Люди без ворот

Отчет о велопоходе

Подошло к концу очередное путешествие. Как обычно ожидание было более длинным, а сам вояж пролетел совсем незаметно. Теперь время подвести черту под пережитым, вернуться мыслями в поля и леса северо-запада Беларуси.
В 2015-м мы с моим компаньоном Дмитрием успешно завершили велопробег по маршруту Каменец – Гольшаны. В году нынешнем мы решили продолжить путь примерно оттуда, где завершили в прошлом. До последнего момента наша краеведческая экспедиция оставалась под большим вопросом. К тому же вечером перед отправлением Дима температурил и усиленно пытался заболеть. К счастью все обошлось и ранним утром 12 июля мы уже садились в поезд до станции Ошмяны.

День 1. Белорусская АЭС
70,8 км
Станция Ошмяны – Ошмяны – Островец – Мали – Ворняны

Практика показывает, что изучения карты не достаточно для успешного похода. Некоторые корректировки в маршрут сразу со старта были внесены первой путевой точкой. Оказалось, что город Ошмяны и одноименная железнодорожная станция находятся друг от друга на расстоянии полутора десятков километров.
Непосредственно в Ошмяны мы конечно заехали, но отставание от намеченного маршрута появилось в итоге с первого дня.
Часть пути проходила по новой автомобильной дороге, ведущей в сторону строящейся белорусской АЭС (Островец). Почти на всем протяжении данной магистрали есть зона для безопасной езды на велосипеде.
Одной из первых достопримечательностей, встретивших нас в городе, была электростанция 1927 года. Хотя мы с трудом ее узнали в облике местного кафе. О электростанции здесь напоминает только магазин электротоваров по соседству с заведением общепита. Собственно в этом кафе мы и совершили трапезу. Примерно на 6 рублей (деноминированных) или 3 доллара я съел драники, мороженное и выпил колы. Счет Димы, состоящий из драников и щей был немного меньше.
Среди достопримечательностей за старым полуразрушенным костелом мы увидели холм с несколькими рядами огромных крестов. На момент нашего приезда их было 20. Никаких указателей, объясняющих их происхождение, на холме не было. Только сейчас, работая над отчетом, удается узнать, что уже два десятилетия католики Ошмян из года в год на Вербное воскресенье повторяют странную традицию. Перед праздником местные мастера вырезают огромный деревянный крест. В воскресенье мужчины города проносят его на плечах по улицам, после чего устанавливают распятие на холме, который уже окрестили местной Галгофой.
Далее следует серия традиционных фото на фоне старого и нового костелов и выдвижение в сторону Островца.
В этот день дорога радовала нас. Мы почти весь день ехали по асфальтовому покрытию, к тому же было несколько затяжных спусков, на одном из которых, не крутя педали, мы разогнались до 46 километров.
К белорусской АЭС мы подъехали не ближе чем на два километра, но сутки она была на нашем горизонте – с обеда первого дня пути до вечера второго. Учитывая, что находится данный энергообъект не в самом Островце, а немного дальше, стоит отметить, что по автомобильной дороге трубы АЭС видны более чем за 20 километров, если ехать со стороны Ошмян. Когда они впервые показались на горизонте, мы подумали, что скоро подъедем, а спустя несколько километров увидели указатель – «Островец 17». В итоге трубы все торчали на горизонте, а мы все ехали и ехали. Странное и страшное ощущение, особенно, если вспоминаешь Чернобыль. Среди прочих мыслей пришла и оставшаяся без ответа – о месте строительства АЭС. Я не эксперт и это просто мысль, но вроде бы как обычно атомные станции строят на берегу больших водоемов, чтобы в случае аварийной ситуации можно было экстренно затопить и охладить систему. Подобного водоема география островецких окрестностей не предусматривает. Ну да ладно.
Зато наш первый ночлег был с техногенно-космическим видом на трубы АЭС. С одной стороны палатка, поле, пасущиеся коровы, а в нескольких километрах – будущее атомное сердце Беларуси.
Место первого ночлега – Ворняны. Не каждый город имеет столько достопримечательностей, сколько эта деревня. А все благодаря Абрамовичам. Усадьба этого шляхетского рода располагалась здесь среди прудов. После себя они оставили мельницу, подъемный мост на остров и каменную башню в несколько этажей. Костелы и несколько старых построек – прилагаются в комплекте. Пруды вокруг усадьбы сегодня принадлежат рыбхозу, а с верхнего этажа башни сурово осматривает окрестности сторож со стеклянной кружкой кофе в руке.

День 2. Дом – призрак
70,8 – 143,8 км
Ворняны – Гервяты – Чехи – Михалишки – Лынтупы – Шудовцы

Пасмурное утро и легкая морось навевали печальные настроения, но до знаменитого готического костела в Гервятах мы успели доехать по сухой дороге. Давно хотел посетить это место, где территория рядом с костелом очень ухожена и облагорожена многочисленными вечнозелеными растениями. Хотя на картинках костел смотрится еще лучше, чем в жизни.
К концу фотосессии начался дождь – ровный, спокойный, затяжной. Мы с Димой ждали не долго, надеясь на то, что погода наладится и на то, что непромокаемая одежда сделает свое дело. Сегодня мы проехали не многим более десяти километров, поэтому решили ехать под дождем. Ожидания не оправдались – дождь не стал меньше. Около 7 километров по размокшей гравейке и непрекращающийся дождь все же заставили нас сделать привал. При повороте на деревню Чехи очень удачно появились развалины старой усадьбы или сельсовета, которые и стали нашим убежищем на ближайшие 4 часа. Дождь все не хотел отступать, а желания мокнуть повторно не было. За это время мы успели высушить на себе одежду, поесть и отдохнуть. Здесь же мы сделали ряд прекрасных фото на фоне мозаики с Лениным и возле согревающего нас костра.
Вечером мы пересекли границу Минской и Витебской областей. Вместе с Минской областью сразу же закончился и асфальт.
Ночлег предполагался в деревне Лынтупы, но отсутствие здесь водоема заставило нас проехать еще несколько километров до ближайшей деревни Шудовцы. Здесь на небольшом озере мы и разбили лагерь. Стоит признаться, что найти озеро без посторонней помощи было бы сложно. Вечером мы пополняли запасы воды в одном из домов. Сын хозяйки дома – Вася, помог нам в поисках водоема. Образ Васи стал для нас позже нарицательным, вызывая шутливые воспоминания. У меня он отразился в голове легким непониманием, когда школьник едет в деревню на лето, чтобы там продолжить играть на компьютере, а не быть на свежем воздухе. К середине июля Вася был весь белый как попадья.
Хотя я сам много сижу за монитором, но в походе не включал ни планшет, ни лишний раз телефон, чтобы отрешиться от мыслей о работе, от потока ненужной информации, мировых новостей и прочего информационного мусора. Оказывается и без соцсетей можно прожить очень замечательно.

День 3. Люди без ворот.
143,8 – 215,77 км
Лынтупы – Камаи – Поставы – Курполье – Дедково – Козяны

Утром нам показалось, что погода будет солнечной. Но ожидания снова не оправдались – ветер и практически сплошная облачность преследовали нас почти весь день.
Первой остановкой стала деревня Камаи. Открытые двери костела 17 века словно приглашали войти. Здесь нам удалось подняться по ступеням башни, ведущей к колокольне. Звонить в колокол мы не стали, но сделать несколько фото на расшатанных досках ступенек, от которых прямо веяло древностью, успели.

Поставы
Обед в местном кафе снова выбил нас из графика. Пока мы ели начался дождь. Три часа ожидания и очередное отставание от планов. За это время мы успели познакомиться с местным «интеллигентом» Виктором. Сначала было интересно наблюдать, как человек пытается вспомнить все, что знает и связать между собой историю Постав, Бреста, Хатыни, приплести своих родственников и все это дополнить религиозными вкраплениями. А все лишь для одной цели – попросить денег на выпивку. Он возвращался к нам раза три или четыре, успев надоесть запахом перегара и бессвязными речами, но стал в какой-то степени одним из главных событий дня. Что уж скажешь – старался человек.
Еще на въезде в город мы попали под взор видеокамер операторов Поставы-ТВ, которые попросили нас сказать им пару слов. Пока они бегали, видимо за ведущим, мы искали, где поесть. Кафе традиционно было закрыто на переучет, а ресторан на спецобслуживание. В итоге мы не дали интервью и сели на трапезу в другом месте, на выходе из которого и повстречали Виктора.
Печально, но факт – жители Витебщины не очень общительны. Иногда я задумываюсь, что все белорусы не разговорчивы, не доверчивы и замкнуты. А только такие Викторы и становятся союзниками и советчиками для путешественников и гостей страны или города. Именно благодаря, или, к сожалению, по таким людям складывается впечатление обо всей стране. А может такая она и есть…
Дождь прекратился поздно. Мы выехали из Постав после шести часов вечера, а впереди нас ждали еще около 30 километров до места установки лагеря. Пришлось держать быстрый темп и ехать плотно один за одним. С заднего колеса Димы вода и грязь летели прямо мне в очки, а с моего переднего ему на спину.
За несколько километров до лагеря нам удалось погрузиться в атмосферу Китая. Небольшое рабочее поселение с лозунгами из иероглифов стояло прямо вдоль дороги. Одну из подстанций, видимо входящих в структуру белорусской АЭС, строят китайские рабочие. С поля, где они устанавливали опоры для ЛЭП, их забирал старый УАЗик «буханка». Одинаковых лицом и одеждой 7-8 человек погрузились в автомобиль. Задняя дверь старого детища советского автопрома давно не закрывалась до конца и была перевязана в полуоткрытом состоянии веревкой, чтобы иностранные рабочие не рассыпались по дороге. Парадокс, но в ближайшей деревне (по словам местных) колхозникам платят примерно 10 долларов, которые стараются выдать продукцией. При этом потребность в иностранной рабочей силе есть. Чуть позже мы пересеклись с ними в деревенском магазине. Дима, руководствуясь знаниями китайского языка, полученными от нашего общего друга, одно время работавшего с китайцами, приветствовал иностранцев фразой НИ ХАО, вызвавшей радость с их стороны.
Интересной особенностью Витебщины нам показалось отсутствие ворот и калиток во дворах. На их месте просто пустота. А во многих деревенских дворах нет даже заборов. Лень это или традиция – осталось загадкой.
Ночью небо все-таки разразилось грозой, освещая пространство внутри палатки яркими всполохами. Очередной беспросветный день подошел к концу.


День 4. У страха глаза вЕлики
215,77 – 301,91 км
Козяны – Видзы – Вайнюнцы – Мурмишки – Милюнцы – Дворище – Дрисвяты (Пашевичи) (Озеро Друкшяй) – Едогали – Герчаны – Пустоселье

В очередной раз поднялся ветер, подававший надежды на то, что тучи все же будут разогнаны. Солнце пыталось выползти из-за туч до тех пор, пока мы не снялись и не убрали лагерь. Дальше все пошло по старой схеме – пасмурно, прохладно, ветер. Радовало уже хотя бы отсутствие дождя.
Лучшим за все наше путешествие, по моему субъективному мнению, стал костел в населенном пункте Видзы. Очень похожий по стилю на костел в Гервятах, он был каким-то более душевным. Одна лишь отделка потолка деревом придавала в моих глазах ему домашний уют. Сочетание естественной и декоративной растительности вокруг храма придает ему элементы, показывающие, что здесь кипит жизнь.
Отдельно стоит отметить населенный пункт под названием Мурмишки. Мы не заезжали в него, а видели только указатель. Если в Минске живут минчане, то кто живет в Мурмишках?
Все дни я ехал с осознанием того, что, следуя по маршруту, мы будем очень близко с Игналинской атомной станцией. В голове один за одним зрели сценарии для фильмов-катастроф, в которых АЭС обязательно взорвется именно тогда, когда мы приедем к ней поближе. После завершения похода было грустно узнать, что станция не работает почти 7 лет – с конца 2009 года. Но фотографии на фоне ее труб мы все же сделали. Кстати, лучший вид на станцию открывается со двора местного (д. Дрисвяты) костела.
Интересный для туристов и краеведов объект Дрисвят – ГЭС Дружбы народов. Ныне не действующая, но здание сохранилось хорошо. По легенде в 50-е годы здесь был еще памятник Сталину, который позже закопали где-то недалеко. Местные «археологи» периодически пытаются его найти.
Как нормальные туристы мы старались держаться не только по автомобильным дорогам, но и по лесам, проселкам. Так было и в этот раз. Несмотря на подсказки местных жителей, пришлось поблуждать часок-другой среди лесов и клеверных полей. Конечно же, время близилось к закату, а мы были не понятно где. Это был первый раз, когда ситуация дошла до включения навигатора. Электронный помощник показывал, что где-то рядом есть дорога, но фактически мы просто шли по полю. Ориентир, который дали нам местные – надо было выйти в сторону кладбища. За время блуждания среди диких полей и лесов на нашем  пути встретилась даже лосиха с лосенком, а появившееся в итоге на горизонте кладбище еще никогда не было в моей жизни таким долгожданным объектом-маяком.
Еще несколько километров и мы нашли неплохое место для ночевки, названное местным трактористом «гадюшник». Возможность соседства с гадюками не обрадовала меня, но ни одной змеи мы не встретили, а ночь прошла спокойно.

День 5. Браславские озера
301,91 – 373,74 км
Пустоселье – Братняя гора – Зарачье – Браслав – Гора Маяк (Кезики) – Иказнь

Предпоследний день нашего путешествия. Сегодня не планировалось сильно напрягаться и проезжать большие дистанции, но по озерам и самому Браславу все же накатали некоторое количество километров.
Пятый день стал самым теплым в нашем маршруте, дав нам возможность получить дозу загара на одном из озер.
Въезжая на трассу со стороны деревни Зарачье почти сразу начинается Браслав и озеро Дривяты вдоль него. Большое и спокойное. На водной глади почти не было лодок – наверное, из-за малой глубины Браславских озер. В частности в Дривятах максимальная глубина – 12 метров.
Место, которое стоит посетить – гора Маяк. Если следовать карте, то ехать нужно в Кезики, что на западной стороне озер, практически в середине. Поднявшись на гору можно увидеть почти все местные озера, наверное, только за исключением Дривят. Дорога от Браслава асфальтовая. Автомобильная подвеска простит мелкие неровности, но на двухколесном коне порядочно потрясывает. Рельеф позволяет ехать как в гору, так и с горы в обе стороны.
Последняя ночевка велопохода была в деревне с интересным названием Иказнь традиционно на берегу озера с видом на костел и церковь сразу за деревенскими огородами.

День 6
373,74 – 411 км
Иказнь – Миоры

Мы не ставили перед собой сверхцелей проехать быстро или много. Впечатления от второго велопробега, конечно же, не такие яркие и острые, как от первого. К счастью все прошло без эксцессов и без единой дырки в колесе мы добрались домой, сохранив в душе заряд бодрости, а в легких запас свежего воздуха.
Уже в обед мы были в Миорах, сделали несколько фото, посмотрели единственный в Европе памятник нерожденному ребенку, посетили парк и искупались в местном озере.
Десять часов езды на поезде и путешествие завершилось для меня в Минске, а еще через несколько часов для Димы в Бресте.

Минск
19.07.2016
15:18


Рецензии