Terra incognita
Для меня таким "удивительным" навсегда остался Цирк. И все потому, что именно в цирке все время пребываешь под гипнозом невероятной иллюзорной надежды на Чудо, без которого жизнь порой так предсказуема и скучна. Даже в современных «3д» фильмах все происходит на бездушном экране, где без участия зрителей взлетают и плывут корабли, шуршат по мостовым автомобили, гремят бесконечные взрывы, двигаются люди и звери.
Не весело нынче и в зоопарках, в которых все полуживое лениво лежит, сидит, летает или плавает, издавая неприятные запахи и жалобные звуки. Редкие смотрители не позволяют ни погладить бедолаг, ни пожалеть, ни поговорить "по душам" даже с предками самого homo sapiensa. А вот пообщаться с так называемыми «mi-mi-mi» или с хищниками - это уже большущая проблема.
Такая манящая арена
А вот в Цирке - совсем другое дело. Даже повзрослевшим зрителям удается иногда вплотную приблизиться к затаенной мечте детства. Вот и мне однажды во время гастролей зарубежного водного аттракциона все-таки удалось погладить живого взрослого ... крокодила. Правда, придя в себя от внезапно нахлынувшей смелости, я вдруг обнаружила, что у зеленого красавца, возлежавшего на коленях дрессировщика, плотной лентой в цвет его колера была перетянута ...пасть.
Но это ничего решила я, в очередной раз убедившись, что в цирке действительно сбываются все желания. Ведь после очередного представления становишься намного сильнее, отважнее, гибче и добрее. К тому же, в наши дни в антракте каждый малыш может спуститься на арену и сфотографироваться на фоне слона или тигренка, пролететь в бреющем полете над зрителями, угостить проказницу обезьянку лакомством. В общем, родители платят, а их чада вовсю радуются жизни.
Ведь, если хорошенько разобраться, то и мы, дети из прошлого века, между киноэкраном и цирком чаще всего выбирали именно эту загадочную площадку диаметром в тринадцать метров с утоптанными коврами и смешными «ковровыми», с отчаянными канатоходцами и таинственными фокусниками, громадными слонами и длинными переливающимися удавами... Но при этом совершенно не ощущали себя загнанными кроликами.
А подогревался этот искренний интерес нашими родителями, которые, сговорившись, устанавливали строгий порядок: «...неделя без троек - четверок в дневнике, и будет вам заветный поход в цирк!» Разумеется, все очень старались и поэтому периодически с азартом аплодировали каждому заезжему аттракциону. Порой ожидание представления завораживало настолько, что мы совершенно забывали о воздушной кукурузе, мороженом и лимонаде с пузырьками.
Но самое главное начиналось, когда на арену под аплодисменты зрителей пружинистой походкой выходил спортивный, седовласый красавец в черном фраке с «бабочкой» и в лаковых ботинках. С выходом шпрехшталмейстера все вокруг замирало, а он громко объявлял первый номер с традиционными гимнастами.
И, несмотря на то, что тот старый цирк горел, менял свою дислокацию и т.д., он на долгие годы затаился в детской памяти, сохранив и звуки бравурного марша, который исполнял настоящий оркестр под руководством дирижера, и огни прожектора, шарившего по рядам ослепительными лучами, и смешанный запах духов, опилок и животных. Эта волнующая «цирковая» радость продолжалась долго, лет эдак до двенадцати.
А потом в нашу активную подростковую жизнь ворвались будоражащие душу песни Высоцкого, Окуджавы и Галича, раздающиеся с остродефицитных громоздких магнитофонов. Обладали ими далеко не все и, когда очередные заветные записи попадали в дом, то около «кассетников» собирались родственники, друзья и соседи. Тут уж было не до цирка. Пленки слушались до дыр. Правда, некоторым «везунчикам» доставались и самиздатовские «миньоны на ребрах» ...
Но пришли другие времена и бесцветные оцифрованные книги, музыкальные записи и фильмы обосновались на редких полках. А, благодаря «флеш накопителям», уже очередная юная поросль мимоходом слушает краткие обзоры художественной литературы и бунтарские изыски рэперов. Судя по реакции, особого интереса все это не вызывает.
Но вот за активными настоящими зрелищами многие опять идут в ... демократичный цирк. В тот самый, который на первый взгляд совершенно не изменился и по-прежнему встречает преданных зрителей морем разноцветных огней, веселой музыкой, нарядными артистами и загадочными лестницами, уходящими с арены под высокий купол. А еще он радует знакомой с детства суетой, одновременно царящей и в фойе, и в зале, но самое главное - ожиданием очередного "чуда чудного", которое не всегда случается в современных театрах.
Всего тринадцать метров
Чтобы полюбить Цирк еще больше, надо хорошенько изнутри узнать его прошлое,познакомиться с настоящим, и вместе с представителями известнейших цирковых династий помечтать о его будущем. Мне в этом смысле очень повезло, потому что моим заинтересованным собеседником на протяжении нескольких сезонов был заслуженный артист республики А.А.Ташкенбаев, с раннего детства крепко-накрепко прижившийся на цирковой арене.
Проработав канатоходцем без малого пять десятков лет, объехав со своей труппой все страны и континенты, он и сегодня хорошо вписывается в реалии современного цирка. И все потому, что в 1989 году, получив диплом актера драматического театра и кино по окончании Ташкентского театрально-художественного института, уже известный артист, не отходя от арены, постоянно учился специфической цирковой режиссуре.
Кроме того, в его биографии есть и другие страницы, рассказывающие про те времена, когда молодого харизматичного циркача приглашали сниматься в художественных фильмах. К примеру, у Николая Губенко он снялся в картине «Если хочешь быть счастливым», а у Юрия Степчука - в «Воздушных пешеходах». Это были роли, где требовалось продемонстрировать и актерские возможности, и физическую силу. Впрочем, на большее он особенно и не рассчитывал, так как из-за плотного графика гастролей не мог уделять много времени киносъемкам.
В свои «серьезные» годы Алимджан Абиджанович твердо верит, что если бы ему пришлось заново выбирать профессию, то он непременно стал бы артистом цирка. И вновь ежедневно, как и его знаменитый прадед Ташкенбай, не только ходил по канату, удивляя всех своей отчаянной смелостью, но зачастую становился гибким акробатом и даже участником веселых реприз, подыгрывая друзьям - клоунам.
Обходя репетиционные площадки, мы много и подробно беседовали о цирковых династиях и секретах мастерства, которые делают его и мой любимый Цирк таким желанным и притягательным. Но при этом, меня очень интересовал один важный вопрос: если для нас, преданных зрителей, Цирк - это вечный праздник, то чем он является для артистов?
-И для артистов – тоже праздник! А еще и родной дом, который они искренне любят и берегут всю жизнь,- заверил меня Алимджан Абиджанович. Ведь circus –(круг) во все времена удивлял своей непредсказуемостью не только зрителей, но и цирковых, посвятивших ему всю свою жизнь. В артистических номерах по традиции демонстрируются многие исключительные человеческие способности, связанные с определенным риском, в аттракционах сконцентрировано все, с чем сталкивается обычный человек в жизни - фокусы, эксцентрика, пантомима и клоунада, акробатика и эквилибристика, и, конечно, дрессированные животные, которых особенно любит детвора.
В круге первом
Постепенно из почетного «первого круга» выбывают знаменитые высокопрофессиональные ветераны. После них остаются многочисленные реликвии: награды, фотографии, костюмы, дневники, статьи и книги воспоминаний. Поэтому с каждым годом возрастает необходимость в Музее циркового искусства республики. К очередному юбилею, он обязательно будет, потому что в просторном фойе современного цирка для него давненько выделено место, где опытные гиды будут рассказывать про необыкновенное искреннее искусство, берущее свое начало из народных площадных представлений и театрализованных спортивных состязаний.
Выступления цирковых были известны во всех Древних государствах мира. Так, в Древнем Риме существовали эллипсообразные ипподромы, где происходили бега на колесницах, а между заездами выступали акробаты, жонглёры, дрессировщики и иберийские наездники. А в Древней Армении в амфитеатрах Тигранакерта и Арташата устраивались театральные и цирковые представления.
Свои почетные места на полках музея давно готовы занять экспонаты, наглядно повествующие об успехах на аренах мира представителей узбекистанских династий, в том числе: всемирно известных канатаходцев Ташкенбаевых, первых укротителей хищников С.Бегбуди и М.Ходжаевых, об удивительных акробатах на верблюдах Э.Строкая, о джигитах под руководством К.Караева. Некоторые из них давно ушли на заслуженный отдых, другие, как и народный артист СССР и Узбекистана, девяностолетний Хаким Зарипов - наездник и дрессировщик лошадей, постоянно приходят в цирк, помогая молодежи ставить новые номера.
Немножко шапито
Поводом для появления в Туркестаном крае современного цирка в конце ХIХ - начале ХХ веков стали гастроли ярких российских и европейских аттракционов. Именно тогда в ряде городов были построены первые передвижные цирки - шапито. В 1914 году, благодаря антрепренеру Ф.А.Юпятову, в нашей столице появилось здание первого стационарного цирка. Оно простояло пятьдесят два года и было разрушено землетрясением.
Коренные ташкентцы хорошо знают, что в былые времена цирковые представления проходили и в известном театральном зале «Колизей», построенном из дерева и крытого железным куполом. Это здание находится на улице «Бухаро (бывшая им. газ. Правда Востока»). В нем были манеж, а напротив него небольшая сцена, которые главным образом служили прокатной площадкой для проведения гастролей цирковых программ и театральных антреприз.(Ныне в нем расположилась биржа.)
В военном 1942 году в Ташкенте был создан узбекский цирковой коллектив, ставший первым среди национальных цирков на территории постсоветского пространства. По традиции выступления канатоходцев сопровождали масхарабозы и кызыкчи (острословы-импровизаторы). Успехом пользовался и конный аттракцион под руководством М. Ходжаева, который нынче имеет самое прямое отношение к известной российской цирковой династии.
Цирковая Love Story
Несколько лет назад мне удалось пообщаться с ее ярким представителем - народным артистом Ю.Ю.Дуровым, когда он гостил в нашем мегаполисе со своими «гранд дамами» - роскошными, тридцати пятилетними индийскими слонихами Сузи и Рами. В то жаркое лето знаменитая фамилия моего собеседника была у всех на слуху. И, хотя многие любознательные горожане уже «докопались» до истоков его родословной, они все же попросили меня при встрече с дрессировщиком уточнить: действительно ли этот Юрий Дуров наш земляк?
Казалось, что этому вопросу мой собеседник совсем не удивился.
-И да, и нет, - сказал Юрий Юрьевич. - Дело в том, что моя мама Лола Ходжаева, по отцу узбечка, свою карьеру начинала в том самом первом национальном цирковом коллективе. Ее успешные выступления на аренах страны в роли молоденькой и талантливой гротеск–наездницы и дрессировщицы собачек не только прославили узбекский цирк, но и привлекли внимание многих поклонников, среди которых самым преданным оказался мой отец. Он умел ухаживать за красавицами, и вскоре на арене сложилась очередная интернациональная семья, в которой появился я.
В школьные годы Юра Дуров частенько приезжал на летние каникулы к деду Мухаммеду Ходжаеву – руководителю конного аттракциона. У мальчика появилось много друзей, с которыми он проводил время в «свободном полете», то есть без излишней опеки старших. С тех далеких времен в его памяти сохранились трогательные воспоминания о тихой тенистой улочке, расположенной в центре города возле ныне несуществующего Туркменского базара, прилавки которого были усыпаны фруктами и овощами.
Добродушные ташкентские продавцы окликали ребятню по именам и постоянно угощали «на пробу» всеми дарами садов и полей. В наши дни в городе родственников у Дуровых не осталось и поэтому, гастролирующему артисту и его московской семье, было приятно увидеть на городском кладбище ухоженную могилу деда.
Конечно, меня, как и других любителей животных, очень заинтересовал вопрос об укрощении слоних. Но, Юрий Юриевич ответил, что этих умных животных ему укрощать не пришлось. И вообще, -заметил он,- все дело в том, что Дуровы никогда никого не укрощали. Наша фамильная Методика, - продолжил он,- заключается в кропотливой работе с разнообразными животными лишь на партнерских началах. Мы не пытаемся изображать из себя «царей природы», не возносимся гордо над своими подопечными. Мы, предварительно выявив у животных их персональные способности, стараемся их научить разным трюкам.
В настоящее время эстафету двух известных династий Дуровых - Ходжаевых подхватила повзрослевшая дочка Юрия Юрьевича - Наташа, которая, успешно окончив два вуза, вместе с родителями пишет сценарии, ставит спектакли и выступает в театре "Уголок дедушки Дурова" и на других аренах. Пару лет назад молодая дрессировщица уже была отмечена первой заслуженной наградой.
По праву памяти
- Алимджан Абиджанович, в связи с чем столичному цирку в 1992 году было присвоено имя вашего прадеда Ташкенбая Игамбердиева?
- Мой дальний родственник не случайно удостоился этой чести, так как тесно связан с удивительной историей возникновения нашего цирка. Так, по легендарной истории однажды юный пекарь из Асаки по имени Эгамберди с группой паломников отправился на хадж, а возвращаясь домой сильно заболел. Его подобрала и выходила бродячая труппа канатоходцев. Находясь в их среде долгое время, способный юноша сумел изучить азы их профессии.
Вернувшись домой в Асаку, Эгамберди продемонстрировал свое умение землякам. Им очень понравилось и в результате они наградили его прозвищем "Ходжа-дарвоз". Со временем хобби превратилось в профессию и молодому человеку даже удалось организовать свою труппу канатоходцев, которая успешно выступала по всему Туркестанскому краю. Однажды будучи на гастролях в Ташкенте, молодой человек, узнав о рождении своего первенца, назвал его Ташкенбаем, а в дальнейшем от этого имени образовалась и наша знаменитая фамилия.
Настоящим же основоположником династии по праву считается Ташкенбай Игам-берды, народный артист и Герой соцтруда. С семи лет юный канатоходец вместе с отцом выступал на ярмарках и базарных площадях. В 1938 в Ленинграде под его руководством был создан национальный аттракцион - «Дорвозы» и с этого времени Ташкенбаевы стали выступать уже под этой фамилией на стационарных цирковых манежах.
В наше время в цирк постоянно приходят приятные вести об успешных выступлениях узбекистанских артистов на международных фестивалях и конкурсах циркового искусства. Так, отличились «Джигиты Узбекистана» п/р К.Караева в ОАЭ (г.ДУБАИ), канатоходцы Ташкенбаевы, занявшие в Дрездене первое призовое место. А в этом году акробаты Сабина Наймутдинова и Рустам Хаметов завоевали серебро в рамках шестого рижского фестиваля «Золотой Карл». И канатоходцы пятого и шестого поколения Ташкенбаевых "не дремлют", а успешно работают в Европе и готовятся к очередномсу международному фестивалю циркового искусства, который состоится этой осенью в московском цирке им. Ю.Никулина
Чем удивлять собираетесь?
-Чтобы удивлять наших современников всех возрастов,- считает мой знаменитый собеседник,- нужно быть в курсе всех современных реалий. Так, несколько лет назад мы, успешно перефразировали знаменитый афоризм К.Станиславского о том, что «...театр начинается с вешалки». И теперь наш цирк, с подачи одного заморзского кутюрье, начинается с цветущего, благоустроенного сквера с фонтанами, многочисленными качелями, турниками, катаниями на лошадках и забавными детскими аттракционами. А уже потом с ...вешалки, которую невозможно миновать по дороге, ведущей на представление.
Иногда идею очередного циркового действа подсказывают даже наши дети. Так, пару лет назад при подготовке очередного новогоднего представления А.А.Ташкенбаев и его творческий коллектив, воспользовались идеей юного Дамира, cына бывшего главного режиссера и талантливой гимнастки. - Мальчик подсказал взрослым интересный сюжет про приключения «Spider-mana», популярного в детской среде и справедливого летающего челока. Написав сценарий, приодев главного героя в яркимй комбинезон и загадочную маску, они ежедневно под аплодисменты зрителей отправляли его в полет под купол цирка для победы над силами зла. В представление со своими номерами отлично вписались почти все артисты. Получилось задорно и весело. Тем более, что после каждого представления гимнасты, исполняющие роль супергероя выходили к малышам и даже летали с некоторыми смельчаками над ареной. Мне было очень завидно, потому что такого дива дивного не случалось в моем далеком детстве...
Сегодня при подготовке очередных аттракционов, режиссеры и исполнители учитывают интересы, как самых прозорливых взрослых зрителей, которые могут оценить настоящее мастерство канатоходца, гимнаста или акробата, выполняющих невероятные тройные сальто на грани риска, так и наивных малышей, попадающих под обаяние развеселых клоунов, фокусников и дрессировщиков.
Современные экзерсисы
Общаясь за кулисами с цирковыми, я с удивлением узнала, что в наши дни на международные фестивали с городских улиц и площадей «проникают» и непрофессиональные артисты, претендующие на призовые места. Ташкентский цирк в таких экзерсисах пока не замечен. Однако, как говорится, лиха беда начало, и уже со сложным номером «Сфера» под куполом цирка выступает талантливая Валерия Мягких - выпускница Ташкентского архитектурно-строительного института...
-Алимджан Абиджанович, это новые веяния или исключения из правил?
-И то и другое. В основном же современные цирковые труппы, как и в былые времена, пополняются юными талантами, которые вместе с родителями, братьями и сестрами буквально с пеленок ступают на арену, навсегда прикипев к запаху опилок и кулис.
Кроме того, цирковой коллектив постоянно пополняет хорошо развитая молодежь, получившая базовое образование в государственном эстрадно-цирковом колледже, выпускники Государственного института искусств и культуры и ташкентской школы спортивной гимнастики.
Конечно, случается что у молодых представителей наших знаменитых династий просыпается интерес к другим профессиям. Мы этому не препятствуем - лишь бы дело было по душе. К тому же, их профессиональные технические, юридические и менеджерские навыки могут быть использованы при подготовке оригинальных цирковых программ и аттракционов.
И в новом тысячелетии terra incognita? открытая для всех и для каждого, обещает радовать цирковыми чудесами уже в духе нашего техногенного века. Но при этом, не забывая про непременное сказочное обаяние жанра, волнующего и радующего своей первозданной чистотой, силой духа , и тела.
Ведь то что умеют делать настоящие артисты в моем любимом Цирке под куполом или на арене, невозможно отмикшировать в студии звукозаписи или подсказать из суфлёрской будки...
Свидетельство о публикации №216072000664