Летний лагерь Космос. Луга. Шалово

На улице стояла жаркая, нехарактерная для Колпино и начала июня, погода. Наступил тот самый светлый день, который я называл день "водных процедур". У нас во дворе была славная традиция: каждый год в конце мая или начале июня детвора набирала воду во все мыслимые и немыслимые предметы и начинали обливать друг друга не щадя живота ни своего, ни чужого. В ход шло всё: водные пистолеты и автоматы всех сортов, насосные велосипеды, кастрюли, ведра, напальчники (капитошки), самодельные брызгалки (в основном ими служили пустой тюбик из под шампуня "кря-кря", что хранил фантастический запах даже после опустошения содержимого, и воткнутая в проделанную дырочку в крышечке деталь от авторучки - это была самая мощная брызгалка). Мокрыми были все с ног до головы, включая лестничные клетки, ванные комнаты и коридоры квартир. Взрослые относились к этому беспрецедентному событию весьма дружелюбно, так как около 80% детворы на следующий день уезжали кто куда: кто-то в пионерский лагерь, кто-то к бабушке в деревню, кто-то на море (таких были единицы). Я входил в первую группу счастливчиков, кто отправлялся на 2 смены в пионерский лагерь. Так что, на следующий день двор затихал практически на все лето (какое же облегчение испытывали наши родители). Ночь перед отъездом обычно была нервно-бессонной, важно было не забыть всё самое необходимое: крючки с леской, поплавком и грузилом для рыбной ловли (удило делали из любой ветки дерева); пару моделек автомашин (чтобы младший брат их не раздолбал в моё отсутствие), и накрахмаленный, отпаренный пионерский галстук. Ранним утром с чемоданчиком в руках мы отправлялись с мамой на (тогда ещё существовавший) Варшавский вокзал. В "походный" пакетик складывалось все самое необходимое: пара апельсинов и яблок, бутерброды, вареные яйца и бутылка вкуснейшего лимонада "Лесная ягода" или "Колокольчик" - что было в продаже на тот момент. Поцеловав маму на прощание, я садился вместе с пионер-вожатыми и остальными детьми в электричку. Наступал самый волнительный момент - мы высвобождались от родительской опеки на целых 2 месяца - чувство весьма будоражащее сознание, но, как выяснилось позже, не надолго. Двери электрички закрывались и пионер-вожатые завязывали скакалками изнутри входные двери на платформу - так как электричка ехала с остановками, то люди с платформ пытались войти в электричку, а скакалки им препятствовали. Таким образом электричка оказывалась зафрахтованной нашим славным пионер-лагерным десантом. Начиналось безудержное веселье: самые оторванные ребята( каюсь, я был в их числе) швыряли апельсины в окна по пролетающим мимо столбам и не только столбам. С жадностью мы начинали поедать свои гостинцы. Насытившись, мы устраивали из вагона игротеку: кто пел, кто рассказывал анекдоты, кто играл в настольные игры. Электричка до Луги - место дислокации нашего пионер-лагеря, без малого ехала около 2,5 часа. Так что под конец поездки все выматывались ужасно, особенно вожатые. Но за то, как сладок был момент высадки всей этой галдящей толпы пионеров на платформу в Луге . На вокзале мы рассаживались по "ароматным" автобусам типа "Пазик" и ещё около получаса ехали до посёлка "Шалово", где нас ждало Изумрудное (Зелёное) озеро и наш пионер-лагерь "Космос". И вот наступает сказочный момент трансформации - когда ты выходишь из автобуса, ступаешь на тёплую мягкую землю и вдыхаешь этот дурманящий аромат соснового леса, ты понимаешь, что это самый настоящий райский уголок!
         Наша бабушка тогда работала на ткацкой фабрике "Красное знамя" и каким-то чудом доставала каждый год путёвки в этот легендарный пионерский лагерь. Легендарен лагерь был тем, что в нём в своё время отдыхало несколько поколений наших родственников. Да и путёвки туда могли достать только доблестные труженики ткацкой фабрики "Красное знамя", что в основном ткала носочно-чулочные изделия, коими, как Вы понимаете, мы были обеспечены с головы до ног, помимо путёвок, конечно. Ещё этот пионер- лагерь был легендарен тем, что носил весьма популярное в советское время название "Космос" и был на высоком счету у партийных сотрудников. На аллее славы с одной стороны на нас гордо смотрели Наши доблестные космонавты: Ю. Гагарин, Г. Титов, М. Терешкова, а с другой стороны строго взирали пионеры-герои: Павлик Морозов, Зоя Космодемьянская, Марат Козей...Мы с благоговением проходили мимо портретов этих славных людей и отдавали им честь, вскидывая правую руку вверх под углом 45*, чуть выше головы.
     Но вернёмся к нашему вновь прибывшему отряду. Вдоволь насладившись волшебным воздухом соснового леса мы идём по тропинке, заваленной шишками и иголками, что делало тропинку ещё мягче, в чемоданную, чтобы там забрать все самое необходимое из чемоданов, разложить чемоданы по полкам и отправиться с оставшимся провиантом размещаться по палатам. Вожатая заставила разложить на столе весь наш провиант и, к моему великому изумлению и огорчению, заставила меня выбросить в урну бутылку вкуснейшего лимонада "Лесная ягода", ввиду того, что он был просрочен. И тогда я узнал, что оказывается у продуктов бывает срок годности. А я не знал, что лимонады портятся и бывают вредными для организма ...
В связи с этим инцидентом мне вспомнился ещё один забавный случай из моей биографии:
Однажды я пошёл в кинотеатр "Подвиг", что находится  в г. Колпино, тогда ещё входившего в состав Ленинградской области, на просмотр киносеанса, где демонстрировали художественный фильм "Вий". Так вот, если Вы помните сцену, где тётя начинала летать в деревянном ящике и биться о границы сферы, очерченную мелом главным героем - именно в этот момент я начал от страха тихонько сползать с кресла вниз. И меня остановил лишь добрый взгляд невозмутимого взрослого дяденьки, что сидел рядом со мной. Он сказал, что все это понарошку, не по-настоящему, это спецэффекты, а трюки выполнены каскадёрами. В то время я ещё думал, что во всех перестрелках и фильмах про войну убивали по-настоящему, на что мне отец сказал: "Тогда бы не хватило никаких актеров, если бы они погибали по-настоящему. Для меня тогда это было великое открытие, ибо очень я переживал, когда герой картины вдруг уходил из жизни. Вот такая была доверчивость и правдоподобная игра наших актеров. Но, вернёмся в наш чудесный пионер-лагерь, мои уважаемые!
Разложив провиант, зубные щётки и прочие банные принадлежности по тумбочкам мы пошли гулять по территории. Через полчаса прозвучал горн на обед и мы все дружно пошли во главе с пионер-вожатым в столовую. Кормили тогда не помню чем, но было очень вкусно. Одно из блюд, которое мне очень запомнилось, это собственноручно-приготовленный бутерброд с сыром. Запомнился он по двум причинам: все ингредиенты были свежими, а масло лежало на блюдечке и было в форме маленького цилиндрика - его было очень приятно намазывать на кусочек батона. После ужина мы пошли по своим корпусам, чтобы переодеться на прогулку. Переодевшись с двумя товарищами мы побежали к Изумрудному озеру - цвет озера действительно был темно-изумрудным. Говорили, что этот цвет озеро приобрело из-за сосновых иголок, которые падали в озеро столетиями. Весьма интересная версия, но как быть с другими озёрами в сосновых лесах, цвет воды которых был коричневым или голубым?;)
    Тогда я впервые увидел деревянную купальню! Позже мы узнали, что купаться можно только в ней, отрядами по 10 человек, 1-2 раза в день и по 15-25 минут. Лишь в том случае, если температура воды достигала 18 градусов по Цельсию. А если ты себя плохо вёл, то тебя лишали на следующий день этой прерогативы - купания в озере. Это было самым жестоким наказанием на тот момент.

В первый мой приезд в этот пионер-лагерь меня записали в 8-й отряд - туда записывали первоклашек. Всего отрядов было 10. Первый отряд был самым старшим и состоял из юношей до 16-и лет. А 3-й отряд состоял из девушек от тринадцати до пятнадцати лет, но об этом чуть позже.
  Вскоре на общем отрядном собрании был выбран командир отряда. Им стала Юля (фамилию её я не помню) Но помню, что тайно был в неё влюблён. Но из-за комплексов, что роились в моей голове по поводу моей внешности ( моя нижняя челюсть чуть выпирала, относительно верхней) (какой же я был дурак, ибо только сейчас, в зрелом возрасте я понял, что в сущности людям не важна твоя внешность - главное, чтобы ты человеком был хорошим!) я не мог ей сообщить о своих чувствах, а лишь ощетинивался на всех, как ёжик и подпускал к себе лишь немногих, чьё сердце было добрым и отзывчивым. Одним из таких ребят был Витя Филатов. Я до сих пор вспоминаю его славную песенку, которой его научил (прошу заметить!) папа. Суть песенки заключалась в следующем: оппонент подходит к вам сбоку и украдкой поворачивается к вашему уху, также поворачивая и свои губы, предварительно вытянутые в трубочку и, прикрывая рот ладонью, как рупором, тихонечко поёт: "Я хотел спросить Вас, где, где находится кафе? Где находится кафе, я хотел спросить Вас, где?!" После этого номера я понял, что это мой друг! Нам было очень весело вместе. На дежурства мы всегда шли вместе. Особенно мы любили дежурства по столовой. Там в наши обязанности входило: закинуть картошку в картофелечистную машину - это такая бандура, типа центрифуги с обдирочными кругами внутри. Внизу машины стояла ванна, куда через лоток из машины ссыпалась "почищенная картошка". Чистилась там только выпуклая шкурка, все картофельные глазки и вмятинки потом приходилось выковыривать ножичком. Это была кропотливая работа, скажу я Вам. Поэтому мы старались вписаться либо на раздачу, либо на хлеборезку. На раздаче было самое веселье. Однажды девчонки решили над нами подшутить и налили нам в стаканы несладкий чай (чай заваривался в огромном чане и разливался по граненым стаканам из алюминиевых чайников). На следующий день девочки пожалели о своей невинной шалости, ибо мы пересолили им всю пищу, включая чай. Только сейчас задумываешься о своих выходках - а если у кого-нибудь из девочек по здоровью воспрещалось употреблять в пищу солёный чай?
   Нередко, если на обед давали не достаточно сладкую сливу или алычу, мы начинали кидаться ею друг в друга. Это были неистовые баталии! Вы только представьте себе толпу ребятни в 300 человек, визжащую и кидающую друг в друга ягоды?! Из столовой все выходили ухайдаканные с ног до головы, но довольные и счастливые. Но подобные баталии не проходили даром. Отряд, который "отличился" более всего на этом побоище наказывался прилюдно на линейке запретом просмотра какого-нибудь чудесного художественного или мультипликационного фильма, любезно привезённым киномехаником из посёлка и демонстрировавшимся вечером в нашем клубе. Это было неприятное наказание, ибо фильмы показывали не так часто, как хотелось бы ;( (но едой лучше кидаться, даже если Вам не очень нравится определенное блюдо или оппонент напротив)
       Ещё во время дежурств по столовой мы любили мыть посуду. Там было несколько больших раковин. В одну из них мы скидывали остатки еды. Самым классным было выдавливать сквозь щели между пальцев сливочное масло в форме цилиндриков. Мы их называли - червячки ;) Ну и стоит ли говорить о том , что во время дежурства по столовой мы всегда были сыты, а после ужина могли утащить с собой в палату хоть целую буханку хлеба?! Очень мы любили хлебушек, особенно если  натереть горбушку чесночком и как следует посолить его. Обычно, по выходу из столовой нас заставляли выворачивать карманы. Было запрещено выносить с собой хлеб. Наверное во избежание какой-нибудь бактериологической эпидемии или нашествия грызунов и тараканов. Посудите сами: между ужином и отбоем было порядка 3 часов, а молодому, растущему организму кушать хочется ежечасно. Вот и приходилось ухищряться и прятать хлеб под мышками, в кепках, да за спиной.
     На следующей неделе мы уже дежурили с Витькой на посту на входе в лагерь. Пост состоял из летней беседки и наша задача заключалась в том, чтобы не пускать посторонних. Можно подумать, что если бы какой-нибудь посторонний уж очень бы захотел проникнуть на территорию "стратегического" объекта, то он испугался бы двух девятилетних сопляков?! Сидеть на посту было очень скучно и мы каких только занятий не придумывали, лишь бы хоть как-то скоротать время. Как-то в голову нам пришла в голову идея - набить комаров, кто больше. В комарах у нас в лагере недостатка не было и мы принялись за дело. За 2 часа дежурства у нас обоих было набито по 2 горочки высотой в 5см в диаметре сантиметров 20. Вот то был пир для лягушек;)
 В нашем Зелёном озере водилось очень много головастиков. Потом,  я узнал какие чудесные лягушата получаются из этих милых головастиков, постепенно утрачивающих хвостики и черный цвет. И наши тропинки и дорожки буквально были заполонены маленькими лягушатами с их миниатюрно-точёными лапками и глазками. Нам приходилось смотреть под ноги, чтобы случайно не раздавить эти чудесные создания.
    Ещё вспомнился один чудесный эпизод, когда в кустах мы нашли черного как смоль  вороненка и забрали его к себе в палату, чтобы он не погиб. Кормили мы его до сыта хлебом и кашей. А через 2 недели начали выводить его на улицу и подкидывать, чтобы научить его летать. Через неделю он научился летать и улетел от нас. Дней через 10 он к нам вернулся. Мы были очень рады, что он не забыл про нас. И каково же было наше разочарование, когда на следующий день мы нашли его останки - какая-то противная кошка сожрала нашего вороненка;( Но насыщенные приключениями лагерные будни очень быстро стёрли это воспоминание из наших неугомонных головок.
      Каждую субботу мы ходили в нашу лагерную баню, в которой мы мылись из жестяных тазиков. Я вспоминаю эти грубые мочалки из бахромы непонятного материала, что оставляли красные полоски на коже. Один мальчик говорил- "Чтобы как следует помыться, надо натираться мочалкой несколько раз!" Наверное он был мазохист. Мне было достаточно и одного раза. Самое приятное действо в бане состояло в том, чтобы после парилки вылить на себя тазик с ледяной водой...или на товарища - это было ещё веселее;) Однажды наша котельная поломалась и в бане не было горячей воды. В связи с этим весь наш лагерь повезли мыться на автобусах в городскую баню г. Луги. Это было весело.
    Я очень любил все мероприятия, проходящие в нашем славном лагере. Одна из них - зарница. Задача заключалась в следующем: в зарнице участвовало 2 отрада - соперников. Одному отряду к плечикам на футболках пришивали погоны зеленого цвета, а другому отряду красного цвета. Потом один из отрядов прятался и начиналась охота. Соперник должен был сорвать погоны с плеч противника. Побеждал тот отряд, у кого остался хотя бы один боец с погонами.
Ещё была классная игра, в которой надо было ходить по лесу и собирать подсказки. В одну из таких игр мы втроём с ребятами заблудились в лесу. Раза три мы проходили мимо одного и того же места, как в популярном в то время фильме "Спортлото-82", пока не вышли на шоссе и не спросили у проезжающего водителя, в какую сторону нам идти, чтобы попасть в наш лагерь. Дошли до лагеря мы благополучно.
      Каждое утро отряды торжественно выходили по дорожке на линейку. Я очень завидовал барабанщикам, которые так звонко выбивали мотив песни "Бей барабанщик, бей" и мечтал стать барабанщиком. И однажды моя мечта сбылась, но лишь на одну линейку - заболел один из барабанщиков. Я помню, с каким благоговением я отпарил пионерский галстук утюгом в нашей гладилке и в белоснежной рубашке встал в один ряд с барабанщиками.
     Ещё я очень любил слушать мелодии "подъемов" и "отбоев" горнистов, которые звучали из репродукторов, висящих на столбах. Конечно мелодия "отбоя" звучала сладостнее мелодии "подъема", мы придумали для неё текст: "Спать, спать по палатам, пионерам и вожатым". А для мелодии "подъема" был такой текст: "Вставай, вставай, футболку надевай, шорты с кепкой надевай, вставай, вставай!" Я очень хотел научиться играть на горне. И однажды мне выпал случай поиграть на нём! Один из наших товарищей дежурил в "Ленинской комнате". Там стояло знамя СССР, бюст вождя, а в углу стоял горн. И вот я взял в руки этот замечательный духовой инструмент, поднёс его к губам, мысленно приготовившись наслаждаться мелодией отбоя, дунул в горн, а оттуда вылетели какие-то хриплые звуки, похожие на звук дряхлого клаксона. Разочарованию моему не было предела!  Лишь позже я узнал, что губы надо складывать специально, и к горну необходим мундштук, коего на нашем экземпляре не было. Так закончилась моя блистательная карьера горниста.
       Сразу после избрания Юли в качестве командира нашего отряда мы стали придумывать название для нашего отряда и отрядную песню, которую мы будем петь на торжественной линейке. Уже не помню по какой причине или памятной дате она называлась торжественной, но шли мы на эту линейку, как на парад: белоснежные блузки и безрукавки, отутюженные и накрахмаленные пионерские галстуки, у девчонок в косах и "хвостах" красовались белые банты, а на барабанщиках висели красные ленты через плечо - все было максимально торжественно. Первое название отряда, и единственное, которое я запомнил, было "Бригантина", а наша отрядная песня была "10-й наш десантный батальон". Каждый раз, когда мы её пели, мурашки бежали по моей коже. Наш отряд выиграл какое-то почетное звание, благодаря этой песне...ну, может быть и немножко, благодаря блистательному исполнению оной, вашим покорным слугой (шутка). Помню, меня ещё хотели взять в лагерный хор. Я пришёл на прослушивание в наш клуб, спел куплет из "Крылатых качелей" - моя любимая песня на то время, но в хор меня не взяли, пояснив отказ тем, что я не беру какую-то ноту. Я не сильно огорчился, ибо мне казалось, что ноты я беру все и радостный я побежал собирать чернику в лес. По поводу черники - отдельный разговор! Её в нашем лесу (за территорией лагеря, естественно - куда мы бегали тайком перелезая через лагерный забор) было превеликое множество! И была она очень крупной и сладкой. Попадались такие кусты, которые с головы до ног были усеяны ягодами. Такие кусты мы выдирали из земли (каюсь) (так делать не надо!) и шли дальше, поедая ягоды с куста, как шашлык с шампура. Ещё в нашем лесу было много голубики и земляники. Как-то я набрал целый стакан земляники и подарил девочке, к которой был неравнодушен. Ей понравился мой подарок. Но я ей был не особо интересен, так что остальная земляника в лесу досталась мне. Иногда мы ходили в лес всем отрядом во главе с пионервожатыми на сбор черники или грибов. Все, что насобирали, мы относили в столовую, и на наш отряд выпекался персональный пирог с черникой и жарилась картошка с грибами. Запах стоял такой ароматный, что казалось текли слюнки даже у героев портретов, висящих в нашей столовой. Ещё, что меня очень радовало в нашем лагере, так это великое множество кружков и секций, в которые можно было записываться и ходить абсолютно бесплатно. Таким образом я за одно лето научился делать витражи из краски и стекла; лепить из пластилина; выжигать по дереву. Но самым классным, я считаю, было то, что мы с другом записались в кружок пожарников. Мы научились пользоваться всеми видами огнетушителей, висевшими на наших пожарных стендах; мы включали пожарную сирену - это такая штука с ручкой, типа мясорубки, ручку которой крутишь по часовой стрелке, а из рупора нарастает пронзительный вой. Чем быстрее крутишь ручку, тем оглушительный становился вой. Но фурором наших занятий было тушить водной помпой из брандспойта условный пожар. Мы кидали рукав для забора воды в пожарный водоем, включали дизельную помпу и поливали деревья мощнейшей струей. Напор был таким сильным, что смывал кору с сосен, а шланг вырывался из рук. По этому приходилось держать шланг вчетвером, так как однажды шланг выскользнул из рук и чуть не дал нам по башке - вовремя мы успели отскочить. Ну и естественно не обходилось без шалостей: струей воды были политы девчонки из нашего отряда, а к концу смены действующих огнетушителей изрядно поубавилось.
   Настала пора рассказать про рыбалку. Это было замечательное мероприятие! Так как лопаток у нас собой не было и червей копать было нечем (хотя отчаянные ребята умудрялись их выкапывать палками) то мы собирали по берегам озера шитиков - это такие червячки, которые жили в своей раковинке, слепленной из всяческих отходов озерной жизнедеятельности, что-то типа ракушечника. Этого шитика обожали окушки'. Окунь в Изумрудном озере водился отменный! Но была одна проблема: так-как ночью удить было нельзя - режим, то приходилось удить днём, а днём рыба прячется в тень. Тени над озером было маловато, из-за отсутствия деревьев по берегам. Озеро с двух сторон принадлежало двум пионерлагерям, а с другой стороны был местный пляж. Но на озере стояли замечательные деревянные купальни и там был тенёк. Вот мы и примостились удить рыбу с купален. Удочка была проста до безобразия: кусок лески, на конце крючок, чуть дальше грузило и по центру поплавок. Мы закидывали "удочку" в щель между дощатым помостом купальни и тихонько подергивали леску вверх-вниз. Клев был отменный! Однажды попался настолько крупный окунь, что мы не могли его просунуть в щель между досками и его пришлось отпустить. Пойманную рыбу мы потрошили, просаливали как следует и потом вешали её гирляндами на веревку между деревьями вялиться. Но из-за пасмурной погоды, нередко случающейся в широтах Ленинградской области, рыба протухала. И мы нашли сказочный объект для вяления нашей рыбы - лагерная котельная. Хоть, конечно, и приходилось делиться рыбой с кочегаром, но зато весь улов вялился за пару дней и не протухал.
    Ещё в Зелёном (Изумрудном) озере водились отменные раки, мы видели их в ведре у местных жителей. Но сами мы ловить раков не умели, да и побаивались быть укушенными их огромными клешнями. Мы довольствовались лишь окушками. Но и этого было вполне предостаточно.
       Напомню, что озеро наполовину принадлежало двум пионерлагерям. Наш соседний лагерь носил название "Изумрудный" (в честь названия озера). Хозяевами лагеря был какой-то Мурманский завод, ну и соответственно обитателей этого лагеря мы звали просто - "мурманчане". Когда мы были в отрядах помладше, то ходили к ним в гости на дискотеки. Ну и они к нам захаживали с ответными визитами. А вот уже в отрядах постарше мы встречались на нейтральной территории для выяснения отношений. Никогда не понимал, чего людям было не поделить?! Казалось бы, вот тебе лес, вот тебе сказочное озеро, нет, людям этого мало, так они ещё и драться лезут. Но, пропустим эти неприятные воспоминания мимо и умчимся дальше - в мои славные воспоминания о лагерных дискотеках - это был такой будоражащий моё сознание праздник, который сложно описать словами. В те времена был безумно популярен музыкальный коллектив под названием "Ласковый май", в котором пело большое количество солистов, но выделялись среди них: легендарный Юра Шатунов, Андрей Разин, Костя Пахомов. И когда в переполненном раскрасневшимися от танцев пионерами зале звучали первые ноты песни "Пусть в твои окна смотрит беспечный розовый вечер", стоял такой громкий девичий визг, что мы (мальчики) демонстративно затыкали уши и выходили на крыльцо подышать свежим воздухом. Дескать, нам не было дела до девичьих песен (хотя мне эта песня очень нравилась!) Я уже молчу о том, что на уроках музыки в пятом классе средней школы № 588 г. Колпино учительница играла нам на пианино мелодию песни "Белые розы", а мы всем классом ей дружно подпевали. Таким же образом были исполнены песни В.Цоя "Группа крови на рукаве". Вот такие славные были в нашей школе уроки музыки. Но вернёмся к нашим лагерным дискотекам. Также в то время был весьма популярен музыкальный коллектив под названием "Комбинация" с песней "Американ бой" и группа "Анонс" с песней про Олю. Мы тогда не совсем понимали смысла этих песен, а заучивали их и пели где не по'падя. Только сейчас я начал понимать, как из нас взрастили эту толпу "предпринимателей" и потребителей, любой ценой желающих заполучить ту или иную вещь или шмотку. Вся эта мишура: шнурки, значки, ремешки, панамы, кепки, рюкзаки - продавалась в кооперативных магазинах и ларьках и стоила тогда немыслимых денег. Вспомнилась одна история про панаму, так популярную в 90-х! У одной нашей уборщицы была такая модная панама синего цвета, что я сразу понял - эта панама должна стать моей! Я спросил у уборщицы, могу ли я купить у неё эту панаму? Она назвала цену, точно не помню какую, да это и не столь важно, ибо карманных денег у меня было не так много. И вот я неделю ходил и облизывался на эту панаму. Видать я так достал нашу уборщицу своими преследованиями, что она в конце концов подарила мне эту панаму. Ликованию моему не было предела! Я был самый модный парень "на деревне" (по крайней мере, мне так думалось). Правда она мне была великовата, но меня это не смущало! Ещё у меня была джинсовая безрукавка и кожаный напульсник, безумно модные детали гардероба в 90-е!;) Но не долго длилось моё звание самого модного парня "на деревне". Как-то вечером, придя в палату, я обнаружил мою Панаму лежащей на тумбочке и всю исписанную фломастером какими-то мерзкими словами. Не спорю, это была невинная шутка подростков, но что-то невидимое для меня оборвалось тогда в моей душе, как будто лопнула струна на гитаре и в ушах стоял такой громкий звон от понимания того, что уже ничего не поправить! Так зарождалось какое-то нехорошее чувство внутри меня, когда я начинал понимать, что не все разделяют твои чувства и взгляды. Хотя сейчас я вспоминаю эту ситуацию и улыбка рождается на моем лице - как так можно было расстроиться из-за какой-то панамы?!;) Ведь это была невинная шутка подростка, наравне с той, что была проделана мною с одноклассником в первом классе: мы шли с ним мимо огромной лужи и вдруг, я зачем-то швырнул его портфель с учебниками и тетрадями в самый центр лужи. На мой взгляд это было весело, но веселье моё тут же сменилось печалью, так как одноклассник был не промах и  швырнул туда же и мой портфель. Вначале я удивился, дескать, как так? Мой портфель мокрый и из него течет вода, но потом я посмотрел на портфель одноклассника и на его опечаленного обладателя и понял, что он испытывает те же чувства. Это был великолепный урок, который мне пришлось испытать: "Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе!"
     Также в нашем лагере был весьма примечателен, почитаемый молодёжью, и не только, день Нептуна. Все дети и пионер-вожатые одевались в красочные костюмы, соответствующие морской тематике и шли ликующей толпой на озеро. Всё действо происходило там. Там были заплывы на время, различные конкурсы и соревнования, а самая главная забава этого праздника, заключалась в том, чтобы искупать пионер-вожатых, переодетых в костюмы пиратов. Дети буквально висли на них гроздьями, пока все дружно не валились в воду. Нептуна всегда играл директор нашего лагеря, русалку - старшая пионер-вожатая. Костюмы у всех были весьма нарядными. Все обливали друг друга водой из тазиков, вёдер, брызгалок, кружек. Вымокали все с ног до головы. Потом все разбегались по палатам сушиться и переодеваться. В конце праздника всех ожидал праздничный ужин с черничным пирогом и дискотека (только для старших отрядов).
   Ещё было одно, не менее примечательное действо, передающееся из года в год новым посетителям нашего пионер-лагеря "Космос" - это королевская ночь. Суть "праздника" заключалась в том, что все друг друга мазали зубной пастой, бились подушками, привязывали одежду к стульям и кроватям и т.д. Больше всего доставалось тем, кто был не в курсе этого неофициального действа и спал тихим, мирным сном. Надо было видеть их лица спросонья. Однажды ребята переборщили с зубной пастой: тот, кого мазали пастой, оказался алергиком и у него начался приступ. Слава Богу, парня привели в чувства. С тех пор я понял, что зубная паста не всегда полезна.
       Подходил конец первой смены. Обычно в конце каждой смены устраивался театральный вечер. На открытой площадке возле клуба все отряды показывали спектакль, который они усердно  репетировали в течении всей смены. В тот года наш отряд решил сделать постановку сказки "Али-баба и 40 разбойников" по одноимённому телеспектаклю, сценаристом которого являлся мой любимый актёр В.Смехов, в простонародье - "Атос". В этом спектакле мне досталась роль Касыма, жадного брата Али-Бабы. Мой самый любимой отрывок в этой  роли был тот, в котором Касым забыл пароль для открытия двери, чтобы выйти из пещеры - "Горох, капуста, откройся! Свекла, редька, чесночок - так не честно, старичок!" - ругался Касым, но так и не смог открыть двери пещеры с богатствами. На моих ногах были надеты изумительные шаровары из красного шёлка, голова была обмотана полотенцем в виде чалмы, а на ногах кожаные туфли с загнутыми вверх носами. Откуда был раздобыт этот феерический гардероб - для меня остаётся загадкой. Наш спектакль всем очень понравился, особенно мне. 
       Был в нашем отряде веселый парень Дёмужкин. Имени его не помню, но его помню отлично, ибо с ним происходили постоянные чудеса. Он был очень подвижный и энергичный мальчик (сейчас это наверное солидный сорокалетний мужчина). Однажды он качался на качелях, таких кондовых металлических, а в наше время модно было раскачаться на качелях максимально выше и спрыгнуть с них, когда они поднимают тебя вверх, таким образом ты летишь по траектории ещё какое-то расстояние и приземляешься на ноги (в лучшем случае). В его случае что-то пошло не так, то ли он спрыгнул раньше, то ли он просто раскачал качели и хотел пробежать мимо, но суть в том, что качели со всей силы ему долбанула по спине и порвала кожу с мясом до кости. Его увезли в больницу. Через неделю я уже видел его бодро скачущим на волейбольной площадке. Второй случай произошёл с ним в следующем году( он также, как и я ездил несколько лет подряд в наш лагерь, а учились мы с ним в параллельных классах в школе №50 Петроградского района). Так вот, внезапно у него обнаружился аппендицит. Его увезли в лужскую больницу и через неделю уже как ни в чем не бывало он стоял в воротах и играл с нами в футбол. И как-то мяч угодил ему прямо в пах. Я зажмурил глаза, понимая, как ему должно быть больно в этот момент, а он ничего, потёр по месту, где находился свежий шов и продолжил играть дальше. Удивительный парень, этот Дёмужкин!;)
   И в довершение всех этих приключений был самый замечательный случай, наверное в награду ему за те два предыдущих. Как-то я проходил мимо корпуса, где работал кружок танцев. Окна были открыты и была слышна музыка. Я посмотрел в оконный проем актового зала и увидел танцующего какой-то классический танец Дёмужкина с двумя девочками - Юлей, командиром нашего отряда и второй красивой девочкой, чьё имя мне было неизвестно. Он выглядел таким счастливым в тот момент, что " ни в сказке сказать, ни пером написать"!
    Вспомнилась ещё одна картина лагерной жизни. Так как я не был равнодушен к нашей руководительнице отряда Юле, я улучил момент, чтобы угостить её апельсином. И тогда она сказала слова, которые врезались мне в мозг навсегда - "Брикаделька добрый!" (Поясню. Моя фамилия - Брикелев. А фрикадельки наверное были ёе любимым блюдом. Поэтому меня и прозвали Брикаделькой). Она сказала это весьма громко, так что некоторые товарищи обратили на нас внимание. Мне стало жутко стыдно и я убежал. Лишь потом, анализируя своё поведение, я понял, что я был слегка нелюдим и озлоблен на людей из-за своего псевдо-комплекса неполноценности - слегка выдвинутой нижней челюстью и неправильным прикусом. Это сейчас я понимаю, какая это ерунда и я люблю себя таким, какой я есть. А в детстве приходилось сносить насмешки товарищей и замечательную кличку "челюсть", так любезно предоставленную мне приятелями.
    Ещё мне вспомнились пара примечательных случаев в нашей пионер-лагерной жизни. Так как наша страна в ту пору называлась Союзом Советских Социалистических Республик, то лагерь наш посещали и пионеры из других республик. Однажды к нам приехали эстонцы. Я их сразу очень полюбил, потому что они угощали нас своими очень вкусными конфетами таллиннской кондитерской фабрики "Таллинн-Калев". Особенно мне запомнились вафельные конфеты, на обертке которых был нарисован ананас. Ананасы в ту пору на полках магазинов были лишь в консервированном виде, так что точного вкуса мы знать не могли. Но эти конфеты были самыми вкусными (на мой взгляд). Но к сожалению, нам показалось, что угостили нас не очень обильно и мы решили тиснуть конфет из их чемоданов. Так как чемоданную открывал пионер-вожатый только в определенные часы, нам как-то нужно было проникнуть в чемоданную. Каким то образом нам удалось пролезть под полом чемоданной, пробраться в нашу комнату  и залезть в их чемоданы, чтобы вдоволь насладиться этими славными конфетами. Очень постыдный и неприятный случай.
          Не припомню, конечно, у наших славных эстонских cограждан-пионеров акцента, какой можно сейчас услышать по телевизору из уст русских артистов и, тем более, медлительного рассуждения, а-ля: «Талеко ли до Таллинна?». Это были очень славные и воспитанные мальчики.
          А летом 1989 года к нам в пионер-лагерь приехали дети из Армении. Они приехали к нам после ужаснейшего в истории Армении землетрясения. Мы тогда еще не совсем понимали какого масштаба была эта трагедия и приняли ребят просто, как своих. Конечно не без стычек, старожилам ведь надо было показать, кто здесь хозяин. Но что с детей возьмёшь? Только, спустя почти 30 лет, я лишь могу догадываться, через какую мясорубку пришлось пройти этим детям, и я искренне прошу у них прощения за свою чёрствость и недопонимание происшедшего. Но потом мы все подружились и были не разлей вода.

   Погоды, как правило стояли в этих краях изумительные. Аромат душистых сосен кружил голову. Для городского жителя это был рай - звенящая тишина! Шелест деревьев и веселый щебет птиц нарушал и в то же время гармонично вписывался в эту благостную картину дня. Как же приятно было идти босиком по нагретой солнышком и покрытой мягким ковром из опавшей хвои земле. И лишь сосновые шишки, впиваясь в мягкую кожу стоп создавали некий дискомфорт, но через пару недель мы приучались этого не замечать, а называли эту процедуру - лечебным массажем. Ещё детьми мы понимали, насколько полезна ходьба босиком по земле. Ведь на нашей стопе находится куча болевых точек, отвечающих за тот или иной орган. И ходьба по земле босиком попросту лечит наш организм. Один минус в этих прогулках конечно был - ноги потом тщательно приходилось отмывать от смолы, но это такая мелочь, по сравнению с тем наслаждением, которое мы получали от этих прогулок!
 На озере вначале было 2 купальни. Одну мы называли бегемотной, потому что она была самой глубокой, а вторую называли лягушатником, потому что она была мелкой и там купалась малышня. А на следующий год в озеро водрузили ещё одну купальню, её назвали - крокодильной, потому что там была средняя глубина. Самые смелые и отчаянные пионеры сигали с разбегу через борт купальни прямо в озеро. Отчаянные, потому что за такую проделку могли лишить допуска к купанию на неделю, а также поскользнувшись на мокрой доске можно было впилиться в борт и ободрать себе живот. Я был свидетелем подобных инцидентов - было больно на это смотреть.
 Ещё на берегу нашего озера стоял крохотный одноэтажный деревянный домик 3/2м с двускатной крышей. Там жил наш тренер по плаванию и спасатель по совместительству. Глядя на этот миниатюрный домик, нас так и подмывало туда забраться. И однажды у нас получилось проникнуть в эту цитадель. То ли тренер был в отъезде, то ли приболел, но мы поняли, что домик пустует и через подполье проникли внутрь. Какой приятный деревенский запах стоял в домике. Миниатюрная кровать, на полке разные журналы и газеты, на окнах занавесочки, на стенах висели карта, веники и рыболовные снасти - одно загляденье! Насладившись вдоволь гостеприимством домика мы вылезли наружу незамеченными, довольными и счастливыми, что ещё одна тайна раскрыта.
    Ещё один объект, всплывший в памяти, достойный отдельного повествования - это лагерный лазарет или госпиталь. Его я боялся, как огня и всячески пытался избегать. Особенно я избегал стоматологического кабинета. Меня переполнял панический страх от этого запаха, шума бор-машинки и её вида. В ту пору бор-машинка работала от жгута, который крутил маховик. Не было ни слюноотсосов, ни светоотверждающихся пломб, ни обезболивающих и шприцов с тоненькими иголочками. Казалось, что шприц был размером, как в фильме "Кавказская пленница", когда герою, которого играл Моргунов, делали прививку. Я помню те ощущения, когда мне лечили зуб в школе. Бор-машинка конечно крутилась не за счёт ножного привода, как в старину, но приятного все равно было мало, так как сверлила она очень медленно, изо рта шёл фонтан "брызг" зубной плоти, запах стоял ужаснейший. Самый счастливый и долгожданный момент в этой экзекуции, под названием "лечение зуба" - это когда начинали закладывать пломбу. Эта эйфория не поддаётся описанию. Так вот, как только на стене лазарета вывешивались списки "желающих" вылечить зубы, я растворялся в бескрайней территории нашего лагеря.
    Однажды у меня выскочил громаднейший чирий под лопаткой. Болело так, что невозможно было спать на боку и поднимать руку. В лазарете сказали, что надо резать. Ну,  вы понимаете, что мой след тут же простыл. И лишь батя, когда они с мамой приехали на родительский день, увидевший этот славный чирий, попытался выдавить его руками. От моего крика наверное коровы перестали жевать траву, а были мы на живописном берегу речки Луги, по берегам которой росла сочная трава и паслись коровы. До конца выжать чирий батя не смог, ввиду моего яростного сопротивления, но главное, что нарыв был устранён и дело, слава Богу, пошло на поправку.
      Как же славно было купаться в речке Луга, там было такое быстрое течение, что если лечь на спину, тебя относило на 10 метров, от того места, в котором ты зашёл в реку за одну минуту.
    Стоит отдельно описать Родительский день в нашем лагере. Он проходил раз в месяц и был самым светлым днём в нашей лагерной жизни. Один раз я даже уехал с родителями домой, так как не желал больше оставаться без них в этом славном лагере. Здоровый детский эгоизм. Так вот, я обожал родительский день за то, что мама всегда привозила с собой все самые вкусные и любимые мною блюда: черешню, красные помидоры, жареную курицу с корочкой и чесночком и лимонад "Буратино" или "Крюшон" или "Саяны". Мы купались до отвала в реке, ибо не было строгих пионер-вожатых, заставляющих купаться по строгому регламенту в купальнях. Потом мы удили рыбу. И самым тяжелым в этом счастливом и светлом денёчке был отъезд родителей домой. Было очень грустно и не редко я пускал сопли.
    Отдельный разговор заведу о настольных и "надстольных" играх. В нашем лагере были очень популярны 3 игры:
1) "Пионербол". Это практически  волейбол, только вместо того, чтобы сразу отбивать мяч через сетку на территорию соперника, ты ловишь мяч, затем можно сделать 3 шага поближе к сетке и кинуть мяч через сетку в свободную зону, где нет соперника. Или дать пас соседу, чтобы тот кинул мяч. Я обожал эту игру и мог играть в неё целыми днями.
2) "33". Суть игры: играет в ней до пяти человек, больше не интересно, ибо слишком долго ждать своего броска. Идеально играть втроём. Начинается всё с жеребьёвки - кто первый кидает мяч в кольцо. Первый игрок начинает кидать мяч в кольцо со штрафной линии - это примерно 5 метров до баскетбольного щита с кольцом. А второй ловит мяч в том месте, куда мяч отскочил после броска первого игрока. И так по очереди. Броски из-за штрафной площади засчитываются как трехочковые, все остальные как двухочковые. Победителем становится тот, кто первым набрал 33 очка. Самый ахтунг начинается с отметки 30 очков. Соперник должен 3 мяча подряд закинуть со штрафной линии и это порой сделать очень сложно. Так что не факт, если ты набрал первый 30 очков, станешь победителем. Очень увлекательная игра.
3) "Колбаса". Игра за столом для настольного тенниса (пинг-понга). Суть игры: набирается небольшая команда игроков (до десяти человек - большим количеством просто невозможно бегать вокруг стола), первый игрок подаёт шарик ударом ракетки на противоположное поле, и начинает бежать вокруг стола по часовой стрелки, второй игрок отбивает шарик также на противоположную сторону стола, и также убегает. И так по кругу каждый игрок должен успеть отбить шарик на противоположное поле. Тот, кто не успел отбить шарик - вылетает из игры. Играют до тех пор, пока за столом не останется два человека. Тогда они начинают играть между собой на победителя в обычной пинг-понг до 11 очков. Это очень увлекательная игра. Чтобы успеть отбить шарик - ты летишь  во всю прыть, задевая ногами за углы стола, порой падая или отпихивая соседа. Динамика сумасшедшая!)
     Ещё хотелось упомянуть про настольные игры, а точнее про первые электронные игрушки у некоторых наших пионеров. Игра "Ну, погоди" советской компании "Электроника" будоражила мой ум. У меня не было собственной игрушки, но я всегда находил, у кого её можно одолжить. Я играл в неё до такой степени, что эти куриные яйца, которые волк собирал в корзиночку уже мерещились мне повсюду, а в ушах стоял писк и скрежет звуков этой изумительной игры. Особенно характерным был звук, когда в игре яйцо падало на пол и разбивалось. Ребята говорили, что если собрать тысячу яиц, то в конце показывают мультик - это чистейшие фантазии! Один мой товарищ прошёл до конца эту игру и мультиков там не показали, за то представляю, какие "мультики" он видел дальнейшие сутки. Дело в том, что игра идёт на ускорение - чем больше яиц ты собрал, тем быстрее они начинают катиться. И уже очках на трёхста они превращаются в непрерывный поток с четырёх полок. Реакция должна быть молниеносной. Нередко игра перегревалась и зависала. Но самая грусть заключалась в севших батарейках, которые в обычных хоз.магазинах не купишь - в игру вставлялись специальные батарейки, типа часовых. Это самое обидное, когда все хотят поиграть, а батареек нет. Тогда все вдруг вспоминали про рыбалку, баскетбольную и пионербольную площадки. Теперь я прекрасно понимаю современную молодёжь , которую клещами не вытянешь во дворы. Имея дома прокачанный комп. или игровую приставку с хорошей плазмой и звуком, из дома можно не вылезать сутками. Вот только цена такого затворничества слишком высока: сколиоз, испорченное зрение и психика, (человек начинает жить в этом иллюзорном мире игр, теряя связь с реальностью) асоциальность. Я не понимаю, почему сейчас на площадках так мало детворы?! Ведь нас в своё время не затащить было домой, если только ты вконец не проголодался, и то, доблестные бойцы порой выносили более стойким товарищам бутерброды с колбасой и станком чайного гриба или воды на улицы. Самый вкусный бутерброд в ту пору был кусок черного хлеба, смоченный нерафинированным подсолнечным маслом и обильно посыпанным солью. Все подкреплялись и игры продолжались дальше. Игры были самые разнообразнейшие: от "салок" до "городков". Фигуры для "городков" мы собирали из пустых консервных банок, а сбивали их мы обычными палками - ветками от деревьев. Больше всех игр я обожал "квадрат". Я мог играть в неё круглосуточно, пока мама за шкварник не затащит меня домой (бывало и такое, когда я трижды игнорировал её призыв с балкона идти домой ужинать и ложиться спать). Суть игры заключалась вот в чем: чертился квадрат и делился на четыре части. Четверо игроков должны отбивать мяч на сторону противника. Но не просто отбивать мяч, а существовали разные накопители очков, такие как: набить мяч на голове +1 очко за каждую набивку; удар с колена + 5 очков; удар пятой точкой +10. К примеру, игрок набил головой мяч десять раз и пнул мяч на поле соперника, а соперник не отбил этот мяч, то сопернику прилетает - 10 очков. Играли до - 30. Если было много желающих поиграть, то играли в ускоренную, до -10. И это была самая мощная мясорубка. Ты бьешься, сам не свой. Руками играть  нельзя. Ещё был спорный мяч, если он останавливался на нейтральной линии. Были союзники - когда вдвоём можно было играть против двоих. В каждом дворе были свои правила игры в квадрат, но играли в него все, от мала до велика. Может по этому и   Сборная по футболу тех лет была не чета современной...
        Но, не будем о грустном, а вернёмся в наш славный пионерский лагерь "Космос". Настала пора рассказать о последней поездке в этот милый сердцу уголок. Мне исполнилось 12 лет, а это самый старший возраст, когда берут в лагерь в самый старший отряд под цифрой 1. Отряд состоял только из юношей и на него ложилась огромная ответственность, так как на линейку мы заходили первыми, да и вообще, мы были примером для младших отрядов. Нам достался славный пионер-вожатый, имени которого я, к сожалению, не помню, за то прекрасно помню, как он пытался сделать из нас настоящих мужчин. Дело в том, что наш пионер-вожатый недавно пришёл из армии и был огромным и крепким, как буйвол. Каждое утро подъём нашего отряда осуществлялся в 6-30, а не как у всех остальных в 8-00. Мы кое-как просыпались, так как до ночи вели душевные разговоры, рассказывая друг другу всяческие небылицы и хвастаясь тем или иным достижением (зачастую являющейся чистейшей брехнёй) перед сном и уснуть было практически нереально.  И ровно настолько же было трудно рано встать, как и рано уснуть. Мы на скорую руку чистили зубы, умывали лицо холодной водой, чтобы скорее проснуться и начинали пробежку до озера. Расстояние до озера составляло 3-4км. Добежав до озера самые крепкие купались в нём, ибо не всегда вода была тёплой, как парное молоко, судорожно вытирались и бежали той же дорогой обратно в лагерь. Кульминацией всей этой процедуры было то, что мы организованной шеренгой забегали всем отрядом на площадку, где проходила ежеутренняя линейка. Напомню, что такое линейка. Это мероприятие, проходящее на прямоугольной площадке. В нашем лагере по периметру площадки росли ёлки. Внутри площадки по периметру шла асфальтовая дорожка в форме буквы П, по которой проходили в порядке очереди отряды, начиная с первого, а пионеры выстраивались в шеренгу по ранжиру. В самом начале стояли барабанщики. В начале площадки стояла эстрада, на ней возвышался флагшток, на котором гордо развивался флаг СССР. Флаг  поднимали на торжественной линейке в начале сезона и так же торжественно спускали в конце сезона. На эстраде стояли старший пионер-вожатый и иногда директор лагеря. После линейки все шли на завтрак.
     Именно в последний год нашего пребывания в этом славном лагере появилось такое нововведение, как видео-дискотека! Это было нереально-крутое действо (так мы тогда считали). Первые стробоскопы, зеркальный шар и всяческие мигалки завораживали неискушённого пионера. Но самое главное, что вместо обычного магнитофона "бобиника" с колонками появилась стерео-система с усилителем, микшером и эквалайзером, а на стенах повесили цветные телевизоры типа "радуга" или "горизонт", и хоть видео-ряд не совпадал со звучащей из колонок песни - и этого было предостаточно! Из клуба ребят невозможно было выманить ни за какие коврижки ( это я сужу по себе, конечно).
     Вернёмся к повествованию о нашем легендарном пионер-вожатом. Однажды в лагерь проникли 2 какие-то сомнительные личности мужского пола в изрядном подпитии и начали зачем-то втыкать топор в дерево, наподобие игры в дротики. Как раз за этим занятием и застал их наш пионер-вожатый. А у нас как раз был тихий час и всей гурьбой мы прильнули к окнам палаты, дабы наблюдать за всем происходящим. Весьма скоро нагрянула кульминация данного эксцесса - один из хулиганов был поднят нашим вожатым руками вверх над головой и плавно опрокинут наземь, а второй тремя глухими ударами в корпус был также препровождён  отдыхать на травку. Товарищи поняли, что они были не правы, в миг протрезвели и были выпровожены за территорию лагеря. Мы были впечатлены подобной картиной и авторитет вожатого заметно подрос в наших глазах. Потом он взялся и за нашу дисциплину. Он ввёл такой термин, как "кедотерапия" - за каждое произнесенное пионером матерное слово виновник наказывался пятью хлесткими ударами по заднице шлёпанцем. У вожатого были массивные резиновые шлёпанцы 46 размера. Экзекуция проводилась вечером пред отбоем. Весь отряд собирался на веранде у теннисного стола. Виновник ложился животом на стол и под смех товарищей получал свою порцию "кедотерапии" массивным шлёпанцем по заднице. Матерщина в зоне досягаемости чуткого слуха нашего вожатого резко прекратилась. Затем случился эпизод легкого разгильдяйства, когда мы уронили пару стульев в столовой. И вечером, вместо дискотеки, весь отряд был выведен на футбольное поле нашего стадиона и мы кидали стул, кто дальше его кинет. Такая же история повторилась после того, как вожатый увидел, что мы харкаем на дорожку из бетонных плит. Вечером мы дружно тренировались на поле - кто дальше харкнет. Это были самые действенные уроки воспитания. Он вышибал из нас дурь и я выражаю глубокую благодарность нашему славному вожатому.
       Однажды, после проведения очередной зарницы, вожатый повёл нас в лес на шашлык. Мясо предварительно было замариновано в каком-то славном соусе, что спустя 25 лет, положа руку на сердце, я с твёрдой уверенностью могу сказать, что вкуснее шашлыка  я не едал, если только с мамой в горах, когда мы летали отдыхать в Сочи. Но там больше меня очаровал вкус соуса. Так вот, после этого вожатского шашлыка мы пели под гитару, жгли костёр и жарили на веточках хлеб, а в самом конце нашего пик-ника вожатый зажег ракетницу и далеко в небе взорвался огненный шарик салюта - это был апогей сказочного вечера на лесной горке, который я вспоминаю по сей день.
   К сожалению, я не могу вспомнить, как назывался наш первый отряд, но зато я прекрасно помню название нашей отрядной песни. Это была песня - "Маруся, от счастья слезы льёт". Помню, как мучительно долго мы разучивали текст, а потом пытались синхронно спеть то место, где поётся - "капали, кап-кап, капали...". Это было истинное мучение. Но кое-как мы выучили эту песню, и у нас получилось синхронно спеть "как-кап-кап". Все были довольны и счастливы, когда прошёл конкурс отрядной песни.
      Наш отряд делился на две группы - старшаков и мелких (прям как в армии). Старшие решили сделать себе игротеку. Они разукрасили стены. Обвешали потолки и стены всякими фигурами из веток и бумажных фигур и на люстру водрузили абажур из картона с вырезанными фигурами. Комната получилась на заглядение. Было такое ощущение, что входишь в какую-то лесную лощину из произведений А.Э.По или Проспера Мериме, чей рассказ "Венера Илльская" мы как раз и читали в то время.
        Вообще щекотливые истории на ночь превалировали в лагере в то время. Наш отряд как-то назначили шефствовать над младшим отрядом малышей от 8-и до 10-и лет. Вот то мы им перед сном чего только не рассказывали. В основном, конечно мы просто читали им Русские народные сказки, но иногда в ход шли и душещипательные рассказы. Причём слушатель был весьма искушённым и половину историй уже знал и не так пугался;) Но всем было весело и мы довольные, пожелав малышне спокойной ночи шли на вечернюю дискотеку.
   Мы начинали понимать, что взрослым быть круто, но мы не знали тогда, чем чревато раннее взросление, а просто слепо хотели изо всех сил повзрослеть. А теперь на ум лишь приходит песенка: "Куда уходит детство?" и хочется тихонько лечь, свернувшись в калачик возле тёплых  маминых ног, просто поплакать и уснуть спокойным сном.      


Рецензии
Спасибо большое за великолепный рассказ. Я была в этом лагере несколько лет по 3 смены. Мама моя работала врачом в Ждановском (тогда) райне, т.е. на Петроградской в поликлиннике № 30 и ей давали путевки от фабрики Красное знамя. У меня даже остались письма и фото нашей дачи. Я разыщу в альбомах и обязательно Вам напишу. Вы мне доставили огромную радость, благодарю Вас, Александр. Серафима.

Серафима Азимова   03.05.2021 23:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Серафима! 3 смены подряд - это сильно. В августе ведь уже прохладно было...
Спасибо за теплые слова!

Александр Васильевич Боголюбов   12.05.2021 08:48   Заявить о нарушении