, по которому серебро Арабского халифата, через Каспий, Дербент, Нижнюю Волгу, Клязьминскую и Волжскую Нерль, Плещеево озеро попадало через Новгород Великий в Скандинавию и  Западную Европу. Именно вдоль этого водного пути постепенно выросли все крупные русские города: Рязань, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Ярославль.
    Местные правители продавали заморским купцам за серебряные монеты, соль, драгоценные ткани, вина, благовония, изделия из стекла: мед, воск, деготь, пеньку, меха белки, куницы, горностая, бобра, норки, выдры и невольников – молодых мужчин и женщин.

        Река Гусь, как водный торговый путь вместе с главным торговым центром – Гусским погостом, впервые упоминается в путевых записках арабского купца, путешественника и географа Хасана Ибн Русте (Абу Али Ахмад ибн Умар Ибн Русте ), перса по происхождению, жившего в иранском городе Исфахан в IX — первой трети X в. Он был автором большого энциклопедического труда «Книга дорогих ценностей», составленного в 903- 925 годах.  В книге содержатся самые ранние в арабской географической литературе сведения о народах Восточной Европы -  руссах-славянах, хазарах, буртасах, булгарах, мадьярах. О занятиях руссов в Гусском погосте он писал: «…руссы поклоняются огню и деревянным идолам, украшают своих жён монистами из серебряных монет.
  …Есть у них подобие больших бочонков, сделанных из дерева, и в них — убежище для пчел. Из одного большого бочонка получается 10 кувшинов меда. Напитки у них из меда. Они — народ, который пасет свиней, как овец.  Когда кто-то из них умирает, его сжигают на огне, а их женщины, если кто-то умер, ранят себе ножом руки и лицо. На другой день после сожжения этого умершего они идут к нему, берут пепел с этого места, кладут его в глиняный сосуд и ставят на холм… У них есть разные виды лютней, гуслей и свирелей...» Реконструкция  древнего Гусского погоста демонстрируются в экспозиции «Каменная летопись Мещёры» нашего музея.
      
          Некоторые историки утверждают, что Серебряный путь, который арабы называли «меховым» был задуман еще великим королём остготов Германарихом в IV веке. Но, чтобы «Серебряный путь» заработал, сначала был длительный период кровопролитных войн за контроль над территориями: остготов с роксоланами-антами (восточное крыло славянских племён) в V-VI веках и арабо-хазарские войны в VII;VIII веках. По свидетельству древних историков на стороне остготов воевала и армия аланов – родственных славянским племенам. Аланы к этому времени, как и остготы, приняли христианство. У аланов и антов были лучшие, по тому времени, конные армии с мощным ядром тяжелой конницы. Земля тряслась, когда сшибались эти армады. Лучшие армии Европейского юга истребляли друг друга в угоду готской политике! Потом, после нескольких побед антов, между антами и остготами было заключено временное перемирие, из-за нашествия гуннов, но  во время праздничного пира все полководцы антов были убиты воинами Винитария- внучатого племянника Германариха , а сам князь антов Бус-Бужа и еще 40 его воевод были распяты на дубах.
        Об этом времени и драматическом событии писал в своих хрониках готский историк Иордан и вспоминает автор «Слова о полку Игореве». Горестные времена потерь и поражений, в память об этом событии, на Руси в древности называли «бусовы».
          Недаром из письменных источников известно, что племена, обитавшие в то время от Волги до Урала, в том числе и на территории Мещёры, платили готам дань, а материалы раскопок рязано-окских могильников V века показывают много предметов западного образца: конская сбруя, оружие…

           Оружие, в особенности мечи, ковали из болотной руды (гидраты оксида железа III) с незапамятных времён и в наших краях.
         В географическом трактате «Худуд ал-Алам» 982 года, принадлежащем неизвестному персоязычному автору рассказывается, что из этих мест купцы вывозили ценные клинки для мечей и сами мечи, которые «…можно согнуть вдвое, но, как только отводится рука, они принимают прежнюю форму».
         В витринах экспозиции «Каменная летопись Мещёры» можно увидеть остатки глиняной плавильни XIVвека, найденной в окрестностях д. Сивцево на берегу реки Гусь. На болотных рудах работал знаменитый чугунолитейный завод купцов Баташовых в посёлке Гусь-Железный с середины XVIII в.
              В 2015г. в подвале Ильинской церкви села Палищи была найдена дульная часть двухдюймовой чугунной пушки, которая в XIX в. выполняла роль пушки для салютов по торжественным случаям и была установлена на церковной колокольне.
         По моим предположениям -  это одна из партии пушек, закупленных Фомой Мальцовым – двоюродным братом Акима Мальцова, в его бытность управляющим Гусевским хрустальным заводом, для обороны мальцовских заводов от войск Емельяна Пугачёва в 1774г. Эта находка сейчас хранится в нашем музее на реставрации. Ведутся подготовительные работы по восстановлению внешнего облика всей пушки.

          Согласно запискам арабского купца Ибн Баттута торговля на «меховом пути» приносила большие доходы, т.к. на рынках Индии за одну меховую шкурку давали до четырёх сотен динаров!.. Особенно ценился белоснежный мех горностая.
          Сохранились описания древнего маршрута «Серебряного» пути, по которому всё путешествие от Каспия (по малым рекам весной) до Верхней Волги, Новгорода Великого и обратно (осенью) по Волге до Каспия, можно было совершить всего за один сезон!
           Серебряный путь активно работал с VI по IX века. Арабская торговая экспансия в Восточную Европу началась после окончания кровопролитных арабо-хазарских войн VII;VIII веках. Самый ранний клад арабских монет в этом регионе, относящийся к 745-746 годам, засвидетельствован в районе Калининграда. (В расцвет в VIII веке этот путь имел ответвления и по речной системе Камы доходил до Полярного Урала!) По всему его маршруту: от Рязани до Ростова, Углича, Ярославля, находят клады этих монет. Причем ни одного клада не найдено на крупных речных дорогах - Волге и Каме, что свидетельствует, что торговые пути начинались в речной системе Залесской Земли: по рекам Ока, Гусь, Судогда, Клязьма, Нерль Клязьминская, Плещеево озеро, Нерль Волжская, Которосль… 

           Река Гусь в старину была не только транспортным путём, но имела и стратегическое значение. Согласно летописям и письменным источникам Великого княжества Московского в устье реки Гусь был осенний конный брод через полноводную Оку, т.е. место, где можно было переправлять конное войско.  Это место нуждалось в постоянной охране. Поэтому, в непосредственной близости от «брода» Андрей Боголюбский повелел заложить в 1171 году крепость, получившую название «Андреев городок». В Преображенском храме Андреева городка был крещён князь Беклемиш – предок знаменитого рода князей Мещерских. Академик Петербургской Академии наук П.А. Гильдебрант в своих заметках «Сказание о Касимове и его уезде» в 1864г. сообщает, что «наблюдал остатки укреплений Андреева Городка недалеко от впадения реки Гусь в Оку». К сожалению описания «остатков укреплений» академик не оставил… Точной даты, причины разрушения и гибели Андреева Городка не сохранилось. Последний раз о крепости упоминается в донесении из Азова в августе 1521г., во времена княжения Великого князя Владимирского и Московского Василия III Ивановича (1505-1533г.г.) отца Ивана IV Грозного: «А царь (Крымский), государь, пошел на твою землю на Андреев Городок. А сказывают, вожи (проводники) у него, где ему Оку перелезти. А с ним, государь, скажут сто тысяч…»  Во времена Ивана Грозного Андреев Городок в перечне крепостей уже не упоминается.

           По описаниям это была каменная (!) крепость, для того времени явление очень редкое. Однако, рядом с этим местом, на правом берегу Оки, мы нашли известняковые и древние каменоломни с плитчатым известняком, из которого, вероятно и была построена крепость на древних валах у деревни Селизово. На этом месте до революции 1917г. располагалась усадьба помещицы Кривенковой, а сейчас известный санаторий "Приока".
         Из крепостных камней, сохранивших старинные надписи, символы и обереги, местные жители построили каменные сараи и погреба посреди широкой деревенской улицы, куда раньше прятали продукты и вещи от частых пожаров. Исследования продолжаются. Сотрудники Гусь-Хрустального историко-художественного музея в июле-августе 2016г. планируют организовать очередную экспедицию на берега реки Гусь с надеждой найти разгадку таинственного исчезновения Мещёрской столицы Андрея Боголюбского.
            

***

             В этих местах, у устья реки Гусь нашел своё последнее пристанище и легендарный Агриков меч, привезённый Андреем Боголюбским из земель древней Палестины в 1149году, после участия во втором Крестовом походе. Как он попал в карстовый провал в окрестностях Гусского погоста – можно только догадываться. Да и не мог князь Андрей спрятать меч в известняковой расщелине у Гусь-реки. Он мог его хранить как православную святыню - только в алтарной части храма. По моему предположению так оно и было, но после тайного заговора и убийства князя –меч был утерян… Вся эта история, достойная описания в романе и сценарии хорошего фильма, имела продолжение в ХХ веке. Ученые фашистской Германии из тайной лаборатории «Аненербе», изучая библиотеку рыцарского ордена Тамплиеров, наткнулись на список даров князю Андрею, которые он увез на Русь. В этом списке даров, наряду с рыцарскими наплечниками (которые, после революции были вывезены во Францию и хранятся в Лувре) упоминается и Агриков меч(!) У рязанских краеведов имеются сведения, что, после оккупации Рязанщины, фашисты планировали послать сюда «научную» экспедицию для поисков этого меча. Точная копия меча (конец 1 тыс.  д. н.э.) сейчас хранится в экспозиции Гусь-Хрустального историко-художественного музея.

                ***
               Вдоль древнего водного «Серебряного» пути от столицы Владимиро-Суздальского княжества Владимира –на Клязьме, мимо Андреева Городка и Гусевского погоста пролегал скорбный Пителинский (Ногайский) шлях по которому в Золотую Орду возили дань, гнали скот, табуны лошадей и русских невольников. Об этом пишет историк Д. Иловайский в книге «История Рязанского княжества» (1885г.) Проходил этот путь, в том числе, через д. Арсамаки (Аргамаки), село Вёшки, в створ между истоками рек Судогда и Колпь, до Гусского Погоста, через Городец Мещерский на Пителино.Краеведы пос. Пителино сохранили легенду о названии посёлка от слова "поить".Согласно ей на этом месте были колодцы, где поили скот, лошадей и невольников после многокилометрового перехода и была временная остановка для отдыха. По этому пути ездили на поклон Великому хану и русские князья. Именно по этой причине длительное время, особенно в XIX веке, между историками шёл спор: в каком Городце - Мещёрском или Волжском умер князь Александр Невский на обратном пути из Орды во Владимир. Потом всё-таки остановились на Городце –Волжском. Но сам факт сомнений и споров говорит о том, что эта дорога существовала!

Продолжение следует.


Рецензии
Прекрасный текст, спасибо. Некоторые простительные для местного патриота натяжки, конечно, заметны, но в целом познавательная ценность таких краеведческих заметок несомненна. Прочел с удовольствием.

Константин Дегтярев   20.07.2016 19:08     Заявить о нарушении
Спасибо! Мне Ваше мнение очень дорого. А то, что есть некоторая местечковость - результат использования части материала в газетной публикации местных СМИ

Николай Скулов   22.07.2016 12:17   Заявить о нарушении