Смысл жизни

               

    Когда я в очередной раз посетили своих соседей- пенсионеров, Владимира Андреевича и Петра Сергеевича, они как раз размышляли над проблемой: «Что такое – смысл жизни?». Первым инициативу в свои руки взял Владимир Андреевич:
    - Нам сначала нужно, определиться с понятием «жизнь».
    - Жизнь – это высшая, качественно специфическая, биологическая форма движения материи! – ни секунды не задумываясь, процитировал Петр Сергеевич какой-то научный труд.
    - Я думаю, нам не стоит говорить о жизни вообще. Нас сейчас должна интересовать жизнь человека как специфического существа.
    - Конечно, конечно. Люди действительно выделяются своим способом существования на фоне других животных. Ни в слонов, ни в крокодилов, ни в белых медведей нет социального расслоения. Там не существует ни миллионеров, ни бомжей.
    - Согласен. Но мы должны найти то, что объединяет в единое сообщество и богатых и бедных.
    После многих подобных обменов мнениями, пенсионеры пришли к единому знаменателю: «жизнь человека вообще – это неизбежное обитание его в среде таких же существ, как он сам», а «жизнь, отдельно взятого, человека – это конкретная (не такая, как в других) форма существования его в обществе». В первом случае подразумевается, что человек, невзирая на свое социальное положение (хоть попрошайка, хоть олигарх), вне общества, обречен на погибель. Во втором случае делается упор на то, что каждый человек живет своей жизнью в этом обществе.
    В первом случае среда обитания навязывает человеку свой смысл жизни. И  заключается он в том, чтоб ему быть таким, как все  (считать себя субъектом окружающей среды). Такое сознание, частицы единого общего, родители воспитывают в детях со дня их рождения, и в дальнейшем постоянно активно втолковывается  обществом на всем протяжении жизни каждого гражданина. Другими словами, каждый из нас, начиная со дня появления на свет, попадает в мир, регулирующий его ежедневное поведение: что кушать, где и как оправляться, кого любить, как молиться, как здороваться, как обращаться с противоположным полом и многое-многое другое. Это то, что объединяет людей и делает их равными. Например, патриотами страны становятся и миллионеры, и бомжи, и жулики, и их жертвы, и женщины, и мужчины. В подтверждение правильности такой мысли, Петр Сергеевич рассказал одно давнее событие, связанное с Ольвией, городом-колонией древних греков, расположенной на юге современной Украины. Александр Македонский шел на восток двумя колоннами. Одну он возглавлял сам, и двигалась она южнее Черного моря. Другую - возглавлял один с его полководцев, Зопирион. И путь ее лежал севернее Черного моря. На своем пути Зопирион пытался взять штурмом Ольвию. Правящая верхушка города сделала очень смелый шаг: была дана свобода рабам, предоставлено право гражданства иностранцам, отменены долги беднякам. И Ольвия выдержала осаду. А остатки тридцатитысячного войска были уничтожены скифами. И Александр Македонский больше никогда не увидел своего боевого соратника.   
    Во втором случае разное общественное положение разъединяет людей на отдельные прослойки. И, естественно, мечты представителей этих прослоек о своем ближайшем и далеком будущем – разные. Чаще всего бедные мысленно стремятся разбогатеть, а богатые – стать еще богаче. По мнению мыслителей-пенсионеров, это не значит, что в каждого члена человеческого общества существует две жизни. Нет, это всего  лишь две  грани ее. Такое положение вещей закреплено и в законах, и в личностных отношениях друг с другом. В уголовном кодексе есть статья за убийство человека без указания на его материальное состояние. Тут все равны. Но, на законодательном уровне, обеспечено право богатого - жить за счет бедного. Равенством тут и не пахнет. Государство все граждане любят  одинаково, но живут они по разному.
    По ходу своих исследований, между стариками возникла дискуссия: патриотизм –  состояние души, или цель жизни? После долгих размышлений они пришли к такому выводу: «Преданность и любовь к своему народу – это состояние души. Но оно может стать смыслом жизни, если всего себя беззаветно посвятить службе интересам родины».
    Потом Владимир Андреевич и Петр Сергеевич решили, что если человек, в одно и то же время, и частица всего человечества, и частица государства, и отдельно взятая личность, то и цели его личной жизни должны совпадать и с целями всего человечества, и целями государства. И тут, вдруг, после некоторого раздумья, Петр Сергеевич воскликнул:
    - А в человечества нет цели его существования!
    - Как это – человечество есть, а цели его жизни – нет? – удивился Владимир Андреевич.
    - Тогда скажи – какая?
    Старики надолго задумались.
    - Действительно, - смутившись, пожал плечами Владимир Андреевич, - о цели жизни всего человеческого рода нам ничего не известно.
    - Может все потому, - начал размышлять Петр Сергеевич, - что человечество еще не представляет собой единого организма. Вот если взять, например, любое государство: в него есть правительство, общественное мнение, которые формируют интересы страны. А в населения всего земного шара этого нет. Правда, некоторые личности, обладая огромной властью, пробовали насильственно навязать, ими надуманные, пути развития всей земной цивилизации. Александр Македонский хотел сотворить однородное в расовом отношении население планеты, и переженил своих воинов на восточных красавицах. Сталин мечтал сделать мировую революцию. А Гитлер намеревался расселить немцев по всей планете. «Величие» планов этих, и многих других, «реформаторов» поражают своим размахом и…полным провалом с многочисленными жертвами. Нужно признать, что общечеловеческая формация состоит еще в аморфном состоянии, и не имеет общего стержня своего развития.
    - Наверно, так и есть. – поспешил согласиться со своим товарищем Владимир Андреевич. – Будем считать, что определять и решать проблемы всего человечества сейчас могут только отдельные лица, которые или обладают огромной властью, или фантазеры, или клиенты сумасшедших домов. 
    - А вот решению проблем государства посвящают свою жизнь намного больше людей.  Добросовестные чиновники, судьи, полицаи и «простые» граждане, действительно, когда массово, когда в единичных случаях, все свое добро, и даже жизнь приносят на алтарь отечества, и в этом видят смысл своего существования.
    - Интересно, а почему иногда, в государствах наблюдается всплеск эмоционального подъема населения, когда люди массово жертвуют всем ради интересов своей страны, а иногда те же люди равнодушно наблюдают гибель своего отечества? 
    - Давай этой проблемой займемся в другой раз. А сейчас мы пришли к научному выводу, что люди могут иногда ставить целью своей жизни проблемы человечества и государства. Но так люди делают далеко не все и не всегда. А основная масса землян намечают себе маленькие и большие цели в быту, исходя с реалий окружающей среды. Кто-то хочет петь, кто-то намерен защитить докторскую диссертацию, кто-то мечтает иметь много денег, и так далее. Все это создает бесконечное разнообразие форм нашего существования.
    - Все верно. Цели в жизни ставит общественное существо, а не человек.
    Я не выдержал и возмутился:
    - Все люди стремятся вырастить детей. Будь они граждане какой-либо страны, или робинзоны на необитаемом острове.
    Всегда, когда я встревал в разговор доморощенных ученых, они умолкали, и несколько минут смотрели на меня с удивлением, как на маленького несмышленыша. А потом начинали вдвоем «наставлять меня на путь истинный», как это обычно делают учителя со своими подопечными школьниками-двоечниками. Так случилось и на этот раз:
    - Размножаться – цель жизни всего живого: и травки под забором, и жабки в болоте, и птички в воздухе, и червячка в почве, и человечка на земле. Но цели жизни гомо сапиенса, как особого вида животного – нет. Он еще не ставит перед собой задачи – жить как частица всего человечества. Он варится в соку отдельных государств, которые диктуют: какие цели в своей жизни ему можно ставить? Он еще не полностью сформировался как отдельный вид живой космической структуры.   
    Я старикам, конечно, не поверил, но спорить с ними не стал. Заумные они какие-то.               


Рецензии