Последние слова

…Я очнулась на опушке леса. Взгляд упирался в голубое небо, усеянное редкими клочьями пушистых облаков. Изредка синеву прорезали птицы, а где-то вдалеке отсчитывала года кукушка. Оранжевое солнце медленно клонилось к горизонту.

«Как я попала сюда? Ничего не помню! Может, это сон?» — первое, что пришло мне в голову. Я ущипнула себя за руку, но ничего не изменилось. «Глупые стереотипы…»

Приняв сидячее положение, я внимательно осмотрелась. Красота! Осенний лес был одет в самые изысканные наряды, деревья звучно шелестели яркими одеждами. Первые опавшие листья украшали пожелтевшую траву. Ветер напахнул слабым, но очень приятным ароматом. Я широко улыбнулась, прикрыв глаза.

Осенняя пора… Именно так умирает природа.

Позади послышался сдавленный кашель. Я испуганно обернулась на источник звука. Возле огромного дуба, сияющего огромной кроной, на камне сидел старик. Его седая голова в косоворотке была опущена вниз, а загорелые руки с выступающими венами покоились на коленях. Я принялась завороженно рассматривать незнакомца, который уж очень сильно походил на Лешего! Так сильно этот человек вписывался в живописную картину. Его присутствие здесь вселяет спокойствие и уют, я облегченно выдохнула. Я здесь не одна…

Вновь прикрыв глаза, я предалась успокаивающему ощущению.

— Кхм-кхм. Внученька, поди-ка сюда, — обратился ко мне дедушка, и я поспешила открыть глаза и повернуться к нему. — Садись подле меня, поговорим с тобою.

Я неспешно поднялась на ноги и подошла к старику. Жухлые листья хрустели под ногами. Выбрав подходящее местечко, я аккуратно присела возле дедушки, жадно рассматривая открывшуюся картину. Солнце разливалось по небосводу, словно масло, окрашивая облака в нежно-розовые оттенки. Самый красивый закат, который мне приходилось наблюдать! Или я просто не замечала такую красоту раньше?

— Скажи-ка мне, милая, — начал неторопливо «Леший», закуривая сигарету и выпуская дымок. — С чем у тебя ассоциируется детство? Подумай хорошенько над вопросом, закрой глаза и расскажи мне о том, что тебе представилось.

Я послушно кивнула головой, закрывая глаза и прислушиваясь к своим чувствам. Воспоминания обожгли морозным воздухом…

— Субботнее утро. Вся семья занята: мама с папой на работе, а старшему брату пора в школу. Лишь Наташа остается дома одна, поэтому ее берут за руку и отводят гостить к бабушке и дедушке. Свежевыпавший снег сияет при свете фонарей, и мы подходим к большому дому из красного кирпича. Зеленые ставни и ворота ярким пятном выделяются на фоне белизны зимы, а из большой трубы вьется серый дым. Отворив тяжелую желтую дверь, мы заходим в небольшую избу. Справа стоит бабушкина кровать, очень удобная и мягкая, на ней всегда приятно лежать или смотреть мультики; слева от нас — русская печка, самое теплое место в доме. Стены выкрашены ярко-желтой краской, которая облупилась в некоторых местах. Комната наполнена черноватым чадом — так всегда, когда бабушка печет блины. Снимаю верхнюю одежду и целую бабушку в щеку, прохожу дальше, в горницу. На большом диване лежит дедушка и болезненно стонет; рядом с ним спит пушистый кот. Я тихо приветствую дедушку и осторожно целую его в колючую щеку, а он смеется так заразительно! Тиша потягивается и, учуяв запах еды, шагает на кухню. Дедушка улыбается, так по-доброму, что от воспоминаний щемит сердце. Я его никогда не забуду.

Сморгнув непрошенную слезу, я посмотрела на дедушку. Мой собеседник пыхтел папиросой и задумчиво смотрел себе под ноги, его руки дрожали. Казалось, будто он думает о чем-то своем и совершенно не обращает на меня внимания, но я чувствовала, что он проникся моими словами.

***

— Блин! Почему мультики заканчиваются так быстро? Опять это «Слово Пастыря»… — недовольно кричу я, перелистывая каналы на новеньком «Рубине».

— Пойдем лучше пряники стряпать, Наталья! — зовет меня бабуля, и мы приступаем к моему любимому занятию. Конечно, в приготовлении я лишь делала формочки, но гордилась я пряниками жутко! После готовки бабушка наливает мне обжигающее какао, и обязательно в граненый стакан. Так и сижу я у окошка, рассматривая узоры Дедушки Мороза, попивая вкуснейший напиток и поедая пряники… Самые прекрасные воспоминания о детстве: теплый дом в морозный день.

Я тяжело вздохнула. Воспоминания о детстве и о стариках всегда даются мне нелегко, но сегодня я словно выговорилась и отпустила чувства, саднящие душу.
Старичок удовлетворенно улыбнулся моему рассказу и потушил окурок о камень. Кое-как поднявшись с камня, он посмотрел на закат, после чего заговорил. Теперь моя очередь слушать:

— Самый прекрасный момент за свою мою нелегкую жестянку. Закатом умирает день, осенью умирает природа. Вместе с ними уйду и я. Молодые так спешат жить, спешат сделать все и убежать от смерти, но все равно они окажутся на моем месте. Ведь смерть никогда не опаздывает, правда? Дойдя до зияющей пустоты времени, ты так же сядешь на камень и будешь наблюдать закат своей жизни, анализируя в голове прожитые годы. И жалеть.

Я внимательно слушала его пронзительные слова, наблюдая, как по изрытому морщинами лицу стекает скупая слеза.

— Не торопись жить. Этот алый закат — конец твоего безрассудного детства. Сейчас ты попрощалась с ним, и тебе станет чуточку легче.

Я приподняла уголки губ в слабой улыбке, оставляя позади счастливые и беззаботные детские годы.

— Ты знаешь, — старик сделал шаг вперед, — что следует после заката и черноты ночи? Ослепительный рассвет, когда изумрудная трава заблестит от росы, а ранние пташки озарят мир звонким пением. Так и в нашей жизни. Ты заменишь мое скромное существование, а после кто-то поможет тебе уйти, так же, как сегодня ты помогла мне. Спасибо тебе, внученька.

Я была очарована словами своего мудрого собеседника. Небо озарилось последними лучами светила, а я наблюдала столь прекрасную картину. В спину подул свежий ветер. Обернувшись, я увидела лишь старый дуб, большой камень и ту самую пачку папирос. Со старого дерева приземлился резной листок.

Осенняя пора… Именно так умирает природа, чтобы вновь ожить.


Рецензии