Страсти по СССР

  К концу 80-х годов ХХ века в стране стало развиваться кооперативное движение. В кооперативных магазинах и рынке появились сосиски, колбасы, мясо, творог по дорогой цене, но всё было. Стали печь пирожки, лаваш, пирожные. Все, кто что-то умел делать, с воодушевлением взялись за работу, шили фартуки, халаты, обувь, делали мебель.

Всё было кустарным, но это только начало. В то время, в самом читаемом журнале «Огонёк» появилась обращение к захребетникам Советской власти, в котором говорилось,  что их время прошло и что им пора перестраиваться, и начинать новую жизнь.

В свою очередь, была напечатана статья самих захребетников, которые клеймили существующую власть, позволяющую внедрению капитализма и предупреждали, что у них много найдётся способов противостоять этому, с помощью катастрофы, отравление водоёмов,  мора и даже всесоюзного потопа.

Захребетниками  были чиновники, которые боялись потерять контроль. Их поддерживали криминальные элементы. Как только где-нибудь открывался кооператив, начинали печь пирожки или шить комнатные тапочки, уже через несколько дней на этом месте, появлялось пепелище.

Объявленная М.С. Горбачёвым гласность дала первые всходы. В июне 1989 года собрался первый съезд Советов народных депутатов СССР. Заседание съезда транслировалось на всю страну, такое раньше нельзя было представить. К этому событию освободили из-под домашнего ареста и ссылки в город Горький (Нижний Новгород), видного учёного мирового уровня, «отца» водородной бомбы, академика Андрея Дмитриевича Сахарова.

Он был избран народным депутатом на этот съезд от университетского округа Москвы. Создав мощное смертоносное оружие, Сахаров сам ужаснулся тем, что породил и организовал движение о полном его уничтожении. Учёного такого уровня и засекреченного, власти не могли выставить за пределы страны, как изгнали писателя Войновича, Аксёнова, Серебрякова, Солженицына, поэта Бродского, певца Вили Токарева, Галича, музыканта Ростроповича за поддержку Солженицына, и других.

При Горбачёве все они приобрели свободу и право вернуться на Родину. Это был большой политический прорыв. Войнович говорил: «я лучше умру от ностальгии, чем вернусь на эту Родину». Вернулись лишь Солженицын и Ростропович, остальные жили на два дома. Демократично настроенные депутаты съезда организовали межрегиональную группу во главе с Б.Н. Ельциным и выступили открытым фронтом против партократов.

Их выступления были яркими, острыми, обличающие преступность существующего режима, что вся страна с замиранием сердца сидела у телевизоров. Слова А.Д. Сахарова о том, что во время войны в Афганистане, пленных солдат попавших к талибам, по приказу командования расстреливали с самолётов, вызвало бурю негодования большинства депутатов. Все кричали, свистели, топали ногами, ведущий отключал микрофон, а он невозмутимо стоял за трибуной и продолжал свою обличающую речь.

На следующий день сообщили, что ночью от разрыва сердца умер Сахаров, ему было 74 года. Пока политики разбирались между собой, страна стремительно катилась под откос. Антимонопольный закон показал всю нелепость и неспособность власти управлять ситуацией. В магазинах уже, не было товаров в свободной продаже. Всё было по талонам.

Отоварить талоны было тоже очень проблематично, были огромные очереди. За водкой простаивали по 5-6 часов. В подвале универсама, где шла продажа водки, расталкивая локтями, проходили «добрые молодцы» в глубину очереди, спрессовывали её и на головы людей забрасывали удалого молодца. Он отталкивался о  головы стоящих полз к прилавку с талонами в зубах и сумкой на спине. 

Такие же безобразия творились за стиральным порошком, обувью, мылом. Национализм национальных республик расцвёл махровым цветом, включая автономные республики. Начались погромы.

Первая «ласточка» прилетела из Узбекистана, где целое село вырезали, проживающих там турок месхитинцев. Те, кто остался жив, бежали на родину в Грузию, но грузины домой их не пустили. Они более 300 лет проживали в Грузии, а во время сталинских репрессий  были выселены  в Узбекистан. Они остались жить в Краснодарском крае и юге Ростовской области.

Также резня была в Сумгаите, возник вооружённый конфликт между Азербайджаном и Арменией за Карабахскую область. На ней проживали армяне, а область принадлежала Азербайджану. В конституции Советского Союза была статья: « Каждый народ и каждая нация имеет право на самоопределение». Каждая республика понимала это по-своему. Грузия и прибалтийские республики требовали независимости. Мирная демонстрация в Грузии была разогнана сапёрными лопатами, а в Латвию вошли танки. Было много погибших.

 Огромный котёл, под названием Советский Союз кипел, главной керосинкой была Москва. Из 15 республик СССР, только одна Российская Федерация не имела своего руководителя. Была принята поправка к конституции о выборности первого лица РСФСР, то есть председателя Верховного Совета, им стал Ельцин Б.Н. Горбачёв в свою очередь провёл референдум, где стоял один вопрос, - хотим ли мы жить в богатом, демократическом государстве под названием СССР?

Получив положительный результат, Верховный совет СССР внёс поправку в конституцию СССР и ввёл пост президента и вице президента в стране и их выборность на съезде народных депутатов. Горбачёв М.С. был избран первым и последним президентом СССР.

 Его президентский пост не смог связать выпавший из рук пучок ненависти, раздора и взаимных претензий.

Выставленные на обсуждение две программы о реанемировании страны, были осмеяны. Началась девальвация рубля, а нефть  за счёт которой мы жили, резко упала в цене. Страна стояла на грани голода и катастрофы всемирного масштаба.

К новому 1991 году, мы украсили на работе ёлку одними талонами, - они были на всё, даже жизнь. От словесной дуэли народ устал. В народе говорят: что «Лучше ужасный конец, чем бесконечный   ужас».

  Итак, 19 августа 1991 года, собираясь на работу  мы услышали сообщение, что М.С. Горбачёв болен и вся полнота власти в стране переходит государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом Геннадием Янаевым. Потом выступил председатель Верховного совета СССР  Анатолий Лукъянов и подтвердил конституционность этого решения.

Целый день играла классическая музыка, а по телевидению танцевали балерины, как после смерти Брежнева. У нас появилось подозрение, что с Горбачёвым что-то случилось. Из Москвы не было никаких сообщений.

На работе главный инженер собрал диспетчерское совещание, обвёл всех взглядом и сказал: «надо пригласить, нашего парторга». Все оживились, а некоторые сказали, что наконец-то «наши пришли».

Пришла парторг и заняла почётное место. Мы с нетерпением ждали программу «Время» по телевизору. Она началась с пресс-конференции ГКЧП. Её вёл вице- президент Геннадий Янаев. В конце программы, вдруг неожиданно  появился корреспондент Сергей Медведев, которому удалось показать репортаж со Старой площади, где Ельцин выступал на танке, а вокруг были баррикады.

ГКЧП направили в Москву танковую Кантемировскую дивизию, прибыв в Москву, они стали на сторону Ельцина. «Мятеж трясущихся рук провалился». ГКЧписты были арестованы. Горбачёв был жив и здоров и с семьёй всё это время находился в Крыму  на правительственной даче.  Создавалось впечатление, что ГКЧП организовал сам М.С.Горбачёв, не даром они, потерпев поражение, побежали в «Фарос» ему жаловаться.

 Первые его слова были, не открывать охоту на ведьм и заодно заявил: - «Вы не знаете, что такое современная авиация! Два самолёта истребителя-бомбардировщика вполне достаточно, чтобы стереть с лица земли Белый дом, Кремль и Моссовет, и другие опорные пункты демократии».

Телевидение, газеты, радио призывали не начинать охоту на ведьм, ГКЧПистов считали заблудшими овцами, они осознали свои ошибки, а министр внутренних дел Пуго  покончил жизнь самоубийством из-за угрызения совести. Создавалось впечатление, что Горбачёв сам инсценировал этот путч.


А, что же делали демократы? Ельцин подписал указ о роспуске коммунистической партии СССР, а толпа москвичей снесла памятник железного Феликса, так все называли Дзержинского. Ельцин куда-то пропал на целый месяц и голос демократов не был слышан.

Убедившись, что охоты на «ведьм» не будет, сами «ведьмы» вышли на охоту. Так был упущен момент бескровно и легко покончить с режимом и перевести страну на демократические рельсы.

Любая революция происходит сменой элит, у нас всегда свой путь. Создавалось впечатление, что был разыгран ранее написанный сценарий  номенклатурой для отмывания денег.

Горбачёв снова заговорил о Союзном государстве, но он уже был никто. Все страны Варшавского военного блока рассыпались, как карточный домик на мелкие государства. Последней пала Берлинская стена между ГДР и ФРГ. М.С. Горбачёв получил нобелевскую премию мира.

В декабре  в Беловежской пуще собрались первые лица трёх союзных республик – Ельцин от России, Кравчук от Украины и Шушкевич от Белоруссии. Они подписали договор о прекращении существовании СССР, который просуществовал ровно 74 года, хотя практически его не было уже давно. Отделились – Грузия, Латвия, Литва и Эстония.

На следующий день, узнав об этом договоре, себя объявили независимыми государствами  все оставшиеся республики и даже российские автономии – Чечня, Татарстан и нищая Мордовия. Горбачёв оказался генералом без армии. Выступая последний раз в Верховном Совете  он снял с себя полномочия президента Союза Советских Социалистических республик.
      
 На этом была окончена история самого крупного по территории государства в мире, державшая в руках полмира «обиженных и оскорблённых», которые радостно порвали все узы связывающих их СССР и побежали искать других кормильцев, надеясь на беззаботную и сытую жизнь.

В одночасье рухнула самая крупная военная машина – Варшавский договор. Прекратил существование Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Было очень тревожно на душе, больше всего боялись гражданской войны и голода, в магазинах были  одни продавцы.   

Россия второй раз наступила на те же самые грабли, на которые наступила Февральская революция. Ни одна революция, ни французская, ни наша Октябрьская не принесли народу благоденствия. Как правило, народ борется за демократические свободы, получает диктатора. Никто не ожидал, ни советский народ, ни весь мир такой кончины этого монстра под названием СССР.

По словам  М.Тэтчер, - «СССР – Верхняя Вольта утыканная ракетами». соответствовала тому как легко, к сожалению,  развалилась эта мощная держава.

Народ ждал перемен, но не ожидал такого конца. Большая часть провинции надеялась на сценарий А.Солженицына, где он в своей статье, - «Как нам обустроить Россию», писал, что от СССР надо отстегнуть восточное подбрюшье и с остальными двенадцатью республиками, создать правовое государство. Но как говорил В. Черномырдин, - «хотели, как лучше, оказалось как всегда».

  Приближался Новый 1992 год. Ельцин получил обрезанную страну, а  в наследство идеологически расколотую страну на коммунистов и демократов, пустую казну, вакханалию криминальных элементов, отсутствие продовольствия и громадный долг иностранным государствам.

- Это и следовало ожидать. Горе реформаторы не изучили уроки Французской революции. Наполеон получил от них – паралич власти, полный развал промышленности и сельского хозяйства, финансовый коллапс. В казне к 18 брюмера осталось 167 тысяч франков, в три с половиной раза меньше, чем годовая зарплата  первого консула. Дороги страны полностью вышли из строя. Бандитизм до такой степени захватил страну, что бандиты нападали даже на города. Вандея и юг Франции были охвачены гражданской войной. Повсюду царил голод и нищета. Плюс ко всему Франция находилась в состоянии войны почти со всей Европой.

С чего начинать никто не знал. Было создано монитористское правительство.  Решили, что заграница нам поможет и она помогла, как и в первую революцию 1917 года. Целая стая гиен прибежала поживиться останками некогда мощного государства, своего главного противника со времён холодной войны.

Перед новым годом Ельцин  собрал круглый стол и представил исполняющего обязанности главы правительства, Егора Тимуровича Гайдара и других представителей круглого стола. В конце передачи  сказал, что это самые умные люди, умнее его и знают, что делать в стране, у них прекрасные советники, которые проводили реформы в Японии и других государствах мира.

Гайдар был тёмной лошадкой, внуком советского писателя Аркадия Гайдара, нигде себя не проявив во время всех политических событий, был из кремлёвских деток, окончивший Гарвардский университет и занимал должность редактора журнала «Коммунист».

Этот 35-летний «гламурный мальчик», не имел собственного мнения, опыта серьёзной руководящей работы, не знал настоящей жизни в стране и не видел, ничего кроме Кремля, Москвы, и Гарварда. Борис Николаевич поздравил нас с Новым годом и сказал: «потерпите до осени, потом станет легче». Что это значило, мы ещё не знали.

 На следующий день, мы  проснулись в совершенно другом государстве. Магазины удивили изобилием ассортимента, об этом можно было только мечтать. Все были в шоке, молча ходили по универсаму, изучая ценники.

Хлеб стоил 2 рубля, а был 14 копеек, сметана 1,7 рубля -  стала 25 рублей, водка стоила 5 руб. – продавалась за 60 руб. Итак всё подскочило в 100 и более раз, разница была в том, что этого уже давно не было, а цены мы держали в памяти. Началась у нас новая и непонятная жизнь, каждый раз заходя в магазин, обнаруживали новые цены.

Челноки стали называться предпринимателями и появилось новое, и непонятное нам слово «рэкет». Добрые молодцы подходили к торговцам и требовали деньги, кто отказывался платить, громили палатки, портили товар. Данью были обложены все, от рыночных торговцев, до директоров крупных предприятий.

Автодороги и железнодорожные стали лёгкой добычей  «работников ножа и топора». Грабилось составами, машинами и всё за бесценок продавалось за рубеж. Страна стала распадаться на отдельные княжества. Республики Поволжья заговорили о создании приволжского государства с центром в Казане, на Урале создавали Уральское государство, а на юге страны строили Кавказский каганат. Страна превратилось в лоскутное одеяло, каждый выживал, как мог. Ситуация выходила из-под контроля. Все эти регионы по-прежнему управлялись старой номенклатурой.
      
 До начала реформ Ельцин говорил, что задача государства создать много мелких собственников, передать народу газетные киоски, парикмахерские, бани, ателье и так далее, посмотреть, что из этого получиться, а потом решать проблемы крупных предприятий.

После развала Советского Союза, как саранча все приближённые «короля» кинулась делить крупную собственность и ситуация вышла из-под контроля. Появилось новое решение, это создание класса богатых, а они, как хороший локомотив вытащат всю экономику из трясины.

Начался делёж крупной собственности, по-простому настоящий шабаш. С конкурентами боролись просто, снайперской винтовкой. Каждый день были сообщения о разборках в кругу нуворишей на разном уровне. Кто сумел отхватить лакомый кусочек, стали называться «новыми русскими».

Наше предприятие было преобразовано в акционерное общество. Стоимость его основных фондов была поделена на всех работающих, и на эту сумму были выданы акции, с учётом стажа работы. Государственная собственность тоже была поделена и каждому жителю страны выдали ваучер. Появилось много крупных компаний предлагающие свои услуги. Многие сдали свой ваучер «МММ», оказавшийся, в последствие, «лохатроном».

Это был первый урок, преподнесённый нам капитализмом. Население нищало с каждым днём. Мы поняли, что поезд в страну Демократии  давно уже ушёл и,  нам там места не нашлось, но судьба была милостива и дала ещё один шанс оказаться в этой стране.
      
 В перестроечное время вокруг Ельцина объединились не только демократически настроенные депутаты, но и те, кто хотел свести счёты с Горбачевым и его идеологические противники. После развала СССР каждый преследовал свои интересы, а объединяла их общая «кормушка», финансовые потоки. 3 октября 1993 года «коммунисты» вновь спровоцировали мятеж против президента Ельцина, руками бывших его соратников.

 Возглавлял мятеж, ставленник Ельцина, председатель Верховного Совета Р. Хазбулатов – профессор, чеченец по национальности  и   вице президент генерал Руцкой. Они сосредоточили в белом доме 5,0 тысяч боевиков. Часть боевиков были отправлены на захват Останкинской телебашни, другие на Моссовет, однако армия была на стороне Ельцина и в Москву вошла Кантемировская танковая дивизия. Белый дом был окружён и взят штурмом, а все участники провокации  арестованы.

К великому сожалению позитивных изменений в нашей стране и бывших республиках не произошло. На Кавказе шли войны - в Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Чечне, полыхало Приднестровье (часть Молдовы).

При дележе власти и денег забыли о стране, народе, экономике. Как в Советское, так и в новое время торгаши стали самыми главными людьми.
Появились новые слова – дилер, брокер, бартер, менеджер. Телевидение пестрило рекламой, призывая вкладывать деньги в банки под 600; 800; 1000% годовых.

А что же народ? Русский философ и народоволец П.Л. Лавров писал: - «Народ, это бесконечный ряд нулей и становится силой, когда впереди появляется критически мыслящая единица»

Вот этой то единицы у нас не было никогда. Что  в старой России, что в СССР, что в новой - элиты жили сами по себе, между ними и народом была огромная пропасть.

Народ во все времена выживал, как мог и  вспоминали о нём, когда кому-то хотелось вымыть сапоги  в Байкале, или  построить город на болоте и отправить   казаков в Индию,  перейти через Альпы для чьих-то амбиций. А потом обещали построить необыкновенное чудо, которого ни у кого нет - коммунизм, да передумали.

А ещё, если кто-нибудь решит, что мы не послушный партнёр или богатый сосед и есть чем поживиться и припожалует к нам с оружием народ становится главным миссионером, героем - победителем, непобедимым, а потом снова забыт.  Хотя, как сказать, «рабы» всегда нужны.

Прошло уже много лет после нашей «бархатной» революции, а улучшение в экономике не просматривается, как и психологическое состояние в обществе. Сам Ельцин наломал столько дров, что потушить костёр противоречий потребуется не одно десятилетие.

Молодёжь, самый взрывоопасный материал общества, стала безработной, и приняла смиренческую позицию и довольствуется мизерными зарплатами и работой охранника. Женское население стало, в основном, продавцами.

Образовался целый слой нищих, бездомных, бомжей. Они поделили между собой мусорные бачки и свалки и целыми днями ковырялись, как навозные жуки.

Расслоение населения по уровню жизни приравнено к африканским странам. Богачи принимали ванну из шампанского, а низы ели сводили концы с концами. По телевизору вдалбливали  обывателям, что уравниловки больше не будет и надо лучше работать, тогда будете больше получать.

Но что-то я не заметила трудовые подвиги нашего руководства, которые получали зарплату равную всему коллективу численностью 14 тысяч работающих. Это у нас стало называться рыночной экономикой.

Уже прошло 25 лет, а воз и ныне там. По-прежнему ущербная экономика, разделение народа на богатых и бедных, на титульную нацию и нет. Расслоение в обществе космическое, коррупция зашкаливает, даже элита не сменилась, на экране одни те же физиономии с ельцинской эпохи.
Приветствуется принцип, свой - чужой. Правая нога не знает, что делает левая.

А народ в провинции в состоянии депрессии. Никому не верит и живёт, как может.

СЕ-ЛЯ-ВИ!


Рецензии
Грустные размышления... Жаль, что наши доверчивые надежды на Перестройку не сбылись. Казалось бы, люди работают, войны нет - почему бы не жить лучше?

На эту же тему:

http://www.proza.ru/2014/11/23/1816

Тамара Залесская   26.07.2016 18:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.