Проклятые вопросы

Есть ли области, закрытые для мысли? Обладает ли создатель личностью, осознает ли себя? Если мы даем название чему-то, значит ли это, что оно существует? Называя, мы даем жизнь? Складывая два известных нам понятия, получаем ли мы третье, доселе неведомое? Существовало ли неназванное до того, как мы его назвали? Как выглядел мир до возникновения языка? Отличался ли он от привычного нам? Чем были жар и холод, боль и радость, счастье и горе, небо и звезды до появления слов, их определяющих? Как родились понятия красоты и гармонии? От сравнения чего с чем? Имена, их появление означало возникновение индивидуальности? Личность - это ограничение в восприятии и мышлении, обусловленное набором привычек и предпочтений, тупик или шаг вверх, ступенька на пути к освобождению мысли?  Движущая сила познания - любопытство. Оно дает материал для сравнения, из сравнения возникает мысль, из мысли сама ткань бытия. Все, что нас окружает и мы сами это материализация мысли? Или мысль сама материальна? Или материя и мысль суть одно целое и разделить их можно, только уничтожив?Можно ли ее ощутить органами чувств, измерить приборами, взвесить, расчесть, отделить существование без мысли от осмысленного? Возможно ли бессмысленное существование? Если да, то гармонично ли оно? Гармония - это незаконченное, развивающееся совершенство? Оно должно содержать элемент разрушения, нечто, что делает возможным развитие? Статичная гармония невозможна? Значит законченных произведений природы и искусства не существует? Они или совершенствуются или разрушаются, деградируют? Жизнь немыслима без смерти, а красота без уродства? Мысль, заключенная в поэтическом произведении, будь то Евангелие или сонет Шекспира, ищет своего продолжения в силу самой своей природы, не терпящей неподвижности? Значит ли это, что все поэты и художники создают одно произведение, которое никогда не будет завершено и это и есть жизнь? Кому мы задаем вопросы? Творцу, себе, мысли? Или все это складывается в одно целое? И кто дает на них ответы? Зачем Творцу собеседник? Он испытывает одиночество в его отсутствие? Поэтому он выбрал дух отрицания в качестве равноправного себе? Поэтому в человеке заложена тяга не только к творчеству, но и к самоуничтожению, скепсису и гордыне? Как неотъемлемые качества для развития мысли и разрушения нежизнеспособного? Из каких элементов состоит мысль? Можно ли ее разъять и нужно ли это делать? Если мы разобьем скульптуру Давида, узнаем ли мы больше о том, каким образом ее создал гений? Сможем ли воспроизвести или сделать совершеннее? Но вся современная наука только и занята этим. Почему невозможно создать точную копию картины Леонардо, даже воспроизведя всю последовательность его действий? Состав красок, мазок за мазком? Может быть невозможно повторить тот свет, что падал на его полотно в тот день пятьсот лет назад? Облако, набежавшее на солнце, когда он касался кистью уголков глаз? Все дело в форме облака? С каждым полученным ответом вопросов становиться еще больше. Не выйдет найти ответы на все. Жизнь справедливо коротка. Поэтому нет времени на несчастья, скуку и лень.


Рецензии