II. Камень в основу угла

              II. Камень в основу угла.

                1. Всему своя цена
Рассказывают: однажды Роберт Бернс стал свидетелем, как тонущего богача спас нищий. Богач отблагодарил спасителя мелкой монеткой.
— Ничего не поделаешь, — сказал поэт, — каждый из нас совершенно точно знает, сколько он стоит.
И это действительно так. «Все имеет цену», «ничего не дается бесплатно», «деньги — это время, а время — деньги!». Все покупается и все продается. Обидно, но ничего не поделаешь, как в том анекдоте:
— Здравствуйте, бесплатный доктор!
— Здравствуйте-здравствуйте, неизлечимо больной!
Зажеванные до оскомины фразы навязли в зубах новоявленных бизнесменов, которым кажется, что они схватили удачу за хвост. Пустомельные говоруны! Удача этих дельцов подобна павлину, пестра и ярко раскрашена, в глазах рябит: они считают, что делают деньги, но скорее, деньги лепят на свой копыл из этих человечков невразумительные сущности; все кажется им, что властвуют они над деньгами, укротили финансовые водовороты, но это упоительный самообман, деньги — приказчики и ваятели их душ!
И все-таки, как бы там ни было, все имеет свою цену. Хоть и не всегда цена выражается деньгами, но за все в жизни мы платим сполна.

                2. Камень преткновения
Что же это за камень преткновения? Об этот камень разбивают вдрызг свои судьбы и мелкие людишки, и сильные мира сего, обычные люди и люди выдающиеся, неординарные, даже гении не избежали губительного искушения деньгами. Поразбросаны эти камушки на перекрестках путей человеческих, и никуда от этого не деться. Если задаться целью, то за период летописной истории можно сложить из этих камней Стену Плача и Скорби для тех, кто не имеет денег, либо соорудить Великую Китайскую стену, разделяющую владеющих деньгами и неимущих; но чаще из такого подручного строительного материала возводятся баррикады вражды и ненависти, злобы и зависти.
На себе испытал: только успел во всеуслышанье объявить, что стану богатым, как тут же ополчил против себя почти всех друзей и знакомых. «Богатые люди злые, неспособны к сочувствию и сопереживанию. Деньги — зло! Ты погибнешь, как писатель! Тебя перестанут волновать мировые проблемы и тем более «маленький человек» с его бедами, как только у тебя появятся деньги», — писал однокурсник из Риги, стараясь вытравить из моего сознания мысль о богатстве, убить само желание. «Хорошо, — парировал я, — ты утверждаешь, что «деньги зло» и в то же время каждую неделю 40 часов тратишь только на то, чтобы заполучить в наличие это самое зло. Не лицемеришь ли? Помогу тебе частично избавляться от такого зла: переводи ежемесячно трехсотдолларовый эквивалент на мое имя! Убьешь двух зайцев: освободишь себя от наличного зла, а я, выбирая из двух зол меньшее, буду заниматься любимым делом. Если честен перед собой, то я уже слышу радостный возглас моим условиям. Когда ожидать ближайший перевод? Мы же взрослые люди! За свои слова надо отвечать… А то делаем безответственные заявления, а сами — в кусты. Подтверди свою мысль материальным жестом: ведь для тебя деньги — зло, ты сам сказал, а для меня — возможность свободы; я с удовольствием избавлю тебя от лишнего зла, а сам как-нибудь с ним управлюсь.
Ты говоришь, «богатые люди злые, неспособны к сочувствию и сопереживанию, им незнакома жалость». Смешно. Разве ты имеешь на счету несколько миллионов долларов? Откуда тебе знать, как богатый человек смотрит на мир и что при этом чувствует?
Многолетняя переписка с однокурсником оборвалась. Он не захотел расставаться со своими наличными. Наверное, решил, что я человек конченый, коли уж в моем сознании разрослась липучая мысль о богатстве, то я все равно стану миллионером, даже не ради тех миллионов, а ради самой возможности, которую дают деньги.
«Анатолий, — писал второй однокурсник из Нижнего Новгорода, — деньги — это искушение для православного человека, бесовское наваждение. Деньги изобрел сатана… Бедность — не порок, а достоинство. Благодари Бога, что он не дал тебе богатства, в котором много соблазнов».
Хорошо, Владимир, — отвечал я в ответ, — если ты утверждаешь, что деньги придумал Дьявол на пагубу души человеческой, так почему так сребролюбива наша Православная церковь? Не повенчают тебя без денег, не окрестят младенца, не назвав прежде твердую цену обрядов. Каждая свечка в храме свою цену имеет. А купола всегда покрывают золотом…
В начале перестройки у нас был случай. В Епархии на складах обнаружили несколько фур неучтенной водки. И когда Патриаршего Экзарха Белоруссии митрополита Филарета прижали соответствующие органы, знаешь, каким образом он выкрутился? «Виноват, мол, каюсь! Бес попутал! Простите меня великогрешного!», — тем и отделался владыка. А окажись на его месте ты или я — нам бы высветило энное количество лет с конфискацией. А он спихнул на беса, и дело с концом! А с самого, как с гуся вода, — что с него взять: он господний слуга. Ему можно. Я понимаю, Филарет — далеко не вся церковь, тем более в мистическом смысле, да и не для себя вроде старался — монах. Но почему-то церковь, как мирское учреждение, прямо влюблена в деньги, а прихожан призывает к нестяжательству? Как совмещаются такие противоположности под одним куполом?
Я же тебя не под криминал толкаю, лишь бы зелень срубить, свое дело предлагаю, законное и высокоморальное, занимаясь которым, обретаешь свободу. Доведя это дело до совершенства, до конца дней станешь независимым. Разве это плохо? Или тебе совсем не нужна свобода? Пойми, Владимир, что, освобождая себя от больших денег, мы попадем в рабство больших и малых дел, которые обязаны делать по нужде ради хлеба насущного.
Вот ты приводишь в пример нестяжательство Серафима Саровского. Во-первых, мы живем не в скиту, а, во-вторых, скажи мне, кто знал бы о многих делах убогого Серафима, если бы не было рядом богатого и состоятельного купца Мотовилова? Даже блаженному Серафиму, пусть опосредовано, служили службу деньги, а не токмо бестелесные ангелы.
Недавно однокурсник остался без работы. По врожденной вредности я напомнил ему: начни он маленькое дело вместе со мной, сейчас имел бы запасной аэродром. Не знаю, понял ли он великий смысл, пусть даже не большого, но собственного дела, которое многие сетевые компании предоставляют как незаменимую услугу мыслящему и деятельному человеку.
Это только два небольших примера. Я уже не говорю об улыбках и насмешках знакомых, соседей и коллег по работе, с которыми встречаешься почти ежедневно, не говорю об их странной реакции на здоровое желание зарабатывать больше, чем среднестатистический обыватель. О да, вслух они всегда говорят: «Я буду очень рад, если у тебя получится!» — а про себя не редко думают: «Ничего, дорогой, у тебя не выйдет! И я в этом деле участвовать не собираюсь!».

              3. Кто придумал деньги?
Не знаю, кто придумал деньги. По одной из версий человеческой истории считается: деньги изобрели финикийские мореплаватели. Поди проверь! Но я не об этом. Добром или злом являются деньги для человека? Дьявол ли изощрился умом и изобрел их в момент наивысшей злобы своей, в тот самый миг, когда свергнутый с небесной тверди, падал на твердь земную, выдумал для уловления душ человеческих? Господь Бог ли объял вселенную разумом и породил идею денег для гармонизации бытия сынов человеческих? Не знаю, чье это изобретение, но знаю другую истину: не виноват скальпель, что в лихую годину оказался в руках убийцы! Предназначение скальпеля — врачевать больную плоть. Так и деньги: сами по себе — абстрактная идея, вбирающая и добро, и зло, они наполняются моральным смыслом того, кто владеет ими, и равно могут служить как злу, так и добру.
В чем же непостижимая ценность и значимость денег? Тысячью способами изощряется мир, чтобы добывать их, сходит с ума от невозможности иметь, идет на ложь, предательство и убийство, переходит все мыслимые и немыслимые границы дозволенного, только б заполучить эти вожделенные бумажки, банкноты и купюры кругленькой суммой на счет в банке, или же наличными, чеками, кредитной карточкой… Деньги дают уверенность, пусть иногда она иллюзорна, но любые проблемы легче решать с наличными в кармане, чем без них.
Все хотят денег… Так почему не все имеют? Быть может, не все смеют иметь? Не у всех хватает дерзновения?! Что они такое, деньги, что захватили такую власть над умами и душами? Сила денег в универсальной обусловленности, которая прилагается и оценивает буквально все материальные и духовные ценности. Да-да, и духовные тоже! Заплатив определенную сумму, можно создать предпосылки возникновения духовных ценностей.
Но деньги не всесильны. Власть денег заканчивается за границей социума. В тайге или пустыне крупная купюра сгодится разве что для разжигания огня. Даже среди людей деньги не простирают своего влияния повсюду. Есть много понятий, перед которыми они теряют силу: долг, честь, совесть… Наконец, жизнь человеческая не имеет цены, уникальный дар бесценен, хотя многие пытаются прицениться и к этому сокровищу.
Говорят, в наше смутное время можно «заказать» человека всего лишь за полтинник: 50$ — такова нынче цена жизни обычного человека в обществе, допускающем существование бомжей, бродяг и нищих. Профессиональные убийцы, киллеры, оценивают жизнь, как минимум, тысяч в двадцать зеленых. Такова их цена?… Боже мой, куда катится твой мир при такой девальвации «драгоценного сосуда»?

                4. Убить старушку
 На нашем заводе работает здоровенный мужик, метра под два ростом. За глаза его зовут «душегубом», иногда — «киллером». И получил он такие прозвища за то, что убил старушку. Старушка не была процентщицей, (не вступала в сделку с дьяволом, не отдавала деньги в рост), и наш «душегуб» — совсем не Родион Раскольников, не бился его умишко над проблемой: «Тварь дрожащая, или право имею?». Убил по глупости: спьяну задушил подушкой.
Родная сестра снимала квартиру. Хозяйка оказалась бабой въедливой, к тому же еще и глуховатой. Как-то после получки заехал он к сестре: гость на порог — бутылка на стол. И не одна… И стала жаловаться она брату на скверный характер хозяйки, возьми да и брякни под очередную рюмку:
— До чего надоела своим нытьем! Пятьсот рублей отдала бы, если б кто ее придушил.
Опрокинул братец очередную рюмку, встал и говорит: «Так в чем дело? Сейчас в один момент управлюсь».
Зашел в спальню к хозяйке, может и без злого умысла сначала, пошутить или приколоться решил, кто знает, какие мысли породили хмельные извилины? «Ты что старуха, выступаешь-то?».
— Алкаши, несчастные! Надоели, пропойцы проклятые! Житья от вас нет, забулдыги! Счас милицию вызову!
А он — подушку на лицо, и задушил. Заходит на кухню и говорит:
— Все готово. Ухайдохал бабушку! Гони, сестра, пятьсот рублей, пить будем!
«Шутит, конечно же…», — подумала сестра. Кто же поверит в такое? Только к вечеру обнаружила: действительно лежит холодный и бездыханный труп.
Вот такой случай. Десять лет отсидел за убийство. А вы говорите, жизнь человеческая! Пропала бабушка ни за понюшку табака.
Не все можно купить даже за большие деньги. Не все покупается и не все продается. Не купишь молодость и здоровье, любовь и ненависть; не покупаются чувства живой души, хотя отчасти могут провоцироваться отсутствием, наличием или даже простым обещанием денег. Можно купить лекарство, говорил китайский мудрец, но не здоровье; покупается пища, но не аппетит; купишь розы, но аромат роз не покупается ни за какие деньги. За все сокровища мира невозможно купить счастье и радость, гармонию и душевный покой.

                5. Требуется жертва
До сорока лет деньгам отводились задворки сознания. Ладно бы, жил один, а то — жена, два сына, да еще больная теща. Семью должен обеспечивать мужик. Худо-бедно, как тогда казалось, но я обеспечивал. А на большее не претендовал. Жена тоже работала. Денег всегда не хватало. Но был твердо убежден, если захочу, буду зарабатывать миллионы! Мне просто сейчас не хочется этих миллионов. Потому что понимал: большой заработок требует времени, усилий и жертвы. Бесплатно ничего не дается! Все приобретается именно жертвой. В то время мне не хотелось зарабатывать. Не возникало даже желания захотеть так сильно, чтоб желание переросло в действие. На желаниях, как на дрожжах, поднимается каравай нашей судьбы, потому и имеем в зависимости от силы желаний: один краю черствого хлеба, а другой — праздничные пироги. Если человек чего-то действенно сильно хочет, то обязательно добивается.
В лет шестнадцать, например, я страстно захотел научиться играть на гитаре. Кроме голого желания не было ничего: ни гитары, ни простого самоучителя, ни даже друзей, владеющих инструментом. Просто хотел и все.
Купил со стипендии гитару и начал разучивать аккорды. Сколько труда, терпения и упорства нужно было приложить, сколько проявить простой усидчивости, помноженной на развитие врожденных способностей. Пальцы левой руки скручивало судорогой от взятых аккордов, до крови сбивались о струны пальцы правой руки… День и ночь, день и ночь упорных трудов, но при этом нужно обязательно добавить: трудов радостных! Результат не замедлит явиться там, где труд приносит радость и удовлетворение. Все это вкупе и помогло овладеть инструментом. Не скажу, что стал виртуозным музыкантом, но профессионалом в авторской песне считают многие. В творческом арсенале несколько сотен песен. Но из всего этого я вынес опыт: все в человеческом мире зиждется на простом желании. Наверное, желание порождается страстной мечтой, представлением о самом себе. Если мечта сильная и притягательная, человек добивается цели, если мечта хилая, не привлекательная, то при малейшем противодействии желание угасает, и человек с легкостью отказывается от такого желания: не хочу больше! Вот и весь сказ. И ничего тут уже не поделаешь, если действительно не хочет.

                6. Обрезай ногти!
«Толя, научи меня играть на гитаре! Ты научишь меня играть?» — много раз мне приходилось выслушивать подобные просьбы. Особенно от девушек.
— С большим удовольствием, — отвечал я.
— А что для этого нужно?
— Только твое желание.
— Всего лишь? Не может быть! Так просто: только мое желание?
— Правду говорю. Есть желание — научу, нет желания, — ничего не получится. А ты сильно хочешь научиться?
«О, я так хочу научиться! Так хочу, — и дальше шла тирада о том, какое у неё большое желанием научиться игре на гитаре. Как она любит игру: — А что нужно для того, чтобы играть хотя бы так же, как ты?
— Я уже говорил: только желание! Сейчас проверим, есть ли оно у тебя, насколько утвердилось в сердце? И сразу же приступаем к обучению.
— Я согласна. Давай проверяй и начнешь меня учить.
— Хорошо. Приступаем.
— Я готова. Давай гитару.
— Нет, гитару пока рановато. Сначала ножницы…
— А это еще зачем? Будешь испытывать крепость моего желания всяческими экзекуциями?
— Конечно, буду пытать, — отшучивался, — бери ножницы и обрезай ногти.
— Причем тут мои ногти? — недоумевала новоявленная ученица, — кстати, они у меня, очень красивые. Хорошо будут смотреться на гитаре! Как запою, так все кавалеры будут моими.
— Да-да! Как мифическая сирена: лишишь своим пением и разума, и памяти. Но пока от этой красоты придется избавиться.
— А это еще почему?
— Как же ты будешь с ногтями играть? Аккорды брать невозможно. Искусство, как и красота, требует жертв…
— И что я теперь всегда буду без ногтей?
— Если будешь играть, то всегда… Быть может, когда выучишься правильно брать аккорды, сможешь носить небольшой маникюр. Не такие конечно большие и загнутые, как сейчас. Но это потом. А пока от коготков придется избавиться, — говорил и, улыбаясь, подавал ножницы.
Радость мгновенно исчезала с лица. Следовало небольшое замешательство, минутное раздумье и, в большинстве случаев, с видимым сожалением проговаривалась приблизительно такая фраза: «Ты знаешь, мне уже как-то расхотелось учиться… Может, как-нибудь потом…».
«Потом», как правило, не наступает никогда. Важно только «сейчас».
— Как же так? Только что так жаждала? Куда все это подевалось?
— Не знаю, просто я не подумала перед тем, как захотела…
Вот мы потому и не делаем многих дел в жизни, не добиваемся своих целей, что не хотим для этого обрезать даже ногти. Не научились жертвовать.

             7. Желание — начало действия
 Наши желания часто бесплодны. Не прорастают даже началом действия, не говоря уже о том, чтобы вызреть совершенным плодом законченного деяния. Так пустые фантазии на тему, если бы да кабы, да во рту росли грибы, то в лес не ходил бы. Худосочного желания не хватает даже для маленькой жертвы, те же ногти обрезать, не говоря уже о долгосрочных, целенаправленных усилиях. Эту истину я знал с юности: для достижения цели нужно, во-первых, желание, а во-вторых, жертва. Даже ради простого желания зарабатывать, нужно было чем-то жертвовать: например, душевным комфортом, свободным и беззаботным парением мысли и творчеством, беззаботной радостью бытия, и, наконец, временем. Серьезное дело требует предельной концентрации. А большие дела, походя, не делаются. В то время мое состояние и так было сродни счастью. Жил полнокровной жизнью, занимался любимым делом, был общественно значимым человеком… (Или так мне только казалось? Но кажущаяся самооценка тоже наполняет смыслом внутреннюю гармонию, и для души абсолютно не имеет значения, есть что-то в человеке, или только кажется, что оно есть. Душа воспринимает кажущееся, как данность, как наличие, и, соответственно, порождает от этого радость обладания.). Единственное, чего не доставало для полного счастья — это немного денег и немного свободного времени, которое я с удовольствием использовал бы для творчества. Деньги и время — я не знал тогда, что эти вещи взаимозаменяемые. Наличие денег высвобождает время, отсутствие их — обкрадывает, потому что нужно потратить время, чтобы заработать. Наличными можно оплатить время чужих людей, последние, потратив свое время за наши деньги, освободят время для нас, сделав за нас дела, которые пришлось бы выполнять самим.

          8. Срочное, важное и… Наиважнейшее!
Кстати, о делах. Есть дела важные и срочные. Срочные дела совершаются ежедневно, жизнь без них не существует: поесть, поспать, одеться и побриться, сходить в магазин… Срочные набегают постоянно, как телеграфные столбы навстречу поезда, появляются неожиданно, как деревья из тумана, но от них ничего не зависит. Срочные дела невозможно переделать, они есть и будут всегда. Жизнь без них немыслима.
Люди, увлекаемые только срочными делами, бегут на месте. Каждый день крутятся, как белка в колесе, но вокруг ничего не меняется. Их несет по течению: они и сами не знают, куда вынесет?
А есть дела важные, они как бы и не торопят, их не обязательно делать именно сегодня, но от таких дел зависит будущее. Срочные дела не откладываются на завтра, как нельзя отложить ночной сон, они потому и называются срочными, что требуют немедленного участия.
Важные дела можно сделать и потом, и мы всегда их как бы отодвигаем на более поздний срок: на завтра, послезавтра, когда-нибудь потом — вот так и откладываем свое будущее на собачий завтрак. Уделяя время только важным делам, — грести против течения. Хватит ли сил бороться с напором? Наступит момент, когда устанут руки, бороться станет невмоготу: перестанешь сопротивляться волнам, — подхватит течение и понесет Бог весть куда! Но главное, в каждодневной суете нужно находить время для важных дел, то есть, не бороться с течением, изнуряя себя, не плыть по течению, куда вынесет, а плыть туда, куда нужно тебе. А куда нужно — определяется наличием цели. Цель придает смысл всему движению. Стреляя в белый свет, как в копеечку, невозможно поразить мишень. Если у человека есть цели, то он знает, что делает и ради чего.
В подлунном мире все триедино. Есть у каждого живущего еще и третье дело, оно Наиважнейшее из дел земных, и оно наисрочнейшее и важнее самого важного, хотя часто остается за скобками, и некоторые умудряются откладывать его на всю жизнь, вплоть до смертного часа, и это дело — отношение к Вечности, взаимоотношения человека с Богом. Только наличие такого дела придает смысл и срочным делам, и делам важным: как видит себя человек перед лицом Творца?
Все это я раньше и знал, и не знал одновременно, потому что не использовал. Знание без применения обычный сор понятий. Говорят же: услышишь – забудешь, увидишь — запомнишь, сделаешь — поймешь. Я считал деньги чем-то грязным и постыдным, с чем нужно просто смириться. Так случалось, что в большинстве своем мне было стыдно получать даже честно заработанные рубли, если они превышали положенный по штатному расписанию оклад, — и я старался быстрее избавиться от них. «Деньги — это какое-то искушение, которое способен выдержать далеко не каждый» – думал я.
Как-то организовал одно крупное мероприятие, задействуя спонсоров, радио и телевидение, — заработал целый дипломат денег. Принес домой, открываю… У жены челюсть упала на грудь.
— И это все наше? — спрашивает почему-то шепотом, оглядываясь по сторонам, словно я ограбил банк.
— Конечно! — гордо ответил я: — Это все я заработал.
Но дипломат с деньгами не послужил семейному счастью. Он взорвался между мной и женой, как бомба, разбросав нас в противоположные стороны. Мы переругались на следующий же день: как потратить заработанные деньги? Дело дошло чуть ли не до развода. Но я отлично помню, что сказал своей Веронике четырнадцать лет назад, готов и сегодня подписаться под каждым словом: «Ты не готова к большим деньгам! Это было испытание. Ты не выдержала его. Когда созреешь, деньги придут сами: я начну зарабатывать много денег, а пока смиряйся с тем, что есть. Научись жить по средствам, которые приносит муж. Когда тебе станет достаточно того, что имеешь, — получишь больше. Деньги проверяли тебя, но ты провалила экзамен, оказалась недостойной».
И я смирился с таким существованием: от зарплаты до аванса, и снова дотянуть до следующей зарплаты. Мне не хотелось надрываться и зарабатывать больше. Ради чего? Ради очередного скандала, который затем последует? Ради новых проблем? Да пропади они пропадом эти деньги, еще и грыжу надрывать из-за них.
Такое часто случается: «камень, отбрасываемый строителями, ложится в основу угла». Выдворенные из сферы жизненных интересов деньги, начали наступать на меня по всем фронтам. Нет, они не шли в лобовую атаку. Вначале я даже не подозревал, что мне объявлена война. Деньги начали брать измором, вели скрытую партизанскую войну и подрывную деятельность в моих тылах. Самый опасный враг — невидимый, или тот, которого считаешь другом. Я терпел поражение то в одном месте, то в другом, то в третьем, и даже не подозревал, что всему причиной послужили деньги.
Перелом в сознании наступил, когда ясно и определенно осознал: в чем причина? И тогда впервые сказал себе: «Хватит! Надоело считать копейки! Это, в конце концов, унизительно. Я здоровый взрослый мужик и способен заработать на достойную жизнь!» — сказал и сделал. Вернее, не сразу сделал, а решительно приступил к действию. А хороший почин, считай, половина дела.

                9. Война миров
 Я сошел с небес и ступил на землю, как на поле боя. Тысячелетия продолжалась тотальная война на полное уничтожение: уходили в небытие племена и народы, обрушивались крепости и государства, исчезали империи, культуры и цивилизации… Поколение приходило за поколением, и все начиналось сначала. Ничего в сущности не менялось: всё уже было в веках... На что надеяться одинокой душе среди всеобщей гибели, смерти и разрушения? Только на самоё себя! Я рано понял, что жизнь — борьба! Борьба за свою Свободу.
Мне сорок три. Я воевал на разных фронтах. Побеждал и был повержен, брал неприступные крепости и выдерживал осаду, выигрывал сражения и проигрывал их. Меня разбивали в пух и прах, но я восставал из пепла, и снова вступал в бой. Даже плененный обстоятельствами, не поднимал руки кверху: занимал круговую оборону и отстреливался до последнего патрона. Находил упоение в этой битве и был счастлив. Сменил десятки мест работы, приобрел множество специальностей и профессий, но не находил покоя. Всегда чего-то не доставало. О, эта вечная неудовлетворенность мятущейся души. Вот они, мои ордена и медали, кровавые мои раны: сотни стихов и песен, десятки повестей и рассказов, сотни и сотни радио- и телепередач, авторских программ, поэтических вечеров, концертов и конкурсов…
В сорок лет, подводя промежуточные итоги, я пришел к поразительному выводу: для полноты жизни мне всегда не хватало немного времени и денег. Я еще не знал тогда, что в дефиците было одно: деньги! Но я держал их на задворках сознания, считал необязательным условием свободы. Даже презирал деньги, и они ополчились против меня. Так и должно было случиться, ведь мы не дружим с теми, кого ненавидим? И деньги объявили войну. Ринулись на меня в лобовую атаку, обрушились с флангов и с тыла… О, как я тогда их возненавидел: из-за них столько проблем. Изнуренный до изнеможения, я, наконец-то, понял: врагов надо уважать. Они этого заслуживают. А еще лучше превратить их в союзников.
Так случилось, что деньги поработили меня. Я стал рабом денег, хотя ни на грош не придавал им значимости. «А где же желанная свобода?» — лицемерил украдкой. Ради денег я отдавал теперь половину своего времени. И никогда не имел их в достатке. Зато они имели меня, когда хотели и сколько. И я понял почему: потому что кто-то определял, сколько я стою. Лишь недавно я осознал: для того, чтобы дружить с деньгами, нужно работать на себя, как воздух, необходимо — Свое Дело! Надо самому определять: сколько ты хочешь зарабатывать, самому распоряжаться своим временем и силами. Отрадно, что эта великая мысль посетила мою скромную обитель, она взорвалась подобно ядерной бомбе на поле боя моей жизни.
Генеральное сражение за свою свободу еще впереди. «Жизнь, я принимаю вызов: будем драться! До окончательной победы. Ведь самая великая победа — это победа над самим собой!».


Рецензии